Главные вкладки

    Качественная внеурочная деятельность как залог успешной социализации воспитанников.
    статья по теме

     

    Роль в социализации человека играет не только его семья, круг общения и средства массовой информации, но также и образовательные учреждения. Адаптация детей к обществу, их готовность к самостоятельной жизни, их моральное развитие в большей степени зависят от воспитателей, педагогов и психологов. Работа по социализации учащихся будет эффективной только в том случае, если она проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shulin_g.v._statya.docx16.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шулин Г.В.

    Воспитатель

    ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

     Качественная внеурочная деятельность как залог успешной социализации воспитанников.

    С недавних пор в отечественной психологии стал широко использоваться термин «социализация», заимствованный из зарубежных психолого-педагогических концепций. Так называют процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения) того общества, к которому он принадлежит.

    Под социализацией личности понимается процесс усвоения ребёнком определённой системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация личности осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, с помощью различных средств и механизмов.

    Роль в социализации человека играет не только его семья, круг общения и средства массовой информации, но также и образовательные учреждения. Адаптация детей к обществу, их готовность к самостоятельной жизни, их моральное развитие в большей степени зависят от воспитателей, педагогов и психологов. Работа по социализации учащихся будет эффективной только в том случае, если она проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей.

    Программа социализации воспитанников должна разрабатываться для каждого учреждения отдельно, совместными усилиями администрации, психологов и педагогического коллектива. В ней учитываются все факторы, влияющие на становление человека: условия жизни, физические возможности, уровень интеллектуального развития; возраст и индивидуальные особенности детей.

    Особую роль в социализации играет внеурочная деятельность. Для детей,  у значительной части которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе, что является следствием различных видов депривации и педагогической запущенности,  снижает уровень самооценки ребенка,  во многом программирует его дальнейшую жизнь,  становится серьезным препятствием на пути его взаимодействия с другими людьми и миром в целом.  Внеурочная деятельность предоставляет возможность самоутверждения,  саморазвития в других областях,  способствуя успешному личностному становлению,  выступая при этом главным средством присвоения воспитанниками социальных ценностей. 
            Сеть кружков и спортивных секций позволяет развивать творческие способности воспитанников, формировать художественный вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, а так же способствует их социализации. В процессе творческой самореализации идет успешное усвоение общечеловеческих ценностей. Появляется стремление и желание знать свой родной край, его культуру, традиции. Формируется позитивное отношение к труду, обществу, Отечеству. Территориальное положение, например, нашей школы позволяет пользоваться услугами расположенного в непосредственной близости районного Дома культуры, районной библиотеки, краеведческого музея. 

    Развитие творческих способностей воспитанников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.

    Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии со взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления.

    Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

    Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.
    Руководство творческими играми приобретает большое значение, но встречаются определенные трудности.
    Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, - его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

    Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.
    Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

    Успех реальной социализации воспитанника, таким образом, зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития ребенка в игре. Такую позицию взрослого описывает характерный для современной педагогики "личностно – ориентированный" подход, в рамках которого игра воспитанников рассматривается не только как подготовка к "взрослой" жизни, но и как реальное творческое (так как для ребенка окружающий мир всегда в чем-то новый) приобретение социального опыта.

    Труд воспитанников во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки. 

    Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

    Работа с различным материалом — кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям.

    Педагог обязан создать такие условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, востребовано, творил, радовался, огорчался и ощущал успех.

    Не всегда групповые методы могут исправить (скорректировать) внутреннее состояние ребенка. Как, правило, это связано с детскими страхами, вызванными как травмирующими ситуациями в жизни ребенка, так и воспитательной несостоятельностью его родителей. В этом случае необходима индивидуальная   работа для решения психологических проблем конкретного ребенка.
            В практической психологии немало доступных техник и средств, которые можно легко использовать в индивидуальной работе с детьми в рамках деятельности школьного психолога. Например,
     сказкотерапия,  игротерапия, психодраматерапия, арттерапия.
             В ходе занятий во внеурочное время дети учатся не только творчески мыслить, понимать эмоциональное состояние другого человека, овладевать приемами саморегуляции и т.д., но и грамотно взаимодействовать в социальной среде, что является важным моментом в адаптации ребенка к условиям окружающей действительности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (литературное чтение) «Успешное чтение»

    Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

    Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства....

    Исследовательская деятельность учащихся - залог успешности обучения

    Описание педагогического опыта по обучению учащихся начальных классов исследованию на уроках и во внеклассной работе....

    Доклад "Нетрадиционные формы проведения занятий как фактор успешной социализации воспитанников с ОВЗ"

    Нестандартное занятие – это импровизированное учебное   занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную)  структуру....

    Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ как фактор успешной социализации воспитанников коррекционного учебного заведения

    Представлена статья по развитию творческого потенциала детей с нарушениями интеллекта через занятия танцами....

    Качественная внеурочная деятельность как залог успешной социализации воспитанников.

    Роль в социализации человека играет не только его семья, круг общения и средства массовой информации, но также и образовательные учреждения. Адаптация детей к обществу, их готовность к самостоятельной...