ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по теме

Савоненко Марина Николаевна

В данной статье раскрываются основные критерии в работе современного учителя - педагогические компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savonenko_m._n._staryy_oskol_statya_.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Савоненко Марина Николаевна, г. Старый Оскол

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человек, в России идёт становление новой системы образования.

        Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития, человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ст.2)[1]

        Воспитание трактуется в Законе как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст.2) [1]

        Как следует из вышесказанного, выпускник школы должен получить не только систему  знаний, умений и навыков, а способность действовать в конкретной жизненной ситуации с точки зрения моральных и этических норм поведения.

        Для этого нужен и новый педагог, обладающий новой профессиональной компетентностью.

        Рассмотрим понятия компетенция и компетентность. А. В. Хуторской предлагает считать компетенцией совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. [3]

        Исходя из этого, профессиональная (педагогическая) компетентность – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

        В документе «Стратегия модернизации российского образования» отмечается, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-техническую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает обучение (знания и умения), воспитание (систему ценностных ориентаций, привычки и др.)

        Требования к современному педагогу также прописаны в Законе: педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предметов, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (ст.48 п.1) [1]

        Создадим модель современного учителя начальных классов. Учитель должен обладать тремя видами компетентности: ключевой, базовой и специальной.

        Ключевая компетентность включает в себя социальную, общекультурную, коммуникационную, рефлексивную компетенции. Согласно этому, современный учитель начальных классов должен иметь устойчивую гражданскую позицию, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры; знать необходимые способы взаимодействия с окружающими  людьми и событиями, уметь в общении с ребёнком понимать не только его умственные способности, но и эмоциональное состояние; иметь высокий уровень стрессоустойчивости.

        Базовая компетентность состоит их профессионально-культурной, организационной, общепедагогической, предметно-ориентированной компетенций. Педагог должен быть профессионалом в своей деятельности, обладать высокими организаторскими способностями при организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся; применять в своей воспитательной работе современные технологии.

        Социальная компетентность включает в себя диагностическую, проектировочную, конструктивную и аналитическую компетенции. Современный педагог должен быть не только учителем-профессионалом, но и психологом-практиком.         Учителя называют скульптором, художником. Ведь именно учитель начальных классов создаёт образ нового человека, вкладывает в него этические и моральные нормы общения и поведения, духовно обогащает, старается увидеть в маленьком ученике личность, будущего гражданина своей страны.

        Согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования», ведущим является личностно-ориентированный подход к обучающемуся в воспитательном направлении. Организации внеурочной деятельности отводится ведущая роль.  Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. Для реализации данной деятельности требуется всё мастерство педагога. Если он будет обладать всеми представленными выше компетентностями, то сможет воспитать будущего гражданина новой России, мобильного, активного, проявляющего яркую индивидуальность человека.

        Можно сделать вывод: именно от профессиональной компетентности педагога зависит и будущее российское общество, и современное российское образование.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»/ Москва. «Просвещение», 2011
  3. Хуторской А. В. «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов»/ - А. В. Хуторской/ http://www.eidos.ru/journal/2002/0423/htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Здоровое питание - одна из составляющих здоровьесберегающих технологий в образовании"

Сформировать у учащихся младшего школьного возраста необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, режиму рационального питания и целостному взгляду на окружающий мир и места чело...

Статья для методического сборника "Внеурочная деятельность в начальной школе-одна из составляющих формирования гармоничной личности школьника"

Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника....

Использование педагогического оценивания, как одной из базовой компетентности педагога, на уроках математики в первых классах в начальной школе в условиях введения ФГОС.

Основными характеристиками профессиональной деятельности успешного педагога в условиях глобализации современного общества являются педагогическая гибкость, толерантность, готовность и умение действова...

Выступление на педагогическом совете . Тема:"Воспитательная работа в классе, как обязательная составляющая в деятельности школы"

     Народная мудрость гласит: У одного человека есть яблоко и у другого человека есть яблоко. Если они поменяются яблоками, то у каждого так и останется только одно яблоко. Но е...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читатель...