Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню снятия блокады Ленинграда
план-конспект занятия (4 класс)

Громова Елена Александровна

Данное занятие целесообразно проводить среди обучающихся 4-х классов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 270Красносельского района

Санкт-Петербурга им. А.Е. Березанского

Методическая разработка

литературно-музыкальной композиции,

 посвящённой Дню снятия блокады Ленинграда

4 класс

Учитель:

Громова Елена Александровна

«Всё может родная земля:

Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.

Вот только защитить сама себя не может:

Защита родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, кто  пьёт её воду, любуется её красотой»

А.Митяев

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.

Цель:

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1. Познакомить ребят  с понятием блокада;

2. познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда  и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны.

1. (под звучание музыки «Священная война» говорят ученики, вместе со словами идёт показ слайдов 1, 2, 3, 4)

Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встаёт на их пути. Искаженные ужасом  лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, ещё недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

Всё это  и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так  и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей.

( Звучит  голос  Ю. Левитана  о начале  войны.  Слышен звук летящих фашистских самолётов, разрывы бомб.)  Фильм  « Начало войны»

На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6  недель.

Что я помню из первого дня?

Мама с дачи увозит меня,

Лихорадочный

Гомон вокзальный…

Что я помню из первого дня?

Мама гладит по щечке меня,

Предо мной её облик печальный.

Не придумываю, не лгу,

Но я вижу отчетливо-ясно,

Как лицо её стало прекрасно,

Как собрались морщинки на лбу.

Лебедь, может, бывает такой,

Слыша ястреба в небе паренье,-

У неё обостряется зренье,

Наливается сердце тоской.

А когда я впервые назвал

Свою Родину матерью, мигом

Я припомню июньский вокзал,

Мать в её беспокойстве великом.

(Олег Шестинский «Июнь 1941»)

2. (под звучание 5 симфонии Бетховена)

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер   решил стереть с лица земли город Ленинград…»

На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек.   Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и на крышах при налётах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

(чтение выдержки из дневника З. Ворожейкиной, ученицы 10-го класса школы № 33)

Голоса Ленинградцев

Из писем и дневников

Над городом нависла белая ночь. В светлом небе чуть колышутся аэростаты...  Мы сидим на крыше школы. Спать нельзя, да и не хочется…

- Вот,- рассуждаем мы, - учились в школе девять лет и не очень-то интересовались, есть ли у неё чердак и крыша. А теперь все уголки исследовали, очистили, песок и бочки с водой поставили.

…Тревожные дни наступили в Ленинграде: город на осадном положении, враг у ворот. Уезжают родные, соседи, товарищи.

- До свидания, уезжаю,- сказала мне подруга Нина.

  Мы стояли у окна и молчали. Лишь два месяца назад стояли тут же и мечтали.  Как будем усиленно работать в десятом классе, о внешкольных занятиях, об университете…   Это было прекрасно и осуществимо…

О чём же теперь говорить?.. Лучше не говорить!

- До свидания,- сказала я, уходя.  - Мы с тобой ещё увидимся до отъезда.

Она кивнула, но мы знали, что не встретимся  долго, может быть – никогда. Странно всё было. Город пустел. Мы остались в Ленинграде.

                                                                                                     Из дневника З. Ворожейкиной,

                                                                                                ученицы10-го класса 33-й школы

Ольга Берггольц,

В годы блокады

Военный корреспондент

Ленинградского радиокомитета

Я говорю с тобой из Ленинграда

... Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

В моё лицо закинутое бьёт.

В бомбоубежищах заснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады –

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю

Я, горожанка, мать красноармейца,

погибшего под  Стрельною  в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем  бешеных  зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались  на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день  хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти  единственным питанием ленинградцев.

(показ слайдов 5, 6)

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощённые голодом, измученные непрерывными бомбёжками жили в неотопляемых домах.

Замёрзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

(под звучание  музыки  С. Рахманинова  показ слайдов 7,8,9, 10, 11,12 и прочтение стихотворения «По воду» В. Вольтман-Спасской)

Я в гору саночки толкаю.

Ещё немного  - и конец.

Вода, в дороге замерзает,

Тяжелой стала, как свинец.

Метёт колючая пороша,

А ветер  каменит слезу.

Изнемогая, словно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

И смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда…

Как хорошо, что ты замерзла,

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной.

Ты не прольешься из ведёрка,

Я привезу тебя домой.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 ленинградцев погибло от голода.

(показ слайдов 13.14)

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

(показ слайда 15 «Дневник Тани Савичевой» читает ученица)

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

(звучит «Лунная Соната»)

3. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях учились дети. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

(показ слайда 16)

Девочка руки протянула

И головой – на край стола…

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось – умерла…

Ее из школы на носилках

Домой

Ребята понесли.

В ресницах у подруг

Слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон. (Ю. Воронов)

Ольга Берггольц писала: «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1000 самолетов. 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 000 000 снарядов и мин.

Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

(слайд 17)

Подростки – рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12 – 14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

 

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

(показ слайдов 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25)

Бетонная арка и памятный камень

Ледовую трассу сквозь годы ведут…

Сначала ее проложили шагами

Гидрографов группа по тонкому льду.

Потом и машины пошли на Коббону,

А лед под колесами гнулся, трещал

Но помнил водитель, что каждою тонной

Он жизнь восьми тысяч детей защищал.

Она пролегла ледяными полями,

«Дорогою жизни» назвали ее,

И жизнь пробивалась сквозь холод и пламя,

Бомбежки, метели и взломанный лед.

И с суши и с неба ее охраняли,

Подходы по льду день и ночь стерегли,

Дорожники трассу чинили, меняли,

Как пульс Ленинграда, ее берегли.

Она – как легенда, как песня, как знамя,

У этой дороги не будет конца –

Она навсегда пролегла через память,

Навеки прошла через наши сердца.

(А. Молчанов «Дорога жизни»)

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги. (О. Берггольц)

Все, кто обслуживал ледовую трассу – водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

И было – на всем ходу

Машина задняя осела

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

16 тысяч ленинградцев

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам

О, мы познали в декабре:

Не зря священным даром назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Скольких людей спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года. Но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду!

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано.

Мы ждали прорыва блокады

Полтысячи дней и ночей,

В мученьях блокадного ада,

Средь тысяч и тысяч смертей.

Сплоченные общим страданьем,

Без света, тепла и еды,

Мы жили, крепясь ожиданьем,

Единою верой тверды.

О нет, мы не ждали покорно,

Чтоб сняли блокаду из вне,

И сами пытались упорно,

Пробить брешь в фашистской стене.

Желания было в избытке,

Да мало уменья и сил.

Но мы продолжали попытки,

И город блокаду долбил!

И днем, и глухими ночами,

В жару и метельную муть,

Ну, где же вы там, волховчане?

Еще поднажмите чуть-чуть!

И, врезавшись в память глубоко,

В ней ранами ноют с тех пор

Поповка, Усть-Тосно, Дубровка,

Синявино, Мга, Красный Бор…

Мы ждали прорыва блокады

Полтысячи дней и ночей,

Ловя дальний гул канонады.

Тревожась и радуясь ей.

Как медленно он приближался, -

Прорыва святой день и час!

И этого дня не дождался

Почти каждый третий из нас…

(показ слайдов 26, 27, 28, 29, 30)

Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили на 650 – 1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень.  Город полностью был освобожден от блокады.

(показ слайдов 31, 32, 33, 34)

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди… (В. Рождественский)

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут

А ленинградцы тихо плачут

Ни успокаивать пока

Ни утешать людей не надо

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но Боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол - Ленинграда  не поднялось

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)

Показ фильма.

В память о детях, погибших в дни блокады, сооружен мемориальный комплекс «Цветок Жизни».

По дороге жизни – сглаженной, спрямленной,

Залитой асфальтом – мчит машин поток.

Слева, на кургане, к солнцу устремленный,

Их встречает белый каменный цветок.

Памятью нетленной о блокадных детях

На земле священной он навек взращен,

И к сердцам горячим всех детей на свете

Он призывом к Дружбе, к Миру обращен.

Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!

Подойдите ближе, головы склоня.

Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,

Тех, кто детским сердцем город заслонял.

У Дороги жизни шепчутся березы,

Седину лохматит дерзкий ветерок.

Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы,

Плачет вместе с вами каменный цветок.

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим. (В. Суслов)

МИНУТА МОЛЧАНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда.

Литературная композиция, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда.Воспитательная работа....

Сценарий праздника, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.

Пояснительная записка.        В классе была проведена предварительная работа. Мы готовили сценарий, учили стихи и песни на тему «Блокада Ленинграда». Сходили в район...

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной дню снятия блокады Ленинграда

27 января — особая дата в истории нашей страны. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбам...

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, посвященная годовщине снятия блокады Ленинграда

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, посвященная годовщине снятия блокады Ленинграда...