Программа кружка "Чудо-шашки"
рабочая программа по теме

Колмакова Елена Григорьевна

 

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo-shashki.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:                                                                                Проверено:

Директор МБОУ «Уринская средняя                                          Заместитель директора

 общеобразовательная школа»                                                   по воспитательной работе

____________Г. Л, Аксентьева                                                  _________Н. А. Усынина

 

Программа кружка

«Чудо - шашки»

(6-10 лет)

Автор: Колмакова Е.Г.

учитель начальных классов

Срок действия программы 1 год

2012 год

Пояснительная записка

Особенности учебной программы

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей,  пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  1. непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  2. развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального  и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  3. единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
  4. системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Количество обучающихся 30 учеников

Возраст, на который рассчитана программа – 6-10 лет

Количество  учебных часов – 1 час в неделю, за год 34 часа

Год обучения  - 2012/13учебный год

Цель программы:

  1. привитие интереса к физической культуре и спорту.

Задачи:

  1. научить детей играть в шашки;
  2. развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры

Учебно-тематический план

темы

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

2

Ходы и взятие фигур

4

2

2

3

Цель и результат шашечной партии

4

2

2

4

Общие принципы разыгрывание партии

6

2

4

5

Особенности хода «дамки»

2

1

1

6

Тактические приемы и особенности их применения

8

2

6

7

Шашечный турнир

2

2

8

Игра «уголки»

2

1

1

9

Игра «поддавки»

2

1

1

10

Подведение итогов года

1

1

Календарно – тематическое планирование

темы

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теория

практика

1

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

7.09, 14.09

2

Ходы и взятие фигур

4

2

2

21.09, 28.09,

5.10, 12.10

3

Цель и результат шашечной партии

4

2

2

19.10, 26.10,

 9.11, 16.11

4

Общие принципы разыгрывание партии

6

2

4

23.11, 30.11,

7.12,14.12, 21.12, 28.12

5

Особенности хода «дамки»

2

1

1

11.01,18.01

6

Тактические приемы и особенности их применения

8

2

6

25.01,1.02, 8.02,22.02,

29.02,7.03,

14.03, 21.03

7

Шашечный турнир

2

2

 4.04,11.04

8

Игра «уголки»

2

1

1

18.04,25.04

9

Игра «поддавки»

2

1

1

2.05, 16.05

10

Подведение итогов года

1

1

23.05

Содержание разделов программы

  1. Шахматная доска и фигуры

Место  шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

        Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

  1. Ходы и взятие фигур

Упражнения  на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

  1. Цель и результат шашечной партии

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

  1. Общие принципы разыгрывание партии

Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

  1. Особенности хода «дамки»

     Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

  1. Тактические приемы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

  1. Шашечный турнир

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

  1. Игра «уголки»
  2. Игра «поддавки»
  3. Подведение итогов года

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

Список  используемой литературы для детей

Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

                         Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4

Список  используемой литературы для учителя

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011

Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

                         Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...