Родительское собрание на тему: "Культура поведения в отношениях детей со своими сверстниками"
методическая разработка по теме

Сафронова Ирина Михайловна

Формирование личности школьника происходит в разных видах деятельности: в учении, труде, игре, в отношениях с товарищами и осуществляется каждый день; в будничной жизни, прежде всего, формируется индивидуальный опыт младших школьников. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность младших школьников были разнообразными и содержательными. Данное родительское собрание было проведено совместно с учащимися 3-4 классов. Перед учащимися ставилась задача воспитание нравственных качеств в отношениях со своими сверстниками. Задача для родителей заключалась в том, чтобы дать понять им  важность данного вопроса, ненавязчивым образом помочь родителям увидеть, как необходимо вести себя в схожих ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_kultura_otnosheniy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание,

 проведённое в 2010 году

 в начальных классах  

Муниципального

общеобразовательного

учреждения средней

общеобразовательной школы

с. Каменки Башмаковского района

Пензенской области

Тема:

«Культура поведения в отношениях детей со своими сверстниками»

Форма проведения собрания – игра «Что? Как? Когда?»

Учитель начальных классов:

Сафронова Ирина Михайловна

Вступительное слово учителя:

Формирование личности школьника происходит в разных видах деятельности: в учении, труде, игре, в отношениях с товарищами и осуществляется каждый день; в будничной жизни, прежде всего, формируется индивидуальный опыт младших школьников. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность младших школьников были разнообразными и содержательными.

Для младших школьников единство слова и дела проявляется в умении сознательно следовать правилам культурного поведения. Содержание культурного поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требованиями к речи людей, как основному средству общения и требованиями к внешнему виду (к одежде, осанке, жестам, мимике, походке) человека. Следовательно, культура поведения – это культура общения, культура речи и культура внешнего вида.

Культура поведения проявляется и  в отношении детей к своим сверстникам. Следует внимательно относиться к товарищам своих детей. Некоторые родители могут сказать пришедшему товарищу сына: «Иди, иди, нечего тебе здесь делать. Петя будет уроки учить». Такое обращение не поможет воспитать у детей культуру поведения. Уважение взрослого к маленькому человеку – основа воспитания уважения у детей к другим людям.

В течение прошлого года и всей первой четверти текущего года я внимательно наблюдала за взаимоотношениями детей. И я пришла к такому выводу: вежливость среди детей практически отсутствует. Ребята обращаются друг к другу по кличкам и прозвищам, очень редко произносят «волшебные слова», спрашивают и отвечают друг другу грубо. И я задумалась: надо что-то делать. Бесконечные беседы не приносят желаемого результата. И тогда я подумала, что эту проблему надо решить нам всем вместе, сообща – учитель, дети, родители.

Поэтому сегодня мы проведём необычное собрание в виде игры «ЧТО? КАК? КОГДА?», где рассмотрим разные педагогические ситуации на тему: «Культура поведения в отношениях детей со своими сверстниками»

Цель: 1) воспитание нравственных качеств учащихся, культуры поведения в отношениях детей со своими сверстниками;

2) дать понять родителям важность данного вопроса, ненавязчивым образам помочь родителям понять, как необходимо вести себя в схожих ситуациях.

Оформление и оборудование:

  1. Песочные часы
  2. Столы для двух команд
  3. Две команды:

I команда: дети и родители сидят за столом №1.

IIкоманда: дети и родители сидят за столом №2.

  1. На доске изображение Мудрой Совы, конверты с ответами, памятка
  2. Барабан, жетоны с номерами 1Д, 2Д, 1Р, 2Р (означают – 1Д – вопрос для детей первой команды; 2Р – вопрос для родителей второй команды)
  3. Конверты с вопросами на отдельном столе, также под номерами 1Д, 2Д, 1Р, 2Р
  4. Тексты для обсуждения:

«Самое страшное», «Два товарища», «Сонечка», «Ябеда», автор В. Осеева

8.Таблички с надписью: «Стол №1», «Стол №2»

Ход собрания

У: - На нашем собрании сегодня присутствуют две команды

I   Команда – это дети и родители за столом  №1

II  Команда – это дети и родители за столом  №2

Разыграем вопросы I тура

  1.  От каждой команды выходят по одному участнику – ребёнку. По очереди крутят барабан и достают жетоны с номерами 1Д , 2Д, 1Р, 2Р.
  2. Жетон с номером 1Д означает вопрос для детей первой команды, номер 2Р означает вопрос для родителей второй команды, соответственно и другие номера.
  3. Когда все вопросы первого тура получены, идёт обсуждение. Вопросы находятся на столе в конвертах под номерами 1Д, 2Д, 1Р, 2Р
  4. После того как команды обсудили ответы на вопросы, предоставляется слово участникам команд.

У. – Команды готовы. Предлагаю рассмотреть сначала детские вопросы, а затем взрослые. (После каждого ответа  команды, беру конверт с ответом у Мудрой Совы)

- Обратимся к Мудрой Сове и узнаем насколько ваш ответ совпал с мнением психологов. (Зачитываю ответ специалистов, обсуждение правильности ответов участников команд)

  1. После первого тура дети представляют подготовленный номер художественной самодеятельности.
  2. Жетоны с номерами помещаю снова в барабан для второго тура. Дети крутят барабан, достают жетоны и раздают конверты с вопросами для второго тура.

У. – Разыграем вопросы второго тура (проходит по той же схеме, что и в первом туре)

  1. Снова музыкальная пауза.

Заключительный этап собрания:

У. – В конце нашего необычного собрания разрешите мне прочитать памятку от Мудрой Совы.

Памятка

  1. Помни закон нашей жизни – один за всех и все за одного.
  2. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
  3. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи. Не забывай говорить «волшебные слова» (спасибо, пожалуйста, и другие), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.
  4. Если знаешь, интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.
  5. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
  6. Не ябедничай. Если друг в чём-то не прав, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.
  7. Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.
  8. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит.

Вопросы  и задания для детей и родителей:

I  т у р

1 Д  * Скоро в школу, а уроки ещё не сделаны. И мама просила начистить картошку и протереть пол. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра к нему заглянули «на минутку» соседи, два брата. Начала рисовали, играли в настольный хоккей, потом смотрели видеофильмы. Игорь в нерешительности: «Домой их отправить? А как же с чувством долга хозяина? А уроки? А мамина просьба?

2 Д  *  Вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с другими никто не любит играть. Почему это происходит? Хорошо ли, если мальчик задирается, и его все боятся?

1 Р *  Ребёнок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?

2 Р *  Вашего ребёнка пригласили на день рождения и он с вашего же разрешения, обещал прийти. Но вдруг вы решаете пойти всей семьёй в гости и нисколько не заботитесь о том, что ребёнок обещал в это время быть у товарища. Правы ли вы в таком случае?

II  т у р

1 Д *  В дружбе не всё бывает гладко, бывают и ссоры. (Читаю рассказ «Два товарища»). Прав ли был Серёжа? Как могли помириться ребята? Кому из ребят было хуже?

2 Д *  (Чтение рассказа «Ябеда») Прав ли тот, кто назвал  Васю ябедой? Почему вы так думаете?

1 Р * Если ребёнок, гость или хозяин, раскапризничался на празднике, ни во что не хочет играть, никому ничего не уступает, то как вы поступите в таком случае?

2 Р *  Придя однажды из школы ваш сын заявил: «А у нас один мальчик ничего не знает. Он даже не мог сказать, какая эта буква. А я сказал!» – с радостью сообщил он, испытывая удовольствие не только от того, что не знал другой, а он сам знал. Что вы скажете на это своему сыну?

Ответы Мудрой Совы

I  т у р

1 Д *  Бывает, что дети злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует твёрдо, но вежливо сказать, что у него есть дела, он просит извинить его и приглашает прийти в другой раз.

2 Д *  Разные ребята дружат по-разному. Одни любят всегда командовать, другие очень быстро обижаются, третьи готовы во всём уступить другу, лишь бы играть вместе. Прочитайте рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» и вы узнаете, что может случиться с теми, кто не умеет дружить. (Читаю рассказ «Самое страшное»)

1 Р *  Если вы хороший воспитатель и психолог, то прежде всего вы поговорите с классным руководителем и не будете сгоряча наказывать ребёнка или выяснять, как произошла драка, чтобы после этого определить, как поступить.

2 Р* Нет, так как у ребёнка будут вырабатываться необязательность, неумение держать своё слово. Небрежность к своим обязательствам, невыполнение данного слова – качества, которые всегда будут мешать в жизни сыну или дочери.

I I   т у р

1 Д *  Коле было обидно, а Серёже стыдно. Ему хуже. Сережа мог бы попросить прощения у Коли, а ещё лучше сделать что-нибудь приятное для своего друга.

2 Д *  Все считают, что быть ябедой стыдно. Но вот только по-разному думают, кого можно назвать ябедой. Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Сонечка» и вы тогда с уверенностью скажете, кого можно назвать ябедой. (Читаю стихотворение)

1 Р *  Лучше не привлекать к его поведению внимание детей, а оставить его одного. В большинстве случаев ребёнок быстро успокаивается: никто не смотрит на него, не журит его, не уговаривает. Все ребята занимаются интересными делами и ребёнок забывает свои обиды.

2 Р *  Родители должны объяснить мальчику, что радоваться незнанию других нельзя. Надо самому знать много и стараться помочь другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация родительского собрания на тему "Этика поведения. Как научить своего ребёнка жить в мире людей. "

Презентация к родительскому собранию на тему: "Этика поведения. Как научить своего ребёнка жить в мире людей"...

Родительское собрание 1 класс по теме: "Партнёрские отношения родитель-дети-учитель".

Родительское собрание по теме: "Партнёрские отношения между детьми-родителями-учителем". Совместная деятельность родителей и детей....

Родительское собрание на тему : "Культура поведения закладывается в семье"

Материал можно использовать в 1,2,3,4 классе, проводя собрание на тему: "Культура поведения закладывается в семье"...

Презентация к родительскому собранию по теме: "Культура умственного труда в школе и дома"

Почти каждый человек в нашем обществе большую часть своей жизни учится, чтобы в своей профессиональной деятельности не отстать от научно-технического прогресса. Поэтому необходимо, чтобы навыки рацион...

Родительское собрание на тему: «Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей».

Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.Задачи: Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.Содействов...

Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"

Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова....

Родительское собрание на тему «Культура поведения на дорогах»

Родительское собрание на тему «Культура поведения на дорогах»....