Разработка занятия для группы продленного дня "Мои права и обязанности"
план-конспект занятия по теме

Смирнова Наталья Юрьевна

Разработка занятия для группы продленного дня "Мои права и обязанности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_prava_i_obyazannosti.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Твои права и обязанности.

Цель: создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за свое поведение и свои поступки.

Задачи:

Познакомить обучающихся с их правами и обязанностями.

Создать условия для развития устойчивого внимания; умения анализировать, сравнивать, обобщать; связной речи; навыков рефлексии.

Способствовать воспитанию чувства уважения к другим людям.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.

Ход занятия

  1. Организационный момент
  • Приветствие
  • Проверка готовности учащихся к уроку

  1. Сообщение темы занятия

Где бы не жил человек, какие бы роли он не исполнял (папа, бабушка, плотник, министр) он, прежде всего, – человек, личность. А у каждого человека есть права, личные права человека. Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отменить.

Права человека определены и гарантированы в нескольких правовых документах. Перечислю некоторые из них:

Всеобщая декларация прав человека (принята на общем собрании ООН 10 декабря 1948 года)

Конвенция Европейского совета о защите прав и свобод человека

Конвенция о  правах ребёнка (20 ноября 1989 года для детей до 18 лет, состоит из 54 статей)

Конституция Российской Федерации (главный закон государства)…

Сегодня мы познакомимся с основными личными правами человека. Личные права человека – это такие права, которые принадлежат ему от рождения.

  1. Изучение нового материала

Главное права человека – это право на жизнь.

- Что же оно означает? (никто не может отнять жизнь человека, пытаться его убить)

- Но ведь люди, к сожалению, погибают в войнах, из-за преступников. Не является ли это нарушением главного права человека? (то, что права объявлены, ещё не значит, что все их соблюдают, ещё часто встречаются нарушения наших прав, а поэтому за их соблюдение надо бороться)

Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность.

Никто не может ни с того, ни с сего задержать человека, посадить его в тюрьму, избить. А как же преступники, ведь их сажают в тюрьмы. Да, но человека можно назвать преступником только после того, как будет доказана его вина в зале суда. И тогда за своё преступление, за то, что пошёл против общества, нарушил правила и права, человек будет наказан – временно лишён свободы.  Но даже преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они имеют право на личную неприкосновенность, хотя и лишены права на свободу.

- Вспомните пословицы о роли слова в жизни человека. (Слово не стрела, а пуще стрелы разит. От слова спасение, от слова и погибель)

- Действительно, иногда лживым, грубым словом можно обидеть, оскорбить другого человека, запятнать его честное имя. И это тоже является нарушением нашего права, права на защиту чести и достоинства.

Обиженный человек имеет право защищать свои права и добиваться справедливости, а клеветник должен быть наказан.

У каждого человека есть право на достойную жизнь.

Это право на образование, т.е. возможность бесплатно получать хорошее образование.

Право на медицинское обеспечение. 

К сожалению, некоторые медицинские услуги в нашей стране платные, но в основном наша медицина обслуживает население страны бесплатно. Если вам требуется медицинская помощь, вы не задумываясь идёте на приём к врачу или вызываете его домой. В каждой школе тоже есть доктор, который окажет вам необходимую помощь.

У каждого человека есть право на труд и отдых. 

Это значит. Что общество должно помочь человеку найти достойную работу и защитить его от безработицы.

- Как государство защищает человека, который лишился работы по каким либо причинам? (выплата пособий, переобучение с целью получения новой профессии)

За свой труд человек получает зарплату, рабочий день человека ограничен 40ч/нед. или 8 ч/день. Все эти моменты предусмотрены законом, и если работодатель их нарушает, он может понести наказание.

Кроме права на труд у человека есть право на отдых. Каким отдыхом пользуется гражданин нашей страны? (выходные дни, отпуск)

- А если эти права нарушаются, как поступить человеку? (бороться, обращаться за помощью в общественные организации, к гос. власти)

Есть такие профессии, которые защищают права человека. Кто знает эти профессии?

АДВОКАТ – юрист, которому поручается оказание юридической помощи гражданам, в том числе и защита чьих-то интересов в суде.

ЮРИСТ -  специалист по юридическим вопросам.

Каждый гражданин России имеет право на:

  • свободное передвижение по стране
  • свободу мысли и слова
  • свободу вероисповедания
  • выражение своего мнения
  • на собственность
  • на жилище и его неприкосновенность
  • на свободу творчества
  • неприкосновенность частной жизни (тайна переписки, телефонных разговоров, мед. сведений)

Всё это личные права граждан. А имеют ли такие права дети?

Есть права, которыми вы пользуетесь уже сейчас, некоторыми вы можете воспользоваться по достижению вами 18 лет, т.е. когда вы станете совершеннолетними.

Это политические права граждан –

  • выборы руководства страны
  • быть избранным в органы власти (президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет, в местные органы власти с 18 лет, в высшие органы гос. власти с 21 года)
  • обращение в гос.органы
  • участие в мирных митингах и демонстрациях
  • право состоять в политических партиях и организациях

Кроме личных прав человека у детей есть другие права. Одно из таких прав – право на любовь и заботу. Забота о соблюдении прав ребёнка лежит на его родителях.

Послушайте стихотворение С.Михалкова «Я ненавижу слово «спать»!

Права, что даны детям,

Нарушают все на свете.

Декларации и конвенции написаны,

Права детей в них перечислены.

Увы, наши родители

Этих книг не читали, не видели.

У детей одно лишь право –

Слушать, что сказала мама.

Вовремя кушать, вовремя спать,

Много учиться и мало гулять.

Нам надоели такие «права»,

Мы их нарушали не раз и не два.

Думаете, это к взрослым неуважение?

Нет. Это протест за унижение.

Почему мы не послушны, почему упрямы?

Потому что мало нас уважают мамы.

- Согласны ли вы с тем, что родители нарушают ваши права?

Мамы и папы стараются вырастить вас в любви, обеспечивают едой, одеждой, хотят воспитать из вас хорошего гражданина, следят за вашим образованием и здоровьем. Все действия, которые они предпринимают - вам во благо. Всё что они делают, они делают для тех, кого любят сильнее  всего, для своих детей. Родители хотят, чтобы их дети жили лучше, чем они сами, чтобы их дети были лучше них, чтобы их дети смогли сделать то, что не смогли сделать они.

20 ноября 1989 года была принята Конвенция о  правах ребёнка.

- Как вы считаете, почему возникла необходимость принять Конвенцию о  правах ребёнка?

Если родители не заботятся о своём ребёнке, не любят его, жестоко наказывают, унижают, то виноват не ребёнок, а сами родители. Тогда государство лишает родителей права быть родителями  и берёт  заботу о ребёнке и соблюдении его прав на себя. В нашей стране более 130 тысяч детей лишены главного – семейного тепла.

А теперь представьте, что имеете право защищать других людей. К вам обратились герои детских книг (иллюстрации из сказок «Серая Шейка», «Чипполино», «Три поросёнка», «Снежная Королева», «Золотой ключик…»,  «Дикие лебеди»…)

- Какие права были нарушены?

- Что такое личные права человека?

- Что такое право на жизнь? Свободу и личную неприкосновенность?

- Приведи пример, когда может быть нарушено твоё право.

- Какие ещё права есть у граждан России?

- Как должен поступить гражданин, при нарушении его прав?

- А как вы готовы защищать свои права?

Отстаивая свои права, не забывайте – у других они точно такие же!

Кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом. Обязанности граждан России сформулированы в статьях Конституции. Вот некоторые из них:

  • платить налоги
  • охранять природу
  • защищать Отечество и нести военную службу
  • родители обязаны заботиться о детях, а дети о нетрудоспособных родителях
  • граждане России обязаны получить образование …

IV. Подведение итогов занятия

Давайте вспомним:

- Перечислите права человека.

- Перечислите обязанности человека.

- Какие обязанности сейчас у вас?

Соблюдать права и обязанности – долг каждого гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в группе продленного дня.

Режимные занятия в группе продленного дня....

Разработка занятия для группы продленного дня "День Земли"

Разработка занятия для группы продленного дня "День Земли"...

Разработка занятия для группы продленного дня "Правда и ложь"

Разработка занятия для группы продленного дня "Правда и ложь"...

Методическая разработка занятия в группе продленного дня.Тема занятия: «Природа и мы".

Занятие в группе продленного дня.«Природа и мы». Цель: формирование экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру. Задачи:- развитие познавательной активности дете...

Методическая разработка занятия в группе продленного дня на тему: "Помни правила дорожного движения!" во 2 классе

Тема: Занятие по правилам дорожного движения «Помни правила дорожного движения»Цель: Закрепить у младших школьников знания правил дорожного движения, с целью предупреждения детского дорожн...

ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ "ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА"

Цель:образовательная - познакомить детей с правилами поведения и с хорошими манерами;воспитательная - воспитывать уважение к себе и окружающим, формировать культуру самовоспитания личности школьника;р...