Модель воспитательной системы "Радуга"
методическая разработка по теме

Ильина Марина Геннадьевна

Модель воспитательной системы, разработанная на основе сотрудничества и КТД для учащихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_vospitatelnoy_sistemy_klassa.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель

воспитательной

системы класса

«Радуга»

                                

                                Кл. руководитель:

                                                М.Г. Ильина

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Данная воспитательная система разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также Уставом школы.

Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.

Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи: 

  1. изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
  2. воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
  3. воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
  4. воспитывать бережное отношение к природе;
  5. создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
  6. развивать творчество детей через проектную деятельность и КТД

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.

Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу групп, с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.

Воспитательная система рассчитана на 4 года, каждый из которых имеет свое название и цели.

1 год.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой

Цель: формирование дружного, сплоченного коллектива. Установление доброжелательных отношений внутри класса.

2 год.

Один ум хорошо, а два – лучше

Цель: формирование умения работать в группах постоянного и сменного состава,  высказывать свое мнение, слышать мнения других детей и совместно принимать решение.

3 год.

Была бы охота, найдется работа

Цель: формирование умения организовывать коллективные творческие дела, планировать предстоящую работу, анализировать ее итоги.

4 год.

Дело мастера боится

Цель: развитие индивидуальных творческих способностей детей через организацию работы в группах, КТД, проектную деятельность.

Модель выпускника начальной школы

Воспитательную систему невозможно построить, не сформировав желательный образ выпускника начальной школы

КУЛЬТУРА

Эстетическая и художественная

Физическая

Экологическая

Действенно - практическая

Нравственная

Познавательная и интеллектуальная

Общения

ФОРМИРУЕМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Чувствительность  к добру

Эстетическое восприятие природы и человека

Бодрость

Мажорность

Привычка к режиму

Навыки гигиены

Наблюдение за природой

Бережное отношение

Заботливость

Исполнительность

Инициативность

Уверенность

Аккуратность

Старание

Добросовестность

Стыдливость

Умение согласовывать личное и общественное

Искренность

Правдивость

Заботливость

Любознательность

Наблюдательность

Эрудированность

Применение знаний на практике


Сотрудничество

Сопереживание

Помощь близкому

Умение

Основные направления воспитательной работы.

Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе созданной модели выпускника начальной школы и включает в себя 7 основных направлений: интеллект, общение, здоровье и безопасность, нравственность, досуг, природа, мастерство.

Направление «Интеллект»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи: 

  1. определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
  2. создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  3. формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность

Формы реализации: 

  1. Читательские конференции.
  2. Тематические недели.
  3. Интеллектуальные марафоны
  4. Тренинги интеллектуальных умений
  5. Экскурсии познавательного характера.
  6. Проекты
  7. Экспериментальная деятельность

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана экспериментальная деятельность. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

  1. Просмотр кинофильмов
  2. Викторины
  3. Интеллектуальные игры
  4. Олимпиады

Общение

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

  1. формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
  2. создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
  3. учить учащихся приемам преодоления проблем в общении

Формы реализации:

  1. изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе
  1. социометрия;
  2. диагностики
  3. часы общения
  4. тренинги
  5. самопрезентации и самопредставление
  1. игры и упражнения для детей с затруднениями в общении;
  2. игры и упражнения на формирование уверенности в себе;
  3. упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим;
  4. игры и упражнения на ослабление негативных эмоций.

Игры и упражнения не только помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и помогут получить огромную радость от общения друг с другом. А главное назначение-помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.

  1. комплекс игр-упражнений на развитие коммуникативных навыков.

Общение ребенка-это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности. С целью дальнейшего развития и совершенствования коммуникативных навыков использую комплекс игр-упражнений.

Направление «Здоровье и безопасность»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; формирование практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи: 

  1. воспитывать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  2. формировать практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях
  3. знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы реализации:

  1. Спортивные праздники, соревнования, спартакиады, марафоны, турниры
  2. Недели здоровья.
  3. Походы
  4. Проекты «История Олимпийских игр» «Мой организм» и др.
  1. Беседы
  2. Практические занятия по поведению в чрезвычайных ситуациях
  3. Игры по ПДД
  4. Работа над созданием книги «История Олимпийских игр».
  1. Ознакомление со свойствами организма;
  2. Художественная деятельность;

Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

Направление «Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи: 

  1. формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
  2. формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
  3. воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
  4. воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям

Формы реализации:

  1. дискуссии по нравственной тематике
  2. поисковая работа
  3. шефская работа
  4. читательские конференции
  5. беседы
  6. уроки памяти
  7. конкурс рисунков, газет, плакатов;
  8. выпуск газет о городах-героях, пионерах - героях;
  9. просмотр художественных и документальных фильмов
  10. создание родословного древа семьи и изучение ее истории
  11. занятия «Нравственные истины»

Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.

Направление «Природа»

Цель: воспитание экологической культуры учащихся

Задачи: 

  1. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры.
  2. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
  3. Формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему.

Формы реализации:

  1. Театрализованные представления
  2. Беседы
  3. Наблюдение за природой
  4. Викторины
  5. Уход за растениями
  6. Составление «Красной книги»
  7. Изготовление кормушек для птиц
  8. Конкурсы экологических рисунков и плакатов

Направление «Мастерство»

Цель: воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда

Задачи: 

  1. Накопление опыта практической деятельности
  2. Пробуждение творческой активности детей, стимулирование их воображения
  3. Формирование умения видеть красивое в обыденном

Формы реализации:

  1. Выставки поделок
  2. Знакомство с профессиями
  3. Практические занятия по уходу за одеждой
  4. Посещение кружка «Умелые руки»
  5. Изготовление макетов

Направление «Досуг»

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи: 

  1. создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
  2. использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
  3. развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации: 

  1. Посещение театров, музеев, выставок
  2. Празднование памятных дат в жизни учащихся
  3. Театрализованные представления
  4. Фестивали, презентации
  5. Конкурсы талантов
  6. Посещение кружков, секций, студий.
  7. Классные собрания:
  8. Участие в делах школы

Механизм реализации

Название отряда «Радуга» отображается в цветовой гамме

Девиз: “ Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!”

Символики и атрибутики: оформление кабинета и уголка 

Символы и атрибуты: флаг, эмблемы (эскизы разрабатываются учащимися)

– Флаг отряда: (из атласных ленточек)

Песня: “РАДУГА”

2. Положу в карман себе я солнечный фонарик,
Выкрою из неба голубые паруса.
А из облаков себе я сделаю кораблик
И умчусь куда-нибудь, куда глядят глаза.

3. Над мостом серебренным кораблик раскачаю,
А потом, как с горки, вниз по радуге скачусь,
Поднимусь повыше звезд, луну толкну плечами,
А когда захочется, на землю возвращусь.

4. А когда глаза свои тихонько приоткрою
Никому не верю я, что это только сон.
Улыбнусь мечте своей, ладошками прикроюсь,
И увижу радугу я из своих окон!

Законы отряда:

Закон “ноль-ноль” (закон точности).

Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность).

Закон земли (охрана природы)

Закон поднятой руки (внимание, прошу слова).

Закон рука об руку (все делать вместе, сообща).

Закон доброго отношения.

Закон здорового образа жизни.

Закон свободы слова.

Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.

Права радужат:

Права безопасности жизни. Право свободного общения

Права уважения личности. Право на информацию

Право творческого созидания. Право на инициативу

Право познания. Право быть счастливым

Право свободы выбора деятельности. Право на ошибку.

Реализация воспитательной работы

Воспитательный процесс включает в себя 4 основных этапа

  1. Организационный (сентябрь)
  2. Рабочий (октябрь – март)
  3. Проектно – творческий (апрель – май)
  4. Итоговый (май)

Организационный этап

Цель:

Изучение потребностей, интересов, склонностей и других характеристик личности учащихся

Формы реализации:

  1. изучение способностей каждого ученика
  1. социометрия;
  2. диагностики

Рабочий этап

Цель:

Воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу); формировать умение работать и жить в коллективе; создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического развития школьника;

Реализация:

Дети младшего школьного возраста еще не могут определить свои склонности и способности, поэтому рабочий этап предполагает участие каждого ребенка в каждой из предложенных областей

Учащиеся класса делятся на 6 групп, каждая из которой осуществляет свою работу в рамках одного из представленных направлений (общение является неотъемлемой частью каждого из представленных направлений). Группы мобильны и создаются на срок 4 недели (1 месяц). Этот период времени позволяет детям адаптироваться в новой группе, научиться сотрудничать с другими детьми, каждому попробовать свои организаторские способности (на 1 неделю каждый становится лидером группы), а также совместно реализовать намеченное дело.

Для более понятности и доступности детям  каждое направление имеет свое выражение народной мудростью и свое цветовое обозначение.

        «Говори смелее – будет вернее»

        «Ум без разума – беда»

        «В здоровом теле – здоровый дух»

        

        «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая ветка»

        

        «Добра желаешь – добром делай»

        «Дело мастера боится»

        «Был бы друг, найдется и досуг»

Цветовой спектр представляет собой цвета радуги, что оправдывает название отряда

Каждая группа имеет свои постоянные обязанности:

«Интеллект»  - помощь отстающим в учебе, обновление информации в рубриках «Это интересно», «Подумай»

«Здоровье» - следит за соблюдением воздушного режима в классе, гигиеной учащихся, проводит физкультминутки и зарядку

«Природа» - уход за цветами, оформление рубрики «В мире природы», ведет «Дневник наблюдений за природой»

«Нравственность» - осуществляет контроль за соблюдением порядка в классе, разрешает создавшиеся конфликтные ситуации

«Мастерство» - следит за сохранностью мебели, обновляет выставку поделок «Делаем сами»

«Досуг» - организует подвижные игры на переменах, обновляет выставку рисунков

Кроме постоянных обязанностей каждая группа с помощью учителя готовит и реализует мероприятия по плану (каждая - в своей области)

Раз в месяц происходит движение по ступенькам радуги по разработанной траектории, в результате чего каждый ученик в течение года сможет реализовать свои способности в каждой из предложенных областей и поработать в группе с каждым из учащихся класса.

Проектно – творческий этап

Цель:

определение способностей, наклонностей каждого ребенка и их дальнейшее развитие; создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка и классного сообщества в целом

Реализация:

На данном этапе учащимся предлагается 6 больших мероприятий (КТД, проектная деятельность, праздники, спортивные олимпиады и т.д.), в разработке которых они будут принимать участие. Каждый учащийся выбирает то, что ему по душе или предлагает свой вариант. Таким образом, формирование групп происходит на основе самостоятельного выбора каждого ребенка. Количество членов группы не ограничивается. Если ребенок хочет, он может принять участие в нескольких мероприятиях.

Подготовка длится 1 – 1,5 месяца. На этом этапе приветствуется помощь родителей и старших братьев и сестер.

Результатом работы становится большой праздник, защита проекта, выставка, инсценировка, поход и др.

Итоговый этап

Цель:

сбор информации о развитии личности учащихся, о сформированности классного коллектива; анализ проделанной работы

Формы реализации:

  1. Тестирование, анкетирование учащихся
  2. Социометрия
  3. Составление «Портфолио»
  4. Заполнение «Карты воспитанности младшего школьника»

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

  1. сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
  2. развитость креативных способностей учащихся;
  3. проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
  4. сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:

  1. методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;
  2. методика «Герб класса»;
  3. социометрические методы;
  4. тест «Цветок настроения»;
  5. сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;
  6. анкета «Я и моя школа»;
  7. заполнение «Карты воспитанности» (см. Приложение)
  8. составление «Портфолио» учащихся
  9. отслеживание спортивных результатов

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.

Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.

                            

Выпускник

начальной школы

Культурно –

досуговая

Бытовая

Социально –

трудовая

Гражданско –

общественная

Познавательно –

информационная

Общение

Интеллект

Здоровье и

безопасность

Природа

Нравствен-

ность

Мастерство

Досуг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

модель воспитательной системы

Свои выводы и учительские находки я попыталась изложить в виде модели воспитательной системы класса, которую я назвала «Ты - Гражданин России ». законы жизни класса, направления воспитательной р...

Модель воспитательной системы "Я друг"

В данной презентации я представила цели и задачи, поставленные передо мной для сплочения коллектива....

Модель воспитательной системы "Радуга"

Модель воспитательной системы, разработанная на основе сотрудничества и КТД для учащихся 1-4 классов...

Модель воспитательной системы класса.

В помощь классному руководителю....

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...


 

Комментарии

Ильина Марина Геннадьевна

Система разработана на основе сотрудничества и КТД для учащихся 1-4 классов