Программа дополнительного объединения "Я - гражданин России".
рабочая программа (3 класс) по теме

Бессонова Надежда Александровна

Рабочая программа дополнительного объединения "Я - гражданин России" предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_grazhdanin_rossii_programma.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МБОУ Пичаевская  СОШ

                                                                              Утверждена

                                                                            на заседании педагогического совета

       муниципального бюджетного общеобразовательного

                                                                                учреждения

                                                  Пичаевской средней общеобразовательной школы    

                                                               

«___»___________________2012 г.

  1. Пояснительная записка

Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

      Гражданственность, патриотизм – важные чувства для каждого человека. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства ее культурных традиций играет огромную роль в становлении личности человека. Чувство собственного достоинства и уверенности в себе невозможны без уважения к истории своего Отечества. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, преумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей.

Очень важно в общеобразовательном учреждении, начиная с раннего возраста, через дополнительное образование изучать всеобщую декларацию прав человека.

Образование в области прав человека признается мировым сообществом как важнейший элемент утверждения общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития личности, борьбы с религиозными, расовыми и этническими предрассудками и ненавистью. Признание прав и свобод человека высшей ценностью особенно актуальны для современной России, только начинающей строить правовое государство.

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависит от гражданских качеств подрастающего поколения. Курс направлен на нравственное развитие школьников, формирование их духовной сферы и  правовой культуры. Он создает условия для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей, для приобретения ребенком опыта самопознания, для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, для освоения правил культуры поведения в обществе.

В основе программы курса лежит идея сочетания аспектов культуры гражданина – нравственной, правовой, политической. В курсе гражданского образования учащиеся получают максимально конкретные представления о государстве, его символах, о Конституции Российской Федерации как об основном законе государства, о правах и обязанностях граждан России. Приоритетным направлением  является воспитание патриотов Родины, граждан правового демократического государства.

Цель программы: Всемерное содействие социализации личности, формирование ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране через возрождение интереса к национально-культурным традициям народа на основе глубокого изучения и приобщения к нему своих воспитанников.  

Задачи:

  1. Нравственное развитие ребенка. Знания о нравственно-правовых категориях, общечеловеческих ценностях, нравственных качествах личности.
  2. Формирование представления о значимости прав человека в жизни общества.
  3. Воспитание чувства собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека, укрепление связи между поколениями, воспитание любви к родному дому, краю, Отечеству.
  4. Развитие гражданско-правового образования, индивидуально-личностного развития школьников.
  5. Развивать чувство принадлежности к русскому народу и ответственности за продолжение и честь своего рода через народную песню, музыку, танцы, одежду, развитие народных промыслов, заботу о родной природе.

Программа ориентирована на средний школьный возраст (12-14 лет) с учетом их психологического и физического развития. Данная программа рассчитана на один год обучения. Объем программы – 72 часа (1 раз в неделю по 2 часа).

Число обучающихся данного творческого объединения не менее 10 человек.

Состав – постоянный.

Основные разделы программы: «Гражданином быть обязан», «Мои права и права других людей, мои обязанности», «Сторона моя родниковая», «Вокруг света».

На занятиях учащиеся познакомятся с символами и эмблемой своего государства, у них будет формироваться  гражданственность и патриотизм. Разовьются  те качества, без которых невозможно формирование гражданина новой России – носителя великой культуры, великого народа. Данная программа призвана воспитывать ответственность за свои дела и поступки, любовь и уважение к родному краю, стране, государству.

Основной формой работы являются: учебные занятия, занятия-беседы, конкурсы, викторины, деловые игры, экскурсии,  уроки-исследования, уроки группового решения правовых задач, конкурсы рисунков.

Ожидаемые результаты:              

В результате освоения данной программы  происходит воспитание гражданина социально-компетентного, высоконравственного и культурного; формируется уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, чувство принадлежности к России, патриотизм.

Кроме того, обучающиеся в конце курса

1) должны знать:

  1. Историю родного края, своего района, своего села;
  2. Расширенные и углубленные сведения о выдающихся людях России;
  3. Общее представление об ООН и принятых ею документах;
  4. Основные гражданские права человека и гражданина;

2) должны уметь:

  1. Общаться, излагать свои мысли.
  2. Самостоятельно работать с текстами документов, со справочной литературой, статистическими данными, различными наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, компьютером, Интернетом и т.д.
  3. Приобщаться к общечеловеческим ценностям.

Общая результативность проявляется в следующем:

  1. у обучающихся проявляется интерес к знаниям по изучению истории родного края,
  2. воспитываются патриотические качества личности,
  3. формируется  представление об ответственности за свои дела и поступки,
  4. развиваются гражданские качества личности, любовь и уважение к своему Отечеству,  
  5. формируются активная жизненная и социальная позиции,
  6. активизируется познавательная деятельность каждого ученика.

Контроль в процессе обучения осуществляется по результатам выполнения практических работ.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

 

  1. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

2

2

2

«Гражданином быть обязан»

2.1

Изучаем международное гуманитарное право  

4

1

3

2.2

Принципы международного гуманитарного права

2

1

1

2.3

Принципы МГП на страницах литературных произведений

4

2

2

2.4

«Я – гражданин России»

2

1

1

2.5

«У лукоморья…» (нормы права в жизни сказочных героев)

2

1

1

2.6

«Как совесть Незнайку мучила»

2

1

1

2.7

Есть ли границы у свободы?

4

2

2

2.8

Деловая игра

2

1

1

3

«Мои права и права других людей, мои обязанности»

3.1

«Справочное бюро по правам человека».

4

1

3

3.2

«Права человека. Ребенок и его права»

2

1

1

3.3

Право быть ребенком

2

1

1

3.4

«Права человека глазами ребенка»

2

2

3.5

«Хорошо ли ты знаешь Конституцию?»

4

1

3

3.6

«Закон и ты»

4

1

3

3.7

«Путешествие в страну Законию»

4

2

2

3.8

Что я знаю о праве?

2

1

1

3.9

Турнир знатоков права

2

2

4

«Вокруг света»

4.1

«Наш дом – земля, я – гражданин Вселенной».

2

1

1

4.2

Путешествие по миру

2

2

4.3

Живем мы по соседству

2

1

1

4.4

Хорошо, что мы такие разные

2

1

1

4.5

«России верные сыны»

2

1

1

4.6

«Имя на карте и в истории России»

2

1

1

4.7

Государственные символы России

2

1

1

4.8

«Осколки в сердце»

2

1

1

5

«Сторона моя родниковая»

5.1

История родного края

2

1

1

5.2

Тамбов: вчера, сегодня, завтра

2

1

1

5.3

Свет родных берез

2

1

1

Итого:

72

36

36

  1. Содержание курса.

Тема 1. Вводное занятие (2 часа)

Теоретическая часть: Цели, задачи и содержание программы обучения.

Формы работы: беседа педагога по теме, тестирование.

Тема 2. «Гражданином быть обязан». (22 часа)

Тема 2.1 Изучаем международное гуманитарное право (4часа)

Теоретическая часть: Устный журнал о возникновении МГП: история жизни А. Дюнана, Н.И. Пирогова и других выдающихся деятелей.

Формы работы: Беседа-диалог.

Оборудование: портреты А. Дюнана, Н.И. Пирогова.

Тема 2.2 Принципы международного гуманитарного права (2часа)

Теоретическая часть: Игровое представление принципов МГП. Анализ жизненных ситуаций на основе знания принципов МГП. Просмотр и анализ с позиций МГП фрагментов из мультфильмов «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино». Чтение и обсуждение сказки «Светофорчик».

Практическая часть. Подготовка представления. Распределение ролей.

Формы работы: игровое представление.

Оборудование: видеопроигрыватель, кассеты или диски с мультфильмами, книга со сказкой «Светофорчик».

Тема 2.3 Принципы МГП на страницах литературных произведений (4 часа)

Теоретическая часть: беседа-диалог о дружбе и стремлении к согласию, о способности отвечать за свои поступки. Иллюстрация гуманного отношения к людям на примере ситуаций из жизни детей. Чтение и обсуждение сказки О. Уайльда «Мальчик – звезда».

Практическая часть.  Чтение сказки «Мальчик – звезда».

Формы работы: беседа – диалог.

Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, альбом, ватман, линейка, ластик, книга О. Уайльда «Мальчик-звезда».

Тема 2.4 «Я – гражданин России» (2 часа)

Теоретическая часть: час-размышление на формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.

Практическая часть. Подготовка учащимися сообщений на темы: «Кто такой настоящий гражданин России?», «Гражданином быть обязан». Конкурс рисунков «Люблю тебя, мой край родной».

Формы работы: час – размышление.

Оборудование: сообщения учащихся, карандаши цветные, альбомные листы, ластик, точилка, Конституция РФ, закон РФ «О гражданстве».

Тема 2.5  «У лукоморья…» (нормы права в жизни сказочных героев) (2 часа)

Теоретическая часть: дискуссия о нормах права в жизни сказочных героев. Варианты выбора оптимального поведения в сложных ситуациях реальной жизни. Обсуждение содержания Женевской декларации прав ребенка.

Формы работы:  дискуссия.

Оборудование: сборник сказок А.С. Пушкина.

Тема 2.6 «Как совесть Незнайку мучила» (2 часа)

Теоретическая часть: Сформировать представление учащихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».

Формы работы: час – рассуждение.

Оборудование: роман-сказка Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе».

Тема 2.7 Есть ли границы у свободы? (4 часа)

Теоретическая часть: Помочь учащимся в осмыслении понятий «свобода», «право на свободу», познакомить с основными свободами в области прав человека.

Практическая часть: работа в группах, выполнение заданий.

Формы работы:  час-диалог.

Оборудование: текст Конституции РФ, карточки-задания к упражнениям, воздушные шарики.

Тема 2.8 Деловая игра (2 часа)

Теоретическая часть: Донести до учащихся роль выборов президента и парламента в нашей стране, объясняются правила выборов.

Практическая часть: итог темы  деловая игра «Выборы президента и парламента».

Формы работы: игра.

Оборудование: текст Конституции РФ, задания для игроков на карточках.

Тема 3. «Мои права и права других людей, мои обязанности» (26 часов)

Тема 3.1 «Справочное бюро по правам человека». (4 часа)

Теоретическая часть: Выборочное повторение материалов курса. Составление контрольных вопросов для взаимопроверки. Проведение викторин в различных формах.

Практическая часть: работа с дополнительным материалом, составление контрольных вопросов в микрогруппах.

Формы работы: викторины.

Оборудование: дополнительный материал.

Тема 3.2  «Права человека. Ребенок и его права» (2 часа)

Теоретическая часть: Сформировать общее представление о правах человека как главной общечеловеческой ценности, ознакомить учащихся с основными положениями Декларации о правах человека, Конституции РФ.

Практическая часть: решение правовых задач.

Формы работы: решение правовых задач.

Оборудование: выставленные издания документов: «Конвенция о правах ребенка», «Конституция РФ», плакаты с текстами.

Тема 3.3 Право быть ребенком (2 часа)

Теоретическая часть: сформировать у учащихся общее представление об ООН и принятых ею документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Практическая часть: работа с текстом Конвенции в группах.

Формы работы: беседа с элементами дискуссии.

Оборудование: текст Конвенции о правах ребенка, таблички с названиями основных прав детей.

Тема 3.4 «Права человека глазами ребенка» (2 часа)

Теоретическая часть: конкурс рисунков, плакатов и графических работ.

Формы работы: конкурс рисунков.

Оборудование: ватманы, карандаши, краски, фломастеры, альбомные листы.

Тема 3.5 «Хорошо ли ты знаешь Конституцию?» (4 часа)

Теоретическая часть: сформировать у учащихся представление о значимости Конституции для них, познакомить с некоторыми статьями.

Практическая часть: работа в группах со статьями Конституции РФ.

Формы работы: беседа с элементами дискуссии.

Оборудование: карточки – задания, статьи из Конституции РФ.

Тема 3.6 «Закон и ты» (4 часа)

Теоретическая часть: подготовка с учащимися выставки книг и газет.

Практическая часть: работа над оформлением и подбором материала.

Формы работы: коллективная работа.

Оборудование:  плакат с названием выставки, подобранный информационный материал.

Тема 3.7  «Путешествие в страну Законию» (4 часа)

Теоретическая часть: формирование представлений учащихся о Конституции как об Основном законе Российской Федерации, правах и обязанностях гражданина.

Формы работы: игра.

Оборудование: текст Конституции Российской Федерации.

Тема 3.8  Что я знаю о праве? (2 часа)

Теоретическая часть: сформировать представление у учащихся о понятии «право» и его значениях.

Практическая часть: выпуск стенгазеты, подготовка докладов, рефератов, просмотр документальных, учебных и художественных фильмов, знакомство с деятельностью милиции, народного суда, прокуратуры.

Формы работы: вечер вопросов и ответов.

Оборудование: ватман, карандаши, фломастеры, линейка, ластик, дополнительный материал для докладов, кассеты с фильмами, видеопроигрыватель.

Тема 3.9 Турнир знатоков права (2 часа)

Теоретическая часть: освоить основные положения документов о правах человека, умение описать ситуацию, владеть терминологией.

Формы работы: игра.

Оборудование: карточки с заданиями для групп.

Тема 4. «Вокруг света» (16 часов)

Тема 4.1 «Наш дом – земля, я – гражданин Вселенной». (2 часа)

Теоретическая часть: выставка рисунков учащихся на экологическую тему. Беседы о красоте окружающего мира и бережном отношении к природе. Сообщения учащихся о проблемах окружающей среды.

Практическая часть: выставка рисунков, сообщения учащихся, конкурс надписей-предупреждений.

Формы работы: беседа, конкурсы.

Оборудование: краски, кисти, карандаши, альбом.

Тема 4.2 Путешествие по миру (2 часа)

Теоретическая часть: тематической основой этой темы является идея познания мира. Это путешествие в поисках благодатных, неизведанных земель; (открытие Америки Х. Колумбом; хождение за три моря А. Никитина; кругосветное путешествие Ф. Магеллана и др.) путешествия помогают познакомиться с другими странами, культурой разных народов.

Формы работы:  игра – путешествие.

Оборудование: портреты мореплавателей, карты географические.

Тема 4.3 Живем мы по соседству (2 часа)

Теоретическая часть: основная идея темы – добрососедство, роль соседей в жизни человека и целых государств. Дети знакомятся со странами – соседями России, узнают культуру этих стран, о народных традициях, обычаях, праздниках.

Формы работы: беседа.

Оборудование: фотографии различных стран, городов, видеоматериал.

Тема 4.4 Хорошо, что мы такие разные (2 часа)

Теоретическая часть: развитие у учащихся чувства собственного достоинства и терпимости по отношению к другим людям, уважение их прав, индивидуальности.

Практическая часть: подборка фотографий, вырезок из журналов с портретами людей.

Формы работы: час-диалог.

Оборудование: журналы, бумага, фломастеры, ножницы.

Тема 4.5  «России верные сыны» (2 часа)

Теоретическая часть: расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.

Практическая часть: оформление устного журнала.

Формы работы: устный журнал.

Оборудование: материал о жизни великих людей, внесших значительный вклад в историю, бумага, фломастеры, карандаши, портреты полководцев.

Тема 4.6 «Имя на карте и в истории России» (2 часа)

Теоретическая часть: ввести понятия: «топонимика», «родословное древо», «талисман» и научить правильно, использовать данные понятия в речи.

Формы работы: исследование.

Оборудование: карточки с новыми словами, аудиозапись песни.

Тема 4.7 Государственные символы России (2 часа)

Теоретическая часть: развивать уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства.

Формы работы: беседа-диалог.

Оборудование: наглядные пособия,  дополнительная литература.

Тема 4.8 «Осколки в сердце» (2 часа)

Теоретическая часть: формирование у учащихся системы нравственных ценностей, обогащение знаниями об истории Отечества.

Практическая часть: проведение литературно-музыкального мероприятия, сбор документальных фотографий из семейного архива, предметов военного времени, вещей, чудом сохранившихся от войны.  

Формы работы: литературно-музыкальная композиция.

Оборудование: фотографии военного времени, фонограммы песен.

Тема 5. «Сторона моя родниковая» (6 часов)

Тема 5.1 История родного края (2 часа)

Теоретическая часть: расширить и углубить знания учащихся о истории родного края

Формы работы: беседа.

Оборудование: рисунки детей с изображением природы.

Тема 5.2 Тамбов: вчера, сегодня, завтра (2 часа)

Теоретическая часть: формирование у детей любви и гордости за родной город.

Формы работы: викторина.

Оборудование: плакат с изображением Тамбова, карточки-задания.

Тема 5.3 Свет родных берез (2 часа)

Теоретическая часть: основная идея темы – экологическое воспитание школьников. Чистота воздуха, воды, питания, уменьшение разнообразия животного и растительного мира.

Формы работы: вечер.

Оборудование: рисунки растений, животных, занесенных в Красную книгу.

  1. Методическое обеспечение программы

Охрана жизни и здоровья обучающихся: занятия проводятся в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, стеллажи для хранения образцов, выставочных работ и материалов для работ. Одно из важных требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Регулярно в ходе занятий проводятся физкультминутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы, а также упражнения на релаксацию.

Содержание деятельности на занятии соответствует доминирующей возрастной мотивации:

  1. Потребность детей в движении;
  2. В игровой деятельности;
  3. В потребности узнавать, исследовать;
  4. В общении.

Условия реализации программы. Обучение по программе основывается на следующих педагогических принципах:

  1. личностно - ориентированного подхода, природосообразности
  2. культуросообразности,
  3. сотрудничества и ответственности,
  4. сознательного усвоения учебного материала,
  5. систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Кроме того, обучение построено по принципу «от простого – к сложному».

В процессе обучения используются и следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод игры.

В процессе обучения для активизации творческой деятельности учащихся широко используется игровая деятельность.

На каждого ребенка в год необходимо иметь (приблизительно) следующие материалы:

  1. ватман – 1 шт.;
  2. цветные карандаши – 1.;
  3. фломастеры – 1.;
  4. простые карандаши – 1 шт.;
  5. магнитофон – 1.;
  6. аудиозаписи – 1.;
  7. портреты полководцев – 1 экз.;
  8. видеопроигрыватель – 1 шт.;
  9. кассеты или диски с мультфильмами – 1.

Оборудование: столы (6 шт.), учительский стол (1 шт.), стулья (1шт.), доска настенная, стеллаж для хранения материалов.

Наглядные пособия:

  1. Компьютер.
  2. CD, DVD диски.
  3. Фотоматериалы.
  1. Список литературы для учителя.

  1. Баркалова А.В. Народные традиции в воспитании школьников. (методическое пособие).
  2. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников: методическое пособие. (И. Уколова, И. Друбачевская, А. Вакуленко – М: Полтекс, 2001)
  3. Гуськов В.П. Что? Где? Когда?: сб. Внеклассная работа по истории и обществознанию. М., 1981.
  4. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы.
  5. Инсценировки на исторические темы: Пособие для учителей по внеклассной работе. М., 1974.
  6. Маленкова Л. Право и подросток: социальный, психологический аспекты: Методическое пособие. – М. 2001
  7. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие. М.: Глобус, 2006.-224 с.
  8. А. Хандюк «Россия – все, чем я живу» (методическое пособие) 2006.
  9. Р. Храмова «Тебе, о Родина»! (методическое пособие) – М: 2004

  1. Список литературы для учащихся.

1. Антонов В. Младшим школьникам о всеобщей декларации прав человека:        пособие для учителя. М: Вита – Пресс 2001.

2. Гайнер М.Л. Старшеклассникам о праве. – М: Магистр 1997.

3. История России в портретах: В 2кн. Смоленск: Русич, 1996. 506 с.

4. Каргалов В.В., Сахаров А.Н. Полководцы Древ. Руси. М.: Молодая гвардия, 1985. 575 с.

  1. Лубченков Ю.Н. Самые знаменитые полководцы России. М.: Вече,        1999. 638 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа дополнительного объединения "Юный природовед", 1, 2 год обучения

Программа детского объединения "Юный природовед" может быть использована учителями начальных классов, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного образования, во внеурочной деятельности....

Рабочая программа кружка "Я - гражданин России"

Эта программа может использоваться в блоке дополнительного образования...

Программа кружка «Я – гражданин России», 3 класс

Программа  кружка «Я – гражданин России» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственн...

Программа кружка "Я - гражданин России"

Программа кружка "Я - гражданин России" 2 класс...

Программа курса "Я - гражданин России" 1-4 классы

Программа курса "Я - гражданин России" 1-4 классы...

Рабочая программа дополнительного объединения художественно – эстетического направления

  Цель программы: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся, на основе приобретенных комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для ...