Детство, опалённое войной
классный час (3 класс) по теме

Кривенко Светлана Алексеевна

Классный час для учащихся начальной школы о детях военного  времени

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край  Калининский район станица Новониколаевская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №12

УРОК МУЖЕСТВА ВО 2  КЛАССЕ

                             Разработку подготовила

учитель начальных классов

                     МБОУ– СОШ №12

                         ст. Новониколаевской

                           Калининского района

              Кривенко С.А.

2013 год

Цели: патриотическое воспитание, расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Оборудование: музыкальный центр, диски с записью песен военных лет,портреты пионеров-героев, рисунки детей.

Вступительное слово учителя.
(После пения 1 куплета песни «День Победы») Мы живем под мирным небом. И все эти годы мы вновь и вновь вспоминаем с болью и скорбью о минувшей войне.
Почему же не заживает эта рана? Почему мы всегда с таким вниманием слушаем песню, в которой поется:
. . . нам нужна одна победа, Одна на всех мы за ценой не постоим.’ Наверное, потому что каждый из нас задумывается над вопросом: какова же цена этой победы? Чем же было уплачено за нашу настоящую, счастливую жизнь, если радость победы всегда смешана со слезами?
Война…От Бреста до Москвы 1000 км, от Москвы до Берлина 1600 км. Итого 2600 км, это если считать по прямой, так мало! Если поездом, то 4 сутки, самолетом — примерно 4 часа.
Перебежками, по-пластунски, дорогами войны 4 года.
4 года! 1418 дней, 34 тысячи часов. И 20 миллионов погибших людей. Вы представляете себе что это такое?
Если по каждому погибшему объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года! 20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров — это значит 7,5 тысячи убитых на каждый километр, 1 5 человек на каждые 2 метра земли!
20 миллионов за 1418 дней — это значит 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в минуту…
Вот что такое 20 миллионов!
Но разве наша цена ограничивается подсчетом погибших? Это было бы слишком просто.
Какова же истинная цена победы? За победу было заплачено дорогой ценой  юности. На фронт уходили молодые парни. «Ушли, недолюбив, не докурив последней папиросы».

1-ый чтец.
Римма Казакова

На фотографии в газете
Нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети,
Герои мировой войны.

Они снимались перед боем -
В обнимку четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.

Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын, и чей-то милый,
И чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.

Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
Как души рвутся от земли.

…Они прикрыли жизнь свою,
-Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

2-ой чтец.
И как могли помогали Родине дети: кто — у станка или в поле, кто — на фронте или в партизанском отряде. Многие из них стали героями, многие погибли…

На сцене дети с портретами пионеров-героев в руках.

3-ий чтец читает отрывок из стихотворения «Реквием» Р. Рождественского.

Разве погибнуть
Ты нам завещала,
Родина?
Жизнь

Обещала,
Любовь
Обещала,
Родина.

Разве для смерти
Рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты

Нашей
Смерти,
Родина?
Пламя

Ударило в небо! -
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:

«Вставайте
На помощь…»
Родина!
Славы

Никто у тебя не выпрашивал,
Родина!
Просто был выбор у каждого…
Дети (хором).

Я или Родина!
Они пали за мир, за жизнь, за нас!

4-ый чтец
Снова майские звезды в полях зацветают,
И вдоль старых окопов плывет тишина.
Там когда-то гремела большая,
Не по детскому росту, война.

Оформление сцены: на заднике сцены нарисованы взрывы, висят портреты пионеров-героев и рисунки детей на военную тему, сверху — плакат с названием мероприятия «Детство, опаленное войной». Дети, готовившие сообщения о героях, выходят на сцену группами по 2-3 человека, подходят к портретам «своих» героев и по очереди рассказывают о них.

5-ый чтец.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
(С. Щипачев)

1-й ведущий. «Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом. «Война!» — крикнул кто-то. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому вре¬мени» (Б. Васильев).

Звучит песня «Священная война».

2-й ведущий. И пошли на смертный бой с врагами нашей Родины ее орлы, ее сыны.

6-ой чтец.
Отец твой дерется с врагами — Тяжелая эта работа. Все люди встают, защищая Страну, как родную мать. У нее большие хлопоты, Большие дела и заботы. Ей будет трудно порою — Ты должен ей помогать.

На сцене трое учащихся.

1-й чтец. Что теперь будем делать? Как жить?

2-й чтец. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

1-й чтец Моряком, конечно, хорошо, получше быть танкистом. Сяду в танк, развернусь — и нет немецкого полка!

3-й чтец. Пока мы еще вырастем! А я буду токарем, как мой отец. Буду вытачивать на его станке снаряды.

1-й ведущий. В суровые годы войны рядом со взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, выступали с концертами перед ранены в госпиталях, собирали теплые вещи.

4-ый чтец.
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.

2-й ведущий. Тяжелые испытания война принесла детям. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу.

1-й ведущий. Фашисты заняли нашу территорию, на которой остались люди, часть жителей ушла в партизаны.

Звучит песня «Шумел сурово брянский лес».

5-ый чтец.
Уходит отец в партизаны…
Прощаться с отцом нелегко.
И вслед, обливаясь слезами,
Бежит босоногий Сашко.

Нет детскому горю предела…
Отец наклонился в седле:
«За стремя хвататься не дело.
Ты лучше разведай в селе.

И вот тебе в руки граната -
Теперь ты готов ко всему.
И дай я тебя обниму…»
Скрылись вдали партизаны.

Теперь и отец далеко.
Спокойный, с сухими глазами
Стоит на дороге Сашко.
Сашко примечает: у хаты,

Где дворик, поросший травой,
Фашистские ходят солдаты,
фашистский стоит часовой.
Тут офицеры из штаба…

В минуту Сашко на крыльце!
В сердце недетская храбрость,
Решимость на детском лице.
«Я видел: в лесу партизаны.

Я шел по опушке вчера.
Я видел своими глазами:
Кто-то сидел у костра».
Медленно, длинно, подробно

Он продолжает рассказ…
«Довольно, — кричат ему злобно, -
Где партизаны сейчас?»
Мальчик стоит среди хаты,

Он все хорошо рассчитал.
За пазухой холод гранаты -
Гладкий, холодный металл.
Быстро метнулась граната

В тех шестерых у стола.
Быстро метнулась граната -
К ним смерть, как расплата, пришла.
Сашко! Мальчуган босоногий!

Не жить тебе в тихом селе,
Не бегать по теплой дороге.
Спокойный лежишь ты и строгий,
Величье на детском челе…

Ученики делают доклады о пионерах-героях.
1-й ученик. Альберт Купша и Маркс Кротов. Друзья поклялись бороться с захватчиками. Они установили связь с партизанами. Однажды они помогли нашим самолетам разбомбить фашистский аэродром. Скрытно подобрались мальчишки к аэродрому. Вдвоем полезли на сосну. У них было ведро с керосиновой лампой. Мальчики лезли вверх и передавали друг другу ведро. Снизу огня не было видно, а для наших летчиков это был отличный маяк. Фашисты заподозрили друзей в связи с партизанами и схватили их, а позже расстреляли.

2-й ученик. Володя Казначеев. Весной 1941 года закончил он пятый класс, а осенью вместе с сестрой пришел к партизанам. Мать их фашисты расстреляли за то, что она пекла хлеб партизанам. Володя был связным партизан с подпольщиками, расклеивал листовки. Пустил под откос более 10 вражеских эшелонов. За его голову фашисты назначили награду, даже не подозревая, что это еще совсем ребенок.

1-й ведущий. Многие из жителей, оказавшихся в занятых фашистами городах и селах, ушли в подполье: старались незаметно, тайком, всячески навредить захватчикам, помочь партизанам.

На сцене следующая группа учащихся зачитывает сообщения о пионерах-героях.

3-й ученик. Витя Хоменко. В школе по немецкому у Вити была пятерка. Подпольщики поручили ему устроиться в офицерскую столовую для немцев: мальчик подавал обеды и слушал разговоры. Скоро немцы сделали Витю посыльным при штабе. Но они и подумать не могли, что их самые секретные пакеты первыми читали подпольщики.

6-ой чтец.

Я из детства ушел не как все,
А шагнул через пламя взрыва…
В молодом серебристом овсе
Мина мягкую землю взрыла.

Вновь засеяли землю весной,
От дождей оплыла воронка…
Трудно вырасти из ребенка,
Искалеченного войной.

4-й ученик. Володя Щербацевич. В занятом немцами городе Минске вместе с мамой у себя на квартире Володя устроил госпиталь. Выхаживали раненых бойцов, доставляли лекарства. Фашисты держали в тюрьме раненых красноармейцев. Володя с другими подпольщиками устроили им побег и помогли пробраться к партизанам. Чтец. Ветры в походные трубы трубили, Дождь отбивал барабанную дробь… Ребята-герои в разведку ходили Сквозь чащу лесов и болотную топь. 5-й ученик. Витя Коробков. Витю война застала в пионерском лагере. Родной его город занял враг, но в городе действовало подполье, и Витя стал его участником. Раз Витя подобрал на улице немецкий пропуск, принес отцу в типографию. По этому образцу были напечатаны пропуска для разведчиков. Витя гонял по улице обруч: вроде бы играл, а сам замечал танки в укрытиях, пулеметы, где и сколько разместилось немецких солдат. И все, что узнавал, передавал партизанам.

6-й ученик. Шура Кобер. Город Николаев — крупный южный порт, железнодорожный узел. Эшелон за эшелоном отправляли фашисты в сторону фронта. Что в них? Какое оружие? Сколько? Наблюдение за железной дорогой поручили Шуре. Мальчишка возился у переезда с велосипедной цепью, а сам считал танки под брезентом, машины, пушки, и по его донесениям летели под откос эшелоны с боевой техникой.

7-й ученик. Саня Колесников. Сане поручили выяснить, куда ведет железнодорожная ветка, которую так усиленно охраняли немцы. Саня проследил весь ее путь, а потом, взбираясь на деревья, обозначил его кусками белой.материи..

7 — ой чтец.

Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила…
(О. Берггольц)

8-й ученик. Нина Куковерова. С первых дней приход; фашистов стала Нина партизанской разведчицей. Не обращали внимания немцы на усталую девочку с торбой ,а она видела все: и штаб, и склад горючего, и часовых.

8-ой чтец.

…Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаш,
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.
(Ю Друнина)

9-й ученик. Зина Портнова. Война застала ленинградскую девочку в деревне, куда она приехала на каникулы Там была создана подпольная группа «Юные мстители», Зина стала ее участником. Она вела разведку, распространяла листовки. В декабре 1943 года фашисты схвати ли ее, пытали и допрашивали. Во время одного из допросов Зина схватила со стола пистолет и выстрелила в гестаповца, пыталась бежать, но фашисты настигли ее…

1-й ведущий. Победа! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Именно столько дней продолжалась Великая Отечественная война.

2-й ведущий. И как могли помогали Родине дети: кто — у станка или в поле, кто — на фронте или в партизанском отряде. Многие из них стали героями, многие погибли.

11-ый чтец. Лариса Щасная. «Детство».

Мы были серыми, как соль
А соль на золото ценилась.
В людских глазах застыла боль
Земля дрожала и дымилась.

Просили плача: «Мама, хлеба!»
А мама плакала в ответ.
И смерть обрушивалась с неба,
Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,
Игрушек, праздников, конфет.
Мы рано выучили это
Безжалостное слово -»Нет!».

Так жили мы, не зная сами,
Что обделила нас война.
И материнскими глазами
В глаза смотрела нам страна.

Мы были бережно хранимой
Ее надеждой в горький час-
И свет ,и соль земли родимой,
И золотой ее запас.

12-ый чтец. Глеб Еремеев. «Из детства».

Я из детства ушел не как все,
А шагнул через пламя взрыва…
В молодом серебристом овсе
Мина мягкую землю взрыла…

Вновь засеяли землю весной,
От дождей оплыла воронка…
Трудно вырасти из ребенка,
Искалеченного войной.

2-ой ведущий. Алия Молдагулова и Маншук Маметова
Впереди у Алии и Маншук, как ну многих тысяч их сверстниц, открывалась большая счастливая жизнь. Маншук могла бы стать врачом: она училась в медицинском институте. Алие еще только предстояло решить, кем быть. Она восхищалась советскими летчиками и мечтала сесть за штурвал самолета. Могла бы стань инженером или учи¬тельницей… А стала солдатом. Как и Маншук.
«Видели бы вы сейчас меня, Бисембай! С немцами встречаемся лицом к лицу. У меня на голове каска, за поясом — граната, в руках винтовка. Я думала, что буду трусливой, но что-то этого не замечаю. Рядом свистят пули, и на каждом шагу взрываются гранаты. l-сли бы мы видели сейчас меня, не поверили бы своим глазам…» (Из письма Алии с фронта).

1-ый ведущий. Валя Котик
11 февраля 1944 года Вале Котику исполнилось 14 лет. В этот день его ждала большая радость: Советская Армия освободила Шепетовку!
Командир отряда предложил Валентину вернуться домой, но тот отказался. Отряду предстояло новое задание, и он хотел быть вместе со своими боевыми друзьями.
17 февраля партизаны бесшумно подошли к окраине Изяслава. Залп огня расколол тишину: атака! Партизаны ворвались в город. Захвачен оружейный склад. Вале и еще нескольким партизанам командир приказал его охранять. А отряд пошел дальше, в центр города, на воссоединение с подразделениями Советской Армии.
Вдруг совсем рядом просвистело несколько пуль. Валик почувствовал тупой удар в живот. Ноги сразу ослабли. На белом маскхалате показалась кровь. Валик упал.
Санитары бережно уложили его на подводу. Слабеющим голосом Валик попросил:
«Поднимите меня. Хочу видеть… Вот так… Хорошо… Танки! Наши танки!..»
Мертвое тело мальчика обвисло на руках санитара…

3-ий ведущий. Леня Голиков
24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука, что лежит в Дедовичском районе Новгородской области, погиб отважный разведчик. На груди его блестела боевая медаль. А где-то в штабах уже несколько месяцев ходило посланное командиром представление: «Достоин звания Героя Советского Союза».
Было разведчику шестнадцать лет. В списках отряда числился он Леонидом Александровичем, а бойцы звали проще -Ленькой. Леней Голиковым.
Партизаны поклялись отомстить фашистам за гибель своего товарища. Здесь же, над могилой, в мыслях каждого пронеслась недолгая, но яркая боевая жизнь Лёни Голикова…

4-ый ведущий. Марат Казей
Когда началась война, ученику Станьковской школы Дзержинского района Минской области Марату Казею было двенадцать лет. В первый же день оккупации мальчик своими глазами увидел, что несет советским людям фашизм. Гитлеровцы грабили и убивали, устраивали пытки и издевались. Многие из земляков Марата уходили в леса, в •партизанские отряды. Вся семья Казея стала помогать им. Вскоре гитлеровцы схватили мать Марата. Пытали ее, но она не выдала партизан. Тогда фашисты повесили ее в родном селе. Сын уже не мог более оставаться в Станькове. Он ушел к партизанам.
Марат стал разведчиком отряда имени 25-летия Великого Октября бригады имени К. К. Рокоссовского.

1 -и ведущий.  Давайте почтим всех погибших минутой молчания.

 После нее звучит песня «Пусть всегда
будет солнце!».

10 чтец (на фоне песни).

Снова майские звезды в полях зацветают,
И вдоль старых окопов плывет тишина.
Там когда-то гремела большая,
Не по детскому росту, война.

Песня звучит громче.



Предварительный просмотр:

Краснодарский край  Калининский район станица Новониколаевская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №12

УРОК МУЖЕСТВА ВО 2  КЛАССЕ

                             Разработку подготовила

учитель начальных классов

                     МБОУ– СОШ №12

                         ст. Новониколаевской

                           Калининского района

              Кривенко С.А.

2013 год

Цель:  ознакомить с историческими сведениями о войне на               

             Кубани, познакомить с подвигом защитников Малой земли;

             формирование уважительного отношения к истории родного

             края, ветеранам, ВОВ;

             воспитание патриотизма .

 I.Вступительное слово учителя

       Война… произносишь это слово- и страшны картины встают в нашем воображении. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей…

       Война вошла в каждую семью, принесла тяжелые испытания и страдания, горечь утрат родных и близких.

            Цифры, факты, события утверждают, что кубанцы-люди героические. 469255 земляков в т.ч. 2952 женщины, не вернулись к своим  близким, друзьям, родным, к любимым.

          Прах 61 557 погибших кубанцев покоится на территории 36 государств ближнего и дальнего зарубежья. К глубокому огорчению, нам известны имена и фамилии лишь половины павших смертью храбрых.

Ученик 1.     Злодеяния фашистов на Кубанской земле

      Оккупировав большинство районов края, фашисты попытались привлечь казачество на свою сторону. За 6 месяцев им удалось сформировать несколько отрядов общей численностью 800 человек. Потерпев поражение  в заигрыванием с местным населением, фашисты начали действовать с особой жестокостью. За одного убитого партизанами немца расстреливалось до 40 заложников. В Краснодаре  оккупанты впервые стали использовать машины-душегубки с помощью которых замучили более 6 000 человек, в поселках Михизеева Поляна, Фарском всех жителей сожгли заживо. С территории края было вывезено в Германию 130 581 человек, в том числе 81 089 женщины,  38 022 ребенка в возрасте до 16 лет.

Учитель

         Большой интерес для немцев представляли портовые города, особенно   Новороссийск - крупный порт на Черном море. Отсюда гитлеровцам открывалась дорога на Кавказ. Фашисты делали все, чтобы завладеть этим городом. Но их остановили наши моряки, солдаты, партизаны-подпольщики. Они не дали врагу даже высадиться. Героическая страница обороны Новороссийска - «Малая земля». Так назывался клочок суши, который в течение 225 дней удерживали наши солдаты. По этому клочку земли вели ураганный огонь десятки артиллерийских и минометных батарей. Но наши солдаты не отступили. Они защитили тыл, который снабжал фронт всем необходимым. Новороссийску по праву было присвоено звание «Город-герой».

1-я девочка- «Малая земля», её героическая оборона продолжалась 225 дней. Мужественные малоземельцы… Их десятки тысяч, и каждый из них – герой!

2-я девочка-                Этот щит прочнее стали,

                                Он теперь на пьедестале,

                                Он безмолвен, он молчит,

                                А в войну – живой был щит.

                                        Вот матрос с автоматом,

                                        А за поясом - граната,

                                        Увлекает за собой,

                                        Чтоб вступить с врагами в бой.

                                Ночь. Февраль и непогода.

                                В ледяную прыгнуть воду

                                Надо с борта корабля.

                                Здравствуй, Малая земля!

                                                                        

Учитель :

Двадцати одному защитнику Малой земли присвоено высокое звание – Герой Советского Союза.

Первым ворвался на этот берег в холодную штормовую ночь с 3 на 4 февраля 1943 года отряд смельчаков под  командованием майора Цезаря Львовича Куникова.

Учащиеся :

                                «МОРСКОЙ ДЕСАНТ»

                Вода прозрачна и чиста,

                И тих морской прибой.

А много лет тому назад

Гремел здесь жаркий бой.

        Над бухтой нависал туман

        И хмурилась луна.

        Бурлила, пенилась вода

        И дыбилась волна.

Горели камни и трава,

Клубился дым и чад.

Над раскаленною землей

Стоял кромешный ад.

        Десант рванулся на врага.

Горели катера.

И рвался ввысь солдатский клич –

ЗА РОДИНУ!  УРА!!!

                Весь берег пламенем объят…

                Вперед! Смелей браток!

                И пену красную волна

                Бросала на песок.

                        Гремел жестокий, смертный бой.

                        Победа нелегка.

                        Любовь к Отчизне помогла

                        Нам разгромить врага.

Учитель комментирует слайды:

        Куников Цезарь Львович.(1909 – 1943) Герой Советского Союза. Командовал десантной операцией по освобождению Новороссийска в ночь с 3 на 4 февраля 1943 г. Вскоре после высадки был ранен и вывезен в Геленджик, где умер от ран 12 февраля 1943 г..

                 Сипягин Николай Иванович. (1911 – 1943) Герой Советского Союза. Десантировался в составе отряда морской пехоты на западную окраину Новороссийска в предместье Станичка под командованием Ц.Л.Куникова. Погиб 1 ноября 1943 г.            

  1. Савицкий Евгений Яковлевич. (1910 -1990) Дважды Герой Советского Союза. В воздушных сражениях в небе над Кубанью и Новороссийском произвел 216 боевых вылета, сбил 22 самолета противника.                                                       
  2. Рубахо Филипп Яковлевич. (1923 – 1943) Герой Советского Союза. Командир отряда снайперов, высадившийся десантом на Малую Землю в марте 1943 г. Погиб 15 сентября 1943г.
  1. Видов Михаил Капитонович. (1906 – 1943) Участник боев за Новороссийск, комиссар 255-й бригады морской пехоты под командованием Ц.Л. Куникова. Погиб 2 августа 1943г.    

        Герой Советского союза Михаил Михайлович Корницкий.

Младший сержант Михаил Михайлович Корницкий ценой своей жизни, обвязавшись связкой гранат, уничтожил гитлеровцев, подбил вражеский танк, дав возможность десантникам занять оборону.

          В час ночи катера 4-го дивизиона сторожевых катеров были готовы высадить десант. Десять минут длилась артподготовка, по участку между мысом Любви и Суджукской косой, и началась высадка. Быстрота и натиск позволили быстро выбить противника с берега, захватить оружие врага и обеспечить высадку подкрепления. Потери при высадке десанта Куникова были минимальны для такой операции и составили несколько человек убитыми и ранеными. Надо отметить, что оборону держали немецкие части совместно с румынскими и румыны были более лёгким противником. Собравшись с силами противник отчаянно пытался сбросить десант в море, но десантники смогли сохранить позиции. Опешивший от натиска враг оставил на берегу артиллерийские орудия с боезапасом, что обеспечило десант артиллерией. С моря десант поддерживал огнём реактивной артиллерии  . Близилось утро и надо было спешить, а кроме того сильно поднималось волнение моря. К утру в Станичке было высажено 870 бойцов и командиров. В восьмом часу утра катера ушли из Цемесской бухты, прикрываясь дымовыми завесами. Флагманский катер командира дивизиона Сипягина вернулся в Геленджик последним. Позже на этот плацдарм пробились оставшиеся силы основного десанта (некоторые источники называют цифру всего в пять человек). Используя подкрепления, плацдарм удалось существенно расширить. К 10 февраля десант занял населённый пункт Мысхако и несколько кварталов Новороссийска. Однако, существенно осложняло положение десанта то, что все господствующие высоты занимал противник и позиции десанта были, как на ладони, что вело к большим потерям. Десантники вынуждены были постоянно вгрызаться в скальный грунт побережья.
           Семь долгих месяцев наши десантники героически удерживали оборону  в предместье «Станичка», которое потом получило название Малая земля. И каждую ночь выходили к Цемесской бухте наши торпедные катера.  

Ученик:

 Слава вам храбрые.
Слава бесстрашные.
Вечную славу поёт вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрёт.
Помолчим у истории, бронзою ставшей
Это от всех нас живых – павшим.

Минута молчания.

Ученик:  Новороссийцы берегут память о тех, кто избавил наш город от фашистов. Высадке морского десанта в ночь с 3 на 4 февраля 1943 г. на Малую землю  посвящается ежегодное факельное шествие . Операция “Бескозырка”  стала не только Новороссийской, но и Всероссийской патриотической акцией.

        …Горит огонь неяркий, вечный,                

                      Застыл почетный караул…

                                    Скорбишь о жизни скоротечной,

                           О тех, в бессмертье кто шагнул.

        Учитель (комментирует слайды)

        Мемориальный ансамбль  «Малая Земля»

          Стела на месте высадки десанта моряков-черноморцев под командованием  Ц.Л. Куникова установлена в 1963году.

   Немного ниже, ближе к морю, находится мемориальная экспозиция – «Оружие. Боевая техника периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» под открытым небом, где представлены реликвии войной техники времен  Великой Отечественной войны. Техника, принимавшая участие в сражениях за Новороссийск: пушка – сорокапятка, поднятая со дна моря в районе ожесточенных боев около кинотеатра «Нептун», танки, пушки, гаубицы и корабельные орудия, зенитки, глубинные бомбы, снаряды, торпеды, которые сохранились со времен войны, якоря с морских судов 17 -20 веков.

         Мемориальный комплекс «Малая Земля» или «Долина Смерти»

       На территории совхоза «Малая земля» установлена мемориальная доска с надписью: «1943 год. Здесь находился штаб 83-й дважды Краснознаменной бригады морской пехоты».

Есть на Малой земле в зелени и цветах братские могилы, сохраняются обвалившиеся и заросшие травой окопы, воронки от крупных снарядов и авиабомб, разрушенные огневые точки. Это тоже памятники.

Там, где  между склонами гор неприметно журчит к морю речушка Мысхако, создан мемориальный комплекс «Долина смерти» На стеле перед въездом – памятная надпись: «По этой долине осуществлялось обеспечение левого фланга войск Малой земли боеприпасами, продовольствием и всем необходимым для жизни, ведения боя. Весь район противник держал под постоянным массированным огнем».

     Здесь находился единственный источник питьевой воды –

«Колодец жизни».

Десятки и сотни  бойцов становились героями, лишь бы донести своим товарищам воды.

       Рядом разместились еще девять  стел, рассказывающих о самых кровопролитных боях в апреле 1943 года, смотровая площадка, карта-макет боев в «Долине смерти» и на всей Малой земле.

  На невысоком постаменте – памятник «Взрыв». Он выполнен из крупных осколков и целых болванок снарядов, мин и авиабомб. Его вес – 1250 кг, ровно столько, сколько этого смертоносного металла обрушил враг на каждого советского воина за 225 дней героической обороны Малой земли.    

        Мемориальный комплекс дополняет противотанковый «еж», поднятый на бетонный пьедестал и обозначающий передний край обороны в феврале – сентябре 1943года.

   Памятный знак «Передний край обороны Малой Земли» на Мысхакском шоссе. Это одна из частей Мемориального комплекса Линии обороны. Он был установлен в 70-е годы 20 века.

                                        Видишь мыс, что входит в воду,

                                          Как форштевень корабля.

                                             Он знаком  всему народу –

                                                  Это Малая Земля!

        На месте «Станички», там, где высадился легендарный десант Ц. Куникова, прямо из моря вырастает архитектурно-скульптурная  композиция, напоминающая десантное судно, стремительно выходящее на берег. Высокое железобетонное сооружение с необычно большим выносом облицовано гранитом и медью. Одна его опора мощно закрепилась на суше, другая – в море. Сходясь на высоте 22 м., они образуют наклонную треугольную арку.

           На левом «борту» символического корабля расположена скульптурная группа «Десантники». Они уже приготовились к высадке в ледяную воду в феврале 1943г.

 По правому «борту» судна развертывается высеченный в граните барельеф, изображающий эпизоды боев за Малую землю.

Вокруг монумента – заповедная зона: земля, изрытая окопами, ходами сообщения, сохранена в том виде, в какой была тогда, когда здесь шли ожесточенные сражения.

Внутри архитектурного сооружения помещается Галерея боевой славы. Торжественная многомаршевая лестница ведет к носу «корабля» и затем спускается вниз. С обеих сторон расположены символические знамена из красного гранита, на которых бронзовыми буквами начертаны названия соединений и подразделений черноморской группы войск, отличившихся в боях за Новороссийск.

   В самой верхней части галереи – площадка, где находится композиция «Сердце». На стене проступают выложенные рубиновым стеклом слова клятвы. Когда, поднимаясь по Галерее славы, приближаешься к «Сердцу», слышишь торжественную музыку (композитор Е.Птичкин). Она своеобразно соотносится с ритмом движения по ступеням, сочетается с цветовыми эффектами, предусмотренными специальной программой.

Учитель:

  Мы помним тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, помним живых и усопших. И в первую очередь- тех, кому природой предназначено продолжать жизнь.

- Чтение учащимися стихотворения В. Бакалдина «Они бессмертья не просили…»

 Они бессмертья не просили .

Сложили головы в бою

за  синеву полей России,

за власть Советскую свою.

И не могли они иначе.

Иного не было пути.

Не каждый в списке обозначен

у обелиска на груди.

Не каждому вручить награду

смогла спасенная страна.

Дождь золотого листопада

по всей земле, как ордена.

Склоняет Родина знамена.

Она, как мать, в душе своей

не в срок сгоревших сыновей

всех называет поименно.

Навечно с нами память наша.

Ее сама земля хранит.

Она- в корнях садов и пашен,

она- металл, она- гранит,

она и подвиг, изваянный,

она и холмик безымянный,

что повиликою повит…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Командир десанта майор Ц. Л. Куников . Район Станички – место высадки десанта. Высадка десанта на берег.

Слайд 3

Полковой комиссар Герой Советского Союза А. И.Рыжов вручает партийный билет Снайперу Г. Менагаришвили. 2. Парторг роты С. Валлиулин .

Слайд 4

Перед десантом в Новороссийск офицеры 255-й бригады морской пехоты прикрепляют орден к знамени части .

Слайд 5

Партийное собрание в пулемётной роте.

Слайд 6

1.Боевой расчёт готовится к отражению вражеской атаки. 2. Шахматный турнир в короткие минуты передышек между боями. 3. Сапёры разминируют освобождённый от противника участок.

Слайд 7

Командир роты ставит боевую задачу. Старший лейтенант С. А. Яремчук вручает комсомольский билет бойцу Е.В. Саджия .

Слайд 8

1.Командующий 18- й армией генерал К. Н. Леселидзе. 2. Сигнальщики зорко несут вахту.

Слайд 9

Район Новороссийска. Штурм ведут группы младшего лейтенанта П. А. Егорова.

Слайд 10

Воины 18-й армии.

Слайд 11

В освобождённом Новороссийске . 16 сентября 1943 года. Моряки-десантники проходят мимо цементного завода.

Слайд 12

На одной из улиц освобождённого Новороссийска. В освобождённом городе встретились друзья.

Слайд 13

Новороссийск . Бой шёл за каждый квартал, за каждый дом.

Слайд 14

Памятник «Непокорённым».

Слайд 15

Памятник «Воинам-защитникам Новороссийска».

Слайд 16

Передний край обороны Малой земли.

Слайд 17

Один из колодцев – источников питьевой воды в Долине смерти.

Слайд 18

Памятник-вагон.

Слайд 19

Площадь Героев в Новороссийске.

Слайд 20

Монумент «Линия обороны»

Слайд 21

Передний край обороны у цементного завода «Октябрь».

Слайд 22

Мемориальный комплекс «Малая земля» (фрагмент).

Слайд 23

Мемориальный комплекс «Линия обороны» ( фрагмент).

Слайд 24

Памятник-стел.а на месте высадки десанта



Предварительный просмотр:

Краснодарский край  Калининский район станица Новониколаевская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №12

УРОК МУЖЕСТВА ВО 2  КЛАССЕ

                             Разработку подготовила

учитель начальных классов

                     МБОУ– СОШ №12

                         ст. Новониколаевской

                         Калининского района

              Кривенко С.А.

2012 год

Цель: воспитывать чувство гордости за свою Родину,

 ознакомить с историческими сведениями о войне,

воспитание патриотизма.

Оформление:

•    Презентация.
•    Выставка книг ;
•    Фонограмма Седьмой ("Ленинградской”) симфонии Д.Д.Шостаковича
(музыка), песни   «День Победы», «Священная война».

                                          Ход проведения мероприятия
Ведущий 1:  (1 слайд)    Почти  67 лет прошло с тех пор, как прогремели залпы Победы.   22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно нарушила договор о ненападении и вторглась на территорию Советской страны.

Ученик:

Перед нашей Родиной
Мы сочтёмся славою,
Все кто кровью собственной
Породнился с ней.
Шла война великая
Шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Нами было сделано
Всё во имя Родины,
И ещё послужим мы
Родине своей.
Всё теперь под силу нам
Если нами пройдено 1418 дней
.

Ведущий 2:  1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. За время войны было проведено 6 гигантских битв, около 40 наступательных операций.  Гитлеровским планом "Барбаросса” предусматривалось направить основные группировки немецко-фашистских войск на захват важнейших стратегических и политических центров страны. Как могучие бастионы,  на пути противника встали Брестская крепость, города  Минск, Киев, Одесса, Смоленск, Тула, Москва, Севастополь, Ленинград, Мурманск, Сталинград, Новороссийск, Керчь. В боях за них ярко проявились храбрость и беззаветная отвага советских воинов, бесстрашие партизан и подпольщиков, стойкость населения.

Ученик:

Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не быть
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало своё берёт.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черёд!
Нет краше страна родная,
Счастья - тебе служить.
Идём, мы смерть презирая,
Не умирать, а жить!
(звучит "Священная война")

Ведущий 2:     За массовый героизм и мужество эти города удостоены почетного звания "Город-Герой”. Далеко позади остались тяготы военного времени. Неузнаваемо изменился облик городов-героев. На месте руин построены современные, благоустроенные кварталы, выросли новые сады и парки. Но не померкла слава, добытая в сражениях. Она живет в камне и бронзе, в мраморе обелисков и стел, в названиях улиц и площадей, увековечивших имена героев. Как эстафета, передается она от поколения к поколению, которые черпают в ней силу патриотического духа и трудового героизма.

Ученик:   

     В дни грозных битв и мирного труда
Моя Отчизна славилась героями,
Но вписаны особою строкою
В историю герои-города
.

Ведущий 1: (слайды)     Креспость-герой  Брест.

Ученик:

 Я - древний Брест …
Над Родиною щит
Доверено держать с рожденья мне.
Не зря в моем названии звучит
Суровый лязг затвора в тишине.
Как Пересвет,
За честь родной земли
Я первым
На рассвете принял бой …
Из дней,
Что на крови моей взошли,
Простерла Слава руку надо мной

  Ведущий 1:     Эту крепость построили почти 200 лет назад.  В 4 часа утра 22 июня 1941 года на крепость обрушился бомбовый шквал. В первые же минуты погибли  сотни наших солдат и командиров, женщин и детей. Немецкие диверсанты, переодетые в красноармейскую форму, захватили мосты и крепостные ворота. Прошёл день, другой, и гитлеровцы поняли, что с ходу у них ничего не получается. Немцы шли в атаку снова и снова, оставляя на поле боя убитых и унося раненых. Так продолжалось день за днём: артобстрел и атака. Немцы не жалели патронов и людей. А наши бойцы изнемогали от голода и жажды. Они отказывались в пользу раненых, женщин и детей. Пулемёты не могли работать без воды. А вода была совсем рядом – в реке, всего в нескольких десятках метров от укреплений. Но за каждую каплю приходилось платить кровью. Героическая  оборона  продолжалась почти месяц. К этому времени Брест оказался за сотни километров от  линии фронта. Радиосвязь была потеряна в первые часы войны, и о судьбе крепости никто не знал. Гитлеровцы смогли войти в неё только после того, как все наши бойцы были убиты или тяжело ранены. Уже после войны стало известно, что некоторые из защитников Брестской крепости  остались в живых и вернулись из плена. Подвиг героев отмечен высокими государственными наградами, а Брестской крепости  8 мая 1965 года было присвоено звание «Крепость-герой».

Ведущий 2: (слайды)     Город-герой Москва. Сентябрь 1941 года враг рвётся к столице.

Ученик:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки

Ведущий 2:      В сентябре фашистско-немецкая армия начала наступление на Москву - столицу нашей Родины. В городе введено осадное положение. Вся страна, конечно, встала на защиту столицы. Сражение под Москвой продолжалось около 7 месяцев – с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 г. Враг предпринимал одну атаку за другой, пытаясь овладеть разъездом и продвинуться к Москве. "Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!»

Ученик:
Ждала их трудная работа.
В промерзший склон врубались зло.
И спины, мокрые от пота,
На яростном морозе жгло.
Шёл дух хмельной, осатанелый
От потревоженной земли,
А в поле снег был белый-белый,
И танки по нему пошли.
Терзал огонь броню и тело,
И оседал в траншеях дым.
Вставал солдат над миром целым
И оставался молодым.
А после бережно бураны
Снегами бинтовали рвы,
И тихо остывали раны
У стен прифронтовой Москвы.
Ведущий 1:  (слайды)     Город-герой Ленинград. 

    В июле 1941 года не сумев овладеть Ленинградом с ходу, враг перешёл к длительной осаде. «Ленинграду рассчитывать не на что. Он падёт рано или поздно. Кольцо блокады не разорвать никому. Ленинграду суждено погибнуть от голода», - это заявление Гитлер сделал 8 ноября 1941 года. Началась небывалая в истории 900-дневная оборона блокированного Ленинграда с суши. Самым тяжёлым периодом для ленинградцев был 1941-1942 год. По ледовой дороге Ладожского озера "Дороге жизни" было эвакуировано 50 тысяч жителей, а погибло 850 тысяч человек (блокада, эвакуация).В январе 1943 года блокада была прорвана, а в августе 1944 года завершилась битва за Ленинград. За время блокады из 2.5 миллионов человек в живых осталось 669 тысяч.

Ученик:

Домов затемненных громады
В зловещем подобии сна,
В железных ночах Ленинграда
Осадной поры тишина.
Но тишь разрывается воем, -
Сирены зовут на посты,
И бомбы свистят над Невою,

Огнем обжигая мосты …

 Ведущий 2: (слайды)     Паёк ленинградца с 20 ноября 1941 года: рабочим – 250 г хлеба в сутки, служащим и детям  до 12 лет – 125 г в сутки, личному составу военизированной охраны, пожарных команд – 300 граммов в сутки, войскам первой линии – 500 граммов. Почти наполовину хлеб состоял из несъедобных примесей. Все остальные продукты практически перестали выдавать.                    

Ведущий 1: (слайды) Город-Герой Сталинград  (сегодня Волгоград).

Волгоград - июль 1942 года (Сталинград). 200 дней и ночей Сталинграда.

          В июле 1942 года началась одна их величайших битв Великой Отечественной войны - Сталинградская битва. Стволы противника в 1,5-2 раза превышали советские войска. "За Волгой земли для нас нет" под этим девизом защитники города вели бои за каждый квартал, улицу, дом. Чтение отрывка из книги Г. Кублицкого "Сто народов - одна семья" стр. 16. Дом Павлова.

200 дней и ночей непрерывно велась борьба, и в начале февраля 1943 года Сталинград освободили, вернее одни руины. Это был коренной перелом в ходе войны, т.е. о подвиге солдат Сталинградской битвы всегда будет напоминать памятник - ансамбль на Мамаевом кургане.


Ведущий 2: (слайды) 

                    Двадцать второго июня
                    Ровно в четыре часа
                    Киев бомбили, нам объявили,
                    Что началась война…
Ведущий 1: (слайды)  Город-герой Киев.   Июнь 1941 год. 71 героический день.

     В Киев - столицу Украины война пришла 22 июня 1941 года. Оборона за город началась 11 июля и в течение 71 дня шли бои, но к сожалению 19 сентября Киев был оставлен и 778 дней длилась гитлеровская оккупация Киева, и только в ноябре 1943 года над городом взвилось красное знамя.

Ведущий 2: (слайды)     Город-герой Минск.    Июнь 1941 год. 1100 дней борьбы.

      Минск - столица Белоруссии. Один из первых городов подвергся обстрелу. 28 июня был захвачен немцами. Развернулась партизанская война. Была организована подпольная работа. Минск стал адом для оккупантов. Ни один враг не чувствовал себя в безопасности. Подпольщики уничтожали на улицах города оккупантов, взрывали и поджигали склады с горючим, гаражи и мастерские, железнодорожные узлы. В июле 1944 года Минск был освобождён, но до этого дня город боролся 1100 дней (партизанская война, подпольная работа).

Ведущий 1: (слайды)     Город-герой Одесса.   Август 1941 год. 73 героических  дня.

Ученик:

Пусть рушатся, хрипя, дома в огне пожарищ,
Пусть смерть бредет по улицам твоим,
Пусть жжет глаза горячий черный дым,
Пусть пахнет хлеб теплом пороховым,
Одесса, город мой,
Мой спутник и товарищ,
Одесса, город мой,
Тебя мы не сдадим!

Ведущий 1:       В августе 1941 года развернулись бои около Одессы. Было объявлено осадное положение. В течение 73 дней противник стоял у стен города. Но в связи с изменениями на фронте поступил приказ об эвакуации войск из города. Около 30 месяцев длилась оккупация Одессы, и только в апреле 1944 года советские войска освободили город.

Ведущий 2: (слайды)     Город-герой Севастополь.  Октябрь 1941 год. 250 дней в огне.

    Для севастопольцев война началась 22 июня 1941 года, когда на город полетели вражеские бомбы. А в октябре враг вышел на ближние подступы к городу. Началась250-дневная героическая оборона Севастополя. Глубоко под землёй был построен целый город: госпитали, школы, детские сады. Здесь же производили и ремонтировали боевую технику. Но в 1942 году враг захватил город и только 9 мая 1944 года Севастополь был освобождён.

 Ведущий 1: (слайды)      Город-герой Новороссийск.  Август 1942 год. 360 дней непрерывных боёв. 

Ученик :

Этот щит прочнее стали,
Он теперь на пьедестале,
Он безмолвен, он молчит.
А в войну – живой был щит.
Вот матросик с автоматом,
А за поясом граната,
Увлекает за собой,
Чтоб вступить с врагами в бой.
Ночь. Февраль и непогода.
В ледяную прыгнуть воду
Надо с борта корабля.
Здравствуй, Малая земля!

Ведущий  1:     Оборона Новороссийска началась в августе 1942 года. В боях за этот город прославились герои "Малой земли" (район находился недалеко от Новороссийска). Это морские десантники вели бои 225 дней на 30кв.км. В итоге было уничтожено огромное количество военной техники. Около 20 тысяч вражеских солдат и офицеров. В октябре 1943 года завершилось освобождение города.

 Ведущий 2: (слайды)       Город-герой Керчь.  Ноябрь 1941 год. "Огненная Земля".

Ученик:

Там такая была пора,
Что - навечно - к заре лицом
Поднялась Митридат - гора,
Вся исхлестанная свинцом.
Било время по ней в упор,
Побелели края висков.
В этот город с тех самых пор
Входит без пропусков.
Город ей отдает ключи.
Держит солнце яркую речь…
Ты когда-нибудь был в Керчи?
Обязательно съезди в Керчь!

Ведущий 2 :   Керчь - крупный порт на берегу Керченского пролива. В ноябре 1941 года был захвачен фашистами, а в декабре 1942 года освобождён. В мае 1943 года город вновь был оставлен Советскими войсками, а в апреле 1944 года освобождён полностью от врага. В историю вошли бои десантников с фашистами вблизи города в районе Эльтигена под названием "Огненная Земля". 36 дней и ночей на этой земле бушевал огненный смерч.

Ведущий 1: (слайды)     Город-герой Тула.  Октябрь 1941 год. 45 дней героической обороны.  Тула всегда имела важное оборонительное значение на южных рубежах русского государства. Оружейная столица России готовилась к бою.

Ученик:

Тулой Родина гордится,
Сила Тулы не мала.
Ведь недаром же столица
Нас в помощники взяла!
В ружья всю вложили душу
Тулы верные сыны.
И на море, и не суше
Их винтовкам нет цены.

Ведущий 1:   Город Тула выполняла  роль форпоста столицы. В октябре немецко-фашистские захватчики вышли к городу. Но 45 дней наши солдаты мужественно защищали город, задержали врага, который рвался к Москве, и сорвали план противника овладеть Москвой до начала зимы и отбросили фашистов на запад более чем на 100 километров.


Ведущий 1: (слайды)     Город-герой Мурманск. 

     В ночь на 22 июня 1941 года немецкая авиация с территории Финляндии  совершила налёт на Мурманск. С первого дня войны он стал фронтовым городом. Фашисты намеревались захватить Мурманск за 3 дня, а застряли в холодных скалистых сопках на 3 года. На долю Мурманска выпало 1200 военных дней и ночей. Фашисты сбросили на него около 207 тысяч фугасных и зажигательных бомб – в среднем  на человека пришлось по 31 килограмму взрывчатки и по 7 «зажигалок». Во время воздушных налётов 1225 мурманчан погибли или получили тяжёлые ранения.

Ведущий 2: (слайды)      Город-герой Смоленск. 

       Гитлеровцы прорвались на ближние подступы к Смоленску  14 июля 1941 года и через 2 дня овладели значительной частью города. Бои продолжались ещё 2 недели. По признанию немецких генералов, в Смоленском сражении они потеряли 250 тысяч солдат и офицеров. На захваченной территории Смоленской области гитлеровцы сжигали деревни, расстреливали мирное население. Но никакими зверствами и насилием фашисты не смогли сломить героический дух смолян, поставить их на колени. К весне 1942 года партизаны и подпольщики вместе с частями Красной Армии освободили  территорию от  врага.

Ученик:

Я видел груды битого стекла,
Я видел горы каменных развалин…
Здесь городская улица была,
И нет ее: здесь немцы побывали,
Я видел место, где в былые дни
Густые липы небо закрывали.
Их больше нет. Остались только пни:
Здесь враг прошел. Здесь немцы побывали.
Я видел холм у старых стен Кремля,
И этот холм забудется едва ли,
Здесь вся в слезах и вся в крови земля:
Здесь был конец. Здесь в яму зарывали.
Я видел все, что видеть мне пришлось,
Что враг терзал без всяких сожалений…
Но ни на миг ему не удалось
Тебя, Смоленск, поставить на колени
.

Ведущий 1:      Россия никогда не забудет подвиги своих героев. На их примере мы учимся жить, бороться и побеждать.

Ученик:
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух,-
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг
.
       
Ведущий 2:       Вот и закончилось знакомство с городами, которые за героизм и мужество были удостоены почётного звания "Город-герой".

Ценой более 20 миллионов жизней советских людей была завоевана Победа в Великой Отечественной войне. Почтим их память минутой молчания.

(минута молчания)

Ученики:

1.Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

2.Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

3.Пускай всегда годину ту
На память нам приводит
И первый снег, и рожь в цвету,
Когда под ветром ходит.

4.И каждый дом и каждый сад
В ряду - большой и малый.
И дня восход и дня закат
Над темным лесом - алый.

5.Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.

6.Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье - не в забвенье
!

Звучит песня « День Победы».

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Детство, опалённое войной"

Данное внеклассное мероприятие способствует формированию  патриотического духа подрастающего поколения,знакомит учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны; подвигими пион...

Презентация "Детство, опалённое войной"

С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас грозные военные годы. Уходит и память о той войне. Данная презентация расскажет детям об их ровесниках, которые жили в те грозные военные г...

Внеклассное мероприятие "Детство опалённое войной"

Сценарий классного часа с презентацией....

Классный час "Детство опалённое войной"

Цель: знакомить учащихся с героизмом и мужеством детей в годы         Великой Отечественной войны на фронте и в тылу врага....

Презентация к классному часу к 9 мая "Детство, опалённое войной", а также презентация с 70- летию Великой отечественной войне

Презентация посвящена детям, которые принимали участие наравне со взрослыми в Великой Отечественной войне 1941 года....

Классный час, посвященный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне «Детство, опалённое войной». Детям, пережившим страшное военное время, посвящается…

Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.В     преддверии     77-летия...