классный час "Это страшное слово - война"
классный час (3 класс) по теме

Буянова Жанна Владимировна

классный час "Это страшное слово - война"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент
  2. Рассказ учителя и учащихся о начале Великой Отечественной войне

   Учитель: В ночь на 22 июня 1941 года войска фашистской Германии вероломно напали на нашу Родину. К этому времени немецкие армии уже захватили почти всю Европу, заставив её промышленность работать на свои военные цели.

Четыре долгих года длилась эта война, которая получила название Великой Отечественной. В первый период этой небывалой битвы наша страна понесла огромные потери. Врагу удалось захватить обширные территории, дойти до Волги и Кавказа. Но именно от Волги, от стен разрушенного бомбами и снарядами Сталинграда началось победоносное шествие Советской армии на Запад.

Великая Отечественная война стала всенародной, в ней принимала участие не только армия, но и весь народ. На каждом заводе, на стенах домов, на железно - дорожных вагонах можно было увидеть лозунг: «Всё для фронта, всё для победы!» В заводских цехах не хватало рабочих, они ушли на фронт, и к станкам вставали женщины и дети. В тылу врага действовали партизанские отряды, наносившие внезапные удары по немецким гарнизонам. Они объявили захватчикам «рельсовую войну» и пускали под откос фашистские эшелоны.

Нанося врагу одно поражение за другим, советские войска неуклонно двигались на Запад и дошли до Берлина. 30 апреля 1945 года, когда на берлинских улицах грохотали бои, армейские разведчики водрузили над главным правительственным зданием – рейхстагом – красный флаг – Знамя Победы. 8 мая 1945 года германское командование подписало акт безоговорочной капитуляции, и день 9 мая был объявлен Днём Победы.

С тех пор этот праздник отмечается не только на государственном уровне, но и в каждой семье: всенародной была кровопролитная война, всенародной стала победа. В День Победы во многие школы приходят воины – ветераны и рассказывают о тех событиях, участниками и  свидетелями которых им довелось быть.

Чтецы читают отрывок из «Реквиема» Р. Рожденственского.

Помните!

Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучат, -помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили!

 Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, годовщину которой мы в этом году отмечаем.

В исполнении учащихся звучит первый куплет песни А.В. Александрова

«Священная война»

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой.

Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна.

Идёт война народная,

Священная война!

 

  Ученик: 22 июня 1941 года вся страна вздрогнула от первых взрывов: фашистская Германия ночью, без объявления войны напала на Советский Союз.

Мирно страна проснулась

В этот июньский день

Только что развернулась

В парках её сирень

Радуясь солнцу и миру

Утро встречала Москва

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Голос уверенно строгий

Сразу узнала страна

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

Ученик: Когда июньской ночью 1941 года войска гитлеровской Германии, вооружённые не только самой передовой по тому времени боевой техникой, но и обладающие опытом ведения войны в Западной Европе, ринулись через границы СССР, встал вопрос не только о жизни и смерти нашего народа, но о судьбах мира и демократии.

На нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: сто девяносто дивизий, свыше 4 000 танков, более 47 000 орудий и миномётов, около 5 000 самолётов, до 200 кораблей.

Все от мала до велика встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

 Ученик:

ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ…

Сл. Б. Окуджавы

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли –

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

                         Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат,

и себя не щадите…

                              Но всё-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты,  подлая, сделала:

вместо свадеб – разлуки и дым!

Наши девочки платьица белые

раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги… Ну куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки!

Мы сведём с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идёте войной наугад…

До свидания, девочки!

                        Девочки,

постарайтесь вернуться назад!

3. Рассказ учителя и учащихся о воинах - земляках

 Ученик: За первые 8 дней войны в армию было призвано 5 300 000 человек. Только с июня по ноябрь 1941 года на Восток были переведены 1523 предприятия, эвакуировано 10 000 000 человек.

Учитель: Победа досталась нам ценою огромных жертв.

22 миллиона человеческих жизней было положено на алтарь войны. Только из нашей республики были призваны в армию 1 миллион 366 тысяч человек, и почти каждый второй не вернулся с полей сражений.

Высокий патриотический подъём царил в сёлах Шемонаихинского района. Отправляя своих сыновей и дочерей на защиту Родины, шемонаихинцы наказывали всеми силами отстаивать завоевания октября. За годы войны из нашего района было призвано 8077 человек, из которых лишь немногие вернулись домой.

По всей нашей земле стоят тысячи памятников и обелисков, увековечивающих память о погибших, напоминающих потомкам о горьких страницах пережитого в суровые годы войны. Есть такие памятники и в нашем районе – 21 обелиск установлен в городе Шемонаиха и 19 в сёлах района.

Гордостью шемонаихинцев стал новый монумент, сооруженный в дни подготовки к празднованию 40-летия Победы. На нем высечены фамилии 368 воинов-земляков, отдавших свои жизни в Отечественной войне за свободу и независимость нашей Родины.

Из всех уголков нашей Родины – из Казахстана, Грузии, Сибири и Дальнего Востока потянулись эшелоны на фронт.

Официальная статистика гласит, что из Казахстана на фронт ушёл каждый пятый казахстанец.

Ученик: В нашем селе тоже не остался ни один дом в 1941 году, из которого не ушёл бы на фронт близкий человек.

К сожалению, в живых участников ВОВ никого уже нет. В 2004 году ушёл из жизни житель нашего села, участник ВОВ, Евтушенко Павел Алексеевич.

Когда началась война, был переведён из артиллеристов шофёром в полк, который доставал в окружённый врагами Ленинград продукты, оружие. Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. Была глубокая осень, Ладога покрылась льдом. Хлеб и оружие стали доставлять машинами, т.к. маленькие суда ходить по озеру уже не могли. Водителем одной из «полуторок», в далёком 42-м был наш земляк П.А. Евтушенко. Он, как и все другие,  на два года забыл об отдыхе и сне, под бомбами и снарядами, днём и ночью. А чтобы не уснуть подвешивали в кабине, над головой, котелок с болтами и гайками.

«Ночью было особенно тяжело ездить, зимние ночи чёрные, в двух шага ничего не видно, - рассказывал Павел Алексеевич, - а фары зажигать нельзя: заметит противник – начнёт обстрел. Вот и вели свои машины в темноте, медленно-медленно. И всё равно ничего не видели – ни полыньи, ни трещины.»

18 января 1943 года блокада была прорвана. Наездил Павел Алексеевич на своей машине не одну тысячу километров, с боями дошёл до Берлина, откуда вернулся в родные места только в 1946 году.

4. Рассказ учителя и учащихся о блокаде Ленинграда.   

Учитель: В конце августа к Ленинграду подошли лучшие части ещё не знавшего поражения вермахта. Мир затаил дыхание. У наших ополченцев не хватало винтовок, гранат. Они вышли навстречу врагу, вооружённому до зубов, с охотничьими ружьями, саблями, кинжалами, пиками, против танков использовали бутылки с зажигательной смесью. И лишь силой своего духа, ненавистью к захватчикам, беспримерным героизмом остановили врага у стен города.

8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг города. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей подряд длилась битва с фашистами и с другим не менее жестоким врагом – голодом. Предпринимались попытки эвакуировать женщин и детей из блокадного города.

Когда замёрз лёд на Ладожском озере, эвакуация из осаждённого города шла по ледовой дороге. Эту дорогу назвали «Дорогой жизни», так как она действительно спасла жизни тысяч людей. По ней доставлялось в город продовольствие и вооружение. Фашисты беспощадно бомбили «Дорогу жизни» и для многих людей она стала последней дорогой…

Ученик:

 Стихотворение Ольги Бергольц

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим,

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

5. Рассказ учителя и учащихся о ходе и ужасах войны

Ученик: Итог начального периода войны для страны и армии был страшным. Миллионы убитых, раненых, пленных, огромные территории, порабощённые, истерзанные врагом. Для народа встал вопрос о жизни и смерти.

Стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

           Навеки!

 

Ученик: Ужасы войны невозможно было пережить без веры в победу, надежды и любви… Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать своих любимых, матерей, детей…

Стихотворение Николая Рыленкова «Жди меня, и я вернусь»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди,  когда  уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Учитель: До нас с вами тоже дошли отголоски войны. Ещё живы ветераны, участники Великой Отечественной, они есть в каждой семье или были… совсем недавно… А ведь тогда, в военные годы, это были весёлые, озорные ребята, совсем не похожие на героев, но это были герои: они приняли на свои плечи все тяготы военного времени, не спрятались, не взяли «освобождение» от армии, а встали плечом к плечу и стояли насмерть! Рабочие, студенты, школьники и … поэты!

       Для многих из них будущее не наступило. Они отдали свои жизни за то, чтобы это будущее наступило для нас! Они уходили на фронт в числе первых, вступали  в истребительные батальоны. Вы только представьте: поэт и истребительный батальон! Как это противоестественно, нелепо и больно! Стихи этих поэтов нельзя читать без волнения: это первая страница, вырванная войной из книги, а продолжения мы никогда не узнаем… вот одно из стихотворений, поэта того времени Николая Майорова:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете как миф

О людях, что ушли недолюбив,

Не докурив последней папиросы.

6. Рассказ учащихся о родственниках – участниках ВОВ

Ученик: Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. Мы не имеем права забыть об этом!

Стихотворение Михаила Дудина «Куда мне от памяти деться?»

Куда мне от памяти деться?

Она мне заснуть не даёт.

И в памяти взрослое детство

Военной дорогой идёт.

Качается низкое небо,

Дымится холодный рассвет,

И падает, вскрикнув, нелепо

Мальчишка семнадцати лет.

Мы будем солдатскою флягой.

Живые, его поминать.

Над горькой штабною бумагой

Заплачется бедная мать.

О память! Как ты молчалива,

Строга и исполнена сил.

Печально склоняется ива

У братских солдатских могил.

Сочинения детей

Турсунова Дильдора, 3 класс

Моего прадедушку звали Ыбрай. Он был очень хорошим человеком. Его все любили и уважали. Он любил детей.

Уходя в армию, дедушка познакомился с девушкой, её звали Айгерим.

При расставании дедушка сказал своей невесте: «Можешь ждать меня, а можешь и не ждать». Айгерим пообещала, что будет ждать до старости.

На фронте он был ранен в ногу. Ранение оказалось серьёзным, и он умер. Так и не дождалась Айгерим своего Ыбрая.

Чирвина Анастасия, 3 класс                                        

У меня три прадедушки: Семён Дмитриевич, Антон Иванович и Пётр Иванович. Семён Дмитриевич и Антон Иванович – это дедушки моего папы. Пётр Иванович – дедушка моей мамы.

Антон Иванович родился в этих местах, в селе Вавилонка. Во  время войны, на фронте,  потерял  руку. После войны переехал в Рыбачье, и всё время работал рыбаком.

Семён Дмитриевич родился в городе Орле. Во время войны воевал на Ладоге, защищая Ленинград. А после войны стал жить в городе Алматы и работать на заводе АЭТЗ.

 Буянова Кристина,  3 класс

Я хочу рассказать о моём прапрадедушке. О нём мне рассказала мне  моя бабуля, а ей её бабушка, которая родилась сто лет тому назад, то есть в 1905 году.

Это был её муж – Колмогоров Михаил Михайлович. Родился он в 1903 году в России. Был он из зажиточной семьи. Вскоре после его рождения вся семья переезжает в Казахстан. Здесь он женился. Работал он учётчиком, но мог быть шорником, сапожником, плотником и вообще был мастером на все руки.

На войну ушёл в конце 1941 года. А в августе 1942 у него родился шестой ребёнок.

Дедушка дошёл до Восточной Пруссии, там он и погиб 29 января 1945 года, там и похоронен. Он очень любил животных, и они любили его. На фронте у него был конь, на котором он подвозил снаряды и различное оружие солдатам. При бомбёжках дедушка говорил коню: «Ложись!» И он ложился. Ни один раз они спасали жизни друг другу.

У дедушки были боевые награды. Когда прислали похоронку, то вместе с ней прислали самую главную медаль «За оборону Москвы», а с остальными медалями и орденами он был похоронен.                              

7. Рассказ учителя о победе

Учитель: Героизм и сверхчеловеческие усилия позволили остановить натиск врага. В начале декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление под Москвой, сорвав тем самым фашистские планы скорой победы. Был сделан первый шаг к победе, развеян миф о непобедимости врага.

Благодаря советскому солдату, который сокрушил врага в Сталинграде, окончательно сломал хребет агрессору в битве на Курской дуге, форсировал Днепр и Вислу, Одер и Дунай, Европа и мир избавились от смертельной опасности. Около семи миллионов наших воинов непосредственно участвовали в освобождении 11 европейских государств. Свыше одного миллиона пали в борьбе за освобождение народов оккупированных стран.

Война! Жесточе нету слова!

Война! Страшнее нету слова!

И на устах у всех иного

Уже не может быть и нет!

Учитель: В апреле 1945 года был нанесён завершающий удар по гитлеровскому вермахту и берлинской операции. В течении  11 суток была разгромлена миллионная берлинская группировка и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы. Исторический день 9 мая стал Днём Победы над фашистской Германией.

Победа в самой кровопролитной за всю историю человечества войне, унесшей десятки миллионов жизней, стала возможна благодаря совместным усилиям государств и народов, боровшихся в период Второй мировой войны против фашизма.

В ряде европейских стран 9 мая отмечается как национальный праздник, но есть немало молодых людей, которые даже не знают, что такая война была. Может быть, пришло время забыть о ней? Нет, такое забыть нельзя. Забыть уроки войны – значит предать самих себя и тех, кто не щадил жизней ради нашего будущего, оставить новые поколения без опыта, добытого непомерной ценой.

День 9 мая 1945 года знает весь.

И когда пришли, изумились.

Тихо! Как тихо стало на земле.

Оказывается, еще поют петухи.

И распускаются деревья.

Домой, скорей домой!

Прощайте, кто не дожил до Победы!

Мы отомстили за вас!

8. Заключительное слово:

Сегодня, мы вспомнили о Великой Отечественной войне, народ сражавшийся против фашистских захватчиков, прочли стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне.

9. Рефлексия:

-Что вы можете сказать о нашем классном часе? (ответы учащихся)

-Что вы слышали о Великой Отечественной войне от родственников? (ответы учащихся)

Литература:

  1. Победа. Стихи военных лет 1941-1945. – Москва «Художественная литература». –1985
  2. Ходза Н. Дорога жизни. Ленинград: Издательство «Детская литература».- 1974
  3. Час мужества: Поэзия периода ВОВ\ составитель Владимирский А. – Москва «Просвещение», 1990
  4. Советская поэзия 50-70-х годов. \ Составители: Ковский В. и др. - Москва «Русский язык», 1987

                                         План – конспект  классного часа

Дата проведения:  22 февраля 2005 г.

Учитель: Буянова Жанна Владимировна

Тема:  «Это страшное слово - ВОЙНА»

Класс: 3

Цели и задачи:

1 . Образовательная:

      -      Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны

      -      Рассказать  о подвигах героев - земляков

2. Воспитательная:

  1. Воспитать чуткое отношение к ветеранам войны.  
  2. Привить чувство патриотизма.

3. Цель развития:

  1. Развитие устной, монологической речи учащихся, выразительного чтения  

       стихотворений.

  1. Развитие познавательных способностей учащихся, расширение кругозора
  2. Развитие письменной речи (сочинения)

Методы:  словесный

Форма проведения:  рассказ учителя и учащихся

Оборудование: рисунки учащихся

 

Ход классного часа:                        

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово:

   В памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Все яснее вырисовываются всемирно-историческое значение нашей победы, значение всенародного боя, начавшегося 22 июня. Более шестидесяти восточноказахстанцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Улицы городов носят имена земляков-Героев.

Память о них вечна!

   Классный час « Их именами названы улицы», посвященный 60-летию Победы.

Эпиграф:   «Тот самый, длинный день в году

                      С его безоблачной погодой

                      Нам выдал общую беду

                      На всех, на все четыре года»

                                                          К. Симонов.

   

Как известно, без прошлого нет будущего, без настоящего невозможно будущее. И навечно застыли в едином строю те, кто отдал свою жизнь за наше счастливое будущее.

В годы великой Отечественной войны Казахстан послал на фронт около 1млн.200тыс человек.

Из нашего района было призвано более 8тыс человек, из которых лишь немногие вернулись домой. Жителям нашего района хорошо известны биографии и фронтовые подвиги воинов-земляков героев Советского Союза: Вербицкого, Астафьева, Сафонова, Бекбусунова, Безголосова, Клиновицкого. Именами этих героев названы улицы, школы. Им посвящены стихи.

В п. Усть-Таловка, школа носит имя И.Астафьева, а поэт Шемонаихинского района Н.Крючков посвятил ему поэму «Иван Астафьев».

3.Слово учащимся:    (читают поэму)

Всех подобрали, на отсрочки                    .В колесном зычном переплясе

И то давалась слабина,                               Они звучали, как набат

Какие могут быть отсрочки,                       Они звучали даже в классе,

Когда грозой идет война.                             Где вел занятия сержант.

Вагон, в который сел Астафьев,                 Так вот, друзья, Ваш пулемет,

К отправке был уже готов.                          Держать прицел всегда учитесь,

И военком бойцам на счастье                      Еще неделя, две пройдет,

Сказал немало теплых слов.                        И вы с ним в доску породнитесь.

Они в душе звенели гулко,                          Был прав, естественно, сержант,  

Иван не мог их позабыть,                             Передавая, бой с рассвета,  

-Поймите, это не прогулка-                           Иван огнем к земле прижат.

Врага должны мы победить.

4.Рассказ учителя о подвиге героя-земляка:

Сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками на западном фронте, Иван Михеевич Астафьев не раз вступал в жаркую схватку с врагом. Лавой горячего свинца он разил атакующих фашистов, подавлял их огненные точки. В 1944 году механик-водитель Иван Астафьев в числе первых  на 1-м Белорусском фронте вывел свой танк к государственной границе. Полторы тысячи километров прошел Иван Астафьев на самоходной установке по дорогам войны и в составе 369-го гвардейского самоходного артиллерийского Люблинского полка принял участие в освобождении Польши.

     Особенно ожесточенными были бои за город Сохачев. Батарея гвардии капитана Пиявчука сорок часов вела непрерывный бой. Смело и решительно действовал гвардии старший сержант И. Астафьев. Ворвавшись на железнодорожную станцию, он в упор расстрелял  паровоз только что прибывшего вражеского эшелона с техникой. Немцы открыли бешеный огонь. Рискуя жизнью, И Астафьев направил самоходную установку к эшелону. Огнем и гусеницами своей самоходки он уничтожил 80 автомашин, до 120 подвод с различным военным грузом, два железнодорожных эшелона с техникой и до 500 гитлеровцев.

      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года Ивану Михеевичу Астафьеву присвоено звание Героя Советского Союза. Герой погиб во время штурма немецкого города Волен.

5.Учащиееся читают стихотворения наизусть:

В. Высоцкий. «Сыновья уходят в бой»

Сегодня не слышно биенье сердец-

Оно для аллей и беседок.

Я падаю, грудью хватая свинец,

Подумать, успев напоследок:

   «На этот раз мне не вернуться,

я ухожу - придет другой».

Мы не успели, не успели,

                                  Не успели оглянуться,

А сыновья, а сыновья уходят в бой.

А.А. Ахматова. «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

           Навеки!

6.Рассказ учителя о национальном герое:

Всего два месяца сражался отважный солдат в рядах 8-й гвардейской краснознаменной ордена Ленина стрелковой дивизии, защищая Москву. Но и за это время  герой - восточноказахстанец, уроженец села Кара-Кудук Уланского района Тулеген Тохтаров прославился геройскими подвигами на всю страну. Вот как о нем писали  в газетах: «Горел дом. Люди задыхались от едкого дыма. Остервеневшие фашисты пытались в огне уничтожить горстку храбрецов. Политрук Малик Габдуллин решил оставить для прикрытия одного смельчака, а остальных бойцов скрытно вывести из горящего дома.

     -Останусь я! - вызвался Тулеген.

Малик крепко поцеловал героя и испытывающе посмотрел ему в глаза …

     Тулеген остался один в охваченном пламенем доме. Было невыносимо жарко. Едкий дым резал глаза. Не смолкая бил автомат Тохтарова. Сылы постепенно покидали Телегена, но вот он услышал знакомый клич, который удесятерил его силы.

     Несокрушимой лавиной неслись на врага советские бойцы. Тулеген выскочил во двор и с тыла забросал немцев гранатами. Это вызвало смятение в рядах врага, и они в панике обратились в бегство».

     С тех пор за Тулегеном прочно утвердилась слава бесстрашного воина. 9 февраля 1942 года в бою за деревню Бородино Тулеген Тохтаров был тяжело ранен. Кончались патроны. Немцы подходили все ближе. Тогда Тулеген,  превозмогая  невыносимую боль, поднялся во весь рост, бросился во весь рост гитлеровцам и, напрягая последние силы, ударом приклада убил фашистского офицера. В это время вражеская пуля сразила воина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1943 года Тулегену Тохтарову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал национальным героем казахского народа. На здании геологоуправления  в Усть-Каменогорске по улице Т.Тохтарова установлена мемориальная доска Герою.

7.Учащийся читает стихотворение наизусть:

А.Т.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…»

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше,

                             Кто моложе-

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же,

                                                  все же…

8.Учитель:

Память о войне осталась в каждом доме. Не вернувшийся с войны дедушка, отец, брат. А сколько ветеранов погибли уже в мирное время от ран! Жива трагическая память о войне.

      Не дождался с фронта своего отца и поэт Юрий Кузнецов. Его отец погиб в Крыму в 1944 году. Последнее, что успел, это предупредить свою семью об опасности. Среди секретных документов, которые захватили наши, в списках приговоренных фашистами к расстрелу значилась фамилия Кузнецовых. Воспоминания об отце, о минувшей войне, боль сына, потерявшего отца, - один из главных  мотивов в стихах Юрия Кузнецова.

9.Читают стихотворения учашиеся:

             «Возвращение»

Шел отец, шел отец,  невредим

Через минное поле.

Превратился в клубящийся дым –

Ни могилы, ни боли.

Мама, мама, война не вернет…

Не гляди на дорогу.

Столб крутящейся пыли идет

Через поле к порогу.

Словно машет из пыли рука.

Светят очи живые.

Шевелятся открытки на дне сундука-

Фронтовые.

Всякий раз, когда мать его ждет, -

Через поле и пашню

Столб крутящийся пыли бредет,

Одинокий и страшный.

 

Да, горька память, но и жива память о самом радостном событии военных лет – о Победе.

Май 1945 года!

А.Т. Твардовский «в час мира»

Все в мире сущие народы.

Благословите светлый час!

Отгрохотали эти годы,

Что на земле застигли нас.

Еще теплы стволы орудий

И кровь не всю впитал песок,

Но мир настал. Вздохните, люди,

Переступив войны порог…

А.А. Ахматова «Победа»

Победа у наших стоит дверей…

Как гостью желанную встретим?

Пусть женщины выше поднимут детей,

Спасенных от тысячи тысяч смертей, -

Так мы долгожданной ответим.

10.Финал

Мы благодарны всем ветеранам.

 

«Ведя за годом год жестокую борьбу,

Он, в громе исполинских наступлений,

На сотни лет вперед

Устраивал судьбу

Рожденных поколений».

 Эти строки принадлежат поэту Алексею Суркову, который был счастлив, что в тяжелые годы был рядом с народом, «помогал ему своей солдатской песней».

11.Заключительное слово:

Сегодня мы вспомнили имена героев-ветеранов, сражавшихся против фашистских захватчиков, прочли стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне.

12.Рефлексия

-Что вы можете сказать о нашем классном часе?                 (ответ учащихся)

-Что вы знаете о Великой Отечественной войне?                (ответ учащихся)

-Напишите сочинение на тему «Это страшное слово – война».

         Литература: журнал «Русская словесность» 2003г

                             Газета «Рудный Алтай»   2005г. 8 февраля

                             А. Твардовский «О сущем»: Избранная лирика.

                             А. Ахматова. Стихотворения и поэмы.

                                         План – конспект  классного часа.

                                         «Их именами названы улицы»

Учитель :  Похомова  Елена  Ивановна

Дата проведения :   22 февраля  2005г

Цель классного часа :

1 . Образовательная :

- Познакомить учащихся с героями Великой Отечественной войны, чьи имена    носят улицы районного и областного центров.

-Рассказать  о подвигах героев – земляках.

2.Развивающая:

 -  Способствовать  развитию  познавательных  способностей  учащихся, расширению кругозора.

 -Совершенствование  устной  речи  учащихся, выразительного чтения стихотворений.

3. Воспитательная:

-Воспитать чуткое отношение к ветеранам войны .Привить чувство патриотизма.

Форма проведения:

 -Рассказ учителя, выступление учащихся.

Оборудование:

  1. Иллюстрированный материал, портреты героев-земляков, информация из газет: «Славянка», «Рудный Алтай».

Мирно страна проснулась  

В этот июньский день.

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

Радуясь солнцу и миру

Утро встречала Москва

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова.

Голос уверенно строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

И все, что для нас было близко и свято,

Что нас поднимало раздольной волной,

Все было раздавлено,

Скомкано, смято

Внезапно нахлынувшим горем, войной.

Звучит звук воздушной тревоги и разрывы падающих бомб. Звучит мелодия (хор поет  тихо) «Священной войны».

Голос диктора:

  1. От Советского информбюро… Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Советского Союза (репродуктор)

Хор исполняет песню «Священная война».

Война, война…

Нечаянное время года.

Война. Такое бытие

Нам уготовано судьбою.

А то, что было до нее, -

То было и до нас с тобою.

Война! Жесточе нету слова!

Война! Страшнее нету слова!

И на устах у всех иного

Уже не может быть и нет!

Все от мала до велика встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

Солдаты шли в бой, думая о тех, кто ждал их дома так, как можно верить и ждать только на войне.

Хор исполняет песню «Баллада о солдате».

Слова Махаббат на каз.языке.

…и Кама, и Волга на битву сынов провожали,

и матери долго цветными платками махали.

Прощались невесты – косички девчоночьи мяли,

Впервые по-женски любимых своих целовали.

Гремели колеса, литые колеса гремели,

И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели

Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу…

И рвали те песни комбата отцовскую душу…

Вокальная группа учителей  исполняет песню

«Огонёк »

Осень 1941 года, враг рвался к Москве.

Панфилов Казакстанннан

Кырандар тобын жасактап,

Сонау бир киын тустарда

Жиырма сегиз жигитке

Олмейтин ерлик жасатпак

 «Родина» Евгений Храмов

Женщины шли –

На плечах лопаты –

Окопы рыть под городом Москвой.

Страна смотрела на меня с плаката,

Седая, с непокрытой головой.

Она звала меня глазами строгими,

Сжав крепко губы, чтоб не закричать.

И мне казалось, что похожа родина

На тетю Таню из квартиры пять.

На тетю Таню, рядом с нами жившую,

Двух сыновей на запад проводившую,

Да,

На неё, вдову красноармейскую,

Усталую,

Упрямую

И резкую.

Ленинград в блокаде

Ленинград в блокаде.

Днем и ночью немцы бомбят и обстреливают Ленинград.

Падают на землю убитые, полыхают пожары.

… Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

  Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессоны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю:  «Нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, -

Мы не покинем наших баррикад».

Сорок второй. Поземка. Стужа. До города верста.

М. Комиссарова

Полыхает, полыхает

Над просторами война.

Провожает, провожает

Мужа в армию жена.

Сшила теплую фуфайку,

Сшила варежки ему,

Обернула ноги в байку

Дорогому своему.

И кисет с тоской сердечной

Подала ему в слезах,

Донесла мешок заплечный

До состава на путях.

Эшелон пошел на запад,

А жена пошла домой,

Дети – дети, надо стряпать

И везде успеть одной.

Крепче стойте, бабьи ноги,

Не ломись от горя, грудь, -

И забот и дела много,

После можно отдохнуть.

Ты лети, лети, соколик,

Высоко и далеко!

И жена, вздохнув от боли

Тяжело и глубоко,

Вытрет слезы и шагает.

Вот пришла домой – одна…

Дни и ночи полыхает

Над просторами война!

В годы Великой Отечественной  войны  Казахстан послал на фронт 1 млн 200 тыс. чел. Из нашего района было призвано  более 8 тыс. чел. За мужество и отвагу в боях около 5000 Шемонаихинцев были награждены орденами и медалями. Шестеро наших земляков стали героями Советского Союза:

И.М.Астафьев,

Т.С.Вербицкий,

В.М.Безголосов,

С.Бекбосунов,

Ф.М.Сафонов,

К.Т.Клиновицкий.

Песня «Облака» в исполнении Орловой Л.С.

Элия, Маншук, Зоя кыз,

Ерликтерине тоямыз.

Дуниеге келген кыздарга

Курметпен атын коямыз.

 «Баллада о красках». Майя Румянцева читает Похомова Е.И.

Говорят, нынче в моде седые волосы.

И седеет бездумно молодость,

И девчонка лет двадцати

Может гордо седою пройти…

И какому кощунству в угоду?

И кому это ставить в вину?…

Как нельзя вводить горе в моду,

Так нельзя вводить седину…

Память, стой!…Замри!… Это надо.

То – из жизни моей, не из книжки.

Из блокадного Ленинграда

Привезли седого мальчишку.

Я смотрела на чуб с перламутром

И в глаза его очень взрослые.

Среди нас он был самым мудрым,

Поседевший от горя подросток.

А еще я помню солдата,

Он контужен был взрывом гранаты,

И оглох, и навек онемел, -

Вот тогда, говорят, поседел…

О, седая, мудрая старость!

О, седины неравных боёв!

Сколько людям седин досталось

От неотданных городов?!

А от тех, что пришлось отдать,

Поседевших – не сосчитать.

Говорят нынче в моде седины.

Нет, не мода была тогда.

В городах – седые дымины,

И седая в селе лебеда,

И седые бабы-вдовицы,

И глаза, седые от слёз,

И от пепла – седые лица

Над холмом у седых берёз…

Песня  «Баллада о солдате»  исп. Толмачёва Г.Е.

Год 1943…

У Сталинграда вещей битвы жар

Простерся в вечность заревом кровавым.

И, чуя гибель, враг от нас бежал,

Гонимый вспять оружьем нашим правым.

Сталинградская победа, не имевшая равных в истории, положила начало массовому изгнанию оккупантов с советской земли и коренному в ходе всей войны.

На войне бойцы не только воевали, на войне они продолжали жить и в минуты отдыха вспоминали дом, мать, любимую, писали письма…

Теплее на фронте от ласковых писем,

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю.

И время такое придёт!

Останутся грусть и разлука за дверью,

И в дом только радость войдёт.

                    (И. Уткин «Ты пишешь мне письмо»)

 

(Солдаты сидят у костра, закуривают, у одного из них гармонь)

Инсценировка «В землянке».

Усталость. Ноют раны… Потеря боевых товарищей. Тоска по  дому.

  1. Как поднять дух солдата?

Через линию фронта, под вражескими пулями, в любую погоду добирались выездные артисты.

Танец Тусупбековой Махаббат под музыку «Смуглянки»

Частушки в исполнении учащихся младших классов

Погуляйте – те – ко, девицы,

Нам уж после не до вас,

Нам приходит горький час:

На войну везут всех нас.

2.

Ты, германец, ты, германец,

Попустися воевать.

Наши годы молодые,

Нам охота погулять.

3.

Из приемной мальчик вышел –

На коленочки упал:

«Плохо, милочка, молилась –

в кавалерию попал!»

4.

В Белостоке милый служит,

Там не наша сторона:

Красно солнышко не греет,

Там холодная зима.

5.

На горе стоит аптека,

Под аптекой танки,

Немец курицу поймал-

Думал, партизанка.

6.

куплю беленький платочек,

не буду повязывать.

Пошлю милому на фронт-

Раны перевязывать.

7.

Говорят, войне конец –

Мне, девушке, не верится.

Мой забавочка в плену –

Боюсь, на немке женится.

8.

Распроклятый царь – германец,

Ты бросай – ка воевать!

Довольно русскому народу

На твоей земле страдать.

9.

Ты, Германия и Англия,

Давайте делать мир!

По последнему милому

Все равно не отдадим!

10.

Не дождать той минуты,

Когда с позиции придут,

Когда цигарочки засветят

И тальяночки споют.

Стихотворение «Рассказ танкиста»А. Твардовский.  Читает Супрунов Юрий

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей,

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,-

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай – ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

  1. Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

  1. Да где же, где? –
  2. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания.

 Песня «Алеша» в исполнении вокальной группы села.

Год 1944…

Хрустит чужое под ногой

Стекло и черепица.

Вдали за нами край родной,

Земли родной граница.

Да, мы иных, чем ты, кровей,

Иных знамен солдаты,

И мы сегодня по твоей

Земле идем с расплатой.

Песня «Эх, дороги» исполняет вокальная группа учителей.

Год 1945…

В ночь на 1 мая над куполом поверженного рейхстага взвилось Красное знамя Победы. Его водрузили сержанты М.А. Егоров и М.В.Кантария.

В ночь на 9 мая в берлинском предместье Карлсхорте в здании бывшего военно-инженерного училища состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Тем самым была подведена черта преступной войне, развязанной гитлеровской Германией.

Вокальная группа учителей исполняет песню «Летят журавли».

Туктубаева Салтанат читает стих на каз. языке. «22 июнь мен 9 май.»

22 июнь мен 9 май

                                                                               Қадыр Мырзалиев

               Ер азамат ерте өлуге зары ма?!

               Оған қызық өмiр сүру арумен.

               Бүгiн бiздi қорқытуға мүмкiн бе

               Неше түрлi жан түршiгер қарумен?

               Бейбiт кезде

               Төрт құбылам  теп- тегiс,

               Маған, дұшпан, бола алмайсың сен үстем.

               Бүгiн бiздi қорқытуға мүмкiн бе

               Қоқан лоқы, қырғи қабақ соғыспен?!

               Алтын күнмен өрнектелiп нұрлы айым,

               Армандаймыз баспаса деп жырды уайым.

               Күткендерге 22 июньдi,

               9 майларымыз тұр дайын

         

Ведущий: 

Мир. Когда я говорю «мир», я вижу добрые глаза своей мамы, я слышу смех детей, я чувствую мир и покой. Мир- это мирные люди, гуляющие по улицам.

Слушаю эти слова и кажется диким и нелепым, что где-то в Югославии или Чечне идет война, так не должно быть.

Мы все принадлежим звездам, мру, цветам. Я горжусь своей страной, где все народы разных национальностей живут в согласии.

Где войны пожар дымится,

Можем опыт предложить –

Приезжайте к нам учиться

Как народам в дружбе жить!

Да будет мир заводов, шахт и пашен

Достоин гимна, флага и герба,

У нас, как и у древних предков наших

Одна дорога и одна судьба.

АТАМЕКЕН

СөЗ. Қ. Мырза Әли                                 ән. Е. Хасанғалиев

Жасыл жайлау – түктi кiлем,  көк кiлем,

Көк кiлемде көп ойнамын, көп күлем.

Мандайымнам синап өткен самалды –

Қазағымның алақаны деп бiлем.

Қайда жүрсең, Атамекен

Көкейiнде жатады екен.

Күннiң өзi ұясына

Қимай оны батады екен.

Жасыл жайлау – түктi кiлем,  көк кiлем,

Көк кiлемде көп ойнамын, көп күлем.

Күннiң нұын, айдың аппақ сәулесiн –

Қазағымның махаббаты деп бiлем.

Қайда жүрсең, Атамекен

Көкейiнде жатады екен.

Күннiң өзi ұясына

Қимай оны батады екен.

Жасыл жайлау – түктi кiлем,  көк кiлем,

Көк кiлемде көп ойнамын, көп күлем.

Асқар тауын аспанменен таласқан -

Қазағымның мәртебесi деп бiлем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Это страшное слово блокада..."

Сценарий для учащихся начальной школы по теме: "Это страшное слово блокада..."...

Презентация к устному журналу "Это страшное слово - БЛОКАДА"

В презентации собраны фотографии блокадного Ленинграда, его жителей и защитников....

Классный час на тему "Это страшное слово ВОЙНА"

Данный материал ипользуется во 2-4 классах  на классном часу, посвящённом Великой Отечественной войне....

"Страшное слово - жадность" Методическая разработка

Методическая разработка для учащихся начальной школы по теме "Страшное слово - жадность" (3 класс)Разработано на основе книги Д.С.Лихачева "Письма о добром"...

Это страшное слово -война

Что знают дети о войне...

Маленькие герои большой войны. Классный час "Дети- герои войны" 15.04.20

Цель данного классного часа углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя, рассказать о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне наравне с взрослыми.М...

«Дети и война. Страшные следы войны».

Тема: «Дети и война. Страшные следы войны».Цель: Воспитание любви к Родине, чувства патриотизма.Задачи:Расширять знания детей об истории нашей страны;Воспитывать уважение к прошлому своего...