Программа курса "Азбука нравственности"
методическая разработка (1 класс) по теме

В данном материале вы найдете программу кружка "Азбука нравственности" для 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_nravst.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Пояснительная записка

Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.

Направленность образовательной деятельности – социально-педагогическая

Новизна данной программы в том, что разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

- патриотические чувства гражданина России;

     - гражданская идентификация;

- общечеловеческие ценности;

- поликультурный мир;

 - личное нравственное самосовершенствование.

Актуальность:        во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана  с четырьмя положениями:

1.  Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных,

образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. В  современном мире  младший подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности

3.  Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения,

утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Педагогическая целесообразность: формирование у младших школьников нравственных первоначальных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми простых правил нравственности, а также создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, а значит их осознанию и закреплению.

Цель: духовно-нравственное и гражданское становление обучающихся, их ценностно-смысловое самоопределение.

Задачи:  

1. Признание учащимися культурного многообразия российского общества как важнейшего    национального достояния;

 2.Формирование национальной идентичности личности;

3.Формирование основ толерантного сознания обучающихся;

4.Формирование у школьников чувств собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека

5. Развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой,  другими людьми, обществом)

6. Развитие положительных качеств личности, определяющих  выполнение         социальных ролей «ученика», «члена коллектива  (семейного, школьного и др.); сочувствия, сопереживания;

7. Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

8. Создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

9. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики.

Отличительные особенности образовательной программы: Программа  реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:

1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям: признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

3. Нравственная ценность отбора содержания. Тематика занятий касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления.

4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей:  участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли: освоение  социальных ролей, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности».

Программа  работы  по духовно-нравственному воспитанию  опирается на особенности контингента учащихся, их  уровень познавательных интересов.

Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграции урочной, внеурочной и внешкольной форм деятельности среди учащихся.

Содержание внеурочной и внешкольной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера. Каждое занятие  содержит в себе  интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия по разделам переходят в дела класса. При переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется.

Активно и обильно используется наглядность. На занятиях по воспитанию нравственности важна активность школьника, его включенность в занятие. Это уроки-разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Возраст учащихся: 7- 10 лет

Ожидаемые результаты:  воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:         

– проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

– соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи,

– использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

– краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

– объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

– способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

– сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Срок реализации образовательной программы – 4 года

Режим занятий – 1 час в неделю/ 36час в год.

В результате обучения по программе «Азбука нравственности» учащиеся должны лучше знать и уметь:

  1. Иметь первичные представления о нравственности в рамках понятий «добро – зло» и общего знакомства с понятиями о правде, честности, справедливости и ответственности;
  2. Уметь давать элементарные оценки поступкам и делам;
  3. Уметь правильно с точки зрения нравственных правил эмоционально реагировать в рамках понятий «хорошо – плохо»;
  4. Знать и применять правила культуры нравственного поведения и простые нормы нравственности.

Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности кружка по реализации программы «Азбука нравственности» проходит в конце учебного года. Для этого проводится диагностическая работа, целью которой является выяснение наличия у детей «набора» основных нравственных понятий, которые они наиболее часто употребляют в своем общении со сверстниками и взрослыми.

Учебно-тематический план

                                           1. Учебно- тематический план 1 год обучения(36 час)

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Правила поведения в школе (8 час)

1

Правила поведения на уроке и на перемене.

2

1

1

2

Правила поведения в гардеробе.

1

1

3

Правила поведения в столовой

1

1

4

Правила поведения в библиотеке

1

1

5

Правила поведения на школьном дворе.

1

1

О добром отношении к людям (10 час)

1

Что такое добро и зло.

2

1

1

2

«Ежели вы вежливы…»

Волшебные слова

2

1

1

3

Добрые и недобрые дела

2

1

1

4

Ты и твои друзья

2

1

1

5

Помни о других – ты не один на свете

2

1

1

Как стать трудолюбивым (7 час)

1

Ученье – свет, а неученье - тьма

1

1

2

Как быть прилежным и старательным

2

1

1

3

Наш труд в классе

2

1

1

4

Мой ежедневный труд дома

2

1

1

Правила опрятности и аккуратности (5 час)

1

Культура внешнего вида

3

2

1

2

Каждой вещи свое место

2

1

1

3

Умей ценить время – свое и чужое

1

1

Правила культуры поведения на улице и дома (2 час)

1

Как вести себя на улице и дома?

2

1

1

Школьный этикет (4 час)

1

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

2

1

1

2

Чему нас научили уроки нравственности

2

1

1

                                                      Всего:

36 часов

2. Учебно-тематический план 2 год обучения( 36 час)

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Поведение в школе ( 2 час)

1

Правила школьной дисциплины

1

0,5

0,5

2

Как заботиться о своем классе и школе

2

1

1

Как быть аккуратным ( 5час)

1

Соблюдай правила гигиены

2

1

1

2

Опрятность и аккуратность в одежде

1

1

3

Как быть бережливым

2

1

1

Правила вежливости ( 7 час)

1

Уважай свое время и время других

2

1

1

2

Как быть предупредительным

3

2

1

3

Когда говорят «извините»

2

1

1

Как быть трудолюбивым ( 3 час)

1

Культура и дисциплина труда

2

1

1

2

Учусь правилу: «Все дела сам»

1

1

Базовые моральные представления ( 3 час)

1

Честность и правдивость

2

1

1

2

Доброжелательность – что это значит

1

1

Общение с окружающими ( 3 час)

1

Как оценить поступки других

1

1

2

Ты и твои друзья

1

1

3

Всегда держи свое слово

1

1

Школьный этикет ( 7 час)

1

Обращение с просьбой и извещение о новостях

2

1

1

2

Правила поведения в театре и кино

3

2

1

3

Обращение к другу

2

1

1

Культура поведения ( 6 час)

1

Правила поведения на природе

6

4

2

                                                       Всего:

36 часов

3. Учебно-тематический план 3 год обучения ( 36 час)

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Поведение в школе (6 час)

1

Общее дело – забота каждого

2

1

1

2

Как понимать «взаимопомощь»? Что это значит?

2

1

1

3

Как помогать друг другу

2

1

1

Как быть аккуратным (4час)

1

Как беречь свои книги, вещи, школьное имущество?

2

1

1

2

Правила точности и обязательности – в чем их суть?

1

1

3

Правила точности и обязательности

1

1

Правила вежливости (2 час)

1

Вежливые поступки – что это такое?

1

1

2

Против лжи и нечестности

1

1

Как быть трудолюбивым (2 час)

1

Как надо помогать людям?

1

1

2

Почему труд кормит, а лень портит?

1

1

Базовые моральные представления (2час)

1

Что такое справедливость?

2

Общение с окружающими (9 час)

1

Правила для всех

3

2

1

2

Надо быть бескорыстным

2

1

1

3

Уважение к людям – что это значит?

2

1

1

4

Будь внимательным и предупредительным

2

1

1

Школьный этикет ( 6 час)

1

Правила поведения в гостях

3

2

1

2

Разговор по телефону, его этикет

3

2

1

Культура поведения ( 5 час)

1

Слово лечит, слово и ранит

2

1

1

2

Что такое правила «Нельзя»?

2

1

1

3

Визит к малознакомым и чужим людям

1

0,5

0,5

                                                        Всего:

36 часов

4. Учебно-тематический план 4 год обучения ( 36 час)

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Правила поведения в школе  (6 час)

1

Нравственные правила на уроке

2

1

1

2

Как контролировать свои поступки

2

1

1

3

Забота о младших – наш долг

2

1

1

Как быть аккуратным (3 час)

1

Культура внешнего вида

1

1

2

Будничная и праздничная одежда

2

1

1

Правила вежливости (6 час)

1

Основные правила вежливости

2

1

1

2

Как быть заботливым

2

1

1

3

Игра «Путешествие по стране Вежливости»

2

1

1

Как быть трудолюбивым (1 час)

1

Почему человек становится лучше, когда трудится?

1

1

Базовые моральные представления (2 час)

1

Ответственность – это главное?

2

1

1

Общение с окружающими (6 час)

1

Верность слову и обещанию

2

1

1

2

Что значит быть хорошим товарищем?

2

1

1

3

Как и когда надо помогать окружающим?

2

1

1

Школьный этикет (6 час)

1

Как встретить и отметить праздник ?

2

1

1

2

Подарки к торжественным праздникам

2

1

1

3

Приглашение на праздник

2

1

1

Культура поведения (6 час)

1

Тон и стиль нашей речи в общении

2

1

1

2

Всегда ли вы согласны с поведением других?

2

1

1

3

Чувства в общении: какие они (сдержанность, скромность или другие)?

2

1

1

                                                         Всего:

36 часов

Содержание программы

Основные модули программы:

1 класс – «Истоки нравственности и этики» - основное внимание уделяется ознакомлению детей с начальными представлениями о нравственности и с правилами культуры поведения.

2 класс – «Законы морали» - главный акцент делается на обосновании необходимости следования нравственному правилу. Расширяется круг этих правил, усложняются ситуации, где их надо применять, обогащаются нравственные представления детей.

3 класс – «Мораль: сознание и поведение» - главный акцент направлен на мотивацию поведения, т.е. внутреннюю сущность нравственного поведения.

4 класс – «Здоровье души» - учащиеся осваивают не только нормы и правила нравственного поведения, осознают его связь с определенными качествами личности, существенным проявлением которых является мотив поведения, создают представление о нравственных особенностях своей личности.

Методическое обеспечение:

  1. Помещение классной комнаты.
  2. Теле-, видео- и аудиоаппаратура.
  3. Дополнительно: компьютерный класс.
  4. Формы проведения занятий:
  1. экскурсии, беседы и сообщения;
  2. просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей;
  3. организация просветительских массовых устных журналов.

Список источников и литературы:

1.     Азбука нравственности. 1 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО  РАО « Филология»  , 2001.Электронная книга.

2.     Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 1 класса/ под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО  « Филология» , 2001.Электронная книга.

3.     Азбука нравственности. 2 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО  РАО« Филология», 2001.Электронная книга.

4.     Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 2 класса /под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология»  , 2001. Электронная книга.

5.     Азбука нравственности. 3 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов .- М.: ИОСО  РАО« Филология»  , 2008.Электронная книга.

6.     Азбука нравственности. Методические указания учителям/ Э. В. Петрова. Т. Стульник, И. Хомякова. Журнал «Сельская школа» №1, 2002, стр. 51.

7.     Азбука нравственности. Методические рекомендации  учителям начальной школы по проведению  уроков этики (основ морали). 1-4 классы. Пособие для учителя.- М.: ИОСО  РАО « Филология»  , 2007. Электронная книга.

8.     Азбука нравственности. Методические указания учителю по поведению уроков./ В. Петрова. Т. Стульник, И. Хомякова.М.: Журнал «Сельская школа» №2, 2002, стр. 51.

9.     Диагностика ценностных ориентаций школьников: комплект методик. Изучение норм и ценностей учащихся 1-4 классов/ Е.Н. Белова.- М.: Классный руководитель, № 8, 2007, стр.29.

10. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 3  класса /под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология»  , 2008.Электронная книга.

11. Азбука нравственности. 4 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов - М.: Российская академия образования - М.: ИОСО  РАО« Филология»  , 2008.Электронная книга.

12. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное посо ИОСО РАО  ИОСО  РАО « Филология»  , 2008. Электронная книга.

13. А.И.Шемшурина. Этическая грамматика для учащихся 1-2-х классов (методическое пособие): Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991.

14.    А.И.Шемшурина. Этическая грамматика для учащихся (3-ий год обучения). Методическое пособие для учителей начальной шкколы: Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».

Современное российское общество переживает период  долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...