статья по ПДД
статья по теме

Шагина Анастасия Владимировна

это статья для дошкольников по правилам дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_pdd.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

         Правила дорожного движения для дошкольников

Основное направление:  предупреждение детского дорожно - транспортного  травматизма. Мероприятия проводятся в свободное от занятий время  в виде бесед, викторин, наблюдений за движением транспорта, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов;  развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – соревнования, праздники, оформление уголка по Правилам дорожного движения.

Актуальность темы.  Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения.  Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий является именно дети.  Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Другой причиной является то, что дошкольники ещё не умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.  Во многом безопасность пешехода  зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам  безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры,  сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД.

 Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому  одной из важных проблем  в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.  Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день.

Ребенок должен знать правила дорожного движения:

1)переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;

2)не играть на дороге или около проезжей части;

3)переходить улицу только по пешеходному переходу;

4)при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.

Ребенок должен уметь:

1)с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;

2)различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;

3)отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.

Список средств обучения:

1.Иллюстративно-наглядный материал.

2.Целевые прогулки.

3.Экскурсии.

4.Игры на «макетах улиц».

5.Настольно-печатные игры.

6.Сюжетно-ролевые игры.

7.Детская художественная литература.

 «Красный человечек – стоим, зеленый человечек – идем». В большинстве семей с этой фразы родители начинают объяснять правила дорожного движения своим детям. На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число аварий. Значит, ребенок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Первыми помощниками в этом выступают, конечно же, родители и воспитатели дошкольных учебных заведений.

Что же должен усвоить маленький человечек, чтобы у него сформировались навыки правильного поведения на улице? Сюда относится много факторов. Дети должны научиться понимать, что является участником дорожного движения, какие бывают элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток). Очень хорошо, если малыши умеют различать виды транспортных средств (автобус, трамвай, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл). Также деткам необходимо рассказать про средства регулирования движения и цвета сигналов светофора. Маленькие пешеходы должны знать правила движения по тротуарам и обочинам и правила перехода проезжей части. Немаловажным в процессе обучения правил дорожного движения для дошкольников является и изучение правил поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. И главное, что малыши должны запомнить и понять – это то, что они ни в коем случае не должны выходить на прогулку без взрослых.

Задача обучить дошкольников правилам дорожного движения лежит также на педагогах дошкольных учебных заведений. Она заключается в обеспечении базовых знаний и качественной подготовки детей к школе, ведь очень часто первоклассникам приходится самостоятельно ходить в школу. Правила дорожного движения для дошкольников должны преподноситься детям по системе, которая включает в себя занятия, прогулки, экскурсии и наблюдения. Все знания должны сообщаться детям с учетом их возраста и окружающих условий. Постепенно они должны дополняться, усложняться и уточняться. С целью закрепления получаемых знаний должна организовываться игровая деятельность детей, в процессе которой они учатся применять полученные знания на практике.

Первая младшая группа.

В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:

1) набор транспортных средств;

2) иллюстрации с изображением транспортных средств;

3) кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;

4) атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта).

Вторая младшая группа.

Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

1) простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;

2) макет транспортного светофора.

Средняя группа.

Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

1)макет светофора с переключающимися сигналами;

2)на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

Старшая группа.

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

1) макет перекрестка,  чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;

2) набор дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено, «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;

3) дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».

Подготовительная группа.

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Ходят на экскурсии по улицам города, переходят пешеходные переходы соблюдая правила дорожного движения. Содержание уголка более усложняется:

1)собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор);

2)организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД.

На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию проводим индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т. д. Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками.

Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.  Каждый день когда вы ходите с ребенком по улицам города и переходите дороги по пешеходным переходом повторяйте эти стихотворные строки:

Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать                                        

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

Н. Сорокин

Список литературы:

1.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

2.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

3.Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. Профилактика детского дорожного – транспортного травматизма. Творческий Центр «Сфера» 2008.

4. Авдеева Н. Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно – методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. -  СПб.: «Детство – пресс», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...