Занятие о культуре общения
методическая разработка (4 класс) по теме

Агибалова Елена Вячеславовна

 

 

Клуб по формированию культуры общения.

 

Тема: О культуре общения.

Цели и задачи:

 

  • привлечь внимание детей к культуре русского языка, воспитывать бережное отношение к родному языку.
  • формировать навыки этического общения.
  • развивать творческие способности,

            провести практикум по вопросам этики общения.

 

Предварительная подготовка:

 

  • разработка занятия;
  • подготовка этических ситуаций;
  • разучивание скороговорок, стихотворений;
  • выставка произведений на этическую тему;

            оформление кабинета;

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: У всех, наверное, бывали такие случаи: едем в транспорте, за спиной разговаривают. Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать себе представление о говорящем: его возраст, пол  (мужской или женский), уровень культуры, воспитанность и мн.др.Тоже самое происходит, когда мы присутствуем при разговоре незнакомых людей. Мы их не знаем, но довольно много можем узнать из их манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений.

Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Кто захочет общаться с грубияном? Работа над своей речью - трудная задача, но каждый человек должен следить за правильностью речи, дикцией, правильным произношением, соблюдать нормы общения.

Л. Н. Толстой писал: »Выразить словами то, что понимаешь так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам-дело самое трудное».

 

Выполним несколько заданий.

1) На доске вы видите слова-названия эмоций: радость, сожаление, горе, угроза.

1)Произнесите фразу: » Скоро каникулы» с выбранным эмоциональным настроением, а мы угадаем, что вы смогли выразить в этой фразе.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Русский язык обладает удивительной способностью придавать прямое и противоположное значение  одной той же фразе .Ребята, на доске записаны фразы, которые вы сейчас попробуете

 Произнести, придавая им прямой и противоположный смысл.

2)Рад тебя видеть. Спасибо за помощь . Я в восторге. Мне это очень нравится.

(Дети выполняют задание).

3)Проговорите фразу: »Меня зовут… »(назовите себя) следующим образом:

  • Громко, чтобы привлечь внимание.
  • Кратко и  вежливо, чтобы не привлекать внимания.
  • Немного растянуто, чтобы подчеркнуть какое у вас красивое имя.
  • Смело и решительно.
  • С угрозой, чтобы все вас начали бояться.

Виновато, чтобы все поняли, что вы пришли извиниться.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с практическими заданиями. А теперь давайте почитаем стихи. Но не просто почитаем, а постараемся выразить те эмоции, которые хотел передать нам поэт. Ну и, конечно, хотелось бы услышать и ваши эмоции.

  • Прочтите гневно, сердито, чтобы все почувствовали настроение короля Боровика:

                                              Шел король Боровик

                                                          Через лес напрямик.

                                                           Он грозил кулаком

                                                           И стучал каблуком.

                                                           Был король Боровик не в духе:

                                                             Короля покусали мухи.

                                                             В. Приходько

  • Прочтите с гневом, стремлением устрашить:

                                                            Я страшная Гиена,

                                                            Я гневная Гиена,

                                                            От гнева на моих губах

                                                            Всегда вскипает пена.

                                                                            М. Чистяков

Прочтите весело, шутливо как просьбу, так и ответ:

-Дайте мне

Кусок щекотки,

Дайте смеха-

Две щепотки,

Три столовых ложки

Ветра

И грозы-

Четыре метра!

Писку-визгу

Двести граммов,

Плюс пол-литра

Шумов гамов,

Да еще

Глоток веревки

И моточек газировки!

-Дам все,

Что вы хотите,

Если вы

В обмен дадите

Тюк

Мальчишек,

Пук

Девчонок

Да бочонок

Собачонок!

                       Б. Заходер

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательно справились с заданием.

Помните, что в  умении говорить проявляются лучшие качества человека, его воспитанность и вежливость. Давайте рассмотрим с вами основные правила общения.

  1. Будь вежлив. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
  2. Выражай мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.
  3. Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять.
  4. Не говори слишком медленно и долго. Это утомляет собеседника
  5. Произноси слова ясно и отчетливо ,собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает.

Упражнения, которые помогают говорить четко и внятно – скороговорки.

Помните, что вы говорите не для себя, а для других, поэтому необходимо сделать так, чтобы другие вас поняли. Необходимо четко и внятно произносить звуки, не торопиться - ведь за вами никто не гонится.

 

Практическая деятельность. (Дети проговаривают скороговорки).

 

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон! И др.

Иногда в разговоре нам помогают не только слова, но и мимика, и жесты. Как мы молчим иногда важнее того, как мы говорим.

Жесты – это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700тыс различных движений рук.  Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения ,наших чувств.

К нежелательным жестам относятся:

  • Бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложку и др.) в руках;
  • Барабанить карандашом или линейкой по столу;
  • Дергать кого-нибудь за рукав во время разговора;
  • Хлопать по плечу, виснуть на ком-то;
  • Болтать ногами, сидя за столом;

Мимика – это выражение лица (улыбка, взгляд, смех). Лучший рисунок лица   - его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех. Смех по причинам, которые  неизвестны другим.

Пантомима – движение тела (осанка, поза, походка). Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Наше занятие подошло к концу, еще раз хочу напомнить вам, ребята, что работа над речью – это трудная работа. Грамотная, доброжелательная, вежливая речь говорит о чутком, добром человеке.

Хорошим манерам тоже нужно учиться. Человек должен быть сдержанным, в манерах должен уметь контролировать себя.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                                                                            М. Лисянский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие о культуре общения21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое   занятие.

Клуб по формированию культуры общения.

Тема: О культуре общения.

Цели и задачи:

  1. привлечь внимание детей к культуре русского языка, воспитывать бережное отношение к родному языку.
  2. формировать навыки этического общения.
  3. развивать творческие способности,

            провести практикум по вопросам этики общения.

Предварительная подготовка:

  1. разработка занятия;
  2. подготовка этических ситуаций;
  3. разучивание скороговорок, стихотворений;
  4. выставка произведений на этическую тему;

            оформление кабинета;

Ход занятия:

Воспитатель: У всех, наверное, бывали такие случаи: едем в транспорте, за спиной разговаривают. Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать себе представление о говорящем: его возраст, пол  (мужской или женский), уровень культуры, воспитанность и мн.др.Тоже самое происходит, когда мы присутствуем при разговоре незнакомых людей. Мы их не знаем, но довольно много можем узнать из их манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений.

Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Кто захочет общаться с грубияном? Работа над своей речью - трудная задача, но каждый человек должен следить за правильностью речи, дикцией, правильным произношением, соблюдать нормы общения.

Л. Н. Толстой писал: »Выразить словами то, что понимаешь так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам-дело самое трудное».

Выполним несколько заданий.

1) На доске вы видите слова-названия эмоций: радость, сожаление, горе, угроза.

1)Произнесите фразу: » Скоро каникулы» с выбранным эмоциональным настроением, а мы угадаем, что вы смогли выразить в этой фразе.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Русский язык обладает удивительной способностью придавать прямое и противоположное значение  одной той же фразе .Ребята, на доске записаны фразы, которые вы сейчас попробуете

 Произнести, придавая им прямой и противоположный смысл.

2)Рад тебя видеть. Спасибо за помощь . Я в восторге. Мне это очень нравится.

(Дети выполняют задание).

3)Проговорите фразу: »Меня зовут… »(назовите себя) следующим образом:

  1. Громко, чтобы привлечь внимание.
  2. Кратко и  вежливо, чтобы не привлекать внимания.
  3. Немного растянуто, чтобы подчеркнуть какое у вас красивое имя.
  4. Смело и решительно.
  5. С угрозой, чтобы все вас начали бояться.

Виновато, чтобы все поняли, что вы пришли извиниться.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с практическими заданиями. А теперь давайте почитаем стихи. Но не просто почитаем, а постараемся выразить те эмоции, которые хотел передать нам поэт. Ну и, конечно, хотелось бы услышать и ваши эмоции.

  1. Прочтите гневно, сердито, чтобы все почувствовали настроение короля Боровика:

                                              Шел король Боровик

                                                          Через лес напрямик.

                                                           Он грозил кулаком

                                                           И стучал каблуком.

                              Был король Боровик не в духе:

               Короля покусали мухи.

                             В. Приходько

  1. Прочтите с гневом, стремлением устрашить:

                                                            Я страшная Гиена,

                                                            Я гневная Гиена,

                                                            От гнева на моих губах

                                                            Всегда вскипает пена.

                                                                            М. Чистяков

Прочтите весело, шутливо как просьбу, так и ответ:

                -Дайте мне

Кусок щекотки,

Дайте смеха-

Две щепотки,

Три столовых ложки

Ветра

И грозы-

Четыре метра!

Писку-визгу

Двести граммов,

Плюс пол-литра

Шумов гамов,

Да еще

Глоток веревки

И моточек газировки!

-Дам все,

Что вы хотите,

Если вы

В обмен дадите

Тюк

Мальчишек,

Пук

Девчонок

Да бочонок

Собачонок!

                       Б. Заходер

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательно справились с заданием.

Помните, что в  умении говорить проявляются лучшие качества человека, его воспитанность и вежливость. Давайте рассмотрим с вами основные правила общения.

  1. Будь вежлив. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
  2. Выражай мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.
  3. Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять.
  4. Не говори слишком медленно и долго. Это утомляет собеседника
  5. Произноси слова ясно и отчетливо ,собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает.

Упражнения, которые помогают говорить четко и внятно – скороговорки.

Помните, что вы говорите не для себя, а для других, поэтому необходимо сделать так, чтобы другие вас поняли. Необходимо четко и внятно произносить звуки, не торопиться - ведь за вами никто не гонится.

Практическая деятельность. (Дети проговаривают скороговорки).

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон! И др.

Иногда в разговоре нам помогают не только слова, но и мимика, и жесты. Как мы молчим иногда важнее того, как мы говорим.

Жесты – это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700тыс различных движений рук.  Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения ,наших чувств.

К нежелательным жестам относятся:

  1. Бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложку и др.) в руках;
  2. Барабанить карандашом или линейкой по столу;
  3. Дергать кого-нибудь за рукав во время разговора;
  4. Хлопать по плечу, виснуть на ком-то;
  5. Болтать ногами, сидя за столом;

Мимика – это выражение лица (улыбка, взгляд, смех). Лучший рисунок лица   - его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех. Смех по причинам, которые  неизвестны другим.

Пантомима – движение тела (осанка, поза, походка). Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Наше занятие подошло к концу, еще раз хочу напомнить вам, ребята, что работа над речью – это трудная работа. Грамотная, доброжелательная, вежливая речь говорит о чутком, добром человеке.

Хорошим манерам тоже нужно учиться. Человек должен быть сдержанным, в манерах должен уметь контролировать себя.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                                                                            М. Лисянский

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...

Конспект занятия по курсу « Речь и культура общения» Тема «Весёлые рассказы»

Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и свою речь, умел словесно импровизировать и постоянно совершенство...

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"

Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова....

Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»

Классный час на тему "Общение как средство формирования и   развития культуры общения младших школьников.»...

Занятия по культуре общения и этикету с младшими школьниками

Воспитание ребенка, привитие ему навыков и привычек  культурного повeдeния начинaeтся в семье, но систематическая  работа по вocпитанию культуры  проводится  в школе.  Целенап...

Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости" по дополнительной развивающей программе "Этикет и культура общения", предназначеного для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения

Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет и кул...


 

Комментарии

Агибалова Елена Вячеславовна

привлечь внимание детей к культуре русского языка, воспитывать бережное отношение к родному языку.
формировать навыки этического общения.
развивать творческие способности,провести практикум по вопросам этики общения.