Игра на развитие толерантности для обучающихся в 4-х классах. Тема: «Радужный камень»
классный час (4 класс) на тему

 

Задачи игры:

  1. Помочь детям осознать различия в их отношении к тем, кого считают близким человеком и кого они считают чужим.
  2. Дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими».
  3. Предложить модель общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как чужие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raduzhnyy_kamen1.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/ 13 учебный год)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  

 учреждение  « Гимназия № 21»

  г. Кемерово

Номинация конкурса: Организация воспитательного процесса

Игра на развитие толерантности для обучающихся в 4-х классах.

Тема: «Радужный камень»

Автор: Михайлова Людмила Валентиновна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 21»,  высшая категории,

Место выполнения работы: 650056, Россия, Кемеровская область, город Кемерово ул. Сибиряков Гвардейцев, 332.

Радужный камень.

Игра на развитие толерантности для обучающихся в 4-х классах.

Участники: учитель, ученики 4 класса, психолог или родитель.

Форма: сюжетно-ролевая игра.

Место проведения: учебный кабинет.

Задачи игры:

  1. Помочь детям осознать различия в их отношении к тем, кого считают близким человеком и кого они считают чужим.
  2. Дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими».
  3. Предложить модель общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как чужие.

Подготовительная работа:

  1. Подготовка помощников для сюжетно-ролевой игры.
  2. Изготовление элементов костюмов гномов.
  3. Разбить класс на 4 группы.
  4. Подготовить оборудование и оформление.

Ход сюжетно-ролевой игры.

Учитель заранее готовит помещение для игры; парты и стулья составляются таким образом, чтобы все ученики класса оказались сидящими за четырьмя большими столами (по 5-7 человек за каждым столом, в зависимости от общего числа учеников в классе). Столы расположены таким образом, чтобы при необходимости все участники могли видеть друг друга. У доски остается свободное пространство.

Учитель заранее разбивает класс на четыре группы. Для деления может быть использован следующий безопасный и эффективный способ. Детям предлагается разбиться на группы по 2-3 человека, объединившись с теми, с кем им приятнее всего общаться.

Затем каждая группа выдвигает своего представителя для голосования. При голосовании представители вытягивают один из квадратиков: желтый, красный, синий или зеленый. На этом этапе учитель не объясняет детям, что значит тот или иной цвет, а просто предлагает сесть за один стол всем группам, вытянувшим при голосовании квадратик одинакового цвета. Для удобства на каждом столе уже должна лежать бумага соответствующего цвета. Так образуются группы, примерно равные по составу. В этих группах каждому ребенку довольно комфортно – рядом с ним друзья, «свои» ребята. Но вместе с тем в одной группе собрались дети из разных мини-сообществ, возможно в реальной жизни практически не общающиеся между собой. Можно сказать – «чужие» друг другу.

После того как все дети разместились за своими столами, учитель объявляет о начале игры. Звучат позывные.

- Сейчас мы поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или если замечаем, то не понимаем. В общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит?

Учитель произвольно указывает на две из четырех сидящих перед ним групп детей и просит участников подумать и дать определение такому понятию, как «чужая вещь». При этом, подчеркивает он, каждый участник может написать свое определение, может посоветоваться с ребятами в своей группе. Можно также провести обсуждение всей группой.

Две другие группы он просит в таком же режиме поработать над определением понятия «своя» вещь».

На работу детям дается 3-5 минут. Затем участники по желанию зачитывают свои определения: сначала «чужой вещи», затем «своей вещи». Учитель фиксирует ответы разных детей на больших листах бумаги, прикрепленных к доске, или на самой доске. Затем он обобщает ответы и записывает итоговые определения.

Поблагодарив участников за работу, учитель предлагает им дать определения понятий «чужой человек» и «свой человек». Работа с этими определениями осуществляется по той же схеме, что и с определениями «чужая вещь», «своя вещь».

Групповое обсуждение.

- Могут ли все люди вокруг быть своими?

- Вокруг нас всегда есть люди, которых мы считаем своими, и те, кого мы считаем (или они на самом деле таковыми являются) чужими. Это нормально. И сейчас мы поговорим о том, как нужно себя вести с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими нам. И поговорим мы об этом не просто так, а в ситуации совершенно особенной, волшебной. Мы на время превратимся в гномов.

Разминка «Экзамен на гномов-волшебников».

- Сейчас вам предстоит сдать своеобразный экзамен на звание гномов-волшебников. Для этого вы должны построиться в четыре колонны (необходимо, чтобы в каждой колонне было равное количество детей). Участники, оказавшиеся в колоннах последними, поворачиваются к ведущим (каждый из них работает с двумя командами) и получают от них бумажный колпачок – красный, желтый, синий или зеленый, соответствующий цвету команды. Задача участников – «превратить» колпачок в какой-либо предмет (например, в «стакан», в «пулемет», в «громкоговоритель»), продемонстрировав это ведущему.

- Если я скажу: «Есть волшебство!», вы бежите в начало колонны, встаете первым и надеваете колпачок.

К ведущему поворачивается второй с конца игрок и тоже получает колпачок. Если он повторяет уже совершенное «превращение», то ведущий сообщает ему, что это уже было и он должен придумать что-то еще.

Таким образом, когда очередь дойдет до последнего игрока, ему нужно будет проявить изрядную находчивость.

Погружение в игровую ситуацию.

- Вы стали гномами Желтого, Красного, Зеленого и Синего царств, обитателями Желтой, Красной, Зеленой и Синей горы.

- В недрах этих гор находятся их подземные города, рудники, мастерские. Там протекает их жизнь.

- Придумайте название своего подземного царства и перечислите несколько самых крупных достижений его жителей (то, чем они гордятся).

- Итак, начинается наша история… Она касается всех жителей ваших царств, каждого из вас, но есть в ней и главный персонаж. Назовем его Гном с большой буквы. Прежде чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим Гномом и с тем, какие у него были отношения с другими жителями вашей горы. Сейчас каждая группа получит свой небольшой текст. Тексты отличаются друг от друга: иначе быть не может, у вас же разные царства, разная жизнь. Познакомьтесь со своим текстом, пожалуйста.

Ведущий раздает детям тексты и дает им время на то, чтобы их прочитать.

Варианты историй.

        Начало первой истории.

Жил-был в огромной Желтой Горе Гном. Жил он там не один, а с другими гномами. Этот Гном был странным: любил бродить один по лабиринтам, не всегда понимал смысл шуток других гномов, придумывал какие-то непонятные другим игры и шутки. Другие гномы считали его непонятным чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить…

        Начало второй истории.

Жил-был в огромной Красной Горе Гном. Жил он там не один, а с другими гномами. Среди них он слыл самым веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые игры, приключения. Гном знал, что его любят и ценят другие жители Горы…

        Начало третьей истории.

Жил-был в огромной Синей Горе Гном. Жил он там не один, а с другими гномами. В большой и дружной семье гномов все его считали своим и относились к нему очень тепло. Многое ему прощали. Но маленький Гном всегда чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось на открытый воздух, в леса. Он тайком писал стихи… Гном чувствовал себя чужим в обществе других гномов…

        Начало четвертой истории.

Жил-был в огромной Зеленой Горе один Гном. Жил он там не один, а с другими гномами. Он очень хотел дружить с другими гномами, быть равным партнером в игре и в работе. Но гномы сторонились его, старались не общаться с ним. Он казался им каким-то не таким…

- Наверное, вам любопытно, какие истории достались другим группам. Давайте познакомим с ними друг друга. Только сделаем это необычным способом – немой сценой.

Учитель просит каждую группу:

- Разыграйте маленькую сценку без слов, которая отражала бы взаимоотношения между Гномами и его окружением. На подготовку вам дается 5-10 минут. (На этом этапе работы детям понадобится организационная помощь ведущего и его ассистентов).

После показа двух первых сценок ведущий предлагает детям высказать свои предположения относительно того, где к Гному относились как к чужому, а где как к своему, и почему они так думают. Подобное же обсуждение происходит после показа следующих двух сценок.

После того как все желающие выскажутся, ведущий просит представителей групп вслух прочитать свои тексты и подводит итог.

- В чем проявлялось отношение к Гному как к чужому? Почему иногда Гном сам понимал, что он чужой, и знал, как к нему относятся окружающие, а иногда ему казалось, что он такой же, как все?

Происшествие в царстве гномов.

- Представьте себе, что в вашем царстве хранилось уникальное сокровище – Радужный Камень. По просьбе гномов этот камень мог излучать удивительное радужное сияние: как будто миллионы разноцветных, перламутровых шаров начинали светиться в воздухе, создавая атмосферу радости и праздника.

Гномы очень любили и ценили этот камень. Была, правда, у него одна особенность: он не мог долго жить без тепла живых рук! Стоило оставить такой Радужный Камень на 5-6 минут, и он засыпал навеки! Когда-то было много таких Камней в «гномьем» царстве, чуть ли не в каждом доме, но постепенно все они заснули из-за забывчивости или занятости своих хозяев, остался только один. Его уж гномы хранили и берегли как зеницу ока! Знаете, как? Они установили круглосуточное дежурство. Каждый житель обязан был один раз в несколько месяцев дежурить в комнате, где хранился Камень, и во время дежурства держать его в руках. Не правда ли, хорошее решение?

И вот наступило очередное дежурство нашего Гнома. Он шел на него спокойно: не в первый раз. «И не в последний», - думал он про себя. Увы… В какой-то момент гному надоело сидеть в комнате, расцвеченной волшебным сиянием Камня. Он решил выйти с ним на порог дома и заодно посмотреть, как далеко распространяется сила Камня, на каком расстоянии от порога пройдет граница сияния. Да, любознательный Гномик!

Гном вышел на порог, высоко поднял Камень, стал осматриваться, привстал на цыпочки… и в этот момент (как назло!) по ноге пополз подземный муравей, подбираясь к самому щекотному месту – под коленкой… Гном дернулся, стал одной ногой чесать другую и … не удержал Камень. Тот упал и закатился под порог. Да так далеко, что рукой не достать. А рядом – ни одной палки, чтобы дотянуться! Пока гном бегал, искал палку, время прошло. И Камень заснул. Как его теперь разбудить?

Очень быстро весть разнеслась по всему царству. Прибежали к дому Радужного Камня его жители, смотрят на Гнома. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как реагируют на происшествие? Как с гномом обращаются?

- Покажите, как бы в вашем царстве жители вели себя с Гномом (учитывая все то, что они уже знают про характер этого Гнома и его отношения с окружающими). (На этом этапе работы многим детям понадобится помощь учителя, родителей в каждой группе).

Дети показывают свои сценки.

Групповое обсуждение.

На доске вопросы:

  1. Как относятся к тому, кого считают чужим?
  2. Что может чувствовать человек, которого считают чужим? (Прежде всего это вопрос стоит задать тем, кто волею случая играл Гномов).

На доске такой плакат:


Основные эмоции и чувства человека



Интерес (любопытство)



Радость (удовольствие, ликование, восторг)



Удивление (восхищение)



Раздражение (неудовольствие, дискомфорт)



Страх (тревога, опасение, ужас)



Обида (разочарование)



Гнев (презрение, отвращение)



Горе (страдание)



Стыд (вина, застенчивость)


  1. Хотел бы каждый из вас пережить такие чувства, такое отношение к себе?

Моделирование поведения.

- Могут ли вокруг быть только свои? Если вокруг нас есть свои и есть чужие, значит ли это, что чужих обязательно обижают, унижают?

Групповое обсуждение.

- Возможно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение не обижало и не унижало их? В чем особенности такого поведения и отношения?

- Снимите колпачки, возьмитесь за руки, скажите друг другу; «Я не гном, я человек, ученик (ученица) такого-то класса».

Детям в качестве домашнего задания предлагается написать продолжение этой истории и нарисовать рисунок на эту тему.

Итог:

- Какое отношение к нашему классу имеет история, случившаяся в царстве гномов? Какие уроки лично мы можем из нее извлечь?

        В помощь учителю

Толковый словарь русского языка следующим образом определяет понятия «свой» и «чужой».

«Свой»:

  1. принадлежащий себе, свой собственный;
  2. являющийся личным имуществом, собственностью, находящийся в распоряжении данного лица;
  3. своеобразный;
  4. родной, связанный близкими отношениями, совместной работой, общими убеждениями.

«Чужой»:

  1. принадлежащий другому, являющийся его собственностью;
  2. неродной, не связанный близкими отношениями;
  3. имеющий мало общего с кем-либо по духу, взглядам, интересам; чуждый, далекий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3  классеТема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ...

Конспект урока по развитию речи в 1 «Б», 2 «А» классах Тема: "Зима. Зимние забавы детей".

Тема: "Зима. Зимние забавы детей".Цель: уточнить и расширить представление детей о зиме и зимних забавах.Задачи:1). Обучающие:Прививать любовь к русской природе....

игры на развитие словообразования у обучающихся младшего школьного возраста

Презентация, на тему словообразования в начальной школе.В презентации идет рассмотрения, игр на формирование новых слов....

Практические упражнения и игры по развитию жизненных компетенций обучающихся при изучении предмета «Мир природы и человека»

Практические упражнения и игры по развитию жизненных компетенций обучающихся при изучении предмета «Мир природы и человека»...

Роль игры в развитии эмоциональной сферы обучающихся детей с ОВЗ

Невозможно переоценить роль игры в развитии всех сторон личности. В статье кратко рассматриваются вопросы влияния различных видов игр на эмоциональную сферу детей с ОВЗ....

Конспект психологического занятия для обучающихся с ЗПР, 1 класс. Тема "Один в школе"

Занятие проходит в декабре, в заключительный период адаптации учащихся 1-х классов в школе. Во время занятия используются приемы и методы активного психолого-педагогического воздействия на обучающихся...

Логопедическое занятие для обучающихся с ЗПР (4 класс) Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

Цель: совершенствование умений   различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи....