Главные вкладки

    Литературная композиция, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда.
    методическая разработка (3 класс) на тему

     

    Литературная композиция, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда.

    Воспитательная работа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ko_dnyu_snyatiya_blokady.doc69.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературная композиция, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда.

    Ведущий.

    Вам, героическим защитникам Ленинграда,

    Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

    Вам, пережившим 900-дневную блокаду,

    Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых.

    Ведущий.

    22 июня 1941 года немцы напали на нашу Родину. Из заявления Советского правительства:

    Звучит голос Левитана.

    Красная армия и весь наш народ поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.
    …Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

    Дети читают стихи.

    Ах, война, что  ж ты сделала, подлая:

    Стали тихими наши дворы,

    Наши мальчики головы подняли,

    Повзрослели они до поры,

    На пороге едва помаячили,

    И ушли, за солдатом солдат….

    До свидания, мальчики! Мальчики,

    Постарайтесь вернуться назад.

    Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

    Не жалейте ни пуль, ни гранат,

     И себя не щадите, и всё-таки

    Постарайтесь вернуться назад.

    Ах, война, что ж ты , подлая, сделала:

    Вместо свадеб – разлуки и дым.

    Наши девочки платьица белые

    Раздарили сестрёнкам своим.

    Сапоги – ну куда от них денешься?

    Да зелёные крылья погон…

    Вы наплюйте на сплетников, девочки,

    Мы сведём с ними счёты потом.

    Пусть болтают, что верить вам не во что,

    Что идёте войной наугад…

    До свидания, девочки! Девочки,

    Постарайтесь вернуться назад.

    Опять война,
    Опять блокада…
    А может, нам о них забыть?
    Я слышу иногда:
    «Не надо,
    Не надо раны бередить.
    Ведь это правда, что устали
    Мы от рассказов о войне
    И о блокаде пролистали
    Стихов достаточно вполне».
    И может показаться:
     
    Правы
    И убедительны слова.
    Но даже, если это правда,
    Такая правда – не права!
    Чтоб снова
    На земной планете
    Не повторялось той зимы,
    Нам нужно,
    Чтобы наши дети
    Об этом помнили,
    Как мы!
    Я не напрасно беспокоюсь,
    Чтоб не забылась та война:
    Ведь эта память –
    Наша совесть.
    Она,
    Как сила, нам нужна…


    Ведущий.

    22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война и уже 8 сентября 1941 года немцы были у стен Ленинграда.

    В Берлине Гитлер громогласно заявлял: «Через 3 недели мы будем в Ленинграде». Был даже намечен день банкета в гостинице «Астория» и отпечатаны специальные пропуска.

    Ленинград готовил врагу отпор. На стенах домов появились плакаты: «Родина – мать зовет!», «Защитим город Ленина». Все военнообязанные ушли на фронт с начала войны, а в городе создавались батальоны ополченцев, которые сразу же уезжали на Лужский рубеж обороны.
    Началась блокада нашего города, которая длилась долгих 900 дней.

    Слышен сигнал воздушной тревоги.

    Ведущий.

    Пришла зима 1941 года – суровая, лютая. Не работал водопровод и канализация, нет электричества и топлива, встал транспорт.

    Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили без освещения, в не отапливаемых квартирах и комнатах с выбитыми стеклами, за водой приходилось ходить к рекам и каналам.

    Дети читают стихи.


    Мы рыли рвы – хотелось пить.
    Бомбили нас – хотелось жить.
    Не говорилось громких слов.
    Был дот на каждом из углов.
    Был дом – ни света, ни воды.
    Был хлеб – довесочек беды.
    Сон сокращался в забытье.
    Быт превращался в бытие.
    Была одна судьба на всех.
    Мы растеряли светлый смех.
    Мы усмиряли темный страх.
    Мы умирали на постах.
    Мы умирали…
    Город жил –
    Исполнен малых наших сил.
     

    Только факты (читают дети).

    1.На 6 сентября 1941 года запасы продовольствия в городе составляли: муки - на 14 дней, крупы - на 23 дня, мяса – на 19, жиров – на 21, сахара и кондитерских изделий – на 48. Но нормы выдачи продуктов резко сокращались.

    2. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года эти нормы были самые низкие: рабочие и инженерно-технические работники получали по 250 граммов суррогатного хлеба, служащие, иждивенцы и дети – по 125 граммов в день!
     

    Бойцы и командиры на передовой линии фронта получали по 300 граммов, а все остальные – по 150 граммов.

    Хлеб состоял из пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха, который до войны использовался в топках пароходов, обойной пыли, вытряски из мешков, кукурузной муки и ржаной муки. На вкус хлеб был горьковато- травянистый.

    Хотелось есть постоянно. На улицах люди падали от истощения, умирали.

    Ведущий.

     Посмотрите, вот на этот кусочек хлеба.

    Сто двадцать пять блокадных грамм

    С огнем и кровью пополам.

    О, мы познали в декабре:

    Не зря священным даром назван

    Обычный хлеб, и тяжкий грех

    Хотя бы крошку бросить наземь.

    В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до -40 градусов.


    На берегу Невы, 

    В музейном зданье,

    Хранится
    очень скромный

    дневничок 
    Его писала

    Савичева Таня.

    На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет.

    Таня Савичева: Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Таких как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: "Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя - это моя сестра. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год. Лека - это мой брат. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год. Дядя Леша - 10 мая в 4 дня 1942 год. Мама - 13 мая в 7.30 утра 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня". 

    Ведущий.

    Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

    Дети в осажденном городе. Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.

    Дети ждали хлеба.

    Но вот в ноябре-декабре1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.

    Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.

    Стихи читают дети.

    …на Ленинград машины шли:

    он жив еще. Он рядом где-то.

    На Ленинград, на Ленинград!

    Там на два дня осталось хлеба,

    Там матери под темным небом

    Толпой у булочных стоят,

    И дрогнут, и молчат, и ждут,

    Прислушиваются тревожно:

    1. К заре, сказали, привезут…
    2. Гражданочки, держаться можно… -

    И было так: на всем ходу

    Машина задняя осела.

    Шофер вскочил, шофер на льду.

    1. Ну, так и есть – мотор заело.

    Ремонт на пять минут, пустяк.

    Поломка эта не угроза,

    Да рук не разогнуть никак:

    Их на руле свело морозом.

    Чуть разогнешь – опять сведет.

    Стоять? А хлеб? Других дождаться?

    А хлеб – две тонны? Он спасет

    Шестнадцать тысяч ленинградцев. –

    И вот – в бензине руки он

    Смочил, поджег их от мотора,

    И быстро двинулся ремонт

    В пылающих руках шофера.

    Вперед! Как ноют волдыри,

    Примерзли к варежкам ладони.

    Но он доставит хлеб, пригонит

    К хлебопекарне до зари.

    Шестнадцать тысяч матерей

    Пайки получат на заре –

    Сто двадцать пять блокадных грамм

    С огнем и кровью пополам.

    Читают дети.

    12 сентября 1941 года в город по водному пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом – вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам – баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны.

     Военно–автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила и дарила жизнь великому городу.

    Ведущий.

    Из города было эвакуировано 1 миллион 376 человек, вывезено 3700 вагонов промышленного оборудования, ценностей культуры и другого имущества.

    Груженые автомобили ежесуточно доставляли по Ладоге 6 – 7 тысяч тонн продовольствия и вооружения.

    Каждая четвертая машина погибла на Ладоге.

    К марту 1942 года уже имелась возможность выпекать полноценный ржаной хлеб, даже с применением пшеничной муки.

    Наступала весна 1942 года. До конца блокады было еще далеко…

    Читают дети.

    Радио для блокадников играло очень большую роль. Радио работает – значит, город живёт. Радио извещало о начале и конце тревог и обстрелов, а между ними звучал равномерный стук метронома. Только по радио люди узнавали, что происходит на фронте.

    Звук метронома.

    И все же никакие муки и лишения, никакие испытания не могли сломить мужества и стойкости героических защитников Невской твердыни, не могли поколебать их боевого духа и веры в окончательную победу.

    Только факты (читают дети).

    1. 39 школ Ленинграда работали без перерыва в самые тяжёлые блокадные дни.

    Тяжело было учиться зимой и весной 1942 года. Было очень холодно. Сидели в пальто и рукавицах. Чернила замерзали в чернильницах. Не все ребята доучились до конца учебного года.

    Девчонка руки протянула

    И головой - на край стола…

    Сначала думали – уснула,

    А оказалось – умерла.

    Её из школы на носилках

    Домой ребята понесли.

    В ресницах у подруг слезинки

    То исчезали, то росли.


    Никто не обронил ни слова.

    Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

    Учитель выдавил, что снова

    Занятья – после похорон.

    2.Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

    На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.



    Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.


    В далёком тревожном военном году,

    Под гром батарей у земли на виду,

    Стояли со взрослыми рядом

    Мальчишки у стен Ленинграда

    На парте осталась раскрыта тетрадь,

    Не выпало им дописать, дочитать,

    Когда навалились на город

    Фугасные бомбы и холод

    И мы никогда не забудем с тобой,

    Как вместе со взрослыми приняли бой,

    Им было всего лишь 12,

    Но были они ленинградцы

    В блокадных днях

    Мы так и не узнали:

    Меж юностью и детством

    Где черта?

    Нам в сорок третьем

    Выдали медали.

    И только в сорок пятом –

    Паспорта.

    Многие подростки работали в бытовых отрядах, собирали металлолом, тушили зажигательные бомбы, работали связистами, рабочими в совхозах, сандружинниками, девочки вязали носки и варежки для фронта.




     Только факты (читают дети).


    1. По квартирам, дворам шныряли мальчишки и девчонки – собирали пустые бутылки. Целыми мешками относили их к военкоматам, отвозили на тележках. Оттуда бутылки отправляли на заводы, где, наполненные горючей смесью, они превратились в грозное оружие против танков. Более миллиона бутылок собрали тогда ленинградские школьники.



    2. В городе появилось 270 тысяч огородов, где работали женщины и дети. Даже на Марсовом поле, у Исаакиевского и Казанского соборов. Летом 1943 года 47 тысяч школьников области приняли участие в работе колхозов и совхозов.
     

    Дух Ленинградцев, волю к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только не покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. Назло войне и во имя сохранения русской культуры, в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий Д.Д. Шостакович создает свою знаменитую 7 «Ленинградскую» симфонию. Симфония написана в 1941 году. Большая её часть сочинена в осаждённом Ленинграде.


    В воскресенье, 9 августа 1942 года, состоялась незабываемая премьера. Зал был полон – очереди за билетами были длиннее, чем в булочные. Все восемьдесят минут пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги.
     

    Звучит фрагмент «Ленинградской симфонии» Д.Д.Шостаковича

    Ведущий.

    900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.

    Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.

    Стихи читают дети.

    …Осада длится, тяжкая осада,

    Невиданная ни водной войне.

    Медаль за оборону Ленинграда

    Сегодня Родина вручает мне.

    Не ради славы, почестей, награды

    Я здесь жила и всё могла снести:

    Медаль «За оборону Ленинграда»

    Со мной, как память моего пути.

    Ревнивая, безжалостная память!

    И если вдруг согнёт меня печаль,-

    Я до тебя тогда коснусь руками,

    Медаль моя, солдатская медаль.

    Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

    Чтоб стать ещё упрямей и сильней…

    Взывай же чаще к памяти моей,

    медаль «За оборону Ленинграда».

    …Война ещё идёт, ещё – осада.

    И, как оружье новое в войне,

    Сегодня Родина вручила мне

    Медаль «За оборону Ленинграда».

    Ведущий. 

    Около 2 миллионов ленинградцев погибло в тяжелые дни блокады.

    Это им посвящены печальные и торжественные слова О.Берггольц на мемориале Пискаревского кладбища-музея.

    Стихи читают дети.


    Сломя зловещий гул орудий

    Пронеслась войны гроза.
    Но всё также память людям
    Смотрит пристально в глаза.

    К солнцу тянутся берёзки,

    Пробивается трава,

    Но на скорбном Пискарёвском

    Обожгут сердца слова:

    Здесь лежат ленинградцы,

    Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…

    Рядом с ними солдаты – красноармейцы,

    Всею жизнью своею

    Они защищали тебя, Ленинград,

    Колыбель революции,

    Их имен благородных

    Мы здесь перечислить не сможем,

    Так их много под вечной охраной гранита,


    Но знай, внимающий этим камням,

    Никто не забыт и ничто не забыто.

    Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей

    На этом печально-торжественном поле

    Вечно склоняет знамена народ благодарный,

    Родина-мать и город-герой Ленинград".




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация для проведения классного часа, посвящённого Дню снятия Блокады Ленинграда

    27 января мы отмечаем годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Эта дата важна не только для жителей Ленинграда, но и для всей страны, потому что стойкость жителей явила величай...

    Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда.

    Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда, для начальной школы....

    Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной дню снятия блокады Ленинграда

    27 января — особая дата в истории нашей страны. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбам...

    Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню снятия блокады Ленинграда

    Данное занятие целесообразно проводить среди обучающихся 4-х классов....

    Методическая разработка:" Открытый урок, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда".

    В презентации представлены упражнения по работе с безударными гласными на основе лексического материала, посвящённого блокаде Ленинграда....