Материал для родителей
статья (4 класс) по теме

Переход ребёнка из начальной школы в среднюю.Критический возраст , особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_konec_4_klassa.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема для родительского собрания в конце 4 класса

Как подготовить родителей к переходу в среднюю школу.

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни». Но увы это не так просто.

Период перемен

Действительно, обучение в средней школе требует от учащихся большей самостоятельности. Ведь все опирается на  базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.

Тогда почему же этот переход сопровождается  снижением успеваемости?

Четвероклассники не просто переходят с одного этажа на другой, они обучаются в  другом темпе, меняется их стиль жизни.

На эти изменения накладываются физиологические изменения в организме детей.

А это в свою очередь отражается на учебе и поведении ребенка.

Как можно помочь своему ребенку при переходе в среднюю школу:

  1.  Родительский контроль  (хотя бы периодический) должен присутствовать и в средней школе.

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку. Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения. Если и возникает какая то проблема с обучением, то она максимально прозрачна и решается на месте.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего .

Некоторые дети  не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Проблему легче скрыть и утаить, чем признаться в собственной несостоятельности, попросить помощи в решении. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенным обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых они не нужны. Другие, наоборот, как бы « шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продленке.

  1. Помощь в осмыслении нового и адаптация на первом этапе.

С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется,  с другой стороны, занятия теперь проходят в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов. И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Задача родителей помогать ребенку в этот период, объяснять необходимость данного этапа, помочь адаптироваться в новых обстоятельствах.

Что же может затруднить процесс адаптации? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом  уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.

Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.

  1. Можно рассматривать этот переход, как новый шанс.

Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.

Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.

Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.

Возможность начать учебную жизнь сначала и является положительным моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.

Кроме рассмотренных специфических причин, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

Физиологические изменения

Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

Неуверенность в себе

Сформировавшись однажды «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.

Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.

Задача родителей как можно скорее разобраться в причинах и помочь почувствовать  себя успешным. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости.

Отсутствие интереса

Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

 Родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Это могут быть примеры из жизни, из личного опыта самого ребенка.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Конкретные рекомендации родителям пятиклассников

  1. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время и внимательно беседуйте с ребенком.. Спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Запоминайте имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.

  1. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении, и взаимоотношениях с другими детьми

Даже если нет причин для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка. Во время беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьёзные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам  и уважением к своему учителю. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

  1. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 Именно перемены в семейной жизни часто объясняют внезапные изменения в поведении детей.

  1. Помогайте выполнять ребенку  домашние задания, но не делайте их сами.

Установите с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, следите за выполнением этих установок. Это поможет сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое  для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

  1. Общие советы

•        Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, помогайте ему, выражайте сочувствие.

•        Обращайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут доверия, уважения, понимания.

•        Поощряйте творческую деятельность детей.

•        Удивляйтесь, восхищайтесь, если этого заслуживает достойный поступок.

•        Удовлетворяйте их любознательность и извиняйтесь, если не сразу можете ответить.

•        Учите детей этично высказывать свое мнение.

•        Учите думать, поощряйте, умеющих размышлять, обсуждать.

•        Размышляйте вслух сами, давая образцы: как думать, как искать решение задач, как обсуждать, как оценивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для родителей

Полезно знать каждому родителя отправляющему ребёнка в школу....

материал для родителей

чтение и читательская деятельность...

Раздаточный материал "Памятки родителям" по воспитанию детей для родительского собрания

" Памятки родителям" , которые классный руководитель начальной школы( можно  среднего звена) может раздать на родительском собрании каждому родителю, чтобы ими были пересмотрены взгляды  в в...

материал для родителей

Организация работы над ошибками по русскому языку.  3класс....