Родительское собрание на тему: «Непослушный ребёнок»
методическая разработка по теме

Костина Ирина Георгиевна

Сценарий и презентация к собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobr_esli_rebenok_ne_slushaetsya.rar273.28 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Непослушный ребёнок».

                                ( Проблемный семинар)

Цель: осмыслить целесообразность принятых  в семье подходов а воспитанию послушного рёбёнка.

Задачи:

  1. Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.
  2. Получить опыт разрешения проблемы  непослушания детей в результате «погружения» в типичные для семьи воспитательные ситуации.
  3. Вооружить участников информацией и навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.

Форма проведения: проблемный семинар.

Этап подготовки:

  1. Оформление доски. Цитаты:

«Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное слово. Владеть этим – владеть всем»  ( А.Грин)

«На силе ребёнка надо строить воспитание, а не на борьбе с его слабостью»  (Е.А.Аркин).

  1. Формирование «банка» проблемных ситуаций семейного воспитания.
  2. Разработки практических советов и рекомендаций для родителей: «Список высказываний о растущем ребёнке»,  «Как выразить детям свою любовь?», «Как добиться послушания ребёнка?», «Заповеди воспитания», «Шкала определения поведения ребёнка».
  3.  Самодиагностика типичного семейного состояния.
  4.  Подготовка с учащимися коротких текстов на тему «Почему я иногда не слушаюсь?» для анализа родителям.

                                     

                                   

                                             Этап проведения:

       «Как  мне заставить его слушаться?! – вопрос, который нередко задают родители. Возможно, это и не вопрос, так как чаще всего они и не надеются услышать ответ. Это больше похоже на жалобу, на призыв о помощи или к  сочувствию. Давайте попытаемся проанализировать некоторые реальные ситуации (они записаны на аудиокассету и воспроизводятся):

       «Мама видит, что её семилетний ребёнок балуется с чашкой, наполненной молоком. Но мама не обращает на это внимания, Продолжая заниматься своими делами. Потом она всё же приказывает ребёнку: «Хватит баловаться!», а сама отворачивается, даже не убедившись в том, послушался ли он её. Следующее, что она замечает, - это то, что молоко уже разлито. Результат: мать наказывает сына».

        «Мама размашисто даёт ребёнку подзатыльник, когда видит, что он залезает на крыло автомобиля. Но через две минуты она видит, что он делает то же самое, но она уже никак не реагирует, так как разговаривает с приятельницей, которой говорит: «Видишь, я никак не могу с ним справиться». Причём ребёнок слышит слова матери».

       Учитель: Первое, о чём я бы  спросила этих мам: «Вы действительно хотите, чтобы ребёнок вас слушался?» Естественно, они чистосердечно  ответят: «Да!». Однако это будет лишь частичной правдой. Если понаблюдать за некоторыми мамами, то можно увидеть ситуации, из которых почти невозможно определить, в чём заключается основная трудность. Так каковы же воспитательные ошибки в рассмотренных ситуациях.

      Учитель предлагает участникам «открытый  микрофон»:  Имитационная копия микрофона передаётся из рук в руки, родители  высказывают  суждения. Общий вывод участников состоит, как правило, в том, что большинство родителей знают, как себя вести с непослушными детьми, но не удосуживаются быть последовательными  в своих  требованиях и доводить их до конца.

      Учитель: В  преддверии  проведения  собрания я задала каждому ребёнку вопрос: «Почему ты иногда не слушаешься родителей?». Как видим наш портрет не очень привлекательный. Конечно, дети небеспристрастны, но ведь и «дыма без огня» не бывает: значит, допускаем ошибки, а потом пожинаем их горькие плоды в виде непослушания.

       Я предлагаю обменяться мнениями по поводу высказываний, которые я вам сейчас предложу (раздаёт тексты). Ваша задача – прочитать их и, выбрав любое из утверждений, сказать, согласны вы с ним или нет, приведя убедительные аргументы или примеры. По окончании работы вы можете взять листки домой, и подумать над их содержанием.

       Родители высказывают суждения, а учитель, обобщая, подчеркивает, что дети хорошо чувствуют требования и желания старших, поэтому в спокойной семейной атмосфере их поведение почти всегда можно контролировать короткими замечаниями, напоминаниями, но не приказаниями.

       Учитель: Настроение, с которым вы, уважаемые папы и мамы, возвращаетесь домой, очень сильно отражается на детях. Тревога, напряжение, раздражение провоцирует ответную реакцию и может послужить отправной точкой непослушания.

Дети нуждаются в нашей поддержке, любви, доброжелательном участии. При их проявлении в семье ребёнок обретает уверенность, оптимистичный взгляд на мир, перестаёт быть «колючим» и непослушным. Я прошу вас, уважаемые собеседники, объединиться парами и, посоветовавшись 3-5 минут. Попытаться ответить на вопрос «Как выразить любовь к ребёнку и тем самым «снять» агрессию и расположить к послушанию?»

Учитель: обобщая варианты, предлагаю объединить их по сходным признакам в 4 группы: зрительный контакт с ребёнком; ласковые, ободряющие прикосновения; доброжелательное внимание; совместные увлекательные занятия. Я предлагаю вам памятки, где дан анализ важности этих форм проявления любви. Подумайте над ними, возможно, благодаря этому, что-то изменится в ваших отношениях с ребёнком, и он станет послушнее.

Памятка родителям «Как выразить детям свою любовь?»

Зрительный контакт. Ребёнок использует его для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребёнка, стараясь выразить свою любовь, тем более он пропитан  этой любовью. Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелательность, ребёнок научится так же смотреть на людей. Если мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребёнок приучается к такой же реакции.

Ласковые, ободряющие прикосновения – замечательная возможность для общения. Для этого необязательно целоваться, достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться. Всё это укрепляет эмоциональное равновесие ребёнка.

Доброжелательное внимание. Как его обеспечить?

Побыть наедине с ребёнком. Тщательно спланировать организацию общения (один ребёнок у бабушки, уделяем внимание второму).

Внимательно относится к ребёнку в присутствии других, чтобы он не чувствовал себя обиженным, «брошенным».

Реагировать на возникающие у ребёнка проблемы ( расстроен, заплакан, испуган, чрезмерно активен).

Совместные увлекательные занятия. Практически, всё, что делают взрослые дома (или во дворе) может происходить с участием детей. Как гордятся они тем, что им доверяют, что-то поручают, одобряют. Старайтесь при этом не акцентировать внимание на том, что гвоздь прибит криво, или овощи помыты кое-как: ведь и вы не сразу этому научились. Замечательно, если вы вместе читаете, играете, ходите в кино. Поверьте, это время потом вы будете вспоминать, как самое счастливое.

Учитель: А теперь обратимся к «банку» родительских затруднений, в который поступили вопросы от вас. Разумеется, никаких фамилий. Я прошу вас, уважаемые участники, дать друг другу добрые советы. Поделиться родительским опытом.

Вопрос 1. Я не могу заставить своего ребёнка есть по утрам. На этой почве часто возникают конфликты, непослушание. Что делать?

Советы родителей:

  1. «Посадите ребёнка за стол и выйдите как бы по делам, пожелав «Приятного аппетита!». И ни в коем случае не настаивайте. Вот увидите – «шантаж».
  2. «Скорее всего, ребёнок так привлекает к себе внимание. Значит, вам нужно обратить на это внимание. Возможно, это изменит ситуацию».
  3. «Попробуйте заранее, с вечера договориться о том, что он (она0 хотел бы съесть утром. Не настаивайте на своём варианте, пойдите навстречу (если это, конечно, не конфеты или чипсы).

Комментарий учителя: Вместо назиданий и порицаний скажите ребёнку что-то приятное, а потом, как бы между делом, предложите еду. Фразы: «Ты меня приятно удивил», «Вот не ожидал от тебя!», «Какой ты молодец!», возбудят в душе ребёнка радость, создадут благоприятный эмоциональный фон, и возможно, проблема уйдёт сама собой. Ребёнку не захочется огорчать вас после такого ободряющего общения.

Вопрос 2.  «Мой сын постоянно разбрасывает всё: тетради, книги, игрушки. Убирать не хочет, не слушается. Как быть?»

Советы родителей:

  1. «Стойте рядом, пока он не приберет за собой, а если не сделает это демонстративно, лишите какого- то удовольствия».
  2. «Убирайте с ним вместе, пока не выработается привычка».
  3. «Прикажите – и точка!», если в этом возрасте дети не слушаются, то что будет дальше?»

Комментарий учителя: Чтобы не нагнетать тревожность ребёнка и не разрушать радостного восприятия мира, попробуйте вместо назиданий и упрёков поиграть. Разбросайте по комнате вещи: и свои, и сына.  «Что ты делаешь?» - не выдержит ребёнок, - «Подражаю тебе», - ответите вы. Думаю, что ситуация изменится.

Вопрос 3. Мой ребёнок в ущерб занятиям читает книжки. На моё требование отложить фантастику и начать учить уроки отвечает непослушанием и даже агрессией. Я не знаю, что делать, посоветуйте.

Советы родителей:

  1. «Отбирайте книгу и настаивайте на своём. Объясните: сначала дело, а потом отдых».
  2. «Пусть читает. Это же замечательно! Вот я своего заставить не могу».
  3.  «Попробуйте договориться: час читаешь – а потом уроки».

Комментарий учителя: поступите мудрее. Подойдите к ребёнку и скажите: «Это, должно быть, интересная книга». В редких случаях ребёнок может не ответить. Когда ребёнок испытывает удовольствие от чего – либо, он, как правило, стремится к тому, чтобы поделиться с кем – нибудь своей радостью. Подогрейте его интерес удивлёнными репликами: «Надо же!», «Потрясающе!». Таким образом, вы  разделили детский интерес к книге и отвлекли, переключили его чувства на несколько иные объекты, размышление, оценку. И этот контакт служит тем основанием, что ребёнок сам может принять подсказанное вами решение – отложить чтение до завтрашнего дня. В данном случае вы предотвратили конфликт.

Учитель: А сейчас попробуем представить систему «запретов» для родителей по отношению к ребёнку,  которая во многом снимет проблему непослушания. Мы, взрослые, сильнее и умнее, а поэтому не должны… Ответим на этот вопрос, объединившись парами, в течение трёх минут. «Запрет», выявленный вами, прошу написать на листке и вложить в шкатулку.

В результате на доске  может получиться схема:

Учитель: Особенно опасны угрозы. Никогда не замахивайтесь на ребёнка – инстинктивное напряжение останется в подсознании в виде тяжелейшего синдрома ожидания наказания.  Физическое наказание – средство последнее и даже опасное. Существует, как мы сегодня смогли убедиться, немало иных и не менее действенных средств. Правда, они требуют напряжения и «работы души» с вашей стороны, но такая уж ваша благородная родительская миссия. Дисциплинирование положительным примером (особенно, если его подаёт взрослый) – самое яркое средство дисциплинирования. Вежливые просьбы вместо приказов являются разумным и деликатным способом передачи инструкции. Когда взрослый отдаёт приказы, ребёнок не воспринимает родителей как союзников, а считает, что они приказывают ему ради собственных интересов.

       Конечно, дети нас иногда обижают своим непослушанием. Но ведь они растут и обретают жизненный опыт. А это всегда связано с ошибками и «набиванием шишек». Так что, придите домой, обнимите своих детей волшебными родительскими руками и скажите им: «Вы самые лучшие!». И всё начнётся с чистого листа, а непослушание останется в прошлом.

Памятка для родителей

«Как добиться послушания?»

       Уважаемые родители! Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, несмотря ни на что. Как можно больше времени проводите со своими детьми, демонстрируйте им, что вы считаете важным всё, что они делают. Разговаривайте с ними об интересах, школе, спорте, друзьях и т.д.

       Не используйте в общении с детьми такие фразы: «Поймёшь, когда вырастешь…» или «Ты ещё мал, чтобы рассуждать об этом». В отношениях с детьми чётко  определяйте правила и устанавливайте границы, но допускайте некоторую свободу в установленных границах, в рамках правил. Будьте хорошим примером для своих детей. Развивай те в них терпимость к окружающим.

       Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы достигать их. Оказывайте  детям поддержку в различных ситуациях. Научите их рационально распределять своё время. Делитесь с ними своим жизненным опытом, Рассказывайте детям историю семьи, чтобы они чувствовали принадлежность к ней.

       Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребёнка,  это не усиливает вашу позицию, но демонстрирует ваше бессилие. Любите своего ребёнка, ибо родительская любовь решает много проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Гипперактивный ребёнок"

Презентация для родительского собрания.На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений....

Родительское собрание по теме "Почему ребёнок не любит читать"

Современные дети читают мало, читать не любят. Всегда ли они в этом виноваты? Как помочь ребёнку полюбить книги? Рекомендации родителям первоклассников....

Родительское собрание на тему: "Подготовка ребёнка к школе"

Готов ли Ваш ребёнок к школе? Ответы на вопросы найдёте здесь....

Родительское собрание на тему "Права ребёнка - обязанности родителей"

Цели: познакомить родителей с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка.Задачи: довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит и...

к родительскому собранию по теме "Если ребёнок не любит читать..."

Презентация к родительскому собранию по теме "Если ребенок не любит читать..."...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ Здоровый ребёнок – здоровое общество.

Выступление на родительском собрании на тему   "Здоровый   ребёнок – здоровое  общество."Задачи  родительского  собрания: убедить  родителей   в...

Родительское собрание на тему "Гиперактивный ребёнок"

Родительское собрание на тему "Гиперактивный ребёнок"Советую показать родителям данное видео: Гиперактивные дети. Школа доктора Комаровского...