«Можно ли уберечься от травм?»
классный час (1 класс) на тему

Мясникова Мария Васильевна

Классный час по ОБЖ "Можно ли уберечься от травм?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_po_obzh_mozhno_li_uberechsya_ot_travm-_.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

Классный час по ОБЖ

«Можно ли уберечься от травм?»

                                                                              Провела: учитель начальных классов

Мясникова Мария Васильевна

Цель: узнать, что такое травматизм, его виды, причины.

Задачи:

  • образовательные: актуализация имеющихся знаний у учащихся о правилах поведения в школе,
  • развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
  • воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.
  • социальные: формирование навыка сотрудничества.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Методы обучения:

  • словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
  • частично – поисковый – выполнение работы в группах;
  • наглядно – образный – плакаты, иллюстрации, отрывки из литературных произведений.

Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Оборудование: иллюстрации, отрывки из литературных произведений, толковый словарь, справочная литература.

Подготовительная работа: учащиеся подбирают справочный материал, родители оказывают помощь детям при сборе информации, в которой задета тема детского травматизма.

Ход урока

1.Организационный этап.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И конечно не шумим.

Оздоровительная минутка.

Дети сидят за партами (3 группы). Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так вы творите вокруг себя поле любви, мира и добра. Эти минуты вернутся к вам. Откройте глаза.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже?

Пусть у вас сохранится хорошее настроение на весь день.

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Отгадайте загадку: Что дороже денег?

 Дети: Здоровье.

Учитель: А теперь отгадайте кроссворд:

1. Утором рано поднимайся,                                  5. В новой стене,

                    Бегай, прыгай, отжимайся.                                     В круглом окне

                    Для здоровья, для порядка                                     Днём стекло разбито

                   Людям всем нужна ….                                             На ночь вставлено.

                 2. Дождик тёплый и густой,                                6. Ясным утором вдоль дороги

                     Этот дождик не простой;                                     На траве блестит роса.

                     Он без туч, без облаков                                        По дороге едут ноги

                     Целый день идти готов.                                        И бегут два колеса.

3. Хочешь ты побить рекорд?                                   У загадки есть ответ:

                    Так тебе поможет …                                                Это мой …

4. Он с тобою и со мной                                         7. Есть, ребята, у меня

                    Шёл лесными стёжками.                                        Два серебряных коня,

                    Друг походный за спиною                                     Езжу сразу на обоих!

                    На ремнях с застёжками.                                        Что за кони у меня?

8. Чтоб большим спортсменом стать,

                                        Нужно очень много знать.

                                        И поможет здесь сноровка

                                        И, конечно, …

Ответы: 1. Зарядка. 2. Душ. 3. Спорт. 4. Рюкзак. 5. Прорубь. 6. Велосипед.

                7. Коньки. 8. Тренировка.

Учитель: Какое слово получилось?

Дети: Здоровье.

Учитель: Здоровью могут нанести вред травмы. Что такое травма?

Дети: Царапина, синяк, ожог, перелом.

Учитель: Да, травма – это любое повреждение организма. Нет такого человека, который бы не падал, не ушибался, не обжигался. Каждая травма всегда неожиданна. И, признайтесь, виноваты в получении травмы, какой бы она не была – лёгкой или серьёзной – большей частью были вы сами. Безумное лихачество, желание показаться смелым, обратить на себя внимание, а часто неумение правильно оценивать обстановку рано или поздно оборачиваются непоправимой бедой.

Дети: Школьники забираются на крыши домов, ходят по карнизу, могут упасть с высоты и сломать себе руку или ногу.

Учитель: В вашей квартире, в доме, на улице, на реке, а иногда и в школе – в любом из этих мест можно получить травму, если забыть об осторожности, аккуратности, понадеяться на счастливый случай. Часто «помогают» получить травму велосипед, лыжи, коньки, мяч, такие необходимые для вас предметы, если забыть о том, как ими следует пользоваться. Царапины заживают , проходят синяки и шишки, успешно излечиваются многие вывихи и переломы. Но сколько ребят, получивших тяжёлые увечья по своей же неосмотрительности, расстались с мыслью заняться любимым делом, овладеть профессией, о которой мечтали.

Запомните! Причиной травмы является неосторожность. Внимательный человек, привыкший обдумывать свои поступки, редко получает травму. 

Детство- это счастливая пора. Но что же иногда с детьми происходит в различных ситуациях? Рассмотрите внимательно рисунки на доске. Расскажите что на них изображено?

На какие группы можно их разбить?

1) поведение в школе.

2) поведение на улице.

Вы правы, разбив рисунки на такие группы. Что в них общего?

(Дети не соблюдают правила поведения)

А что же может произойти при несоблюдении правил?

(Можно получить травму)

Какую проблему можно сформулировать?

Проблемный вопрос: почему дети часто получают различные травмы и можно ли этого избежать?

Попытайтесь из всего сказанного сформулировать тему классного часа. (Выслушиваются варианты ответов).

Тема классного часа: «Можно ли уберечься от травм?

3. Актуализация знаний учащихся.

А) Предлагаю вам заполнить таблицу.

Что знаем?

Что хотим знать?

Что узнали?

Дети часто получают травмы.

Они не соблюдают правил поведения.

Что такое травма, травматизм?

Какие травмы бывают?

Причины получения травм.

Как можно избежать травм?

Б ) Коллективная работа.

- Скажите, какие опасности подстерегают нас на улице. (Дорожные происшествия, ушибы, переломы.)

В городе много автомобилей. Пешеходы - хозяева на тротуарах, машины - на проезжей части. Если те и другие соблюдают правила дорожного движения, то они не мешают друг другу. Водителей учат в автошколе, пешеходы изучают знаки дорожного движения.

Памятка.

Правила перехода улицы в местах, где нет светофора

Посмотрите налево.

Если нет машин, дойдите до середины улицы.

Остановитесь и посмотрите направо.

Если нет машин, идите дальше.

Обсуждение и анализ ситуаций

1). Братья играли в мяч на площадке у самой автострады. Мяч был прыгучим и легкий. Ребята били его об асфальт, катали, подбрасывали и не заметили, как выбежали на проезжую часть дороги.

(Разбор и обсуждение ситуации.)

Школа - храм науки. Какие здесь, казалось бы, могут быт травмы? Но виновниками происшествий становятся сами дети.

2). Сергей и Саша на перемене бегали с этажа на этаж, не реагируя на замечания дежурных и учителей. Нечаянно Саша толкнул Сергея, и тот неудачно упал с лестницы. Получил травму...

(Разбор и обсуждение ситуации.)

Травму можно получить и на уроке физкультуры. Ситуации бывают разные: неудачное падение, неудачный прыжок, подвернувшаяся нога, даже чей-то случайный или умышленный толчок - все они могут привести к травме.

- Случалось ли с вами подобное на уроках физкультуры? (Разбор ситуаций.)

В холодное время года опасным становится все, что покрыто льдом: тротуар, горки, пруд. На обледеневшем тротуаре будьте очень осторожны. Без сопровождения взрослых не выходите на лед на реке, озере или пруду. Не катайтесь на санках и лыжах с горок, расположенных рядом с автомобильными дорогами. Зимой автомобиль тормозит гораздо медленнее, и съезжающий с горки рискует оказаться под колесами.

Весной никогда не катайтесь на льдинах. Это может закончиться трагедией.

Любознательность всегда заставляла человека делать опыты - так были изобретены порох и многие другие полезные вещи. Вот и ребята порой пытаются «изобрести порох», не задумываясь, к чему это может привести. Взрослые знают: при проведении опытов надо соблюдать правила техники безопасности. И вам тоже необходимо запомнить:

любые опыты опасны;

нельзя производить опыты в одиночку, без разрешения взрослых;

опыты с химическими веществами могут закончиться взрывом, в результате чего можно получить сильные ожоги.

- Нельзя забывать, что любая вещь, предназначенная для метания снарядов па расстояние (рогатка, самострел, лук и стрелы), является оружием.

Физминутка.

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

В) Анализ ситуаций.

Анализ ситуации «В гардеробе»

Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и тут увидел свою учительницу.

-Здравствуйте , Елена Николаевна!- громко и весело сказал он.

-Какие ошибки в своем поведении допустил Федя?

Анализ ситуации

Федя позвал Игоря:

-        Иди, посмотри, что у меня есть!

Он показал Игорю петарду. Мальчики отошли к окну. «Бах! Бах!» -прогремели взрывы. Дети, бегавшие рядом, испугались хлопков. Федя закрыл лицо руками и заплакал. Игорь испугался. Подошел учитель и увел Федю в медпункт. Игорь остался стоять в недоумении.

Что случилось? (Ответы учащихся.)

Что произошло, если человек ушибся, порезался, сломал ногу или руку, обжегся, поставил синяк? (Человек получил травму.)

Можно ли уберечься от травм? (Можно, если быть осторожным.)

Травма - это любое повреждение организма. Все травмы делят ни пять видов. Посмотрите на схему. (Учитель открывает на доске схему.)

Бытовой, уличный, школьный, спортивный, прочие виды.

Анализ ситуации Б. Заходер «Перемена».

 «Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал всё, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
Он, гляди, какой бедовый!
- Ничего, - вздыхает Вова,
- На уроке отдохнём.

- Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте сосчитать. (10).

. Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.

4. Вывод.

А    Игра «Доскажи»

. Правила поведения учащихся.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

В) Подумайте, как можно других детей убедить и научить понимать необходимость соблюдения правил поведения в школе?

Как это можно оформить? (плакаты или выставка рисунков, буклеты, презентации)

Б)  Закрепление изученного материала

 О чём мы говорили сегодня на классном часе?

                 Тест

1.        Опасно ли играть на тротуаре, на котором открыт люк теплотрассы?

а) нет, мы часто там играем;

  б) очень опасно: можно упасть, получить травму и даже
погибнуть;

в) опасно, так как можно упасть вниз;

г)         конечно, нет.

2.        Стоит ли играть у края песочного карьера или глубокой
канавы?

а) нет, потому что край может осыпаться и утащить за собой вниз;

б) лучше не надо, можно упасть;

в) да, потому что там интересно;

г)         не знаю, но попробую.

3.        Чем могут быть опасны елочные игрушки?

а) они неопасны;

        б) некоторые из них могут загореться или взорваться, вызвать пожар или            поранить;

в) если они загорятся, то я знаю, как с ними справиться;

г)         неопасны. Я играю с ними только при взрослых!

4.         К чему могут привести последствия стрельбы из рогаток,
трубочек, пневматических пистолетов?

а)        можно разбить стекло;

б)        если увидят взрослые, то будут ругать;

в)        это опасно, потому что можно ранить человека;

г)        ничего страшного, лишь бы взрослые не видели.

5. Можно ли ставить ловушки, капканы, подножки во время игры?

а)        нельзя, случайный прохожий может попасть в ловушку;

б)        можно, это очень весело;

в)        нет, такие игры очень опасны;

г)        ничего страшного, лишь бы не видели взрослые.
Ответы: 1-б, в; 2 - а; 3 - б; 4 - в; 5 - в.

     

Урок  по ПДД "Это должен знать каждый"

Терентьева И.М.

Цели:

  • закреплять теоретические знания детей по правилам дорожного движения;
  • воспитывать чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой.

Оборудование: дорожные знаки, таблицы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Правила дорожного движения – это закон для пешехода, пассажиров, водителей. Машины и люди должны жить в мире. И те, и другие, подчиняются правилам дорожного движения. Каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для тех, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твердо знает и точно выполняет строгие ПДД, тот не попадет в беду.

"Дорога – это жизнь”, - говорили древние римляне. Движение на дорогах не замирает ни днем, ни ночью. Широки наши дороги, но с каждым годом на них становится все теснее и теснее. Движение на улицах немыслимо без соблюдения определенных законов. И не случайно, что о порядке на дорогах люди стали заботиться давным-давно. Соблюдать эти правила обязаны все: водители, пешеходы и пассажиры общественного транспорта. Все эти правила составляют закон улиц и дорог, и называется он "Правила дорожного движения.

Этот закон – строгий. Он не прощает нарушений ни со стороны пешеходов, ни со стороны водителей.

И в то же время этот закон очень добрый, потому что охраняет людей от страшных несчастий – он бережет их жизнь.

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, вдоль мостовой-
Знаки развешены над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась беда.

- А как вы понимаете эти слова: "азбука города”? Что это такое?  (Дорожные знаки)

- Что значит: "Научись читать азбуку города?” (Надо знать, что обозначает каждый знак, каждый свет светофора, знать места перехода улицы.)

- Какие разметки на дорогах вы знаете? (Зебра, средняя линия, островок безопасности.)

- Для чего так расчерчивают мостовую? (Чтобы легче было перейти проезжую часть улицы)

- Молодцы.

3. Хорошо ли вы знаете дорожные знаки?

Дорожные знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Почти повсюду они одинаковы и означают одно и то же. Поэтому они называются Международными и понятны любому водителю и пешеходу – русскому, английскому, японскому, итальянскому и др.

- Перед вами 8 дорожных знаков.

1. Пешеходный переход.

2. Скользкая дорога

3. Движение на велосипеде запрещено.

4. Медицинский пункт.

5. Дорожные работы.

6. Движение пешеходов запрещено.

7. Пункт питания.

8. Железнодорожный переезд со шлагбаумом.

Под каким № такой дорожный знак?

1. Медицинский пункт - №4

2. Пешеходный переход - №1

3. Пункт питания - №7

4. Дорожные работы - №5

5. Железнодорожный переезд со шлагбаумом - №8

6. Скользкая дорога - №2

7. Движение пешеходов запрещено - №:6

8. Движение на велосипеде запрещено - №3

- Все знаки делятся на группы: запрещающие, предупреждающие, указательные.

4. Знай сигналы светофора, подчиняйся им без спора.

- Почему светофор называют именно так, а не иначе? (Слово составлено из двух частей: "свет” и есть "свет”, а слово "фор” произошло от греческого "форос”, что обозначает "несущий свет”.)

- Какие сигналы светофора вы знаете?

- Как располагаются сигналы в вертикальном светофоре?

- Я буду читать стихи-загадки, вы, внимательно выслушав меня, показывайте нужный сигнал светофора.

1. Светофора этот глаз
Останавливает Вас.
Он тревогою горит:
Пешеходам путь закрыт! (Красный)

2. Если этим огнем светофор подмигнет
Приготовьтесь идти, он сигнал подает. (Желтый)

3. А уж если этот свет
Загорится впереди,
Это значит – снят запрет
Проезжай, проходи! (Зеленый)

4. Коли вспыхнул этот свет
Никому прохода нет:
Ни могучим вездеходам,
Ни такси, ни пешеходам. (Красный)

5. Ждать, конечно, неприятно,
Но, вполне, терпимо
Если этот свет горит
Ждать необходимо. (Желтый)

6. Путь открыт! Идите люди!
Смело можете шагать. (Зеленый)

- Светофор - это наш друг, трехглазый, молчаливый работник, который оберегает нас от уличных неприятностей. У него в запасе всего 3 сигнала. Но, как они важны!

- Я буду называть 1-2 слова, а вы в ответ- сигнал светофорика.

- Идите! (зеленый)

- Стойте! (красный)

- Приготовьтесь! (желтый)

- Путь открыт! (зеленый)

- Путь закрыт! (красный)

Светофоры служат людям,

Чтобы жизнь оберегать,

Так давайте ж, дети, будем

Их сигналы выполнять!

- Хорошо, молодцы! Вы отлично усвоили светофорную азбуку.

5. Правила для пешехода.

1. Не мусори на тротуарах.

2. Если навстречу идет девочка или старший – посторонись и дай дорогу.

3. Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Это опасно. Жди, пока он остановится или проедет.

4. При переходе улицы, если светофора на этом месте нет, то, выходя на проезжую часть, посмотри сперва налево, не приближается ли какая-нибудь машина, дойдя до середины улицы, посмотри направо – не идет ли машина оттуда.

5. Не устраивай игр на проезжей части улиц и дорог.

6. Будь внимателен к окружающим.

7. Строго подчиняйся сигналам светофора.

6. "Знаешь ли ты?”

1. Что называется улицей? (Улицей называется территория, расположенная между жилыми домами, предназначенная для движения транспорта и пешехода)

2. Можно ли перебегать улицу (дорогу)? (Пешеходы должны переходить улицу шагом.

3. В каком возрасте разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам? (Езда на велосипеде разрешается лицам не моложе 14 лет)

4. Почему запрещается детям устраивать на проезжей части игры? (Дети, играющие на проезжей части улицы, мешают движению транспорта, а главное, увлекшись игрой, могут сами попасть под колеса машин)

5. Где нужно стоять в ожидании автобуса? (На специально отмеченных посадочных площадках, а там, где нет, - не тротуаре (обочине дороги)).

6. Как одним словом можно назвать: автобус, такси, грузовик, трамвай? (Транспорт)

7. Как называется место пересечения улиц и дорог? (Перекресток)

8. Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (Тротуар)

9. При помощи чего регулируются движение городского транспорта на улицах? (Светофора)

10. Человек, который подчиняется сигналам 3-х цветного светофора на проезжей части улицы? (Водитель)

7. Игра "Светофор”.

Когда ведущий показывает зеленый свет, ребята должны потопать ногами, будто идут; желтый - похлопать в ладоши; красный - должна быть тишина.

8. Стихи.

1. Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки эти надо знать,
Знаки надо уважать.

2. Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – внимание.

3. Если ты шагаешь в школу
По тропинке, по дорожке,
Будь внимательным немножко.
Правил ты не забывай,
И наверно, и конечно,
И возможно, можно, можно
Безопасную дорогу
Для себя ты выбирай!

4. Когда спешишь ты в школу,
Опаздываешь очень,
А может, и не очень,
А может быть чуть-чуть,
Одно ты помнить должен:
Средь всех дорог на свете
Ты выбирай, конечно,
Лишь безопасный путь.

9. Заключение.

Как таблицу умноженья, как урок,
Помни правила движенья на зубок!

- Ребята, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила дорожного движения. Они совсем не сложны. Будьте всегда внимательны и осторожны на улице.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе на тему "Как уберечь ребёнка от насилия""

Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций....

Как уберечь детей от наркотиков.

 Уважаемые родители!Наркомания – это поражение личности, затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существования, которое сопровождается в бол...

Как можно уберечь детей от опасности на дороге?

Наша задача – совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения.Цель – формирование основ безопасного поведения, как на улицах города, так и в транспорте....

Урок по безопасности жизнедеятельности по теме:"Можно ли уберечься от травм?"

Познакомить ребят с различными видами травматизма и мерами их предупреждения, с приёмами оказания первой медицинской помощи при травмах; воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опа...

Мастерская общения о ценности слова «Словом можно убить, словом можно спасти».

Пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможностями....

Проект "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести" (Вадим Шефнер)

В проекте собраны материалы глубокого исследования значения слова в жизни человека. Дан анализ истоков многих пословиц, поговорок. Материал может быть интересен не только педагогам начальной школы, но...