Главные вкладки

    Разработка урока окружающего мира в 3 классе УМК "Начальная школа XXI век"
    план-конспект урока (3 класс) по теме

    Гайдукова Елена Юрьевна

    План – конспект урока окружающего мира в 3 классе.

    УМК "Начальная школа XXI век"

    Цель урока: ознакомление с блюдами славян, особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского народа.

     

    Задачи:

     1.Образовательная: расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через  самостоятельную деятельность со справочной и научно —  популярной литературой.

    2. Развивающая: развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, умение работать в команде.

     

    3. Воспитывающая: поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа, воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.

     

    Форма работы: групповая.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока окружающего мира в 3 классе.

    Цель урока: ознакомление с блюдами славян, особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского народа.

    Задачи:

     1.Образовательная: расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через  самостоятельную деятельность со справочной и научно —  популярной литературой.

    2. Развивающая: развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, умение работать в команде.

    3. Воспитывающая: поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа, воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.

    Форма работы: групповая.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.  (Дети сидят в группах по 5 человек)

    Учитель: Добрый день! Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы и подарите друг другу улыбку, подарите улыбки всему классу. Группы будут работать, не соревнуясь, а сотрудничая. Каждый участник группы должен внести свою лепту  в работу группы. Капитанами групп будут – Яковлев П., Пешкуров А.

    II.Мотивация учебной деятельности. Введение в тему урока.

    1.Слайд №2.

    - Ребята, этот урок мы проведём совместно с потомком древних славян. Давайте с ним познакомимся.  ( читает Савенков И.)

    - Что вы уже знаете о славянах? (о том, как работали, отдыхали, выглядели, защищали Родину)

    Слайд №3

    «Давно  ль  они  часы   досуга,

    трапезу,  мысли и  дела  делили дружно?» обратите внимание, чьи это слова?

    - А.С.Пушкина

    -Значение, какого слова вам не совсем знакомо и понятно?

    Слайд №4

    -О чём задумался Ванечка?  

    Дети - Трапеза?

    Трапеза с греческого языка – кушанье. Обратимся к экспертам. Что скажут они? Трапеза. (Пища, еда, угощение, блюдо)

    ·  Трапеза — Ушаков 

    1ТРА'ПЕ'ЗА, ы, ж. [греч. trapeza — стол]. 1. Общий стол для приема пищи в монастыре (церк). Сесть за трапезу. Зачем и мне не тешиться в боях, не пировать за царскою трапезой? Пушкин.

    ·2 Что такое ТРАПЕЗА - Толковый словарь В.Даля

    Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать. И трапезу не трапезуют, стхр. Трапезованье, действ. по глаг.

    Слайд №5 (В крестьянской семье)

    - Что будут делать члены семьи? (трапезничать)

    -Обратите внимание на мальчика. Чего не знает сын? (Правил русской трапезы)

    Правильно. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Предположения детей) Правильно

    - Мы  говорить будем о?...Русской трапезе.

    - Молодцы! Мы вместе сделали первое открытие, какое? (определили тему урока).

    III. Постановка цели и задач урока.

    - Заинтересовала ли вас эта тема?

    - Что каждый из вас хотел бы узнать на уроке?  (ответы обучающихся)

    - Какую цель поставите перед собой на уроке?

    - Молодцы! Ваши цели достижимы, связаны с жизнью.

    - Уверена, что сегодня на уроке по данной теме вы найдёте ответы на все ваши вопросы.

    - Сегодня мы  поговорим о традициях русского народа, познакомимся с блюдами славян, с национальными блюдами русской кухни.

    IV. Первичное введение знаний.

    1.1 Трапеза – это прием пищи. В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно. Еда сама по себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался  в  особого рода, ритуал. Сейчас определим, знакомы ли вы с правилами русской трапезы.

    Возьмите в руки карточку №1.(приём «Инсерт», использование 2 знаков):

    Читаем текст и ставим на полях нужный знак:

    «V»- уже знал

    «+»- новое.

    1. Каждая трапеза имела свой определенный час.
    2. Мытье рук перед обедом считалось обязательным.
    3. Вся семья собиралась за столом, где у каждого было строго свое определенное место.
    4. Место во главе стола сохранялось за хозяином.
    5. Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.
    6. Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.
    7. Пока семья собирается, никто не начинает есть.
    8. Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.
    9. Жидкие и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью.
    10. Хозяин следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила за столом
    11. Русских всегда отличало гостеприимство.

    Вывод: узнали…

                 повторили…

    - Надеюсь, что то, что сейчас повторили и узнали, вы будете применять и не забывать.

    1.2.-Как вы думаете,  без чего не обходилась ни одна трапеза? (без хлеба)

    Слайд № 7

     -Почему так говорят? (Хлеб – всей жизни голова.)

    -Ни одна трапеза наших предков не обходилась без хлеба. Это была главная пища славян.

    1.3  Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб.

    Но там, где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали.

    -А что вы знаете о хлебе? (ответы детей о значении хлеба)

    - Хлеб в старину ставили на самоё почётное место. О важной роли хлеба говорят десятки пословиц, созданных нашими предками. (Перечисление пословиц детьми) 

    “Хлеб - всему голова”.

    «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб - богатство нашей Земли!»

    “Без хлеба нет обеда”.

    “Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно” и т.д.

    «Хлеб – всей жизни голова.»

    1.4- А сейчас послушайте отрывок и узнайте героя, исполнявшего такую песенку:

    “Я по коробу скребён,
    По сусеку метён,
    На сметане мешон,
    Да в масле пряжон..”

    - Конечно, колобок. А что это?

    - Колобки - небольшие круглые хлебцы или толстые лепёшки. Их пекли обычно из остатков муки от пирогов или хлебов.

    1.5 Психологическая разгрузка.

    На Руси ели и пили вкусно испокон веков. Но главное, о чем написано в Библии и о чем помнили наши предки “Не хлебом единым жив будет человек”, то есть надо помнить прежде всего о душе, жить по законам Добра и Справедливости, не забывать о здоровье тела, ведь здоровый дух в здоровом теле. Умение отдыхать – это умение изменять вид деятельности.

    Сейчас сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, «войдите» в образ произносимого, проникнитесь им, представьте картины произносимого текста.

    Звучит  медитационная музыка.

                       Сотвори в себе солнце.

    В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Она несёт тепло всем, всем, всем, всем . Подарите это тепло тому, кому хотите..

    Учитель:

    Откройте глаза. Пошлём друг другу хорошее настроение и добрые мысли.

    1.6 - Еще одно любимое блюдо - каша.

    Слайд №8

    2-Каше много лет, она старше хлеба. Сначала её варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, рис, ячмень, гречиху, он научился обрабатывать, очищать зерно, а зёрна варить. “Каша - матушка наша”, - говорили в старину, потому что блюдо это было ежедневным.

    Слайд № 9

    1.6.Еще одна сохранившаяся доныне традиция древней кухни - горячие жидкие блюда, супы. Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебки, солянки, уха, рассольники, окрошки, ботвиньи и многое другое. Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а если они густые да наваристые, так и сыт полдня.  Варили славяне и мучные супы из ржаной, ячменной, овсяной, гречишной, гороховой и бобовой муки с солью.

    Стол славян был полон дарами лесов и полей: грибами, ягодами, .

    Они шли на закуску, также как и овощи, выращиваемые на огородах.

    Слайд №10

     Дай названия блюдам  русской кухни.

    Слайд №11

    1.7.- Древним славянским блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. - Выручала славян и тюря - кусочки чёрного хлеба, размоченные в квасе или в воде или в молоке.

    1.8.Как проходила трапеза и что употребляли в пищу наши предки, мы уяснили. А вот, что они пили, можно написать целую сказку. Ведь редкая русская народная сказка не оканчивается присловьем: «И там я был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!».

    1.9.Понятие « напиток» появилось в русском языке не столь давно - в начале прошлого столетия. Слово это исконно русское, образовалось от глагола напитать, то есть насытить, накормить. Это сбитень,  квасы,  меды, морсы, водицы, лесные чаи, рассолы самостоятельные. Одни согревали холодными северными зимами, другие освежали. Они   приходились кстати в денек жаркий или для утоления жажды в русской бане. Но есть в русских напитках и общее - всегда натуральные продукты и высокая питательная ценность. Самый известным напитком  в России, придающим силы, является – квас.

    V.Исследовательская  самостоятельная работа в группах.

    Постановка проблемного вопроса.

    Как вы думаете, была ли одинаковой пища в давние времена  в семьях крестьян и у князей? Ответ на этот вопрос можно найти, проведя исследование.

    1.Вы сейчас будете учёными - исследователями. Что же мы будем исследовать? Для чего?

    Для этого начнём работу в исследовательской лаборатории.

    Я напомню вам алгоритм работы в группе:

    Алгоритм работы в группе

    1) Изучите материал учебника.

    2) Подумайте, какой материал поможет более точно раскрыть тему трапезы.

    3) Выберите представителя от группы, он даст ответ на ваш вопрос .

    Я буду  оценивать работу групп по критериям.

    «5»-каждый проявлял активность, не потребовалась помощь консультанта.

    «4»- обращались за помощью к консультанту 1-2 раза.

    «3» - помощь консультанта требовалась постоянно

    -  Откройте конверт, прочитайте задание.

    -  Все ли понятно? Есть вопросы?

    1 группа. стр 77-78 Выбрать   из статьи учебника названия  блюд, которые были на столе наших предков

    2 группа изучит статью стр 81-82. «Богатый дом - обильная еда»  

    Назвать кушанья, которые подавали на пирах,  перечислить порядок подачи блюд на княжеском пиру.

    Самостоятельная работа в группах. Дети, используя алгоритм работы в группе, знакомятся с новым материалом, оформляют записи, готовят выступление. Учитель контролирует и направляет их работу.

     Слайды №13,14

    Учитель: - Я вижу, группы готовы.

    - Благодаря увиденному и услышанному, вы можете проникнуть в мир истории.

    VI Представление  отчётов  работы группы.

    Выступление групп. …

    1.1Представители от каждой группы зачитывают ответы на поставленный вопрос.

    Вывод:….Что мы узнали в ходе исследовательской работы?

    Ну вот, доселе неизвестное стало известным.

    Молодцы! Дайте оценку вашей исследовательской деятельности.

    Каждый из вас сделал сейчас маленькое, но невероятное открытие.

    Учитель:- Как вы  думаете, почему на Руси было много богатырей, которые славились своей силой и удалью?

    –Дети:    (Пища была полезной и здоровой)

    VIII.Закрепление изученного материала

    1.1. Учитель: Давайте повторим основные понятия по теме урока. Что употребляли в пищу русские люди?

    -Что было обязательной принадлежностью стола?

    -Где размещались почетные места за столом?

    - Как называется место, где трапезничают? (Трапезная), а как сейчас называем?

    -Что такое трапеза? (Прием пищи, еда, стол)

    1.2Учитель: Ребята,  а теперь проверю, кто из вас знает русские  пословицы о еде. Я буду говорить начало пословицы, а закончите её вы:

    Щи да каша -.......(пища наша)

    Кашу маслом.......(не испортишь)

    Дорога ложка .....(к обеду)

    Учитель: Спасибо.  Молодцы.

    Слайд № 15

    IX.Домашнее задание: на альбомном листе записать рецепт одного из блюд русской кухни. Нужно подойти творчески к выполнению работы. Чтобы она понравилась не только учителю,  вашим одноклассникам, но и вам  в том числе. Можно использовать рисунок, открытку, фото готового блюда.

    X.Итог урока.  Рефлексия. Вот и подошёл к концу наш урок. Что нового вы узнали сегодня на уроке, путешествуя с Ваней Ивановым? Слайд №16

    Вы помогли нашему герою узнать о традициях русской трапезы, узнать о пище наших предков. Он благодарит вас за помощь и говорит вам «Спасибо! Молодцы!»

    -С каким настроением вы работали на уроке?

    -Что расскажете дома о  русской трапезе?

    -Я узнал…

    -Я научился…

    -Я бы хотел…

    -Новые знания мне пригодятся…

    Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. А теперь предлагаю вам самим оценить свою работу.

    Мне бы хотелось, чтобы вы поделились впечатлениями о нашем уроке. Поднимите сердечко, которое соответствует вашему впечатлению от урока.

    1)Урок прошёл удачно. Я доволен собой - красное сердечко

    2)Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой - розовое

    3)Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!- белое

    Учитель: Встаньте, пожалуйста. Ребята, большое спасибо. Вы очень хорошо работали. Молодцы! Урок окончен.



    Предварительный просмотр:

    Колобок. Старая сказка новым детям.

    Инсценировка для детского сада, маленьких школьников или просто хорошей компании.

    Колобок:

     - Я - веселый Колобок,

     Добрый нрав, румяный бок.

     Не хочу сидеть я дома,

     Дома всё давно знакомо.

     Я на улицу хочу!

     Спрыгну вниз и укачу…

    Бабка:

     - Ты куда, Колобок, покатился?

    Колобок:

     - Я, бабуля, путешествовать пустился!

    Дед:

     - Одному в лесу гулять так опасно!

    Бабка:

     - Ой, не слушаешь ты дедушку напрасно…

    Колобок:

     - Не зовите, не вернусь.

     Ничего я не боюсь!

    Ведущий: По дорожке, вдоль ограды

     Мимо кошки, мимо сада,

     Мимо лодок и пруда –

     Ой, куда же ты, куда?

     Покатился – не найдешь!

     Тут ему навстречу Ёж.

    Ёж:

     - Что такое? Бритый ёж?

     На кого ж ты, друг, похож?

     Ну, конечно, это модно.

     Только вот Лисе голодной

     Нынче крупно повезёт –

     Лысый ёж к ней в суп идет.

     Без иголок так удобно!

     Новый вид ежей – съедобный!

    Колобок:

     - Как ты смеешь насмехаться!

     Ну, держись! Мы будем драться.

     Ты, колючка, так схлопочешь!

     Вот тогда и похохочешь.

    Ведущий: Вмиг в клубок свернулся ёж:

     - Лысый, ты его не трожь.

     У него иголок много!

     Ты иди своей дорогой.

    - Вот на том и  помирились,

     Разбежались, раскатились…

     Эх, какой же тут живёт

     Неприветливый народ!

     Закатись подальше, в ёлки.

     Говорят, там бродят волки...

     День чудесный, солнце греет,

     Волк подкрасться не посмеет.

    Волк:

     - Я гляжу, ты очень смелый

     И румяный – это дело!

     Я как раз с утра голодный.

     Где ты спрятался, негодный?

     А, дрожишь теперь под ёлкой!

     Что с тобой? боишься волка?

     Ты живой там или нет?

     Ну, иди сюда, обед!

    Ведущий: Сунул морду Волк под ёлку,

     Но попала в нос иголка.

     Взвыл разбойник и умчался.

     Колобок наш отдышался,

     Отряхнулся и сказал:

    Колобок: - Как я Волку наподдал!

     Будет серый хищник знать,

     Как на сильных нападать!

     Солнце припекает спинку,

     Поищу в лесу малинку.

     А медведя встречу там –

     И медведю я задам!

    Медведь:

     - Ах, малина, наслажденье!

     Славный я нашёл кусток.

     Это что за наважденье?

     Среди ягод – Колобок!

     Золотистый, пышный, свежий,

     Ну как раз на вкус медвежий.

     Съесть такого сразу надо.

     На пенёк сейчас присяду…

     Нет, пожалуй, погожу –

     На диете я сижу!

    Ведущий: Лег на травку косолапый,

     Положил под морду лапу:

     - Подремлю в тени часок

     И примусь за колобок…

    Колобок вздохнуть не смел.

     Только Мишка засопел,

     Колобок наш из кустов

     Выскочил и – был таков.

    Колобок:

     - Солнце мне ласкает бок.

     Солнце – тоже колобок.

     Прямо к солнцу покачусь,

     Ничего я не боюсь!

     Я отважный, я бесстрашный,

     В битве лютой рукопашной

     Я медведя уложил –

     Так он и лежит без сил.

    Лиса:

     - Слышу чудное я пенье!

     Что за тембр! Я в восхищеньи!

     Это что за молодец?

     Ах, известнейший певец!

     Для меня, прошу вас, спойте!

     Ах, любезнейший, постойте,

     Я стара и глуховата,

     Словно в рыжих ушках вата.

     Если бы вы рядом сели.

     Если б мне на ушко спели!

     А еще я плохо вижу,

     Я придвинусь к вам поближе,

    Колобок:

     - Что ж, порадую старушку.

     Так и быть, спою на ушко.

     Что хорош я, знаю сам…

    Тут Лиса сказала: «Ам!»

    Ведущий:  Ох и струсил Колобок!

     Побледнел румяный бок.

     Так домой он быстро мчался,

     Что едва земли касался.

     Удирал из леса вскачь,

     Словно он футбольный мяч.

     Вспрыгнул снова на окошко,

     Успокоился немножко

     И сказал:

     - А что такое?

     Не встречают тут героя?

     Возвратился я с охоты

     И устал, признаюсь, что-то.

     Я вам после расскажу,

     Как понравился Ежу,

     С Волком в прятки поиграл,

     Мишке фокус показал.

     Почитал стихи Лисе,

     В общем, там довольны все.

     А правдивый мой рассказ

     Запишу потом для вас…»

    Ёж:

     - Что такое? Бритый ёж?

     На кого ж ты, друг, похож?

     Ну, конечно, это модно.

     Только вот Лисе голодной

     Нынче крупно повезёт –

     Лысый ёж к ней в суп идет.

     Без иголок так удобно!

     Новый вид ежей – съедобный!

    Волк:

     - Я гляжу, ты очень смелый

     И румяный – это дело!

     Я как раз с утра голодный.

     Где ты спрятался, негодный?

     А, дрожишь теперь под ёлкой!

     Что с тобой? боишься волка?

     Ты живой там или нет?

     Ну, иди сюда, обед!

    Лиса:

     - Слышу чудное я пенье!

     Что за тембр! Я в восхищеньи!

     Это что за молодец?

     Ах, известнейший певец!

     Для меня, прошу вас, спойте!

     Ах, любезнейший, постойте,

     Я стара и глуховата,

     Словно в рыжих ушках вата.

     Если бы вы рядом сели.

     Если б мне на ушко спели!

     А еще я плохо вижу,

     Я придвинусь к вам поближе,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

    Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

    "Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")

    Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....

    Урок литературного чтения в 3 классе "Начальная школа XXI века" И.С.Никитин "Утро"

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО Тема: И.Никитин «Утро»Цель: Познакомить учащихся с творчеством И.Никитина.УУД:Регулятивные: Формирование умения высказывать своё мнение;Личн...

    Конспект открытого урока по окружающему миру в первом классе. Начальная школа XXI века.

    Конспект урока позволяет формировать нравственные черты характера; развивать творческие способности учащихся: слышать звуки, видеть красоту природы через фольклор....

    Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экосистема болота» по программе «Образовательная система «Школа 2010» с использованием интерактивной доски и системы голосования.

    •      Знакомство учащихся с разнообразными обитателями болот•      Какую роль они выполняют в экосистеме•      Какие особенн...

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса. УМК "Школа XXI века"

    Рабочая программа составлена на основе ФГОС в соответствии с программой  УМК "Школа 21 века"...

    Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Мир животных".

    Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Мир животных"....