Урок по безопасности жизнедеятельности по теме:"Можно ли уберечься от травм?"
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Огнева Елена Геннадьевна

Познакомить ребят с различными видами травматизма и мерами их предупреждения, с приёмами оказания первой медицинской помощи при травмах; воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Основы безопасности жизнедеятельности

2 класс

Тема: «Можно ли уберечься от травм?»

Цели: познакомить ребят с различными видами травматизма и мерами их предупреждения, с приёмами оказания первой медицинской помощи при травмах; воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Оборудование: рабочая тетрадь Е. И. Верховской по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (1-4 классы); ребус, бинт, вата, пластырь; бумага, цветные карандаши, листы с тестами.

Ход урока

Организационный момент

Сообщение темы урока

На доске:

У. Разгадайте ребус и определите тему сегодняшнего урока.

Д. Здесь зашифровано слово «Травма».

У. Правильно! Сегодня на уроке мы начнём разговор о видах травм и о том, как от них можно уберечься.

Знакомство с новым материалом

У. Как вы думаете, что такое травма?

Д. Травма-это любое повреждение организма.

У. Какие травмы вы можете назвать?

Д. Царапины, ушибы, ожоги, переломы…

У. Все получаемые травмы врачи условно делят на 5 групп.

Учитель открывает на доске схему:

                                              бытовой

                                              уличный

            травматизм              школьный

                                              спортивный

                                              прочие виды

Об этих группах травм мы будем говорить сегодня на уроке. Начнём с первой группы - бытового травматизма.

Как вы понимаете смысл этого выражения?

Д. Это травмы, полученные дома, в быту.

У. Бытовой травматизм включает в себя повреждения и несчастные случаи, которые произошли в доме или в детских учреждениях: яслях, детских садах, на детских площадках. Как вы думаете, какие травмы чаще всего случаются в быту?

Д. Ссадины, ушибы, растяжения, вывихи, возможны и переломы, ожоги, электротравмы, отравления.

У. Начнём с самого лёгкого вида травм: с ушибов. Что это такое?

Д. Это когда человек обо что-то ударился.

У. Какой отличительный признак ушиба вы знаете?

Д. Синяк.

У. Правильно. Он образуется из-за того, что к месту ушиба приливает кровь. Какую помощь нужно оказать себе, если ушибся?

Д. Приложить что-нибудь холодное.

У. Правильно. Лучше всего – лёд, завёрнутый в тряпочку или   в полотенце, но можно и просто салфетку, намоченную в холодной воде.

Подойдёт ли такой способ, если человек ушибся головой?

Д. Нет, не подойдёт. Это может быть не просто ушиб, а сотрясение головного мозга.

У. Что же делать в таком случае?

Д. Срочно обратиться к врачу.

У. Молодцы! Правильно рассуждаете. Следующие виды бытовых травм ссадины, порезы. Кто из вас может объяснить, что это такое?

Д. Это когда содрана кожа, идёт кровь.

У. Чем ссадина отличается от пореза?

Д. Ссадина –это более лёгкая травма, поверхностная, порез – более глубокая.

У. Что надо делать в этих случаях? Какими средствами пользоваться? Послушаем рассказ.

Рассказывают два подготовленных заранее ученика.

Д. Пословица гласит: «Дома и стены помогают». Но и в родных стенах никто не застрахован от несчастных случаев. Даже самый обычный порез пальца может привести к неприятным последствиям, если рану вовремя и правильно не обработать. Дома у нас должен быть собран необходимый арсенал медицинских средств.

Что лежит в домашней аптечке у предусмотрительных людей? Бинты и вата. Свежую ранку или царапину надо сначала закрыть кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать..

Но прежде ранку надо обработать: уничтожить микробов, которые в неё попали. Для этого в аптечке держат пузырьки с растворами йода, зелёнки. Смазывать надо только края ранки, иначе йод и зелёнка вызовут боль, жжение.

Если из ранки течёт кровь, то берут трехпроцентный раствор перекиси водорода. Чистую вату или марлю обильно смачивают перекисью и тщательно протирают повреждённое место. Перекись водорода не только остановит кровотечение, но и убьёт инфекцию.

В аптечке должен быть и лейкопластырь, который удобно использовать при небольших ранках, порезах, ссадинах. Он просто незаменим, когда новая обувь натёрла ногу. Лейкопластырь накладывается сухими руками на сухую, предварительно обработанную ранку.

В домашней аптечке стоит иметь пинцет. Он будет необходим, если кто-нибудь посадит себе занозу.

Если сразу удалить занозу не удастся, несколько минут подержите палец в ванночке с горячей водой. После этого распаренная кожа легче «отдаст» занозу. Удалив её, обработайте ранку зелёнкой или йодом.

Если удалить занозу самостоятельно не получается, обратитесь к врачу.

У. Какими средствами, находящимися в домашней аптечке, вы можете воспользоваться, получив ссадину или порез?

Д. Йодом, зелёнкой, ватой, бинтом, перекисью водорода, пластырем.

У. Если вы подезинфицировали ранку, но через некоторое время вокруг неё появляется краснота, значит инфекция уже успела попасть внутрь. В таком случае нужно обратиться к врачу.

Ещё при бытовой травме может пойти кровь из носа. Что делать в этом случае?

Выслушиваются ответы детей.

- Главное – вести себя спокойно, сесть, много не разговаривать, дышать через рот. На переносицу положить что-нибудь холодное. Если кровь долго не останавливается, нужно заложить в ноздрю тампон, смоченный перекисью водорода.

Ни в коем случае не запрокидывайте голову.

Другие виды бытовых травм – вывихи, растяжения.

В каких ситуациях человек  может получить вывих или растяжение?

Д. Человек может споткнуться обо что-то, поскользнуться.

У. У кого из вас было растяжение? Что делали взрослые?

Д. Накладывали тугую повязку и обращались к врачу.

У. Правильно. Чем вывих отличается от растяжения?

Выслушиваются ответы детей.

-Вывих- более серьёзный вид травмы, когда кость выступает из сустава, и в этом месте появляется опухоль. При вывихе помочь может только врач. Пострадавший может только приложить что-нибудь холодное.

Следующий вид бытовых травм – ожог. Дети читают текст про ожоги. Как дома можно получить ожог?

Д. Если нечаянно дотронешься до горячих предметов, опрокинешь на себя что-нибудь с горячей плиты или будешь зажигать огонь без взрослых.

У. Правильно.

Физминутка

Творческая работа

У. Сейчас возьмите листочки, которые лежат у вас на партах,  и нарисуйте любую бытовую ситуацию, при которой человек может получить ожог. Рисунок подпишите советом, как можно избежать такой травмы.

Дети работают 5 минут.

-Итак, что вы нарисовали? (Проводится анализ работ. Учитель выбирает рисунки для выставки, прикрепляет их на доску под общим заголовком «Чтобы не было ожогов».

Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Сейчас я загадаю вам несколько загадок. Отгадав их, надо будет ответить на вопрос: «Что объединяет все эти предметы?»

Я вдыхаю много пыли.

Чтобы вы здоровы были.

Д. Пылесос.

У. Влез на стол он из-под лавки,

    Осмотрелся на подставке,

    Гибким хвостиком вильнул,

    Складки с галстука слизнул.

Д. Утюг.

У. Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

Д. Телевизор.

У. Что объединяет эти предметы?

Д. Это электроприборы.

У. Какая опасность подстерегает нас при обращении с ними?

Д. Удар током.

У. Относится ли удар током к бытовым травмам? Почему?.

Д. Относится, так как эти предметы находятся дома

У. Об обращении с электроприборами мы много говорили раньше. Вспомните, в каких случаях электроприбор может быть опасен.

Д. Когда розетки «вылезают» из стены, провода повреждены.

У. Как надо обращаться с электроприборами?

Выслушиваются ответы детей.

- Что делать, если кого-то ударило током?

Д. Отключить неисправный прибор, оттащить пострадавшего.

У. Можно ли просто взять человека за руки и оттащить в сторону, если прибор не отключается?

Д. Нельзя. Надо взять какой-нибудь предмет, обязательно сухой, который не проводит ток: деревянную палку, книгу, сбросить с человека провода, а затем вызвать «Скорую помощь».

У. Следующий вид бытового травматизма – отравление. Чем можно отравиться?

Д. Несвежими продуктами, ядовитыми грибами, лекарствами, бытовой химией, газом.

У. Об этом мы говорили ранее, а сегодня узнаем, что надо делать, чтобы не отравиться обычным градусником.

Рассказывает подготовленный ученик.

Ученик 1. Один из самых опасных предметов в аптечке- термометр. О том, что ртуть ядовита, знают все. Знают, но недооценивают её опасность. Сама по себе металлическая ртуть не так опасна, как её пары, а испаряется она довольно быстро. В лёгких пары этого металла превращаются в очень вредные вещества, которые приводят к нарушениям в организме и прежде всего к нарушениям центральной нервной системы.

При остром ртутном отравлении появляется головная боль, краснеют и набухают дёсны, набухают лимфатические и слюнные железы, нарушается пищеварение.

Опасность отравления ртутью возможна, если разбился термометр, и капли ртути разбежались по паркету, забились в щели.

Если термометр разбился, пролитую ртуть надо собрать очень тщательно. И ни в коем случае не использовать пылесос! Он равномерно распределит ртутные пары по всему дому, и они осядут на стенах, мебели. А сам пылесос придётся выбросить. Капельки ртути удобно собирать при помощи медной фольги или тонкой медной проволочки.

Собранную ртуть поместить в плотно закрывающуюся баночку и сдать в СЭС или Службу спасения. Те места, где ртуть могла задержаться, заливают крепким раствором марганцовки или хлорной извести. В течение нескольких недель (или даже месяцев) надо проветривать помещение, где была пролита ртуть.

Кроме термометра ртуть можно найти в тонометрах (приборах для измерения давления), в некоторых конструкциях мелодичных дверных звонков, в лампах дневного света.

У. Сейчас поговорим о переломах. Оказать помощь при переломе может только врач. В результате чего может произойти перелом?

Д. В результате падения.

У. Упасть человек может случайно или его толкнули не только руками или ногами, но и словами. Прочитаем.

Ученик 2. Несколько ребят собрались у Кости дома и стали спорить, кто из них смелее. Всех обошёл хозяин. Он открыл окно и встал на подоконник. Всё произошло так быстро, что никто не успел даже вскрикнуть. Открылась входная дверь – бабушка вернулась из булочной, сильный порыв ветра увлёк открытую оконную раму – она вытолкнула мальчика. Через мгновение Кости на подоконнике уже не было…

У. Как вы думаете, чем часто заканчиваются такие истории?

Д. Человек разбивается насмерть или остаётся инвалидом.

У. Смелый ли человек Костя?

Д. Такие поступки говорят не о смелости.

У. Стоит ли повторять «героический» поступок?

Д. Нет.

У. Послушайте один из советов, который даёт Г. Остер:

Если табуретку ты на стол поставишь,

И поставишь сверху маленький свой стульчик,

А потом положишь стопку толстых книжек,

Выйдет путь отличный прямо к самой люстре.

Если осторожно будешь подниматься,

 И беды в дороге если не случится,

То довольно скоро можешь оказаться

В первой же ближайшей от тебя больнице,

В гипсе руки, ноги, в бинте поясница.

- Как вы думаете, для чего Остер сочинил такой «совет»?

Д. Чтобы предостеречь детей от шалостей, которые могут привести к беде.

Закрепление

У. О каких травмах мы говорили на уроке? Какой вывод надо сделать?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по основам безопасности жизнедеятельности на тему: "Огонь – друг или враг"

Цели и задачи: ·        формировать у детей понятие “пожарная безопасность”;·        дать общее представление назначения (функций)...

«Можно ли уберечься от травм?»

Классный час по ОБЖ "Можно ли уберечься от травм?"...

Урок " Основы безопасности жизнедеятельности"

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «Опасность», «Экстремальная ситуация», содействовать формированию у младших школьников культуры безопасной жизнедеятельности....

Конспект урока по предмету « Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему «Безопасность в доме», 7Б класс

Данна разработка может быть использована дла проведения урока ОБЖ и в воспитательной работе....

Конспект урока «Основы безопасности жизнедеятельности»

Урок предназначен для учащихся 2 класса. Проводится в начале учебного года....

«Безопасность жизнедеятельности» на тему: 1. Антропогенное воздействие на почву 2. Социальные опасности 3. Обморожение и замерзание: признаки. Оказание первой медицинской помощи.

Почва занимает особое положение в природных ландшафтах и в экосистемах. Она является важнейшим блоком экосистем, выступает как фактор плодородия для растений и как самая насыщенная организмами средств...