Как избежать школьных конфликтов
классный час (3 класс) по теме

 

Как избежать школьных конфликтов

       Тема школьного конфликта возникает буквально с первых дней поступления ребёнка в школу. Новый коллектив, разные характеры, неумение общаться в группе, затруднения в учёбе, всё это приводит в лучшем случае к недовольству родителей, высказанному педагогу. А ведь чаще всего пострадавшей стороной в таких ситуациях являются дети. Именно поэтому уже на первых порах обучения школа должна отойти от традиционного отношения к детям как объектам обучения.

       В данном случае речь идёт об отказе учителя от авторитаризма, репродуктивного характера обучения, а значит, применения таких методик и приёмов обучения, которые направлены на развитие самостоятельности, критического мышления учащихся.

       Учителю необходимо перестать давить на ученика, контролировать  каждое его движение. Иначе такая ситуация неизменно приведёт в зону риска, когда познавательные интересы детей будут скатываться к критической отметке, детям будет неинтересно в школе, они будут убегать с уроков, авторитет учителя будет при этом снижаться, а дисциплина падать.

       В многочисленных публикациях о проблеме современной школы часто отмечается, что главная её беда – это отсутствие у учителя интереса к личности ребёнка, нежелание и неумение познавать его внутренний мир, а отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьёй.

       Работая учителем начальных классов с 1990 года, мне приходилось не один раз сталкиваться с ситуацией присутствия у учащихся трудностей в обучении, которые исходили из многих различных причин (ослабленного здоровья, умения работать самостоятельно, отсутствие саморегуляции и др. причин).  И если своевременно не отреагировать на сложившуюся ситуацию, значит, она рано или поздно приведёт к «взрыву», т.е. конфликтной ситуации не только с детьми, но и их родителями.

       Поэтому первостепенная задача учителя – не стремиться подогнать личность ребёнка под заранее определённые кем-то свойства, а помочь каждому ученику познать себя  и по возможности самореализоваться, т.е. другими словами, помочь ребёнку ответить на вопросы: «Каков я?» «Что я хочу и могу?» Если ответ получен – создать условия, в которых ребёнок смог бы реализовать то, что он хочет и может.

       Роль учителя в этом – создать условия и рекомендации каждому  ребёнку в его индивидуальном развитии, если у кого-либо возникают проблемы, трудности – оказать педагогическую поддержку, не допускать острых педагогических ситуаций на пороге создания детского коллектива, тогда, когда учащиеся только учатся учиться,  взаимопомощи и поддержке.  А это значит, что без применения современных педагогических технологий  в практике обучения и воспитания детей не обойтись. В первую очередь это личностно-ориентированное образование учащихся.

       Личностно-ориентированное образование в школе – это воспитание и обучение учащихся в соответствии с его возможностями, интересами ради того, чтобы он жил осмысленной и творческой жизнью. В процессе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что там, где осуществляется личностно-ориентированное образование, учащиеся не только учатся, но и удовлетворяют свои потребности, что и ведёт к их развитию,  предупреждает и исключает конфликтные ситуации.

       Начальное образование длится 4 года. Поэтому учителю начальных классов через 4 года предстоит знакомство с новыми учениками, каждый из которых – уже личность, не похожая на других, со своими привычками, интересами. В связи с этим работу начинаю с наблюдения за детьми во время уроков, на переменах, при общении со сверстниками, родителями, учителем.  Во время бесед выясняю интересы, склонности, способности учащихся. Первые школьные конфликты между учителем и родителями учащихся, а также учителем и учениками возникают на фоне проблем при обучении детей.  Поэтому в результате проделанной работы выявляю группы детей, испытывающих затруднения в учёбе, в воспитании, в сохранении здоровья, в социальном становлении и составляю план работы по оказанию педагогической поддержки данным учащимся. Причём состав минигрупп (детей с похожими проблемами) может меняться, дополняться или наоборот уменьшаться по количеству учащихся, если проблема исчерпана.  

       Не секрет, что становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это то первое социальное окружение, в котором ребёнок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому всё, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей жизни.

       В современных условиях  семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблемы развития личности  ребёнка. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг к другу. Это поможет педагогам  и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в дальнейшей жизни.

       Мои  ученики поступили в 1 класс в сентябре 2007 года.  Первое родительское собрание «Давайте познакомимся» было организовано и проведено 4 сентября.  Хотя считаю, что педагогу лучше знакомиться с семьёй учащихся ещё до начала учебных занятий (если учитель имеет сведения о будущих учениках).  На данном собрании совместно с родителями класса была выдвинута тактика и стратегия совместной деятельности. Проведено анкетирование  с целью выяснения, какие ценности (здоровье, семья, дружба, творчество, карьера образование, нравственность) являются приоритетными в понимании родителей.  В результате совместной деятельности родилась программа педагогического сопровождения семьи и семейного воспитания «Доверие».

      Имея немалый педагогический стаж, пришла к выводу, что чаще всего в начальной школе создают конфликтную ситуацию именно родители учащихся. А назревает такой конфликт на фоне недовольства учителем, его методами обучения и воспитания. Родителям кажется, что учитель недостаточно уделяет внимания  именно их ребёнку, что учитель «не любит»  их дочь или сына. Хотя, как говорится, «без дыма огня не бывает». Именно на этом фоне и рождается конфликт.

        Школьный конфликт похож на любой другой. И для его разрешения можно попытаться повлиять на ситуацию или выйти из нее, причём без ущемления достоинства всех сторон конфликта. Отличие школьного конфликта от обычных детских или даже семейных ссор заключается в том, что в этом случае за  младшего школьника чаще решают родители, а расплачиваться за их выбор и  результаты их действий будет ребёнок.

Не принятые одноклассниками ребята, наряду с разными непривлекательными особенностями, обладают одним общим недостатком — отсутствием чувства товарищества. Этот недостаток не компенсируется в глазах подростков ничем, поэтому даже отличник может оказаться в одиночестве.

Считаю, что одна из главных педагогических мер преодоления подобных конфликтов заключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый ребёнок будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища, настоящего коллективиста.

Психологи считают, что хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Решающее значение имеет при этом высокий нравственный смысл совместной деятельности. Кроме того, организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее учащихся.

Для младшего школьника, особенно в первые годы обучения, решающее значение имеет личное, доброжелательное отношение к нему учителя.

Необходимо создать условия для стимулирования собственной активности младшего школьника  в перестройке отношений с другими людьми и привлечения родителей к организации жизнедеятельности класса. И тогда это даст возможность ученику сравнить себя с другими ребятами, а родителям увидеть проблему изнутри.

       Для профилактики конфликтных ситуаций провожу ряд мероприятий, как с детьми, так и с родителями учеников.

С родителями учащихся:

1) Беседы со школьным психологом «Как помочь ребёнку учиться», «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки».

2)  Посещение семьи учителем и социальным педагогом школы с целью выявления условий для подготовки домашних заданий, игры (личное место ученика, отдельная комната и т.д.). Было выявлено (составлен акт обследования материально-бытовых условий семьи), что Маша В. имеет свою комнату, отдельный стол для подготовки к учебным занятиям, в достаточном количестве игр, как развивающих, так и для занятия досуга.

3)  Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье. За и против»

3) Родительское собрание «Мужская рука» (роль отца в воспитании детей)

4) Заседание клуба «Встречи за круглым столом» по теме  «Острые углы семейного круга. Причины и последствия детской агрессии». Семейное кафе «Вместе весело шагать» (КТД по обучению навыкам бесконфликтного общения между членами семьи).

5)Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций»

   (Приложение 1)

С учащимися класса:

1) Оказывается педагогическая поддержка в учёбе, воспитании, социальном становлении по специально составленному плану.

2) Жизнедеятельность класса представляет собой плавание по океану Знаний на корабле «Бригантина». Класс представляет экипаж корабля,  на котором есть капитан (командир класса), штурман (помощник капитана), матросы – ученики класса.  В начале и в конце каждого учебного года  проводится  собрание, на котором   производятся выборы совета корабля (актива класса), подводятся итоги работы, принимаются основные законы жизни, план плавания (деятельности) на текущий учебный  год. Экипаж имеет свою песню, отличительные знаки.

        Смысл ученического самоуправления не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам  демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. 

          Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно  действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.

          Органы классного самоуправления в тесном контакте работают со школьными конфликт-менеджерами из числа учащихся школы, избранными на основе проведения социометрии (лидеры классных коллективов, изъявившие желание выполнять функции посредников в конфликтных ситуациях).  Конфликт-менеджеры проходят специальную подготовку под руководством психолога,  работают по специально составленному плану, который предусматривает

·        придумывание смешных сценок на тему посредничества и показ ученикам, что дает базовую информацию всем учащимся;

·        встреча с заинтересованными сотрудниками школы в целях создания программы конфликт-менеджмента, ориентированной на удовлетворение специфических потребностей или интересов школы;

·        оформление плакатов, описывающих процесс посредничества, и расклеивание их в школе.

3) Проводятся тематические классные часы «Мы такие разные, но мы одна семья (конфликт и пути его решения) (Приложение 2), «Я и мои товарищи», «Опрятность и аккуратность в одежде», «Каждой вещи – своё место», деловая игра «Лидер» (выявление лидерских качеств, умения повести за собой коллектив).

4) Проводятся совместные внеклассные мероприятия (конкурсы, праздники, экскурсии), учащиеся активно принимают участие в разработке web-квестов, исследовательских проектов, проявляя при этом умение работать в группах.

4) Учащиеся класса имеют разовые и постоянные поручения (с опорой на интересы и увлечения).

Примечание: В классе каждый ребёнок поочерёдно выполняет роль, как ответственного (командира класса, старосты ряда, контролирующего выполнение письменных домашних заданий, помощника в организации спортивных праздников, подвижных перемен), так и выполняемого задания  детей и учителя.

      По мнению А.С.Макаренко, который специально усиливал взаимную ответственность воспитанников, специально создавал  сводные отряды для выполнения повседневных будничных дел, в которых роль старшего поочерёдно выполняли все. В таких отрядах обогащалась психологическая связь между людьми, и формировались важные организационные качества человека – способность приказывать и способность подчиняться, без которых невозможно существование самого коллектива.

5) Работа со школьным психологом. Тренинги «Как вести себя в коллективе», «Управление конфликтом» (обучение справляться с напряжением в собственных конфликтах, вносить баланс в свою психику).

6) Посещение учителем совместно с социальным педагогом семей учащихся с целью проверки наличия рабочего места и условий для успешного обучения, материального положения.

7) Ежедневная похвала детей (даже самая крошечная) – стимул для ещё большего старания и упорства, раскрепощение в общении со сверстниками.

     Думаю, что проделанная  совместная работа учителя и специалистов школы положительно влияет на предупреждение школьных конфликтов.

    Таким образом, задача учителя начальных классов – это предупреждение (профилактика) школьного конфликта. Ведь дети в младшем школьном возрасте  ввиду возрастных особенностей не конфликтны, а учитель для них является первым авторитетным человеком. Именно поэтому от педагогического такта учителя, умения вовремя разглядеть проблему (в учёбе, воспитании, общении и т.д.), найти нужное слово, увидеть личность в каждом ребёнке, зависит психологический климат классного коллектива и установление контакта с детьми и родителями учащихся. Хотя избежать недопонимания в школе практически невозможно, а значит взаимодействие «учитель - ученик – родители» изначально обречено на возникновение противоречий, но неизбежность школьных конфликтов не означает неотвратимость потерь в результате их возникновения. Волшебным ключиком к разрешению любого, самого сложного и самого запутанного конфликта является, на мой взгляд, бесспорное утверждение мудрого Бару-ха Спинозы: «Понимание - начало согласия».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_izbezhat_shkolnyh_konfliktov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Как избежать школьных конфликтов

       Тема школьного конфликта возникает буквально с первых дней поступления ребёнка в школу. Новый коллектив, разные характеры, неумение общаться в группе, затруднения в учёбе, всё это приводит в лучшем случае к недовольству родителей, высказанному педагогу. А ведь чаще всего пострадавшей стороной в таких ситуациях являются дети. Именно поэтому уже на первых порах обучения школа должна отойти от традиционного отношения к детям как объектам обучения.

       В данном случае речь идёт об отказе учителя от авторитаризма, репродуктивного характера обучения, а значит, применения таких методик и приёмов обучения, которые направлены на развитие самостоятельности, критического мышления учащихся.

       Учителю необходимо перестать давить на ученика, контролировать  каждое его движение. Иначе такая ситуация неизменно приведёт в зону риска, когда познавательные интересы детей будут скатываться к критической отметке, детям будет неинтересно в школе, они будут убегать с уроков, авторитет учителя будет при этом снижаться, а дисциплина падать.

       В многочисленных публикациях о проблеме современной школы часто отмечается, что главная её беда – это отсутствие у учителя интереса к личности ребёнка, нежелание и неумение познавать его внутренний мир, а отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьёй.

       Работая учителем начальных классов с 1990 года, мне приходилось не один раз сталкиваться с ситуацией присутствия у учащихся трудностей в обучении, которые исходили из многих различных причин (ослабленного здоровья, умения работать самостоятельно, отсутствие саморегуляции и др. причин).  И если своевременно не отреагировать на сложившуюся ситуацию, значит, она рано или поздно приведёт к «взрыву», т.е. конфликтной ситуации не только с детьми, но и их родителями.

       Поэтому первостепенная задача учителя – не стремиться подогнать личность ребёнка под заранее определённые кем-то свойства, а помочь каждому ученику познать себя  и по возможности самореализоваться, т.е. другими словами, помочь ребёнку ответить на вопросы: «Каков я?» «Что я хочу и могу?» Если ответ получен – создать условия, в которых ребёнок смог бы реализовать то, что он хочет и может.

       Роль учителя в этом – создать условия и рекомендации каждому  ребёнку в его индивидуальном развитии, если у кого-либо возникают проблемы, трудности – оказать педагогическую поддержку, не допускать острых педагогических ситуаций на пороге создания детского коллектива, тогда, когда учащиеся только учатся учиться,  взаимопомощи и поддержке.  А это значит, что без применения современных педагогических технологий  в практике обучения и воспитания детей не обойтись. В первую очередь это личностно-ориентированное образование учащихся.

       Личностно-ориентированное образование в школе – это воспитание и обучение учащихся в соответствии с его возможностями, интересами ради того, чтобы он жил осмысленной и творческой жизнью. В процессе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что там, где осуществляется личностно-ориентированное образование, учащиеся не только учатся, но и удовлетворяют свои потребности, что и ведёт к их развитию,  предупреждает и исключает конфликтные ситуации.

       Начальное образование длится 4 года. Поэтому учителю начальных классов через 4 года предстоит знакомство с новыми учениками, каждый из которых – уже личность, не похожая на других, со своими привычками, интересами. В связи с этим работу начинаю с наблюдения за детьми во время уроков, на переменах, при общении со сверстниками, родителями, учителем.  Во время бесед выясняю интересы, склонности, способности учащихся. Первые школьные конфликты между учителем и родителями учащихся, а также учителем и учениками возникают на фоне проблем при обучении детей.  Поэтому в результате проделанной работы выявляю группы детей, испытывающих затруднения в учёбе, в воспитании, в сохранении здоровья, в социальном становлении и составляю план работы по оказанию педагогической поддержки данным учащимся. Причём состав минигрупп (детей с похожими проблемами) может меняться, дополняться или наоборот уменьшаться по количеству учащихся, если проблема исчерпана.  

       Не секрет, что становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это то первое социальное окружение, в котором ребёнок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому всё, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей жизни.

       В современных условиях  семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблемы развития личности  ребёнка. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг к другу. Это поможет педагогам  и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в дальнейшей жизни.

       Мои  ученики поступили в 1 класс в сентябре 2007 года.  Первое родительское собрание «Давайте познакомимся» было организовано и проведено 4 сентября.  Хотя считаю, что педагогу лучше знакомиться с семьёй учащихся ещё до начала учебных занятий (если учитель имеет сведения о будущих учениках).  На данном собрании совместно с родителями класса была выдвинута тактика и стратегия совместной деятельности. Проведено анкетирование  с целью выяснения, какие ценности (здоровье, семья, дружба, творчество, карьера образование, нравственность) являются приоритетными в понимании родителей.  В результате совместной деятельности родилась программа педагогического сопровождения семьи и семейного воспитания «Доверие».

      Имея немалый педагогический стаж, пришла к выводу, что чаще всего в начальной школе создают конфликтную ситуацию именно родители учащихся. А назревает такой конфликт на фоне недовольства учителем, его методами обучения и воспитания. Родителям кажется, что учитель недостаточно уделяет внимания  именно их ребёнку, что учитель «не любит»  их дочь или сына. Хотя, как говорится, «без дыма огня не бывает». Именно на этом фоне и рождается конфликт.

        Школьный конфликт похож на любой другой. И для его разрешения можно попытаться повлиять на ситуацию или выйти из нее, причём без ущемления достоинства всех сторон конфликта. Отличие школьного конфликта от обычных детских или даже семейных ссор заключается в том, что в этом случае за  младшего школьника чаще решают родители, а расплачиваться за их выбор и  результаты их действий будет ребёнок.

Не принятые одноклассниками ребята, наряду с разными непривлекательными особенностями, обладают одним общим недостатком — отсутствием чувства товарищества. Этот недостаток не компенсируется в глазах подростков ничем, поэтому даже отличник может оказаться в одиночестве.

Считаю, что одна из главных педагогических мер преодоления подобных конфликтов заключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый ребёнок будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища, настоящего коллективиста.

Психологи считают, что хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Решающее значение имеет при этом высокий нравственный смысл совместной деятельности. Кроме того, организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее учащихся.

Для младшего школьника, особенно в первые годы обучения, решающее значение имеет личное, доброжелательное отношение к нему учителя.

Необходимо создать условия для стимулирования собственной активности младшего школьника  в перестройке отношений с другими людьми и привлечения родителей к организации жизнедеятельности класса. И тогда это даст возможность ученику сравнить себя с другими ребятами, а родителям увидеть проблему изнутри.

       Для профилактики конфликтных ситуаций провожу ряд мероприятий, как с детьми, так и с родителями учеников.

С родителями учащихся:

1) Беседы со школьным психологом «Как помочь ребёнку учиться», «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки».

2)  Посещение семьи учителем и социальным педагогом школы с целью выявления условий для подготовки домашних заданий, игры (личное место ученика, отдельная комната и т.д.). Было выявлено (составлен акт обследования материально-бытовых условий семьи), что Маша В. имеет свою комнату, отдельный стол для подготовки к учебным занятиям, в достаточном количестве игр, как развивающих, так и для занятия досуга.

3)  Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье. За и против»

3) Родительское собрание «Мужская рука» (роль отца в воспитании детей)

4) Заседание клуба «Встречи за круглым столом» по теме  «Острые углы семейного круга. Причины и последствия детской агрессии». Семейное кафе «Вместе весело шагать» (КТД по обучению навыкам бесконфликтного общения между членами семьи).

5)Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций»

   (Приложение 1)

С учащимися класса:

1) Оказывается педагогическая поддержка в учёбе, воспитании, социальном становлении по специально составленному плану.

2) Жизнедеятельность класса представляет собой плавание по океану Знаний на корабле «Бригантина». Класс представляет экипаж корабля,  на котором есть капитан (командир класса), штурман (помощник капитана), матросы – ученики класса.  В начале и в конце каждого учебного года  проводится  собрание, на котором   производятся выборы совета корабля (актива класса), подводятся итоги работы, принимаются основные законы жизни, план плавания (деятельности) на текущий учебный  год. Экипаж имеет свою песню, отличительные знаки.

        Смысл ученического самоуправления не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам  демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.  

          Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно  действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.

          Органы классного самоуправления в тесном контакте работают со школьными конфликт-менеджерами из числа учащихся школы, избранными на основе проведения социометрии (лидеры классных коллективов, изъявившие желание выполнять функции посредников в конфликтных ситуациях).  Конфликт-менеджеры проходят специальную подготовку под руководством психолога,  работают по специально составленному плану, который предусматривает

  1. придумывание смешных сценок на тему посредничества и показ ученикам, что дает базовую информацию всем учащимся;
  2. встреча с заинтересованными сотрудниками школы в целях создания программы конфликт-менеджмента, ориентированной на удовлетворение специфических потребностей или интересов школы;
  3. оформление плакатов, описывающих процесс посредничества, и расклеивание их в школе.

3) Проводятся тематические классные часы «Мы такие разные, но мы одна семья (конфликт и пути его решения) (Приложение 2), «Я и мои товарищи», «Опрятность и аккуратность в одежде», «Каждой вещи – своё место», деловая игра «Лидер» (выявление лидерских качеств, умения повести за собой коллектив).

4) Проводятся совместные внеклассные мероприятия (конкурсы, праздники, экскурсии), учащиеся активно принимают участие в разработке web-квестов, исследовательских проектов, проявляя при этом умение работать в группах.

4) Учащиеся класса имеют разовые и постоянные поручения (с опорой на интересы и увлечения).

Примечание: В классе каждый ребёнок поочерёдно выполняет роль, как ответственного (командира класса, старосты ряда, контролирующего выполнение письменных домашних заданий, помощника в организации спортивных праздников, подвижных перемен), так и выполняемого задания  детей и учителя.

      По мнению А.С.Макаренко, который специально усиливал взаимную ответственность воспитанников, специально создавал  сводные отряды для выполнения повседневных будничных дел, в которых роль старшего поочерёдно выполняли все. В таких отрядах обогащалась психологическая связь между людьми, и формировались важные организационные качества человека – способность приказывать и способность подчиняться, без которых невозможно существование самого коллектива.

5) Работа со школьным психологом. Тренинги «Как вести себя в коллективе», «Управление конфликтом» (обучение справляться с напряжением в собственных конфликтах, вносить баланс в свою психику).

6) Посещение учителем совместно с социальным педагогом семей учащихся с целью проверки наличия рабочего места и условий для успешного обучения, материального положения.

7) Ежедневная похвала детей (даже самая крошечная) – стимул для ещё большего старания и упорства, раскрепощение в общении со сверстниками.

     Думаю, что проделанная  совместная работа учителя и специалистов школы положительно влияет на предупреждение школьных конфликтов.

    Таким образом, задача учителя начальных классов – это предупреждение (профилактика) школьного конфликта. Ведь дети в младшем школьном возрасте  ввиду возрастных особенностей не конфликтны, а учитель для них является первым авторитетным человеком. Именно поэтому от педагогического такта учителя, умения вовремя разглядеть проблему (в учёбе, воспитании, общении и т.д.), найти нужное слово, увидеть личность в каждом ребёнке, зависит психологический климат классного коллектива и установление контакта с детьми и родителями учащихся. Хотя избежать недопонимания в школе практически невозможно, а значит взаимодействие «учитель - ученик – родители» изначально обречено на возникновение противоречий, но неизбежность школьных конфликтов не означает неотвратимость потерь в результате их возникновения. Волшебным ключиком к разрешению любого, самого сложного и самого запутанного конфликта является, на мой взгляд, бесспорное утверждение мудрого Бару-ха Спинозы: «Понимание - начало согласия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избежать школьных конфликтов

Статья представляет описание опыта работы классного руководителя по профилактике (предупреждению) школьных конфликтов в начальных классах....

«Формула решения школьных конфликтов»

Возможно ли, работая с учащимися, избегать конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся, учителя и родителей. В то же время к...

Формула решений школьных конфликтов

Рассматриваются конфликты между учителем и учеником, учителем и родителями, учителем и администрацией школы и т.д. Пути их разрешения....

Сценарий мастер-класса по теме: "Формула решения школьных конфликтов"

        Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнут...

Формула решения школьных конфликтов

Материал предназначен для классных руководителей....

КАК ИЗБЕЖАТЬ ШКОЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОК?

Быстро пролетело лето… Наши дети отдохнули, подросли и окрепли… Наступила осень, и вновь пришло время садиться за учебники и постигать столь необходимые для жизни знания. После яркого 1 ...

Как избежать школьных трудностей

quot;Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни". Януш Корчак...