Возможности воспитания трудом в семье (беседа с родителями)
методическая разработка по теме

Слободян Елена Анатольевна

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему.

                             Себастьян Брандт

Родителям предлагают обсудить  вопросы трудового воспитания ребенка в семье. Каждый родитель понимает, что необходимо прививать детям любовь к труду. А для чего? Зачем мы приучаем детей трудиться? Как привить детям любовь к труду? Ответы на эти вопросы можно найти совместно в ходе беседы. (Беседа сопровождается презентацией)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_trudom.rar2.8 МБ

Предварительный просмотр:

                                                             Беседа с родителями

«Возможности воспитания трудом в семье»

Цель: сформировать у родителей отчётливые представления о роли и возможностях трудового воспитания в семье.

Ход собрания.

(СЛАЙД 1)

Эпиграф:   Ребёнок учится тому,

                     Что видит у себя в дому.

                     Родители – пример ему.

                                                      Себастьян Брандт

У. – Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, в чём мы можем стать хорошим примером для наших детей? Чему мы можем научить ребёнка в семье?

(Ответы: общаться, уважать старших, быть добрыми, помогать друг другу, трудиться, ….)

 У.- Сегодня я  вам предлагаю обсудить вопросы трудового воспитания ребёнка в семье. Каждый родитель понимает, что необходимо прививать  детям любовь к труду. А для чего? Зачем мы приучаем детей трудиться?  Ответы на эти вопросы мы постараемся найти  совместно в ходе нашей беседы. Итак, тема нашей беседы звучит так:  

(СЛАЙД 2) «Возможности воспитания трудом в семье».

У. - Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства.  Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России. Согласны?

У. – Скажите, где и когда закладываются основы трудового воспитания?

(Ответы: в семье, с раннего детства)

У. - Основы трудового воспитания закладываются в семье.

(СЛАЙД 3: Семья - дружный трудовой коллектив) Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано.

(СЛАЙД 4) Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности.

(СЛАЙД 5) Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развивать и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

У. – А с чего начинается трудовое воспитание?

(Ответы: самообслуживания, бытовой, домашний труд)

У. – Согласны ли вы с мнением, что

(СЛАЙД 6) воспитать привычку к труду – это хлопотное дело? Почему?

(Ответы родителей)

У. – Действительно, приучить ребёнка к труду сложно, здесь не стоит ждать быстрых результатов. Любовь к труду воспитывается только в труде, а всякий труд связан с преодолением трудностей, с усилием, усталостью и напряжением. И начинать надо очень рано – с самообслуживания. Сколько нужно на первых порах терпения родителям, чтобы привить ребёнку какие-то навыки. И так изо дня в день, пока ребёнок не доведёт навык до автоматизма. А с возрастом сфера самообслуживания растёт, родители начинают приучать ребёнка выполнять любую домашнюю работу.

(СЛАЙД 7) Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка трудиться и  умение делать что-то своими руками пригодятся в любой профессии, и, кроме того, труд в огромной степени содействует умственному развитию ребенка: обдумывание действий, последовательность выполнения, мышление, логика, находчивость и многое др., т.е. мыслительные операции)

У. – И мы можем сделать уже первый вывод, в чём же возможность воспитания трудом (СЛАЙД 8: труд – умения, навыки, умственное развитие)

У. - Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – мы формируем благородные побуждения. Что это значит, как вы думаете?

(Ответы: заботиться о близких, умение прийти на помощь, ….)

У. – Значит, труд помогает прививать детям и какие-то нравственные, духовные качества.

И это следующий вывод

(СЛАЙД 9: труд – нравственные качества)

У. – Есть мнение, что

(СЛАЙД 10) основной причиной, которая сдерживает привлечение детей к труду, является длительная опека родителей.

-Что  вы думаете об этом, уважаемые родители?

(Ответы родителей)

У. – Послушайте один пример из жизни.

…В семье девочку Олю приучили к тому, что её – главный труд – учёба (и она выполняла его очень хорошо). Всё остальное лежало на плечах мамы – стирка, уборка, мытьё посуды… И вот у десятилетней Оли мама приболела, легла отдохнуть.

-Где мой спортивный костюм? – спросила Оля, придя из школы.

-Я его замочила, чтобы постирать, - ответила мама.

-Ну вот, а завтра у нас физкультура, - возмутилась девочка.

У. – Как вы думаете, что было дальше?

(Ответы родителей)

У. – А дальше было так:

-Постирай, доченька, сама: это нетрудно.

Дочка ответила:

-Оттого что ты заболела, я завтра двойку по физкультуре получу!

У. – Вот так жестоко и откровенно… Как вы думаете, кто виноват в этом случае?

(Ответ родителей)

У. – Виновата сама мама. Конечно, родители быстрее и лучше справятся с каким-либо домашним делом. Часто мамы и папы идут на жертву: берут на себя всю домашнюю работу. В результате вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения и в будущей жизни. Родителям необходимо проявить упорство и терпение, чтобы привить трудовые навыки ребёнку, чтобы он вырос и смог в дальнейшем трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, и при этом  испытывал бы психологический и  душевный комфорт. Теперь можно сделать ещё один вывод:

(СЛАЙД 11: труд – самостоятельность, подготовка к будущей жизни, положительные качества личности)

У. – Как вы считаете, должны ли быть у ребёнка

(СЛАЙД 12) постоянные обязанности? Почему?

(Ответы родителей)

У. -  У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности, т.е. имеется системный подход в воспитании… Из этого можно сделать следующий вывод:

(СЛАЙД 13: труд – ответственность, чувство долга)

У. – А сейчас я вам предлагаю готовый вывод по следующему вопросу:

(СЛАЙД 14: труд – воля)

У. – Какие будут ваши предположения?

(Ответы: как трудом можно воспитывать волю ребёнка?)

У. - Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку

 научиться различать понятия "можно" - "нельзя", «не хочу» - "надо". С этой целью необходимо приучать ребёнка делать не только то, что в данный момент ему хочется, а то, что надо. Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребёнка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств. Следовательно, можно сделать вывод, что труд способствует развитию воли ребёнка, а значит (СЛАЙД 14/1: развитию самоорганизации и самоконтроля)

У. – Так же (СЛАЙД 15: необходимо, чтобы ребёнок как можно раньше почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и равноправный член семьи).

- Как это высказывание можно связать с темой нашего разговора? (СЛАЙД 15/1: труд - …?)

(Ответы родителей)

У. -   Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя членом семьи, от которого тоже ждут помощи, что его помощь нужна, просто необходима. Осознание значимости своего труда формирует настоящего человека. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Опытные, грамотные родители никогда не станут делать за ребёнка то, что он может и хочет сделать сам. Но бывает, что некоторые родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребёнка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Он понимает, что его труд никому не нужен, взрослые могут справиться и без его помощи. В результате чего у ребёнка снижается самооценка. Следовательно, можно сделать вывод, что труд способствует развитию… (СЛАЙД 15/2: труд – самооценка и самопознание)

У. – Накануне я беседовала с вашими детьми, чтобы узнать их отношение к труду. Ребята ответили на вопросы анкеты (Приложение 1). Проанализировав и обобщив  ответы детей, вот что получилось:

(СЛАЙДЫ 16-21: ответы на вопросы анкеты)

У. – Особое внимание хочется заострить на вопросе № 6 о трудовых коллективных делах семьи. Как вы считаете, что даёт ребёнку коллективный труд? (СЛАЙД 22: труд - ….)

(Ответы родителей)

У. – Работая в коллективе, ребёнок учится в первую очередь общению. Следовательно, труд развивает (СЛАЙД 22/1: труд – коммуникативные умения).

У. – А теперь давайте подведём итог нашей беседы и примем нужное для нас решение.

(СЛАЙД 23: тема беседы)

У. – Какой вывод мы можем сделать из нашей беседы?

(Ответы родителей)

(СЛАЙД 23/1) ВЫВОД: возможности воспитания трудом велики. Труд помогает формировать различные умения и навыки, воспитывать характер и   развивать  нравственные качества ребёнка.  

У. – А какое решение вы предложите принять после нашего разговора?

 Решение: прививать детям любовь к труду, учить их трудиться…

У. – А завершить нашу беседу мне хочется словами К.Д.Ушинского:

(СЛАЙД 24) «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, - это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия»

Приложение 1.

1.Помогаешь ли ты дома?

2.Нравится ли тебе трудиться? Почему?

3.Есть ли у тебя постоянные поручения по дому?

4.Почему ты трудишься дома?

-Люблю трудиться.

-Хочу помочь старшим.

-Заставляют взрослые.

5.Если у тебя не получается какая-нибудь работа, что будешь делать, как поступишь?

6.Назови трудовые коллективные дела вашей семьи, если такие есть.

Используемая литература:

  1. Л.И. Саляхова «Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьников. 1-4 классы»/ Москва/ Глобус/2009
  2. Журнал «Начальная школа» № 5 – 2008г/Приложение с.5

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями " Духовно-нравственное воспитание в семье"

  о рли родителей в формировании нравственного облика ребенка...

Беседа с родителями на тему "Труд в семье"

Цели: обратить внимание родителей на воспитание трудолюбия в детях; Помочь родителям привить у ребёнка желание выполнять свои семейные обязанности....

Беседа для родителей "Воспитание ненасилием в семье"

Воспитывать детейх – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскор...

Беседа для родителей. "Воспитание не насилием в семье"

Хороший материал в посмощь учителю при подготовке к родительскому собранию с рекомендациями....

Материал для беседы с родителями на тему "Воспитание трудолюбия в семье"

В данном  материале представлен текст беседы и анкета для родителей....

Беседа для родителей приёмной семьи: «Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей»

Беседа для родителей приёмной семьи:«Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей»...

Духовно-нравственное воспитание детей в семье. Информация для родителей 3-4 классов. Педагог-психолог Т.Г. Энзель

Огромное значение для воспитания имеет семейный уклад. Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия: отец - мать – дедушка и бабушка – старши...