Задача воспитателя №1 - формирование коллектива класса.
статья (1 класс) по теме

Доклад о роли коллектива в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kollektiva_klassa.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коллектива класса -  одна из главных целей воспитательной работы

Чем глубже поймёт педагог классный коллектив, тем легче ему учить и воспитать их. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять  только в коллективе и через коллектив.

Процесс организации коллектива подразумевает под собой:

  1. Воспитание ученического актива;
  2. Организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.
  3. Формирование здорового общественного мнения;
  4. Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

От учащихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке, дисциплинированно вели себя на переменах, бережно относились к учебникам и школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости. Огромную роль в становлении коллектива класса играют учитель и воспитатель начальной школы.

 Своей совместной работой учитель и воспитатель должны стараться  сделать все возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной  жизнью.

         Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется много знать, им все интересно, они желают активно участвовать во всех делах, которые предлагает педагог: учащиеся желают проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Надо отметить, что такая жажда деятельности, которая присуща ученикам начальной школы, формирует еще одно жизненно важное качество личности – ТРУДОЛЮБИЕ.

        Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это ли не достойная цель обучения и воспитания учащихся?

  Одной из целей педагога - создание условия для проявления трудолюбия, подчеркивание успешности деятельности ученика и стимуляция участие учащихся в классных  делах, мероприятиях и конкурсах. Умело организованные культпоходы и экскурсии в природу позволяют научить младших школьников понимать искусство, беречь природу. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от уровня развития коллектива. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Коллектив предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, таким образом формируется индивидуальность ребенка.

Совместная  деятельность учителя и воспитателя школы нацелена на обеспечение тесной  связи классных и внеклассных занятий. Благодаря  согласованным действиям учителя и воспитателя в группе создаются условия  способствующие повышению качества  обучения и воспитания детского коллектива.

Воспитатель в школе I-II вида, дополняя и во многом продолжая работу учителя, организует выполнение домашних заданий, проводит внеклассные занятия, которые способствуют формированию личности ученика.

Мероприятия, проводимые во внеурочное время, не только содействуют закреплению усвоенных на уроке знаний, но могут и предварять урок, подготавливать учащихся к лучшему восприятию учебного материала (например, экскурсии по теме предстоящего занятия).

Органическое сочетание учебной и внеклассной работы, реализация принципа неразрывности обучения и воспитания возможны лишь при тесном контакте учителей и воспитателей, при полной согласованности их действий. Их повседневная связь помогает выявить слабые и сильные стороны воспитанника, установить, какие предметы он любит, а какие его мало интересуют, что ему под силу, а что для него затруднительно.
Тесный контакт в работе учителей и воспитателей достигается в школе I-II вида совместным планированием всей воспитательной работы в классе-группе. При составлении плана необходимо учитывать особенности учащихся группы, поэтому совместная работа учителя и воспитателя начинается с их изучения. Планируется совместное ведение дневников наблюдений, определяются методы и формы этих наблюдений, в том числе посещения уроков воспитателем и посещение самоподготовки учителем; вырабатывается единое мнение, единые требования к воспитанникам при осуществлении индивидуального подхода, намечаются формы индивидуальной коррекционной работы.

Совместно планируются те разделы работы, в выполнении которых принимают участие как воспитатель, так и учитель. Это организация и проведение праздников, встречи с интересными людьми, кружковая работа и т.п. 

Учитель и воспитатель совместно планируют раздел учебной работы во внеурочное время. Заранее намечаются внеклассные мероприятия, которые способствуют усвоению учебного материала, установлению связи полученных знаний с жизнью: экскурсии, практические работы, просмотр кино – и диафильмов. Определяется, какие наглядные пособия и другое оборудование учитель должен предоставить воспитателю для проведения самоподготовки.
Особенностью педагогического труда является то, что индивидуальные усилия отдельных учителей не принесут желаемого успеха, если они не согласованы с действиями всего педагогического коллектива. Там, где у педагогического коллектива нет единого тона, там, по существу, нет коллектива, а следовательно, не может быть никакого воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые упражнения для работы с родителями (формирование коллектива)

В данной работе содержится теоретический материал, который можно использовать при работе с родителями учащихся, начиная с первого класса. Это различные тренинговые упражнения позволяющие начать знаком...

Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...

формирование коллектива младших школьников

Коллектив как специально организованное  объединение учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Мой класс создан впервые. Для того, чт...

Организация работы по формированию коллектива младших школьников.

Формы работы педагога по формированию коллектива младших школьников....

Формирование коллектива класса, как ячейки большой школьной семьи

Программа, целью которой является формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива. Программа рассчитана на 1-4 класс...

"Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеурочной деятельности"

В деятельности кл.руководителя форма воспитательной работы является той первичной клеточкой,из которой складываются будни и праздники детского сообщества....

Концепция воспитания «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса»,

Материал- из опыты пработы. Это моя  программа воспитательной работы - (концепция воспитания)  «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса», по...