Беседа с родителями " Духовно-нравственное воспитание в семье"
материал по теме

Утина Светлана Владимировна

  о рли родителей в формировании нравственного облика ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_d-n._vospit..doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Начать разговор о  воспитании духовности и нравственности в семье мне хочется прекрасными словами Ф. М. Достоевского, ко торые он вложил в уста Алеши Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание; и осо бенно вынесенное еще из детства, из роди тельского дома. Вам много говорят про воспи тание ваше, а вот какое-нибудь этакое пре красное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспомина ний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Действительно, человек так устроен, что ничего не забывает из того, что в его жизни было, просто что-то запоминается явно и со храняется в сознании, а что-то как бы выпа дает из памяти и кажется, что совсем выпало. Но исчезает ли оно на самом деле?..

Внутри нас есть, образно говоря, некий  «видеомагнитофон», который постоянно включен и на который записывается абсолютно все -- каждая наша мысль, каждое чувство, каждое наше желание, хотим мы того или нет, но в человеке, в его под сознании действительно ВСЕ-ВСЕ остается. И это ВСЕ не просто оседает в памяти: каждая наша недостойная мысль, каждое наше греховное желание, каждое наше подозрение — все со храняется в нас! Да не просто сохраняется и лежит «мертвым грузом», но живет в нас и на подсознательном уровне воздействует на наше поведение.

Поэтому слова Достоевского о воспитании детей именно в этом контексте очень хорошо понимаются. Задача родителей — сделать все от них зависящее, чтобы в памяти детей, в их сознании и, что гораздо важнее, в их подсознании осталось как можно больше того, что проникнуто добротой, любовью, правдой.

Что говорить о наших детях, которые слышат все наши разговоры и пересуды дома, на кухне? Они оседают у ребенка в памяти, и уже именно из этого в дальнейшей жизни будет строиться его мысль, его чувства, его отношение ко всему окружающему. Он сам даже не будет понимать, откуда у него именно такое поведение.


Становится даже страшно, потому что на чинаешь понимать всю ответственность за гря дущие поколения, которая возложена на каж дого человека, и всю безответственность, кото рую мы упорно проявляем. Наверное, именно об этом говорит Бог Моисею, давая Заповеди: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказы вающий детей за вину отцов до третьего и чет вертого рода» (Исх. 20, 5)? У меня это мес то вызывало протест: казалось несправедли вым, что за грех родителей может пострадать их ребенок. Если понимать наказание юриди чески — действительно несправедливо. Но если воспринимать отношения между грехом и на казанием как причинно-следственные, все ста новится понятно.

Родители, ведя себя недостойно, уже наказывают своего ребенка. Поэтому воспитывать мож но только силой примера, причем пример дол жен быть не нарочитый. Ничего не выйдет, если мы будем думать: вот сейчас на меня смотрит мой ребенок, и я покажу ему пример. Сын или дочь все равно увидят нас не таки ми, какими мы им пытаемся иногда предста виться, а такими, какие мы есть ежедневно, ежеминутно в отношениях с женой или му жем, с соседями, с окружающими. Мы явля ем пример и перемалывая кому-то косточки, не прощая ерундовой обиды, мы являем пример и говоря о возвышенном, сострадая ближнему. Вот почему, прежде всего мы сами не должны делать того, чего не хотим, чтобы делали наши дети. Надо самим быть нравственными и духовными.

В чем же состоит нравственность и духовность?

Прежде всего, в уважении к традициям и обычаям своего народа, в знании истории, музыки, искусства, архитектуры своей большой и малой Родины. Не зная своих истоков, своих корней мы растим людей без роду и племени.

Нравственный облик ребенка зарождается в семье, за порогом родного дома. Если родители знают, чем живет их ребенок, что любит и кого ненавидит, кому подчиняется и кого боится, кто для него авторитетен и кто не имеет на него влияния—все это ляжет в основу воспитательной системы семьи и позволит родителям ненавязчиво и уверенно выводить своего ребенка на дорогу  нравственного созревания.

Нравственность  и духовность ребенка возможны  только там,  где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившемся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают, и поддержка эта правдивая, честная, справедливая и оптимистичная.

Основа нравственного и духовного воспитания— это наличие атмосферы правдивости, справедливости и объективности в семье, это отсутствие у ребенка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребенок не должен бояться, но должен стыдиться за свой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать. Это необходимо  для того, чтобы больше никогда ничего подобного с ним не произошло.

Опыт показывает, что от здоровых родителей рождаются большей частью и здоровые дети, от больных – болезненные или расположенные к болезням. То же можно сказать о душевных качествах, о талантах, равно и о психических недостатках, которые передаются от родителей к детям и твердо сохраняются в потомстве, если воспитание не произведет той или иной перемены.

Все сказанное выше убеждает нас в том, что сколь велика ответственность, возлагаемая на родителей

Вопрос о значении и роли семьи в нашей жизни должен рассматриваться в контексте самом важном—что есть человек, в чем его призвание. Семья, таким образом, является частью более широкого служения человека. Основная задача нашего служения в земной жизни - научиться любить.

Любовь не абстрактное понятие, а четко определенное: любовь к Богу как абсолютному добру, к людям, окружающему миру как творениям Божиим, к человеку как носителю образа Божиего. Все что разрушает эту гармонию, удаляет от Источника добра-Бога, называется злом. ( Добро – соблюдение заповедей данных Богом. Зло- нарушение этих заповедей.) Исходя из этих знаний выстраивается и система ценностей воспитания  в семье, определяются методы. средства,  формируются традиции жизни.

Христианская культура среди самых главных ценностей жизни человека называет такие ценности как вера в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству.

Надо учить детей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Изучение духовной культуры обеспечивает преемственность, связь поколений, сохраняет историческую память , не позволяет стать « Иванами ,не помнящими родства»

Воспитание в семье обязательно включает в себя нравственный аспект: явление определяется как  духовное, если оно помогает человеку возвысить свои добрые качества. Родители должны воспитывать ребенка в благочестии. В понятиях святой Руси благочестие означало « благо»- добро, доброе деяние. А вторая половина слова «честие»- имеет много однокоренных слов, обладающих с позиции христианской культуры сходными значениями: например, « Честность- потребность мыслями, словами, и делами не унижать высокой чести, которая оказана человеку: созданию его по образу и подобию Творца и дарованию возможности служения добру, « честь» - достоинство человека, право уважать себя перед лицом божиим и право быть уважаемым духовно зрячими людьми» ( Ильин И. А.)  Таким образом воспитание означало для  наших предков развитие в детях нравственных качеств послушания ( воле творца. Воле старших- «чти отца и матерь твою»), милосердия, благодарения( Творцу, людям), ответственности( перед Богом, людьми, собой, Отечеством  как прекрасным и премудрым сотворенным миром). Все это ведет к воспитанию красоты личности. Именно в этом значении следует понимать известные слова Ф.М. Достоевского « Красота спасет мир».

Такое понимание смысла духовно-нравственного воспитания как воспитание красоты человека, отражено в произведениях русской литературы, поэзии, музыки.

( А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне..» Царица и царевна) Чтение таких произведений, слушание классической музыки помогает воспитанию у детей духовной красоты, благочестия. Благочестие и нравственность предполагают любовь к Родине, Отечеству. Для благочестивых людей христианское понимание служения Отечеству земному было ступенькой приобретения добродетелей. Это был путь любви человека к Богу. Дети должны узнать от родителей о духовной основе героических действий многих военных деятелей, например: А. Невского,

Д .Донского. От родителей они должны узнать о традициях и обычаях русской православной культуры.

Исходя из этого, перед нами и родителями ставятся определенные задачи воспитания современных детей:

-- дать современным детям знания об истории христианской православной       культуры и ее связи с историей родной земли;

-- способствовать осознанию себя потомками славного прошлого своей страны, края, семьи;

-- дать знания о христианском понимании добра и зла;

--научить детей беречь святыни родной земли.

Для того чтобы ребенок смог понять все это требуется большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, который несет в себе христианская православная культура.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Пышлицы

                           Доклад на тему:

        « Роль семьи

в духовно- нравственном воспитании ребенка»

Подготовила учитель начальных классов Утина Светлана Владимировна.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования  направлена на приобщение обучающихся  к ценностям семьи, своей этнической...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

Анкета для родителей "Духовно-нравственное воспитание".

1. Какое место, на Ваш взгляд, занимает проблема духовно - нравственного воспитания в развитии дошкольника ( физическом, познавательном, социально – нравственном, художественно – эстетичес...