«Встреча друзей. Масленица».
методическая разработка (1 класс) по теме
Они хранили в жизни мирной
Привычки мирной старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А.С. Пушкин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия.
«Встреча друзей. Масленица».
Цель:
Обобщить знания учащихся о духовно-нравственном воспитании, сохранении традиций народной культуры при участии международного школьного обмена с гимназией имени Лихтвера город Вурцен (Германия).
Задачи:
Углубить знания детей о малых жанрах фольклора.
Расширить знания детей о православном празднике « Масленица».
Преодоление языкового барьера.
Воспитывать чувство любви к Родине, к её прошлому, к старинным традициям, к народному языку.
Прививать интерес к изучаемым предметам, затронув при этом эмоциональную сферу.
Формировать активность в поиске знаний, познавательного интереса.
Воспитывать чувство коллективизма, товарищества при работе в группах.
Умение слушать и если понадобиться дополнить ответы учащихся.
Умение анализировать ответы товарищей и оценивать их, делать самостоятельные выводы.
Тип – Классный час.
Оборудование:
- аудиозаписи;
- интерактивная доска;
- ноутбук;
- выставка книг;
- стенды, плакаты ;
- шали;
- материал, для приготовления чучела;
- ручки, листы бумаги;
- бейджики.
План.
1 этап – Организационный момент. Знакомство – 5 минут
2 этап – Урок русского языка – 10 минут
3 этап – Русская масленица – 20 минут
4 этап – Живые картинки – 6 минут
5 этап – Расставаться пора… - 4 минуты
Конспект занятия.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Этап 1. Организационный момент. Знакомство – 5 минут | |
Цель этапа (учителя): развивать навыки культурного общения | Цель этапа (ученика): умение общаться со сверстниками, немецкой делегацией |
Деятельность 1. -Друзья, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались… -Здравствуйте, дорогие наши гости, дорогие ученики. Найдите слово на плакате. Прочитаем его хором. -А кому это слово адресовано? | Деятельность 1. Дети заходят в класс. Немецкие гости проходят, садятся за столы. Дети читают стихотворения для начала урока. - Здравствуйте! - Всем, кто находится в нашем классе. ( Дети поворачиваются к гостям и приветствуют их). |
Деятельность 2. - У нас сегодня в гостях учащиеся из ГДР, они живут и учатся в Вурцене. - О нашей давней дружбе расскажет директор школы Чухина Ирина Николаевна. - Слово директору. ( В её выступлении содержится информация, отражённая нами в « Пояснительной записке» к занятию). -Спасибо, Ирина Николаевна! | Деятельность 2. Дети внимательно слушают директора школы, в конце задают вопросы: - А когда мы сможем поехать в Германию? - Где мы там будем проживать? И т.д. - Спасибо, Ирина Николаевна! |
Деятельность 3. Беседа. -Ребята, а как вы назовете наше сегодняшнее занятие? Подумайте, а я вам помогу. - Если мы встречаем гостей, то это … - Если мы ещё не знаем друг о друге ничего, то это … -А знакомство предполагает … - Хорошо! Молодцы! | Деятельность 3. Ответы детей. - Встреча. - Знакомство. - Общение. |
Деятельность 4. - Я вовлекаю всех вас в игру « Здравствуйте!» -Хорошо! Я обращаюсь к гостям. - Хотите вместе с нами позаниматься на уроке русского языка? ( Перевод на немецкий язык им предоставляем). | Деятельность 4. Дети произносят слова игры, импровизируя при этом. Подходят к гостям, называют своё имя и спрашивают их. - Дети дают гостям листочки и ручки для предстоящей работы. |
Этап 2. Урок русского языка. 10 минут. | |
Цель этапа (учителя): продолжить формирование учебные навыки | Цель этапа (ученика): учить ориентироваться в материале урока, делать выводы. |
Деятельность 5. - Это сейчас мы с вами читать умеем, а совсем недавно мы изучили азбуку … - Внимание на экран. ( На экране фрагмент из учебного фильма о букве А) - Хорошо! Работаем. Смоделируйте букву А из цветных карандашей. - Поработаем в прописи. А гости на листочках. - Повторим правило посадки. | Деятельность 5. - От А до Я. Дети и гости выкладывают букву А из цветных карандашей. Дети смотрят на плакат и садятся правильно. |
Деятельность 6. - Учитель пишет на доске. Ая / АЯ / ая / АЯ - О чём говорят нам эти буквы? - хорошо. А теперь запишите имена гостей и наши. - Какие имена гостей вы запомнили при знакомстве? - Запишем Менди , Тобиз - А наши на букву А и Я ? | Деятельность 6. Дети пишут в прописи. - О дружбе, они вместе, взялись за руки. - Менди, Тобиз. - Алина, Яша |
Деятельность 7. - Покажите работы друг другу. | Деятельность 7. Дети со своими прописями подходят к гостям, показывают свои работы, смотрят у них. |
Деятельность 8. Предлагаю отдохнуть. - Назовите героев. - А теперь в алфавитном порядке. | Деятельность 8. Дети встают. - Зайка, мишка, ёжик, волк. - Волк, ёжик, зайка, мишка. |
Деятельность 9. - Дети, а как вы оцениваете наше взаимное общение? - Хорошо. Заканчивая наш маленький урок русского языка, я прошу из россыпи букв составить слово. у р ь д з я - Хорошо. Спасибо за урок. | Деятельность 9. Ответы детей. - Мы вместе писали, показывали друг другу работы, помогали. - Дети (6 человек) подходят к гостям, берут за руку и выбирают букву. Затем составляют слово: ДРУЗЬЯ Берутся за руки и образуют общий круг. |
Этап 3. Русская масленица. 20 минут | |
Цель этапа (учителя): углубить знания детей о малых жанрах фольклора; преодоление языкового барьера. | Цель этапа (ученика): учить ориентироваться в материале урока, делать выводы |
Деятельность 10. Беседа. - Дети, наша встреча продолжается. Что интересного нас ждет? - Помогут нам в этом воспоминания о вчерашнем празднике Масленицы, в котором мы принимали участие. - Слово учителю. - У нашего народа, как и любого другого, одно из традиций - оформлять своё жилище. В нашем классе есть уголок « Откроем бабушкин сундук», где представлены личные вещи моей бабушки. Это и одежда – рубахи, шали, и посуда… ( В фильме, который мы прилагаем, этот момент отражен) - А о масленице мы расскажем вместе. -Из истории… -Масленица длилась 7 дней. Что об этом вам известно? | Деятельность 10. Ответы детей. - Мы сейчас постараемся рассказать нашим гостям об одной нашей традиции праздновать Масленицу. -Дети и гости рассматривают экспонаты. -Ученик рассказывает. Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, от которого сохранился обычай печь блины и устраивать увлечения. Дети называют дни. Понедельник – Встреча. Вторник- Заигрыш Среда – Лакомка Четверг – Разгуляй Пятница – Тещины вечорки Суббота – Заловкины посиделки Воскресенье – Проводы (Прощальное. Целовник. Прощёный день) |
Деятельность 11. -Русская семья была очень большая. Степень родства определялась словами: отец, мать, сын, дочь, теща, тесть, зять, сноха ( невестка), заловка, деверь. Учитель поясняет эти слова. А теперь подробнее расскажем о каждом дне. -А какая же начинка может быть у сладких пирогов на Масленицу? -Рассмотрите иллюстрацию. Что на площади мы можем увидеть? -Поиграем и мы. Представим себя в роли медведя. – Повторим хором. А кто может рассказать быстро и четко? – А, еще какие скороговорки знаете? | Деятельность 11. Дети поясняют значения знакомых слов. – Символ этого праздника – чучело в виде девушки. Эта девушка – символ уходящей зимы. Сделано чучело из соломы и одето в яркое платье. Праздник длится неделю, и все дни имеют свои названия. Первый день называется «встреча». К этому дню устраивают горы, качели, столы со сладостями. Дети в этот день кричат скороговоркой: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!». Ответы детей. 2 день - «Заигрыш». На заигрышах с самого утра девицы и молодцы катаются на горах, качаются на качелях, разъезжают на санях. Ответы детей. Цветной шатёр, весёлого скомороха, яркие знамёна, воздушные шары, большую снежную горку. – Третий день называется «лакомка». Тёща приглашает зятя к себе на блины. В этот день поют песни, разыгрывают сценки из жизни людей и животных. Ну и мы сейчас отдохнём, разыграем небольшую сценку. Представьте, что мы в роли медведей на Масленице. Дети встают вместе с гостями. Мишенька Иваныч Родом боярыч (топаем ногой) Ходи, ну, похаживай Говори, поговаривай (переваливаемся) Да не гнись дугой Словно мешок тугой (согнуться и разогнутся) Да ну поворотись, Развернись, Добрым людям покажись (повороты) Представь, как тёща Про зятя блины пекла, (показываем руками) Да угорела, Головушка заболела. (Руками обхватываем голову руками и покачиваем ею). Четвёртый день называется «разгуляй». Начинается масленичный разгул. На главной площади сжигают чучело. Скоморохи и в этот день не умолкают. Дети загадывают загадки. – На пятый день «тещины вечорки». Теперь наоборот зять приглашает тещу на блины с самого вечера. На ужин собирается вся родня, которая веселится. Акулина-пышка На улицу вышла, На камушек села, Пять лягушек съела. Ответы детей. – На шестой день молодая жена принимает молодую родню. Этот день называется «посиделки». А на улице идет бойкое взятие снежного городка. Возьмут городок, а воеводу окунут в снег, подымут, отряхнут. И начнутся песни, пляски. – На седьмой день все прощаются с праздником. Называется «проводы». Прощаясь, говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста, если в чём виноват перед тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Заканчивается Масленица и наступает время… Текут ручьями снег и лед, у птиц на север перелет, лед пробудился ото сна, все дольше день, пришла… (весна). |
Деятельность 12. -Какое угощение всех ждет? Мы предлагаем рецепт блинов, взятый из кулинарной книги. -Давайте покажем, изобразим процесс выпекания блинов. -Спасибо. | Деятельность 12. - Это блины. - Дети импровизируют, двигаются, общаются с гостями, « угощая» их блинами. |
Этап 4. Живые картинки. – 6 минут | |
Цель этапа (учителя): Учить навыкам совместной деятельности, работе в коллективе. | Цель этапа (ученика): Учить работать последовательно, в группе, осуществлять взаимопомощь |
Деятельность 13. - Мы знаем, что в один из дней сжигали чучело. - Я предлагаю вам сначала собрать это чучело, соорудить полную картину с « огнём». Всё необходимое имеется. Пояснение на немецком языке дает Чухина И.Н. - Хорошо. Сжигая чучело, люди прощались с зимой словами: -Дети, когда мы рассматривали картинки из русского быта, то в одежде русской женщины выделяется одна вещь. Какая? | Деятельность 13. - Совместная деятельность учащихся и гостей по созданию чучела и создания картинки. -Ученик: Уходи , зима седая! Уже красавица весна Колесница золотая Мчится с горной вышины. -Это шаль, т.е. большой платок. |
Деятельность 14. - В нашей современной жизни шали тоже в моде. Я предлагаю вам игру « Шали». - Вы как можно быстрее, аккуратнее, красивее надеваете шаль и величаво прохаживаетесь. Спасибо, здорово, молодцы! | Деятельность 14. -Приглашаются: одна девочка 1 класса и девушка-гостья. Игра повторяется 3 раза. |
Этап 5. Расставаться пора… 4 минуты | |
Цель этапа (учителя): способствовать созданию дружеской обстановки в коллективе. | Цель этапа (ученика): уметь оценить свою деятельность, сделать выводы: чему учились? как учились? Зачем учились? |
Деятельность 15. -Друзья, наша встреча подходит к концу. Вспомним, как мы определили наше занятие? - А какими словами вы дополните это? - Хорошо, я предлагаю вам оценить свою деятельность по « Методу пяти пальцев». Этот метод вам знаком. | Деятельность 13. - Это встреча, знакомство, общение… - Помощь друг другу, совместные игры, дела. |
Деятельность 16. - Сделайте это, общаясь друг с другом. -А я спрошу так: большой пальчик – это состояние духа. Какое у вас настроение? Почему? - А я вам подарю такие слова. Спасибо. Хорошо. -Мы расстаёмся, чтоб встретиться вновь.. Что пожелаем друг другу? -Посмотрите на символ нашей дружбы… Звучит песня. | Деятельность 16. - Взаимообмен между учащимися. Ответы детей. Нам было приятно принять гостей, познакомиться с ними и подружиться… Ответы детей. Дети подходят к гостям, берут их за руки, образуют большую группу. Фото на память. Дети и гости встают в круг. |
2.2. Приложения.
Оценка урока по « Методу пяти пальцев».
Мизинец – мыслительный процесс.
Какие знания, опыт я сегодня получил?
Безымянный - близость в цели.
Что я сегодня сделал и чего достиг?
Средний - услуга, помощь.
Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?
Указательный – бодрость, физическая форма.
Что я сегодня сделал для своего здоровья?
Большой – состояние духа.
Какое у меня настроение?
Программа пребывания немецких школьников из Вурцена в МУСОШ № 39 г.
Иванова по программе международного школьного обмена
04.03.11, пятница, посещение школы № 39.
10.30 – прибытие в школу. Работа над проектом « Изучение и сравнение русских и немецких традиций».
10.30-11.00 – посещение школьной выставки декоративно - прикладного творчества « Мастер на все руки»
11.05-11.50 – уроки русского языка в 1-х классах. ( Гунина В.Н., Макарова Н.В.)
12.00-13.30 – совместный концерт в актовом зале к Международному Женскому дню
8 Марта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча друзей
Праздничный урок 1 сентября во 2 классе. Данный сценарий позволяет вовлечь в групповое взаимодействие учащихся класса после летних каникул....
Дастархан встречает друзей!
Классный час,проводила на район....
ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ сценарий конкурсной программы для учеников первых классов
Познавательное мероприятие для будущих первоклассников....
Встреча друзей или Скоро в школу!
Познавательное мероприятие для будущих первоклассников....
Встреча весёлой Масленицы.
Задачи:расширить представления учащихся о народных традициях и праздниках через знакомство с праздником «Масленица»;развивать память, внимание, речь, мышление, общую моторику;способствовать развитию и...
Сценарий спортивного развлечения «Встреча друзей»
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стил...
Коррекционное-развивающее занятие «Встреча друзей» для детей с ОВЗ
Коррекционно-развивающее занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста по развитию речи.Главная цель данного занятия развивать речь воспитанников:расширять словарь,закрепить способ...