Разработка занятия для группы продленного дня "Правда и ложь"
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Смирнова Наталья Юрьевна

Разработка занятия для группы продленного дня "Правда и ложь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravda_i_lozh.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Правда и ложь

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «правда» и «ложь»
  2. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения и пословицы.
  3. Воспитание таких нравственных качеств, как «честность», « справедливость»

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация, плакаты с пословицами, сочинения-миниатюры учащихся на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь»

Ход занятия

  1. Организационный момент
  • Приветствие
  • Проверка готовности учащихся к уроку
  1. Сообщение темы занятия

- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение, и ответьте, о чем пойдет речь на занятии.

На свете так бывает, порой не разберешь:

С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться? Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом, а с ложью не дружить?

Бывает ложь красива, а правда так горька,

Но человеку честному та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята, на свете честно жить,

Не будем лгать, а только правду говорить!

 Как вы думаете, ребята, так о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

  (примерные ответы детей)

О том, что врать — это плохо;

- О том, что надо стараться говорить правду;

 - Правильно, ребята. Тема нашего занятия «Правда и ложь».

  1. Изучение нового материала

1. Обсуждение понятий «правда», «ложь».

- Ребята, как вы понимаете слово «ложь»? 

А какие похожие по значению слова можно подобрать к слову «ложь»?

А когда человек лжет? Зачем он это делает? 

2. Чтение басни

Ребята, на Земле с давних пор добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду. Но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться очень трудно. Примером этому служит басня Л.Н Толстого «Лгун». Ребята, сейчас я зачитаю вам басню, а вы внимательно послушайте, и ответьте, кто же такой лгун?.

Педагог зачитывает басню Л.Н. Толстого «Лгун» и просит ребят ответить на вопросы:

Кто же такой лгун?

- Почему не прибежали на помощь люди?

- А вам приходилось говорить неправду? Если да, приведите примеры.

К чему приводит ложь? 

А что необходимо сделать для того, что бы тебе доверяли, рядом были верные и добрые друзья. 

 

 - Послушайте сказку.

«За высокими горами, за зелеными лесами жили - были две сестры. Одну звали Правда, а другую - Ложь. Правда была красивой, сильной, а Ложь - изворотливой, хитрой. Народ Правду любил, а Ложь стороною обходил, т.к. она мешала им жить и грудиться. Вот, скажем народ начинал сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь гут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет себе под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнится, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для его народа.

Стал народ думать как от лжи избавиться. Уж Правда ее стыдила, а ей - хоть бы что, знай себе врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. с тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела, до сих пор живет она с нами и никто не знает, как изжить ее со света, стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.»

- Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя от лжи?

- Какой вы себе представляете Правду? Ложь? (дети рисуют словесный портрет)

3. Игра «Правда» и «Ложь».  

Учащиеся делятся на две группы. Одна группа называется «Правда», а другая «ложь». По очереди каждая группа называет слова, какими бы она хотела видеть детей. Например, «Правда» - славными, веселыми... «Ложь» - злобными, жадными...

4.Чтение домашних сочинений-миниатюр.

5. Обсуждение пословиц.

Демонстрация карточки с пословицей (педагог прикрепляет ее на магнитную доску). «Правда в огне не горит и в воде не тонет».

Ребята, а теперь обратите внимание на пословице на доске. Давайте прочитаем ее вслух.

- Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей)

Демонстрация карточки с пословицей «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

 Давайте прочитаем ее вслух. Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей)

 - Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ В.Осеевой «Что легче». Послушайте его и подумайте, какая из предложенных пословиц больше подходит к содержанию.

 6. Чтение рассказа В.Осеевой «Что легче».

Итак, какая пословица подходит к этому рассказу? 

- Правильно, ребята. За сказанную правду, пусть даже горькую, можно всегда понять и простить.

- Ребята, давайте вспомним русские народные сказки.

- Какие сказочные герои часто прибегают ко лжи и обману? 

- Правильно ли они поступают, когда лгут? Что им за это бывает? 

- Знаете ли вы, какое наказание за ложь получили герои в сказках К. Коллоди «Приключения Пиноккио», и Н. Носова «Приключения Незнайки…»?

(У Пиноккио - растет нос; а в сказке Н. Носова «Приключения Незнайки…» - мальчики превращались в ослов)

Ребята, какой мы можем сделать вывод? Лгать – это хороший поступок?

- А бывают ли такие ситуации, когда приходится говорить неправду?

- Слышали ли вы такую фразу: «Ложь во спасение». Как вы ее понимаете?

  1. Подведение итогов занятия

Давайте вспомним, о каких двух качествах человека мы говорили на занятии?

- Какие пословицы вы узнали? Чему они нас учат?  - Какой вывод для себя вы сделали из сегодняшнего занятия? 

Спасибо за работу. На следующем занятии мы продолжим разговор о том, каким должен быть воспитанный человек.

 

Но помните, ребята, что ваше поведение – это маленькое зеркало, которое гримасничает или просто оно испачкалось, если вы совершаете плохие поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в группе продленного дня.

Режимные занятия в группе продленного дня....

Разработка занятия для группы продленного дня "День Земли"

Разработка занятия для группы продленного дня "День Земли"...

Разработка занятия для группы продленного дня "Мои права и обязанности"

Разработка занятия для группы продленного дня "Мои права и обязанности"...

Методическая разработка занятия в группе продленного дня «Дети блокадного Ленинграда»

Методическая разработка занятия в группе продленного дня "Дети блокадного Ленинграда" для учащихся 1-2 классов....

Методическая разработка занятия в группе продленного дня «Олимпийские зимние виды спорта»

Методическая разработка занятия в группе продленного дня«Олимпийские зимние  виды спорта»для учащихся начальной школы...

Методическая разработка занятия в группе продленного дня.Тема занятия: «Природа и мы".

Занятие в группе продленного дня.«Природа и мы». Цель: формирование экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру. Задачи:- развитие познавательной активности дете...