"Страшное слово - жадность" Методическая разработка
методическая разработка (3 класс) по теме
Методическая разработка для учащихся начальной школы по теме "Страшное слово - жадность" (3 класс)
Разработано на основе книги Д.С.Лихачева "Письма о добром"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_likhachyova._strashnoe_slovo-zhadnost.3_klass.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47 ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
___________________________________________________________________________
197136, Санкт-Петербург, ул. Плуталова, д.24; тел./факс 498-17-59, тел./факс 232-85-81
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урок – внеклассное чтение
3 класс
Образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, технология продуктивного чтения.
Тема: «Урок Д.С.Лихачева. Страшное слово - жадность»
Составила: учитель начальных классов
Кулакова Анастасия Дмитриевна
ГБОУ № 47 им. Д. С. Лихачева
Санкт - Петербург
2010/11 учебный год
Тема урока:
«Страшное слово – жадность»
Цели урока:
- познакомить детей с деятельностью выдающегося человека современности Д.С.Лихачёва;
- воспитывать у детей положительные человеческие качества, такие как любовь к ближним, уважение к людям;
- развитие речи, обогащение и активизация словаря.
Ход урока:
Учащиеся участвуют в диалоге с учителем, активно отвечают на поставленные вопросы.
У.
- Здравствуйте! Сегодня, на данном занятии, мы будем говорить об очень важных качествах человека. Но, для начала, я бы хотела обсудить с вами одну ситуацию, которая произошла с одним мальчиком. Прочитайте внимательно текст и вы поймёте, какие слова пропущены (они все однокоренные) и без труда скажете как люди называют такого мальчика.
Жадный мальчик
Жил на свете очень жадный мальчик. Идёт он улицей, видит, продают мороженое. Стал мальчик
и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот было бы хорошо».
Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушка и
спрашивает:
- Это ты хотел сто порций мороженого?
Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:
- Да…Если бы кто дал деньги…
- Не нужно денег, - сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого.
Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с
книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым. Мальчик быстро насчитал
сто сверточков, завёрнутых в серебристую бумагу.
От жадностиу мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию, больше есть не
мог, у него заболел живот.
- Что - же делать? – думает мальчик.
Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими свёрточками. Но они
не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы
и плачет.
Съел ещё две порции. Поплёлся к школе.
Зашёл в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.
У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль
отогнала жадность.: разве можно отдавать такое добро кому-то?
Сидит мальчик над портфелем, а из него течёт. А жадный .мальчик думает: неужели такое
богатство погибнет?
Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где-то в душе поселился маленький червячок –
жадность . Это очень страшный червячок.
В.А.Сухомлинский)
- Вы внимательно прочитали сказку и уже догадались, какое чувство испытывал мальчик, какие слова исчезли из текста и как называют этого мальчика?
- Давайте прочитаем текст, заполнив пропуски.
- Кто может сформулировать тему нашего разговора?
- А что такое жадность? Как вы понимаете это? Подберите синонимы к этому слову.
- В словарях значение трактуется так: «Жадность – стремление удовлетворить непомерные, ненасытные желания; неумеренное желание владения или потребления, либо нежелание делить что-либо с нуждающимся.».
- Как вы это понимаете?
- Сегодня мы выясним , что же такое жадность? Что чувствуют окружающие люди и как на них влияет жадность? Как бороться с ней и можно ли это сделать?
- А разобраться в этой ситуации нам поможет одно из писем Д.С.Лихачёва, письмо № 16 «О жадности ». Д. С. Лихачев написал замечательную книгу «Письма о добром», с которой мы уже знакомы. чтобы поговорить с вами о самых важных вещах, которые есть в жизни. Эта книга написана в форме писем, адресованных вам, молодому поколению. Она рассказывает о цели и смысле жизни, о мудрости, совести, справедливости, верности, дружбе, любви, России, культуре, таланте. Замечательно, что теперь у вас вновь появилась возможность пообщаться с удивительно мудрым и добрым собеседником.
( Письмо № 16. « О жадности»
Меня не удовлетворяют словарные определения слова «жадность». «Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или « скупость, корыстолюбие»(это из одного из лучших словарей русского языка – четырёхтомного, первый том его вышел в 1957 году) в принципе это определение четырёхтомного «Словаря» верно, но оно не передаёт того чувства отвращения, которое меня охватывает, когда я наблюдаю проявления жадности в человеке. Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим.
Иное дело – разумная бережливость; жадность – её искажение, её болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.)
- Давайте прочитаем, что Д.С.Лихачёв говорит о жадности, как он относится к
ней.
- Как вы понимаете слова «жухлость», «жалкость», «желтушный взгляд»,
«душевная кособокость», «желчность»?
- На что ещё обращает внимание Д.С.Лихачёв?
- Мы с вами познакомились с творчеством Д.С.Лихачёва – письмо, о том, что такое
жадность, с творчеством В.А.Сухомлинского – сказка, о том, что такое жадность, а
сейчас я вас познакомлю с творчеством Акима Я. Л.- это небольшое стихотворение. ( Жадина
Кто держит
Конфету свою
В кулаке,
Чтоб съесть её
Тайно от всех
В уголке,
Кто, выйдя во двор,
Никому из соседей
Не даст прокатиться
На велосипеде,
Кто мелом,
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что
Не поделиться –
Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище:
ЖАДИНА!
Жадину
Я ни о чём
Не прошу.
В гости я
Жадину
Не приглашу.
Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем
Не назовёшь его.
Поэтому –
Честно, ребята, скажу –
С жадными
Я никогда
Не дружу!
- А теперь давайте обратимся к себе. Что мы знаем о ней? Жадничали ли мы? Мы
выслушали мнение очень умных людей, а как мы сами относимся к жадинам?
- Жадность- явление, знакомое каждому из нас. Жадность – это не только характер,
но и чувство. Его трудно описать словами, но можно сказать с уверенность, что
каждый из нас хоть один раз испытывал это чувство, и знает, что оно собой
представляет.
Миньон Маклофлин сказал: «Мы рождаемся бесстрашными, доверчивыми и
жадными, и большинство из нас остаются жадными».
Жадность проявляется с раннего возраста. Дети отбирают друг у друга
понравившиеся им игрушки, а также отказываются делиться игрушками,
конфетами.
Позднее жадность проявляет себя в накоплении денег, в погоне за хорошей
работой, новой машиной или большим домом. Из-за жадности люди предают,
обворовывают и даже убивают друг друга.
Помимо горечи и расстройств, которые жадные по натуре люди причиняют
окружающим, они и сами страдают от своей жадности. Многие врачи и психологи
утверждают, что жадность является причиной многих болезней.
Мы начинаем нервничать оттого, что нам чего-то не хватает, начинаем злиться –
отсюда расстройство сна, бессонница, неврозы.
Своей жадностью человек ранит не только окружающих, но, в первую очередь,
себя самого, потому что жадность, как червь, изъедает его изнутри, подкашивая его
психическое и физическое здоровье.
- С жадностью бороться очень трудно, особенно если ты сам поражён этим
пороком. Первый шаг к освобождению от собственной жадности (как и от любого
другого греха и порока) – это выяснить, жадный ты человек или нет.
- Выявление проблемы – это первый шаг к избавлению от неё. Допустим, вы
поняли, что являетесь обладателем данного порока – жадности. Что дальше?
- Разумеется, невозможно избавиться от жадности за один день, тем более, если вы
уже давно болеете этой болезнью. . Но попытаться непременно стоит.
- Давайте попытаемся помочь жадному человеку, дадим ему несколько советов,
чтобы он вылечился от жадности (но и сами будем им следовать).
- Советы для того, чтобы не стать жадиной.
- Необходимо делиться с другими тем, что у тебя есть;
- Приучать себя быть довольными своей пищей, одеждой, игрушками;
- Держаться правила: «Кто недоволен тем, что ему дано, тот ничего не заслуживает»;
- Помогать бедным;
- Не присваивать себе чужие вещи и если такое вдруг произошло, немедленно возвращать то, что тебе не принадлежит;
- Если ты нашёл что – либо в классе , в школе, на улице, попытайся найти хозяина;
- Понимать, деньги и вещи – не самое ценное на земле. Что гораздо лучше этого – какой ты сам: добрый, хороший, честный и т.д.
А нашу беседу я хотела бы закончить высказываниями мудрых людей, а вы
скажите мне, что они хотели сказать нам, что думали о жадности:
«Жадный беден всегда» Франческо Петрарка
«Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем
больше растут желания,, тем больше потребности они порождают». Демокрит
«Высшее богатство – отсутствие жадности». Сенека Младший
«В молодости человек копит себе на старость, а состарившись откладывает себе на
похороны» Ж.Лабрюйер
«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но
слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». М.Ганди
«Богатство не уменьшает жадности» _Крисп Саллюстрий
«Подарите ему весь мир, а он потребует ещё обёрточную бумагу». Жюльен де
Фалкенаре
«Кто не доволен тем, что имеет, тот не был бы доволен и тем, что хотел бы иметь»
Бертольд Авербах
Поговорки о жадности и скупости:
- Помрёшь – ничего с собой не возьмешь.
- Что скупому в руки попало, то и пропало.
- Скупой запирает крепко, а потчует редко.
- Скупому душа дешевле гроша.
- Ни себе, ни людям.
- Глаза завидущие, руки загребущие.
- Жадность до добра не доводит.
- Жадность ведет к бедности.
- Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
- Скупой (жадный) платит дважды.
- Одной рукой собирай, другою раздавай!
- Рука дающего не оскудевает.
- Добрый хозяин – господин деньгам, а плохой – слуга.
Будьте довольны своей жизнью Но иногда можно быть разумно бережливым !
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
………………… мальчик
Жил на свете очень….......................….. мальчик. Идёт он улицей, видит, продают
мороженое.
Стал мальчик и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот
было бы хорошо».
Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой
дедушка и спрашивает:
- Это ты хотел сто порций мороженого?
Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:
- Да…Если бы кто дал деньги…
- Не нужно денег, - сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого.
Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже
портфель с книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым.
Мальчик быстро насчитал сто сверточков, завёрнутых в серебристую бумагу.
От …………………………………..…..у мальчика задрожали руки. Он съел одну,
другую, третью порцию, больше есть не мог, у него заболел живот.
- Что - же делать? – думает мальчик.
Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими
свёрточками. Но они не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что
мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет.
Съел ещё две порции. Поплёлся к школе.
Зашёл в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло
молоко.
У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту
мысль отогнала ......................................................: разве можно отдавать такое добро
кому-то?
Сидит мальчик над портфелем, а из него течёт.А………………………….….мальчик
думает: «Неужели такое богатство погибнет?
Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где-то в душе поселился маленький
червячок – ……… …………………………..….. . Это очень страшный червячок.
В.А.Сухомлинский)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Письмо № 16. « О жадности»
Меня не удовлетворяют словарные определения слова «жадность». «Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или « скупость, корыстолюбие»(это из одного из лучших словарей русского языка – четырёхтомного, первый том его вышел в 1957 году) в принципе это определение четырёхтомного «Словаря» верно, но оно не передаёт того чувства отвращения, которое меня охватывает, когда я наблюдаю проявления жадности в человеке. Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим.
Иное дело – разумная бережливость; жадность – её искажение, её болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Евгений Чарушин "Страшный рассказ" . Методическая разработка урока чтения во 2 классе
Цель: Ознакомить с творчеством Е.Чарушина; развивать навыки выразительного чтения, беглого чтения; Учить делить текст на смысловые части и озаглавливать; способствовать воспитанию любви к природ...
классный час "Это страшное слово - война"
классный час "Это страшное слово - война"...
Внеклассное мероприятие "Это страшное слово блокада..."
Сценарий для учащихся начальной школы по теме: "Это страшное слово блокада..."...
Презентация к устному журналу "Это страшное слово - БЛОКАДА"
В презентации собраны фотографии блокадного Ленинграда, его жителей и защитников....
Классный час на тему "Это страшное слово ВОЙНА"
Данный материал ипользуется во 2-4 классах на классном часу, посвящённом Великой Отечественной войне....
Это страшное слово -война
Что знают дети о войне...
Безударные гласные в корне слова. Методическая разработка.
Безударные гласные в корне слова. 3 класс...