Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Мартенс Марина Витальевна

Данное занятие проведено в малочисленном классе после открытого урока с родителями по   предмету "основы светской этики", тема "Род и семья - исток нравственных отношений". Считаю, что в большом классе это занятие можно провести в несколько этапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»  к уроку № 18 «Род и семья – исток нравственных отношений»

Мартенс М.В., учитель начальных классов МОУ «Начальная школа – детский сад» пст. Бортом

Системоообразующая идея занятий( урок- внеурочная деятельность) – включить в деятельность обучающихся и их родителей (или их представителей) в образовательное пространство духовно-нравственного образования и воспитания детей  через  интерес  к прошлому своей семьи, её культуре, традициям.

Внеклассное занятие проведено в малочисленном классе (4 ученика). Если временные рамки ограничены, мероприятие можно провести в несколько этапов.

Подготовительная работа:

1.Проведён открытый урок с родителями по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»

2. Родители вместе с детьми готовили творческие работы в течение десяти дней:

  1. Родословное древо семьи
  2. Герб семьи
  3. Рассказ об одном из представителей  рода (ветеран, писатель, труженик тыла, герой  или др.)
  4. Рассказ о самой старой фотографии из семейного альбома
  5. Семейные легенды.
  6.  Традиционное национальное блюдо семьи.
  7.  Талисман или оберег семьи.
  8. Выставка коллекций и увлечений семьи

Цель:  Формирование нравственной, духовной, социально – ориентированной личности путем приобщения к  семейным традициям. Пробуждение интереса школьника к своим корням, к прошлому своей семьи на основе выполнения творческих работ совместно с родителями во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Заинтересовать родителей и обучающихся класса на выполнение творческих работ и проектов по темам «Родословное древо семьи», «Герб семьи», «Рассказ об одном из представителей  рода (ветеран, писатель, труженик тыла, герой  или др.)», «Рассказ о самой старой фотографии из семейного альбома», «Семейные легенды», «Традиционное национальное блюдо семьи», «Талисман или оберег семьи», «Выставка коллекций и увлечений семьи»
  2.  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в подготовке и проведении мероприятия.
  3.  Учить  осуществлять информационный поиск для выполнения предложенных заданий;
  4. Развивать познавательный интерес школьника к своим корням, к прошлому своей семьи.
  5. Способствовать воспитанию любви и уважения к  членам семьи, родным, родственникам, предкам; знание, понимание и принятие обучающимися семейных ценностей.
  6. Совершенствование форм работы с семьёй.

Оборудование:  столы (у каждой семьи свой), накрытые скатертью, принесённой из дома;  на столе каждая семья представляет семейное национальное блюдо,  выставку коллекций и увлечений семьи, талисман или оберег семьи…

Нитки для вязания  длиной 50 см семи цветов радуги (для каждой семьи), круг из картона.

Ход занятия:

Педагог зажигает свечу и просит подойти к нему представителя от каждой семьи класса.

- Много-много лет назад люди жили племенами. Общий костёр объединял их. Возле него они обсуждали важные вопросы, планировали свою жизнь. Но проходили годы, людям стало легче охотиться и добывать себе пропитание, поэтому они стали жить отдельными семьями, унося с собой от общего костра частичку огня (дети зажигают маленькие свечи и идут к своим семьям).

- А как образовался Ваш род? Как образовалась Ваша семья? Как выглядит Ваш семейный герб? Расскажите нам.

Выступления семей.

- Спасибо. За каждое выступление семьи я буду давать нитку определённого цвета.  Слово ГЕРБ начинается с какой буквы? (Г) Значит нитка будет ГОЛУБОГО цвета.

- Чтобы представить следующую семейную реликвию, предлагаю Вам отгадать ребус (составить из предложенных букв слово) - ФОТОГРАФИЯ

- Фотография  является одним из исторических источников, которая может много поведать нам об истории семьи, рода. Расскажите о самой старой фотографии из вашего семейного альбома.

Выступления семей.

- Слово фотография начинается с буквы Ф -  ФИОЛЕТОВАЯ нитка.

- Педагог  читает притчу «Тепло семейного очага»

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

- А есть ли в Вашей семье такой человек, который является хранителем семейного очага? Или ваш родственник имеет заслуги перед Родиной? Расскажите о нём.

Выступление семей.

- За выступление СИНЯЯ  нитка.

- Предлагаю семьям выполнить новое задание: составить пословицу и объяснить её смысл. (Каждое слово записано на отдельной карточке) СЕМЕЙНЫЙ ГОРШОК ВСЕГДА КИПИТ.

 - Каждая семья уникальна по-своему: укладом жизни, традициями, увлечениями.  На Ваших столах представлена небольшая выставка семейных работ. Расскажите о ней.

Выступления семей.

- Интересно было услышать о Ваших  Занятиях и увлечениях. Нитка ЗЕЛЁНОГО цвета.

- Чтение учителем притчи «Волшебная копейка»

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

- Расскажите о своих семейных талисманах и оберегах.

Выступление семей.

- За рассказ о семейных Оберегах – ОРАНЖЕВАЯ нитка.

- Думаю, что в каждой семье есть рассказ, который передаётся из поколения в поколение. Интересно было бы услышать Ваши семейные легенды.

- За рассказ о семейных и Жизненных  легендах – ЖЁЛТАЯ нитка.

- Какой же семейный праздник обходится без застолья? Вот и у Вас на столах приготовлены национальные традиционные блюда семьи. Поделитесь рецептом их приготовления.

- За семейную Кухню – КРАСНАЯ нитка.

Обобщение: вот и собраны все нити. Что они Вам напоминают? (цвета радуги).РАДУГА — символ небесного,  чистого, дарующего жизнь, таинственного и величественного. Думаю, что символом нашего мероприятия может стать РАДУГА, потому что  каждая из присутствующих семей многоцветна и неповторима.

Слово СЕМЬЯ состоит из семи Я. Радуга тоже состоит из семи цветов. Каждый цвет радуги дополняет другой, делая её необыкновенно красивой, как и каждый член семьи дополняет друг друга, объединяет семейный род.

Я предлагаю вам сплести фенечку из этих нитей – символ единства вашей семьи, семейных ценностей.

Нам понадобится:  круг из  картона диаметром 7-8 см с восьмью надрезами и семь разноцветных нитей.

  1. Вырезаем небольшой кружок в центре круга, чтобы узелок фенечки мог там задержаться.
  2. Завязываем нитки в узелок и просовываем в отверстие посередине круга и распределяем нитки по прорезям подходящего цвета. Следует заметить: узел должен быть с другой стороны отверстия.
  3. Отмечаем на круге две стрелочки по направлению часовой стрелки.
  4. Отсчитываем от пустого надреза три надреза по часовой стрелке, берём нитку из этого надреза и вставляем в пустой надрез.
  5. Повторяем действия  п.4 несколько раз.
  6. Конец фенечки завязываем узелком.

Если не позволит время, фенечки можно сплести в другое время.

Итог занятия: Семья – люди, объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют группу единомышленников, друзей. Мне бы хотелось, чтобы все присутствующие здесь стали семьёй.  Чтобы мы были дружными, помогали, если у кого-то что-то не получается, чтобы берегли и приумножали семейные ценности.

Награждение семей Дипломами за участие, вручение книжки – самоделки «Притчи о семье»

Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно»

В этом учебном году многие учителя посещают курсы по ОРКСЭ. В начале занятий было скучновато и хотелось поскорее уйти. Сейчас  курсы скоро завершают свою работу, многое я для себя открыла нового,...

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково". Презентация

Эта презентация поможет провести урок по данной теме.Здесь представлены пословицы, высказывания великих людей о матерях. сделает урок более интересным....

«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ модуль ОСЭ по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»

Формирование нравственной, духовно, социально-орентированной личности путем приобщения к семейным традициям....