Программа кружка «Волшебный клубок»
рабочая программа (2 класс) по теме

Колмакова Елена Григорьевна

 Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_klubok.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано на МО                             Согласовано на МС                        Утверждаю:

________________                              «____» _____2012_                         Директор школы

Зав.МО_________                                Руководитель МС                            ______________

                                                                  ________________                          Аксентьева Г.Л.                        

«Волшебный клубок»

Составила: Колмакова Е.Г.

                                                                                       

 

2012г.

Пояснительная записка

 Кружок «Волшебный клубок» руководствуется в своей работе Законом об образовании Российской Федерации, Концепцией развития, правилами внутреннего трудового распорядка и настоящим положением.

Актуальность:

 Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределиться.

Цель:

поднять качество работы с детьми в системе дополнительного образования по прикладному творчеству до уровня, отвечающего современным образовательным стандартам, учитывающего инновационные педагогические идеи и технологии, соответствующего социальному заказу общества в новых экономических условиях.

Задачи: 

Общеобразовательные (педагогические):

– для каждого участника учебно-воспитательного процесса создать условия для самореализации личности;

– стимулировать творческую активность детей;

– выявить и развить природные задатки, творческий потенциал каждого студийца, помочь в реализации их склонностей и способностей в разных сферах человеческой деятельности;

– обеспечить положительную мотивацию воспитанников в преодолении трудностей;

– способствовать жизненному самоопределению учащихся;

Учебные (предметно-практические):  

– обучить детей теориям, фактам, понятиям, лексическим единицам, системам, структурам, правилам и нормам, умениям и навыкам современного прикладного творчества.

Воспитательные:

  1. – приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культуры своего народа, формировать потребность в высоких духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  2. – формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
  3. – способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке, воспитанию чувства собственного достоинства;
  4. – воспитывать в духе уважения к нормам коллективной жизни;
  5. – развивать потребность к творческому труду как высшей ценности жизни, добиваться честности и ответственности в деловых отношениях;
  6. – воспитывать и развивать потребность в здоровом образе жизни

Формы организации учебной деятельности:

 индивидуальная;

 индивидуально-групповая;

 групповая (или в парах);

 фронтальная;

 экскурсия;

 конкурс;

 выставка.

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения:

 объяснительно-иллюстративный;

 репродуктивный;

 проблемный;

 частично поисковый или эвристический;

 исследовательский.

Педагогические приемы:

 формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

 организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

 стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т. д.);

 сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

 свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т. п.

Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминают детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие  п р а в и л а:

 виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;

 деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями ее организовывать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно;

 необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

При определении  содержания  деятельности учитываются следующие п р и н ц и п ы:

 воспитывающего характера труда;

 научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размерности);

 связи теории с практикой (практике отводится 80 % учебного времени);

 систематичности и последовательности;

 доступности и посильности;

 сознательности и активности;

 наглядности;

 прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

 обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;

 получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;

 обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;

 обретение трудовых умений и навыков без принуждения;

 занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.

Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе проведения выставок, на третьем этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.

Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

В процессе обучения в студии у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

1) п о л и т е х н и ч е с к и е: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

2) о б щ е т р у д о в ы е: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские;

3) с п е ц и а л ь н ы е: обработка бумаги, картона, ткани и пр.

Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.

Схема овладения навыками прикладного творчества

Учебно-тематический план

№ п/п

Дисциплина

Разделы

Кол-во

часов

Всего
часов

1

2

3

4

5

 

Вязание

Вводное занятие;

основные приемы вязания крючком;

вязание по прямой;

вязание по кругу;

итоговое занятие

1

1

4

27

1

34

 

Содержание курса «Вязание» – 48 ч.

1. Вводное занятие – 4 ч.

Занятие 1. Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Правила и приемы вязания крючком. Начало вязания цепочки воздушными петлями (в. п.).

Практическая работа: ленточка для волос (закладка, браслет) из цепочки в. п.

2. Основные приемы вязания крючком – 4 ч.

Занятие 2. Вязание столбиков (ст.) без накида (б/н) и с накидом (с/н). Кромка, петли для подъема. Схематическое изображение узора.

Практическая работа: вязание образцов.

3. Вязание по прямой – 8 ч.

Занятия 3–4. Правила вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета. Вязание плотного цветного узора по схеме. Обвязывание края. Выполнение уголков.

Практическая работа: прихватка.

4. Вязание по кругу – 28 ч.

Занятия 5–6. Вязание ст. б/н по кругу. Правила вязания круглого полотна. Техника выполнения полустолбика. Вязание фрагментов (листьев, цветов). Прикрепление вязаных фрагментов на тканевую основу.

Практическая работа: панно из вязаных фрагментов.

Занятия 7–9. Ажурное вязание по кругу по схеме. Техника выполнения столбика с двумя накидами, пышного столбика. Знакомство с правилами ухода за вязаными изделиями.

Практическая работа: круглая ажурная салфетка.

Занятия 10–11. Вязание по кругу с прибавлением и убавлением петель.

Практическая работа: объемная игрушка-сувенир.

5. Итоговое занятие – 4 ч.

Занятие 12. Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения. Подготовка работ к выставке.

В результате обучения учащиеся

должны знать:

– технику и основные приемы вязания крючком;

– условные обозначения при вязании крючком;

– правила пользования инструментами;

– технику безопасности труда и личной гигиены;

должны уметь:

– пользоваться инструментами для вязания (крючком);

– выполнять воздушные петли и различные виды столбиков (полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, пышный столбик);

– правильно начинать и заканчивать работу;

– выполнять узор по схеме и описанию.

Литература

Для тех, кто вяжет: сб. / под ред. Л. Ю. Киреевой. – СПб., 1992.

Максимова, М. В., Кузьмина, М. А. Быстрый крючок. – М., 1997.

Мироненко, А. Т. Уроки вязания крючком № 2. – Киев, 1991.

Рукоделие для детей / сост. М. Калинич, Л. Павловская, В. Савиных. – Минск: Полымя, 1997.

Ханашевич, Б. Р. Волшебные квадратики. – М., 1983.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебный мир английской сказки".

Предложенная программа может быть реализована в 3- 5 классах, изучающих английский язык....

Рабочая программа кружка "Волшебная аппликация"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и предназначена для внеурочной деятельности младших школьников...

Программа кружка "Волшебный мир оригами"

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами»является   программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афоньки...

Рабочая программа кружка "Волшебные пальчики"

внеурочная деятельность по предмету "технология"класс: 1...

Программа кружка "Волшебный пластилин"

      Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к струк...

Программа кружка "Волшебная иголочка"

Программа кружка « Волшебная иголочка» Пояснительная запискаВ процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и...

Программа кружка "Волшебный клубок"

Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебный клубок"...