Внеурочная деятельность в школе.
статья на тему

Третьякова Марина Ивановна

Организация внеурочной деятельности в сельской школе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie._vneurochnaya_deyatelnost_v_shkole_.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            М.И.Третьякова

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Усть-Кадинской СОШ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Усть-Кадинская средняя общеобразовательная школа,

с.Усть-Када Куйтунского района

     Школа во второй половине дня - это мир  раскрытие своего   творческого «Я», проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений.  Главное  ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом.  Это  даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появляется внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цель внеурочной деятельности в нашей школе: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

- изучить  нормативно – правовые документы разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных  классов;

-отработать механизм, обеспечивающий выбор обучающимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её  реализации в образовательном учреждении;

- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся,   как части общего уклада школьной жизни;

- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

- разработать  рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

- овладеть методами  и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

При  организации внеурочной деятельности мы оперировались на: нормативно-правовую базу: - Конституции Российской Федерации;  -Закона РФ от 12.08.2011 №  920  «Об образовании» (с изменениями и дополнениями); - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";  - Положения об авторских педагогических разработках, утвержденного приказом главного  № 1163, Письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 г. № 75-37-0541/11 «О рабочих программах»;  -Приказа управления образования Куйтунского района от 16 мая  2012г.                                №  071- осн  «Об  экспертизе учебных планов и образовательных программ на 2012-2013 учебный год»; - Устава школы; - Образовательной программы школы.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали: 
- учёт возрастных особенностей; - преемственность с технологиями учебной деятельности;  - опора на ценности воспитательной системы школы;  - свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности: -  запросы родителей, законных представителей первоклассников; - приоритетные направления деятельности школы; - интересы и склонности педагогов;  - рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
    Для нашей школы приемлема оптимизационная модель внеурочной деятельности. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, учитель-логопед, старший вожатый, тьютор и другие).  В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Обучающимся предоставляется  возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.  

 В соответствии с требованиями ФГОС НОО, письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: 1. спортивно – оздоровительное; 2. духовно – нравственное; 3 социальное; 4. общеинтеллектуальное; 5 общекультурное.

Результаты опроса  родителей по направлениям.

Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Планируемые внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Используемые формы внеурочной воспитательной работы по  направлениям: 1. Спортивно-оздоровительное: работа спортивных секций; организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр,  «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;  проведение бесед по охране здоровья; применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток; ведение факультативов «Уроки здоровья», «Разговор о правильном питании» и др.

2. Общекультурное направление: организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; работа ИЗО студии, театральной студии, танцевального кружка;    участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.

 3. Общеинтеллектуальное направление: предметные недели; библиотечные уроки; конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.; участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы,  района, области; разработка проектов к урокам.

4. Духовно-нравственное направление: встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»; выставки рисунков; оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;  тематические классные часы; оказание помощи ветеранам ВОВ и труда; фестивали патриотической песни.

5. Социальная деятельность: проведение субботников; работа на пришкольном участке; разведение комнатных цветов; акция «Спаси дерево», «Помоги птицам», «Кормушка» и др.

   Рабочие программы по внеурочной деятельности педагогами составлены с учётом методических рекомендаций УО по организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС.

   Краткая характеристика программ по направлениям внеурочной деятельности.

1.Спортивно – оздоровительное. Цель программы внеурочной деятельности учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности заключается в формировании устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни и досуга.

В 1-4 классах введён курс «Уроки здоровья». В основу курса положена программа Л. А.Обуховой,    Н. А. Лемяскиной  для 1-4 классов «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы». Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников.

Предлагаемая программа кружка для обучающихся 1-4 класса «Шахматная школа» предполагает работу в разновозрастных группах учащихся, проявляющих повышенный интерес к игре в шашки и шахматы. Руководитель кружка ставит перед собой цель: выявление и развитие природных задатков и способностей детей, способствующих успеху в игре.

 Обучающимся  предлагается  курс «Спортивный туризм» по программе Смирновой Д.В. Цель программы состоит в оказании помощи школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в спортивном туризме.  

Программа курса «Разговор о правильном питании»  представляет собой систему учебных модулей со здоровье сберегающей направленностью (авторами курса являются сотрудники Института возрастной физиологии Российской академии образования).

       2. Духовно – нравственное. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом в становлении нравственных ценностных ориентаций личности, в котором складывается базис, основы человеческой личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.). Этим аргументировано введение факультативного курса «Уроки нравственности» для обучающихся 1 класса, разработанную учителем начальных классов средней школы г. Иркутска. Основная идея программы не простое навязывание идеалов в процессе обучения и воспитания, а создание условий для того, чтобы ребёнок ориентировался в ценностях общества, присваивал их в свой внутренний мир или отвергал.

    Данное направление внеурочной деятельности также представлено кружком «Мир вокального искусства» (автор Г. А. Суязова). По целевой направленности программа профессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства. Формирование музыкальной культуры – неотъемлемая часть духовной культуры.

      Кружок «Технология народных ремёсел» для 1-4 классов. Программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Предметом изучения в программе является технология работы с бисером, соломкой, макраме и берестой, которая даёт возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси и на Русском Севере.

     3. Социальное направление. Кружок «Юные инспектора дорожного движения» адресован учащимся начальной и основной школы. Цель занятий состоит в том, чтобы вовлечь учащихся  в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов обеспечивающих безопасность дорожного движения.    

 Курс «Экономика: первые шаги» по программе факультатива «Экономика: первые шаги»    для внеурочной деятельности младших школьников, опубликованной в   УМК «Начальная школа XXI века» издательского дома  Вентана-Граф 2011г. Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям.  Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История» в основной школе.

Факультативного курса «Этика: азбука добра», рассчитанного на 4 года обучения (нач. школа). Программа разработана на основе авторской  программы  И. С. Хомяковой, В. И. Петровой факультатива  «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников, опубликованной в   УМК «Начальная школа XXI века». Основная цель факультатива – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.  

4. Общеинтеллектуальное направление. Главной целью общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана.

Во 2 и 3 классах введён факультативный курс «Развитие познавательных способностей». Рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей» оставлена на основе программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей» (Рабочая тетрадь в 2-х частях. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика), учебного пособия О. Языкановой «Развивающие задания: игры, тесты, упражнения».  Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.  

      В 4 классе факультативный курс «Планета загадок» рассчитан на 34 часа в год. Данный курс является  продолжением изучения курса «Экология младшего школьника»- 3 класс, автор курса  Назаренко С. М. (Программа общеобразовательных учреждений для начальных классов под редакцией Плешакова А.А., 2010 г.). Курс направлен на развитие экологической грамотности обучающихся.

      Широкое распространение в повседневной жизни современного школьника компьютерной техники, массовое использование в учебно-воспитательном процессе проектной деятельности способствовали тому, что все большее количество письменных работ учащиеся выполняют с использованием компьютера. Формированию культуры оформления текстов на компьютере способствует включение в программу курса «Компьютерная грамотность. Оформление текстов на компьютере».

5. Общекультурное. Для обучающихся начальных классов предлагается посещение кружка «Школьный театр «Петрушка» (Примерные программы внеурочной деятельности под редакцией В. А. Горского).

             Программа «Студия декоративно-прикладного творчества» для обучающихся 1-4 класса актуальна, так как является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

           Кружок «Хореография» рассчитан на учащихся как начальной, так и основной школы. Цель кружка состоит в приобщении детей к искусству танца.  

  Результаты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.  Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования  строго ориентированы на воспитательные результаты.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь  (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в  общественной  жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней  результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Цели и задачи: Создавать условия для формирования детского коллектива как средства развития личности.

Ожидаемые результаты:

- Сформированность         детского коллектива (благоприятный психологический  микроклимат, сплоченность коллектива, высокий   уровень   развития   коллективных   взаимоотношений,   развитость   самоуправления,   наличие традиций и т.п.)

- Сформированность     мотивации воспитанников к участию в общественно полезной   деятельности коллектива

-Сформированность    коммуникативной культуры учащихся

Методы и методики мониторинга: - Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В.  Синявскому и Б. А. Федоришину); - Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной); -  Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (стадии развития коллектива); - Методика  «Какой   у   нас   коллектив?»   (по А.Н. Лутошкину); -  Методика «Наши отношения»; -   Методика «Эмоционально-психологический климат»; -  Характеристика   психологического   климата коллектива; - Методика    диагностики     организованности коллектива; -Методика   «Определение   уровня   развития классной группы» (по А.Н. Лутошкину)

Одной из главных проблем нашей школы для организации ВУД является отсутствие учреждений дополнительного образования, специалистов с музыкальным, техническим, хореографическим и другим специальным образованием, недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности. Недостающие программы были взяты из «Примерных программ внеурочной деятельности», а затем адаптированы к условиям нашей школы.

        Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.

        В перспективе      необходимо более  активное включение учащихся в социально значимые проекты  села. Хотелось бы на базе школы создать  мини-мастерские.  Например:    гончарные, столярные, слесарные мастерские,  фитодизайн. Ищем пути решения  данных проблем.

Литература.

http://files.mail.ru/ls/1,
http://files.mail.ru/G6365U,
http://mega.educat.samara.ru/projects/79782/,

http://bookz.ru/authors/djanni-rodari/fantasia.html,
http://files.mail.ru/U7NH24,
http://files.mail.ru/AFQ0PD,
http://www.vgf.ru/tabid/90/Default.aspx

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа"

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы ...

Видео.Внеурочная деятельность в школе.Лекция Ирины Логвиновой

Внеурочная деятельность в школе -для  продолжения задач,которые  были задуманы на урокеЛекция Ирины Логвиновой...

внеурочная деятельность в школе

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня...

Анкета для родителей "Удовлетворенность внеурочной деятельностью в школе"

Эта анкета поможет узнать об отношении родителей к внеурочной деятельноти в школе...

Анкета для родителей "Удовлетворенность внеурочной деятельностью в школе"

Эта анкета поможет узнать об отношении родителей к внеурочной деятельноти в школе...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопредели...