статья
статья по теме

Колосова Екатерина Сергеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД

Колосова Екатерина Сергеевна

«Проблемы воспитания детей младшего школьного возраста в семье».

Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Она является первой воспитательной средой, основой всего позитивного и негативного в судьбе каждого человека, в формировании его личности. Проблемы семьи и семейного воспитания сегодня активно обсуждаются на страницах периодической печати, им посвящены многие программы телевидения, активизировали свою деятельность по этому направлению образовательные учреждения, а также ученые: педагоги и психологи. При этом многие из них отмечают, что современная семья переживает сложный этап эволюции. И. В. Крупина в книге «Образовательная среда семьи и школы» отмечает, что сегодня во многом утрачиваются прежние традиции, при этом не успели сформироваться новые устойчивые нормы семейного уклада. Это проявляется в ослаблении внимания к духовным ценностям, что, безусловно, создает трудности в социализации, так как эти ценности остаются не усвоенными детьми и это в дальнейшем сказывается на их моральном облике.

По мнению многих отечественных ученых, в современной социокультурной обстановке не всегда обеспечивается передача здоровых традиций, которые бы способствовали достижению гармонии взаимоотношения всех членов семьи, его образовательных функций.

Погоня за материальным благополучием, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера негативно отражается на воспитательном потенциале семьи, и в конечно итоге пагубно влияет на развитие ребенка.

Исходя из вышесказанного, я обозначила тему моего исследования: «Проблемы воспитания детей младшего школьного возраста в семье».

Его цель: выявление и теоретическое обоснование проблем воспитания младших школьников в семье и методическая разработка воспитателем группы продленного дня способов педагогической поддержки родителей по их преодолению.

Не претендуя на исчерпывающий анализ, я поставила перед собой ряд задач и реализовала их на практике.

Мной были изучены психолого-педагогические взгляды ученых на сущность семейного воспитания, определены его роль и место в формировании личности младшего школьника, выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются в процессе семейного воспитания родители детей группы продленного дня . Особое внимание было уделено методической разработке способов оказания педагогической поддержки родителей по преодолению выявленных проблем в контексте воспитательного процесса начальной школы.

Методологическую основу исследования составляют работы таких ученых, как Крупина, Гранкина А.Ю., Куликова И др.

Для реализации цели и задач исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы, такие как изучение педагогического  опыта учителей  начальных классов, анализ программно - методических материалов, обеспечивающих данное направление деятельности педагога, беседы с учителями, детьми и родителями, их анкетирование и др. Что показало мое исследование?

В группе продленного дня воспитывается 25 детей. Из них 19 — в полных семьях, что позволяет предполагать наличие потенциальных воспитательных возможностей семей.

Выяснилось, что в подавляющем большинстве родители находятся в среднем супружеском возрасте, приблизительно до 35 лет, а, значит, имеют не только жизненный, но и педагогический опыт, поскольку в 18 из 25 семей воспитываются по 2 ребенка, и только в 4-х по 1, многие из детей являются старшими в семье. Уровень образования родителей достаточно высокий, т.к. 50% из них имеют высшее, а остальные среднее образования. Материальное положение всех семей является благополучным, а часто — выше среднего, поскольку многие родители работают на ОЭМК, Стойленском ГОКе, продавцами на рынке «Юбилейный». Следует обратить внимание на тот факт, что часть родителей затрачивает на работу очень много времени, а это значительно сокращает время их пребывания в семье и общения с детьми. Об этом свидетельствует и анализ анкетирования, проведенного с родителями. Многие из них, около 84%, сетуют на то, что главной проблемой их семьи является нехватка времени, поскольку все дни (а зачастую и выходные) они проводят вне дома, а значит, ребенок сам организует свой досуг (тем более что многие из них являются старшими детьми). А чем предпочитают заниматься дети в отсутствии родителей? Около 89% детей смотрит телевизор. На это тратиться от 2 до 4 ч. в день. По результатам опроса больше всего дети любят смотреть сериалы такие как «Реальные пацаны», «Счастливы вместе», «Воронины», «Папины дочки». Очевидно, что дети предпочитают сериалы, посвящение проблемам семьи. Можно предположить, что это не случайно, ведь дети часто ощущают дефицит общения с родителями и пытаются компенсировать его хотя бы таким способом.

Нельзя не обратить внимание на то, что данные сериалы не рассчитаны на детскую аудиторию и зачастую носят скабрезный характер, в них много пошлости, акцентов на сексуальные стороны взрослой жизни. Тем не менее, они вызывают у детей большой интерес, и это понятно, так как детских телепередач на телевиденье недостаточно, а те, которые демонстрируются, например новые мультсериалы «Винкс», «Губка Боб — квадратные штаны» не отвечают потребностям растущего человека. Не говоря уже о том, что они никак не соответствуют российскому менталитету, а значит имеют минимальный воспитательный потенциал. Дети часто смотрят фильмы американского производства, в основном боевики, демонстрирующие чужую жизнь, чужую мораль, чужие обычаи, всепобеждающую власть силы, богатства и денег. В них слабо представлены такие ценности как поддержка слабого, помощь немощному, чувство сострадания, дружбы, благодарности, привязанности и любви. Не случайно современные дети недостаточно уважительно относятся к родителям, пожилым людям, грубы в общении со сверстниками.

Проблема, связанная с недостатком времени, рождает и еще одну — несоблюдение режима дня, т.к. в то время, когда ребенок предоставлен самому себе, он как правило, не соблюдает гигиенические требования режима дня, питания и отдыха, что приводит к быстрой утомляемости детей, низкой работоспособности на уроке, снижению успеваемости, ухудшению здоровья, о чем свидетельствуют показания учителя.

В период работы мною было установлено, что в классе есть и такая категория, как избалованные дети. Из бесед с учителем и общения с воспитанниками стало известно, что это дети из достаточно благополучных семей, с хорошим материальным положением, искаженным пониманием сущности авторитета родителей. Уделяя работе много времени, они стараются компенсировать отсутствие внимания к детям дорогими подарками, игрушками, красивой одеждой и т. д. Очевидно, что в будущем это может привести к большим проблемам, т.к. любовь за деньги не купишь, а с помощью таких методов легко можно воспитать избалованного эгоиста.

Так же было установлено, что и дети, и их родители очень мало читают, хотя у половины опрошенных есть дома большое собрание детских книг. Обидно, что из традиции семейного воспитания постепенно исчезает совместное чтение, которое способствует духовному сближению членов семьи. В работе с воспитанниками я  отдавала приоритет в своей деятельности приобщению детей к чтению как одному из более действенных средств воспитания юного гражданина, формирования его духовно-нравственных качеств, основ культуры здоровья.

В процессе анкетирования было установлено, что в каждой семье существует определенная направленность интересов. На вопрос, где вы чаще всего бываете со своим ребенком, около 60% родителей ответили в цирке и зоопарке. Можно сделать вывод, что родители нечасто используют совместные формы досуга. По возможности они стараются его разнообразить, но он явно ограничен, так как цирк и зоопарк в Старый Оскол приезжает приблизительно около 2 раз в год. Мало используется активные формы досуга (например, походы в лес, в театр и т.д.).

Также было установлено, что в 9 семья из 25 не соблюдается единство требовании к ребенку. Из-за неприятности на работе, плохих отношений в семье взрослые не редко «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного, достаточно потом приласкать малыша или купить давно обещанную игрушку — и все будет в порядке. Когда взрослые, будучи в дурном распоряжении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, то же разрешают, он делает вывод: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение.

Родители признали, что в процессе воспитания (в 5 семьях) они применяют физическую силу. Она страшна тем, что укрепляет в сознании ребенка уверенность в незыблемости права сильного по отношению к слабому.

Поэтому были разработаны и реализованы на практике отдельные формы работы с семьей. Среди них традиционные – такие как родительское собрание по теме: Родительское собрание «Телевидение в жизни младшего школьника», «Воспитание сознательной дисциплины»,  консультации по выявленным проблемам. Однако учитывая то, что уровень информационной культуры современных мам и пап достаточно высок, а интерес к изучение специальной литературы по вопросам воспитания детей крайне низок, очевидно, что нужны иные способы их педагогического просвещения. И поэтому я разработала содержание консультаций и  памяток для родителей на электронном носителе.

Электронное приложение, представляет собой сборник методических материалов, созданный с учетом тех  проблем, которые были выявлены ,  а также на основе интересов, потребностей  и возможностей современных родителей. При создании приложения я работала с разнообразными информационными источниками.

Материал систематизировался и структурировался по нескольким направлениям: консультации для родителей по проблемам семейного воспитания, интеллектуальные игры для домашнего воспитания, текстовые материалы для бесед с  родителями и детьми и тесты для диагностики проблем общения детей и родителей.

В блоке «Тексты для бесед с родителями и детьми и тесты»  имеется как теоретический, так и практический материал, например диагностические тесты ( «Как у вас соотносятся сердце и разум?, «Хороший ли вы психолог?», «Умеете ли вы быть счастливыми»), что позволить, на наш взгляд, перенести полученные знания в практическую плоскость.  

Поскольку одной из проблем было неумение организовать семейный досуг, я подобрала комплекс интеллектуальных игр с ребенком дома («Пересказываем по кругу», «Запоминаем рисуя», «Запоминаем тексты»).

Блок «Консультации для родителей по проблеме семейного воспитания» Для семей, в которых имеются проблемы просмотра телевизора, соблюдения  режима дня, чтения я составила перечень статей по этому направлению: «Телевидение и дети», «Что читают современные дети», «Режим дня первоклассника».

Для молодых родителей, дети которых  поступают в первый класс, я подготовила несколько статей по развитию самостоятельности, воображения у детей, воспитанию у них нравственных качеств, любви к труду и школе: «Как воспитать любовь к труду?», «Как воспитывать нравственность?» и др.

Таким образом, задача воспитателя группы продленного дня  в сложных современных  условиях понимается  так – научить родителей максимально эффективно и целенаправленно оказывать квалифицированную  помощь родителям в вопросах семейного воспитания, предупреждая таким образом появление многих нежелательных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...