Спешите делать добро!
статья по теме

Чернявская Елена Петровна

В  статье  представлен  опыт  воспитательной  работы  с  учащимися  начальной  школы с  использованием  технологии коллективного  планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon speshite_delat_dobro.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Спешите  делать  добро!

Программа воспитательной работы в классе « Я живу среди людей».

Девиз  программы: «Спешите  делать  добро!»  

В  начале  учебного  года  провожу  игру –диагностику «Моя  вселенная», для  того, чтобы  узнать интересы  и склонности  детей. Далее проводится  работа  по  формированию  самоуправления.  Классу  предлагается  разбиться  на  5 групп (команды):Шустриков (спорт),Весельчаков (культура),Трудовичков (дежурство),Самоделкиных (пресс-центр),Чистюлькиных (порядок). Учащиеся  вырабатывают  правила для   учащихся класса «Будь  добрым!» В  течение четверти заполняется табель дел групп « Наша  самостоятельность и ответственность», в конце четверти подводятся итоги – выявляется команда – победитель и пятёрка учащихся – победителей. Наш класс «Аллея  дружбы». На   Аллее Дружбы  не просто  проводятся  дела, а работают:

АКАДЕМИЯ  ВЕЖЛИВЫХ  НАУК( классные  часы на нравственную  тематику)

СТАДИОН «ЗДОРОВЯШКА»(участие в спортивных  мероприятиях, кл.часы о ЗОЖ)

ФАБРИКА  СЮРПРИЗОВ(проведение  праздников)

ТУРИСТИЧЕСКАЯ  ФИРМА «ТУРИСТЯТА»(экскурсии, походы, поездки)

ДВОРЕЦ  ТВОРЧЕСТВА(конкурсы рисунков, поделок)

БЮРО  ПОЛЕЗНЫХ  ДЕЛ(выполнение поручений  и заданий, добрые дела)

СЛУЖБА  СПАСЕНИЯ - ПОСТ  СВЕТОФОРЧИКА(классные  часы   по  ПДД)

Для  того чтобы  спланировать классные  дела, использую  технологию коллективного  планирования – это  совместное  обсуждение  и выбор  конкретных  дел  на  определённый  период  времени, позволяющих  решать  намеченные  коллективом  цели  и  задачи.

Коллективное планирование.

В  начале учебного  года  в   беседе необходимо увлечь детей перспективой совместной деятельности, интересных и полезных дел. Это могут быть:

  1. Увлечение радостной перспективой. Приёмы: « Давайте помечтаем»,

« Давайте попробуем», « Представим себе, что…»

  1. Увлечение добрым делом. Приём: «Кому  необходима  ваша  помощь?»
  2. Увлечение творчеством. Приемы: « Давайте подумаем, как сделать наши дела интересными, необычными, оригинальными, неожиданными».
  3. Увлечение необычным, таинственным, загадочным: « Почему?», « Что за этим скрывается?», « Кто разгадает тайну?», « Самое таинственное на свете…»

Далее идёт объединение вопросов, которые помогают детям в планировании, развивают их творческую мысль:

Что сделаем? Какие коллективные творческие дела? Для кого?

Когда сделаем? Кто участвует? С  кем лучше провести это дело? Как организовать подготовку? Кому доверить руководство делом ( совет коллектива, совет дела. творческая группа, инициативная группа)?

При  этом учитель не  диктует, не навязывает, а размышляет вместе с ребятами, отвечает на все вопросы. План жизни коллектива или отдельного дела будет выполняться только в том случае, если идея дел исходит от самих ребят и каждый член коллектива становится активным участником планирования.

Приемы организации коллективного планирования.

  1. Творческий конкурс между группами на лучшее предложение к плану класса, школы. Защита проектов.
  2. « Анкета мнений и предложений». Ребятам могут быть предложены такие вопросы: твои предложения к плану на новую четверть ( год), что сделать,  что узнать нового, кого пригласить?  за какое дело возьмешься?

    3. Спецвыпуски классных школьных газет. Например : « Моё предложение!», « Каким быть нашему классу?»,

4. Тематические задания по планированию для творческих групп, объединяющих детей по интересам. Пусть ребята придумают свои дела: коллекционеры – свои дела, художники – свои, туристы – свои, спортсмены – свои. Из таких предложений и сложатся  общие дела класса, группы.

     5. Защита дела. Группы ребят, отдельные ученики  готовят свой нестандартный проект главного дела года и защищают при всех, доказывая, аргументируя, отвечая на вопросы.

    6. Копилка интересных предложений ( «банк идей»). В классе вывешивается ящик типа почтового или конверт для предложений и вопросов.

    7. Разведка интересных и полезных дел. « Разведка» потому, что группе детей даётся коллективное задание что-то найти, узнать, разведать.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Формы  коллективного  планирования

1. Игра – эстафета « Коллективное планирование»

-Разведка интересных дел ( РИД): поиск интересных мест ( музей, театр),поиск тем, проблем, которые  обсудим; поиск  людей, кому  могли  бы  помочь;

- Проведение  игры. Каждая группа получает карточку со стихотворением, призывом, отвечает и записывает ответ.

Образцы карточек.

Предложения  свои  поспешите  выдвигать и на  этом  же  листке не забудьте  записать.

Всё  приветствуется  без  исключения! Подключите  своё  воображение!

Ответьте на вопрос: « Какие  добрые  дела  хотели  бы  сделать?»

1 группа

2 группа

3группа

4 группа

2. Путешествие экипажами.

1 этап. Разбиение на группы (5-6 человек). Выборы капитана.

2 этап. Каждая команда придумывает название своему кораблю. Командам выдается бланк, в который они заносят свои имена и фамилии. Дается задание: пройти 5 станций.

3 этап. Каждая команда начинает своё путешествие по станциям согласно маршруту. Время работы на станции 5-7 минут.

Название станции

Вопрос, на который необходимо ответить каждому

«Хобби»

Чем я люблю заниматься в свободное время? Чем бы я хотел заниматься?

« Что? Где? Когда?»

Хочу побывать с классом ….. Хочу посмотреть и обсудить в классе….

« Слабо»

Я умею и могу научить ребят… Могу провести в классе …

« Ромашка»

Я очень люблю… Я не люблю…

« Очевидное – невероятное»

Если бы я был классным руководителем, то я сделал так, чтобы…

«Опыт»

Больше всего мне запомнилось из прошлого опыта и хотелось бы провести в классе…

4 этап. Отбор дел в командах – каждая команда выдает 2-3 дела и готовит их рекламу.

5 этап. Общее обсуждение. Каждая команда представляет дела. Каждая группа выбирает 4 дела.

Чтобы  ребятам  создать  условия  для  проявления  своих  идей  и  предложений, предоставляю  им право  выбора: работать  в группе  или  самостоятельно, представлять групповой  проект  или  свой. Важно  не  упустить  любую  инициативу, идущую  от  детей, особенно пассивных.

Активными участниками классных мероприятий являются родители, которые также  принимают  участие  в  коллективном  планировании классных дел.

Вся проводимая воспитательная работа приносит хорошие результаты: дети активно участвуют в праздниках,  конкурсах, делах; повысился  уровень воспитанности; уровень развития  самооценки.

Доброе  дело  будет  сделано  только  тогда  осознанно  и от  всей  души, когда  оно  будет  придумано  и спланировано  самим    ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Спешите делать добро"

Конспект этого классного часа о добре, взаимопонимании, толерантного отношения друг к другу. Этот классный час я проводила в 4 классе. но думаю, что он подойдет учащимся 3 класса.По окончании классноо...

Занятие "Спеши творить добро людям"

Цель: привитие уважения к окружающим людям. Задачи:          - дать понятие слова « добро»;- мотивировать детей на добрые по­ступки,...

Внеклассное мероприятие "Спешите делать добро"

Внеклассное мероприятие на тему "Спешите делать добро" 4 класс....

Спешите делать добро 2 класс

Классный час для 2 класса...

Внеклассное мероприятие на тему: "Спешите делать добро"

Внеклассное мероприятие на тему: "Спешите делать добро" для учащихся 1-4 классов...

Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения на тему «Делать добро спешите! »

Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения Задачи:Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро  и «З...

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Мы в ответе… Спешите делать добро. В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек».

Цель: осмысление проблемы доброты, заботы о других как основного качества человека. Задачи:1. Формировать у детей:представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;умение правильн...