Главные вкладки

    Классный час "В начале было слово..."
    классный час (3 класс) по теме

    Сухорукова Дарья Дмитриевна

    Учитель.  Здравствуйте, ребята!

    Меня зовут Дарья Дмитриевна и сегодня мы с вами проведем наш классный час, которы я назвала « В начале было слово…»

    Скажите, как вы понимаете это выражение? Варианты ответов.

    Я вижу,  что вы затрудняетесь в ответе, каждый из вас думает по-разному, хотя все вы по-своему правы.

    Тогда скажите мне: а чем отличается человек от животных? Варианты ответов.

    Человек стал человеком только тогда, когда научился  выражать словами свои мысли и чувства.  И это было начало начал в истории человечества.

    Еще в древности люди старались поделиться знаниями  друг с другом и сохранить их для своих потомков. Но  переходя из уст в уста, слово часто теряло свой первоначальный смысл, икажалось. Поэтому люди всегда стремились сохранить слово при помощи знаков: рисунков, иероглифа, буквы.

    И мы сегодня будем говорить об истории содания книги и ее значении в жизни человека.

    Мы дружны с печатным словом,

     Если б не было его,

    Ни о старом, ни о новом

    Мы не знали б ничего.

    …Ей открыты все дороги,

    И на всех материках

    Говорит она на многих

    Самых разных языках!

     

     

     

    Слайд 1. Египет

    Сначала мы отправляемся в Древний  Египет.

    В Древ­нем Египте над­пи­си высекали на кам­не при помощи иероглифов. Каждый иероглиф обозначал целое слово или даже понятие.

    Сохранились сотни подобных «ка­менных книг», «написанных» на обелисках и пирамидах, на стенах храмов и царских дворцов в честь богов и фараонов.

    Внешний вид книги  зависит прежде всего от материала, из которого она изготовляется. В Египте для письма использовались и камень, и дерево, и кожа, и полотно, и даже черепки. Однако главным материалом служил папирус.

    Бере­га главной реки Египта -Нила были густо покрыты тростником трехметровой высоты. Местные жители называли его «па-п-иур» («из реки»)

    Стебель папируса наре­зали  широкими полосками и укладывали на смоченную илистой водой наклонную доску. Вода стекала, а липкий ил скреплял полоски меж­ду собой. Затем накладывали поперек еще один та­кой же ряд полосок. Потом еще и еще.В конце концов получалось нечто вроде ткани из ра­сположенных крест-накрест волокон.  Это и была «бумага» древ­них египтян. По сравнению с нашей бумагой папирус хрупок и непрочен. Его нельзя сгибать, сшивать в тетради. Самый длинный из сохранившихся папирусных свитков находится в Британском музее в Лондоне. Длина свитка - 46 м, ширина - 40 см.

    Слайд 2. Междуречье (современный Ближний восток).

    Совершенно иначе, чем в Египте, выглядела книга в государстве древгих шумеров. Папирус там не растет, нет там и пригодного для резьбы камня. За­то много глины - вот шумеры и воспользовались этим природным материалом.

    Как же писали на глине?

    писец выдавливал на ней знаки тростниковой или костяной палочкой прямоугольного или тре­угольного сечения.

    получались клиновидные уг­лубления, поэтому такое письмо мы и называем клинописью

    Книга состояла из десятков пронумерованных гли­няных таблиц.

    Слайд 3. Древняя Греция

    До того, как в Грецию попал папирус, там пользо­вались разнообразными материалами для письма: глина и даже свинец.

    Впрочем, самым распространенным способом было восковое письмо: дощечки заливали желтым или черным вос­ком, по которому процарапывали текст.

    Если одной таблички оказывалось для всего текста недостаточно, то в дощечках одного формата прос­верливали отверстия, и связывали таблички в кни­гу.

    Так книга впервые получи­ла форму, близкую к нынешней.

    Со временем на смену папирусу и глиняным дощечкам пришел пергамент (тонко выделанная кожа животных).

    Очищенную кожу от­беливали, полировали с обеих сторон и втирали мел. Кожа получалась тонкой, желтовато - белой, одинаково гладкой с обеих сторон.

    Слайд 4. Средневековая Европа

    Как и в Египте, в Европе в Средние века писали на папирусе и пергамене заостренной палочкой или птичьими   перьями.

    Чернила приготовляли из разведенной сажи и клея. Заголовки писали красными чернилами . Отсюда и появилось понятие  писать с«красной строки».  А для самых роскошных книг использовали чер­нила золотого и серебряного цветов.

     Именно в средние века возникли основные типы письма, составляющие фундамент современных латинских и готических шрифтов.  Рукописные книги бывали зачастую богато украшены иллюстрациями и другими декора­тивными элементами.  Средневековая книга пред­ставляла собой уникальное произведение искусст­ва и считалась предметом роскоши.

    Так как книги оставались дорогими, их хранили бережно, вкладывали в прочные, массивные об­ложки. На переплет шли доски твер­дого дерева,  они обтягивались кожей или пергаменом, реже - материей (бархатом) и украша­лись тем или иным способом.

     

     

    Слайд 5.  Древняя Русь.

    Наши предки, древние словяне, были грамотными людьми. Докозательством этому послужили берестенные грамоты, обнаруженные археологами при раскопках Древнего  Новгорода. На бересте велась торговая переписка, люди писали на бересте друг другу письма. Обнаружена даже берестеная грамота, выполненая рукой маленького мальчика.

    А как же появилась письменость на Руси?

    Слайд 6.Славянсая письменность.

    Создание славянской азбуки связано с именами Кирилла и его брата Мефодия . У нас в Мурманске, у стен областной научной библиотеки находится  посвященный им памятник . Этот памятник был подарен нам Болгарским народом. Ежегодно в день славянской письменности у его подножия проводится праздник слова.

    Кирилл  составил славянскую азбуку из 38 букв. Из них часть была заимствована из греческого алфавита, а другая придумана специально для передачи специ­фических звуков славянской речи.

    Первой славянской книгой был выполненный Кириллом перевод с греческого Евангелия.

    Слайд 6. Производство бумаги

     Современные книги печатаются из бумаги.

    А вы знаете, где была изобретена бумага?

    К величайшим историческим заслугам ки­тайского народа перед мировой культурой относят­ся два изобретения, открывшие новую эпоху в раз­витии книги. Речь идет об удобном и дешевом пис­чем материале - бумаге и о механическом способе воспроизводства книг - печати.

    В Европу бумага в свое время попала из Китая через «арабский мост», то есть через арабские страны после крестовых походов.

    Однако далеко не сразу бумага вытеснила при­вычный материал - пергамен.

    Но по мере того, как качество бумаги повышалось, она все больше вытесняла пергамен из обращения.

    Новый, значительно более дешевый и до­ступный писчий материал - бумага - сделал воз­можным массовое производство книги путем печа­ти.

    - Вот и закончилось наше путешествие по страницам истории книги. А какое место занимают книги в вашей жизни? Любите ли вы читать? Назовите книги, которые вы прочитали недавно.  Ответы детей.

    Ребята!. Среди вас ученики, которые приготовили ответы в поэтической форме.

    Давайте их послушаем.

    -в современное время, время компьютеров и аудио-видео аппаратуры многие считают, что книга утратила свое значение. Но нет ни одного писателя и поэта, который бы не написал много хороших слов о книге. Мне хочется прочитать, что написал о книге Максим Горький «Всем хорошим во мне я обязан книгам…Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом.  Я не могу говорить о книгах не  иначе, как с глубочайшим волнением.»  Не­даром Френсис Бэкон, английский писатель и филосов,  видел в книгах «кора­бли мысли, странствую­щие по вол­нам вре­мени и бере­жно несу­щие свой драгоцен­ный груз от поколе­ния к поколе­нию».

    -Огромное значение книги нашло свое отражение и в русском народном творчесвте. В пословицах и поговорках.

    - Сейчас мы проведем маленький конкурс «Сложи слова в пословицу». Каждая команда получает по конверту, в котором лежат отдельные слова. Кто соберет быстрей пословицу и объяснит ее значение – тот и победит.

    Вы составили три пословицы.  Но в народном творчестве их намного больше. Вот еще некоторые из них. Прочитайте их.

    Ребята! Вы отлично справились с заданием. Все вы достойны награды. Я хочу вручить вам памятные медали с пословицами.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon scenariy_klassnogo_chasa.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель.  Здравствуйте, ребята!

    Меня зовут Дарья Дмитриевна и сегодня мы с вами проведем наш классный час, которы я назвала « В начале было слово…»

    Скажите, как вы понимаете это выражение? Варианты ответов.

    Я вижу,  что вы затрудняетесь в ответе, каждый из вас думает по-разному, хотя все вы по-своему правы.

    Тогда скажите мне: а чем отличается человек от животных? Варианты ответов.

    Человек стал человеком только тогда, когда научился  выражать словами свои мысли и чувства.  И это было начало начал в истории человечества.

    Еще в древности люди старались поделиться знаниями  друг с другом и сохранить их для своих потомков. Но  переходя из уст в уста, слово часто теряло свой первоначальный смысл, икажалось. Поэтому люди всегда стремились сохранить слово при помощи знаков: рисунков, иероглифа, буквы.

    И мы сегодня будем говорить об истории содания книги и ее значении в жизни человека.

    Мы дружны с печатным словом,

     Если б не было его,

    Ни о старом, ни о новом

    Мы не знали б ничего.

    …Ей открыты все дороги,

    И на всех материках

    Говорит она на многих

    Самых разных языках!

    Слайд 1. Египет

    Сначала мы отправляемся в Древний  Египет.

    В Древнем Египте надписи высекали на камне при помощи иероглифов. Каждый иероглиф обозначал целое слово или даже понятие.

    Сохранились сотни подобных «каменных книг», «написанных» на обелисках и пирамидах, на стенах храмов и царских дворцов в честь богов и фараонов.

    Внешний вид книги  зависит прежде всего от материала, из которого она изготовляется. В Египте для письма использовались и камень, и дерево, и кожа, и полотно, и даже черепки. Однако главным материалом служил папирус.

    Берега главной реки Египта -Нила были густо покрыты тростником трехметровой высоты. Местные жители называли его «па-п-иур» («из реки»)

    Стебель папируса нарезали  широкими полосками и укладывали на смоченную илистой водой наклонную доску. Вода стекала, а липкий ил скреплял полоски между собой. Затем накладывали поперек еще один такой же ряд полосок. Потом еще и еще.В конце концов получалось нечто вроде ткани из расположенных крест-накрест волокон.  Это и была «бумага» древних египтян. По сравнению с нашей бумагой папирус хрупок и непрочен. Его нельзя сгибать, сшивать в тетради. Самый длинный из сохранившихся папирусных свитков находится в Британском музее в Лондоне. Длина свитка - 46 м, ширина - 40 см.

    Слайд 2. Междуречье (современный Ближний восток).

    Совершенно иначе, чем в Египте, выглядела книга в государстве древгих шумеров. Папирус там не растет, нет там и пригодного для резьбы камня. Зато много глины - вот шумеры и воспользовались этим природным материалом.

    Как же писали на глине?

    писец выдавливал на ней знаки тростниковой или костяной палочкой прямоугольного или треугольного сечения.

    получались клиновидные углубления, поэтому такое письмо мы и называем клинописью

    Книга состояла из десятков пронумерованных глиняных таблиц.

    Слайд 3. Древняя Греция

    До того, как в Грецию попал папирус, там пользовались разнообразными материалами для письма: глина и даже свинец.

    Впрочем, самым распространенным способом было восковое письмо: дощечки заливали желтым или черным воском, по которому процарапывали текст.

    Если одной таблички оказывалось для всего текста недостаточно, то в дощечках одного формата просверливали отверстия, и связывали таблички в книгу.

    Так книга впервые получила форму, близкую к нынешней.

    Со временем на смену папирусу и глиняным дощечкам пришел пергамент (тонко выделанная кожа животных).

    Очищенную кожу отбеливали, полировали с обеих сторон и втирали мел. Кожа получалась тонкой, желтовато - белой, одинаково гладкой с обеих сторон.

    Слайд 4. Средневековая Европа

    Как и в Египте, в Европе в Средние века писали на папирусе и пергамене заостренной палочкой или птичьими   перьями.

    Чернила приготовляли из разведенной сажи и клея. Заголовки писали красными чернилами . Отсюда и появилось понятие  писать с«красной строки».  А для самых роскошных книг использовали чернила золотого и серебряного цветов.

     Именно в средние века возникли основные типы письма, составляющие фундамент современных латинских и готических шрифтов.  Рукописные книги бывали зачастую богато украшены иллюстрациями и другими декоративными элементами.  Средневековая книга представляла собой уникальное произведение искусства и считалась предметом роскоши.

    Так как книги оставались дорогими, их хранили бережно, вкладывали в прочные, массивные обложки. На переплет шли доски твердого дерева,  они обтягивались кожей или пергаменом, реже - материей (бархатом) и украшались тем или иным способом.

    Слайд 5.  Древняя Русь.

    Наши предки, древние словяне, были грамотными людьми. Докозательством этому послужили берестенные грамоты, обнаруженные археологами при раскопках Древнего  Новгорода. На бересте велась торговая переписка, люди писали на бересте друг другу письма. Обнаружена даже берестеная грамота, выполненая рукой маленького мальчика.

    А как же появилась письменость на Руси?

    Слайд 6.Славянсая письменность.

    Создание славянской азбуки связано с именами Кирилла и его брата Мефодия . У нас в Мурманске, у стен областной научной библиотеки находится  посвященный им памятник . Этот памятник был подарен нам Болгарским народом. Ежегодно в день славянской письменности у его подножия проводится праздник слова.

    Кирилл  составил славянскую азбуку из 38 букв. Из них часть была заимствована из греческого алфавита, а другая придумана специально для передачи специфических звуков славянской речи.

    Первой славянской книгой был выполненный Кириллом перевод с греческого Евангелия.

    Слайд 6. Производство бумаги

     Современные книги печатаются из бумаги.

    А вы знаете, где была изобретена бумага?

    К величайшим историческим заслугам китайского народа перед мировой культурой относятся два изобретения, открывшие новую эпоху в развитии книги. Речь идет об удобном и дешевом писчем материале - бумаге и о механическом способе воспроизводства книг - печати.

    В Европу бумага в свое время попала из Китая через «арабский мост», то есть через арабские страны после крестовых походов.

    Однако далеко не сразу бумага вытеснила привычный материал - пергамен.

    Но по мере того, как качество бумаги повышалось, она все больше вытесняла пергамен из обращения.

    Новый, значительно более дешевый и доступный писчий материал - бумага - сделал возможным массовое производство книги путем печати.

    - Вот и закончилось наше путешествие по страницам истории книги. А какое место занимают книги в вашей жизни? Любите ли вы читать? Назовите книги, которые вы прочитали недавно.  Ответы детей.

    Ребята!. Среди вас ученики, которые приготовили ответы в поэтической форме.

    Давайте их послушаем.

    -в современное время, время компьютеров и аудио-видео аппаратуры многие считают, что книга утратила свое значение. Но нет ни одного писателя и поэта, который бы не написал много хороших слов о книге. Мне хочется прочитать, что написал о книге Максим Горький «Всем хорошим во мне я обязан книгам…Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом.  Я не могу говорить о книгах не  иначе, как с глубочайшим волнением.»  Недаром Френсис Бэкон, английский писатель и филосов,  видел в книгах «корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

    -Огромное значение книги нашло свое отражение и в русском народном творчесвте. В пословицах и поговорках.

    - Сейчас мы проведем маленький конкурс «Сложи слова в пословицу». Каждая команда получает по конверту, в котором лежат отдельные слова. Кто соберет быстрей пословицу и объяснит ее значение – тот и победит.

    Вы составили три пословицы.  Но в народном творчестве их намного больше. Вот еще некоторые из них. Прочитайте их.

    Ребята! Вы отлично справились с заданием. Все вы достойны награды. Я хочу вручить вам памятные медали с пословицами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "От былых времён...", посвящённый 200летию битвы при Бродино

    Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род....

    Внеклассное мероприятие по основам православной культуры "Вначале было слово".

    v  Приобщение школьников  к  духовным, нравственным, культурным ценностям;v  Формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, историческ...

    сценарий праздника "В начале было СЛОВО! МАМА- ЛУЧШЕЕ ИМЯ!"

    Первое слово, которое произносит человек - это слово «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней. ...

    Урок-презентация "В начале было слово" (курс ОПК)

    Урок-презентация в рамках курса ОПК предназначен для детей первого класса и их родителей....

    В начале было слово

    Внеклассное мероприятие "В начале было слово"...

    Праздник прощания с Азбукой "Вначале было слово...." 1 класс

    Праздник прощания с Азбукой "Сначала было слово...."...