Программа воспитания "Тропинка школьная моя"
рабочая программа по теме

Борисенкова Светлана Александровна

 

Авторская программа воспитания разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и рассчитана на учеников 1-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа воспитания учащихся

Автор: Борисенкова Светлана Александровна

Тыгдинская муниципальная средняя общеобразовательная школа

        

                     

Идея создания программы

«Пчела постройкой своих восковых ячеек

 посрамляет некоторых людей – архитекторов.

Но и самый плохой архитектор от наилучшей

 пчелы с самого начала отличается тем,

что, прежде чем строить ячейку из воска,

уже построил ее в своей голове».

Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Методологическим обоснованием воспитания на современном этапе являются гуманистическая педагогика и психология, а также обращенность образования к человеку. Оно обращает внимание школы к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственный потенциал свободы и справедливости, добра и счастья.

Современное образование требует от педагогов выстраивания программ по развитию и нравственному становлению личности, т.е. организации воспитательной сферы ребенка, где бы он мог осознавать и отстаивать свои позиции, что позволит ему вырабатывать принцип собственного поведения.

Воспитательная тема, над которой я работаю - “Концепция становления личности ребенка в начальной школе”.

Набирая учеников в первый класс, учитель сталкивается со следующими трудностями:

Во-первых, формируются две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая же группа - “домашние”. В лучшем случае, эти дети общались с двумя – тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым.

 Вторая трудность – единственным авторитетом для ученика становится учитель. Часто можно слышать от ребенка: “Мне учительница так сказала сделать!”, “Ты, мама, ничего не понимаешь!” и т.д.

В данный момент очень важна опережающая работа с родителями, где будут вырабатываться единые требования, ценности, подходы. Начинать такую работу нужно до 1 сентября.

Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:

  1. нетерпимость детей друг к другу,
  2. неумение трудиться на общее благо,
  3. эгоизм, дефицит общения,
  4. негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цель:

создать такую программу воспитания, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка.

Актуальность проблемы

Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Учитель оказывается перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу. В настоящее время произошла перестройка содержания начального образования. Это требует значительного совершенствования процесса воспитания. Современный подход к учебно-воспитательной работе должен основываться на том, что общество сегодня остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых. Отсюда очевидна необходимость личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной работе с учащимися.

Цели и задачи программы

Цели программы:

        воспитание всесторонне и гармонично развитой личности

  1. создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка.

Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:

        Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой            повседневной жизни учащихся.

    •    Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление   самостоятельно получать знания.

       Создавать условия для самовыражения каждого ученика.

        Воспитывать толерантность.

Пояснительная записка

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилась данная программа. Она позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и рассчитана на учеников 1-4 классов.

В каждом ребенке, прежде всего, нужно увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливать контакты с учениками, стараться, чтобы ребенок раскрыл перед учителем свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а, следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.

Планируемые воспитательные дела и мероприятия систематизированы по направлениям:

       познавательный потенциал личности

( наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию)

       ценностный (нравственный)

(восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим»; потребность выполнять правила для учащихся; умение различать хорошие и плохие поступки людей; правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников; соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения)

   

   коммуникативный

(умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность первичных навыков саморегуляции)

   

   эстетический

(эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде; наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства)

     

  физический

(соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным)

А также предусмотрена:

      индивидуальная работа с учащимися.

 Направлена на создание в классе благотворной среды для формирования личности каждого ребенка; педагогическое проектирование и обеспечение индивидуальной траектории развития учащихся; поиск наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника.

Педагогические средства: приемы и методы психолого-педагогической диагностики, изучение материалов медицинского и психологического обследования школьников, составление индивидуальных характеристик воспитанников, оформление карты увлечений и интересов школьников и их родителей, ведение дневника или отдельных листков личностных достижений учащихся, совместное определение с воспитанником и его родителями перспектив и зоны ближайшего развития, индивидуальные консультации и беседы, педагогический консилиум, создание ситуации успеха и выбора, разработка и осуществление программы коррекционной деятельности, проведение занятий кружка «Познай себя» и др.

(Приложение 1).

 

 работа с родителями.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса - это важная и ответственная задача учителя.

Решение данной задачи представляется возможной, если классный руководитель будет использовать следующие направления деятельности с родителями:

-изучение семей учащихся;

-педагогическое и психологическое просвещение родителей;

-обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;

-педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;

-индивидуальная работа с родителями;

-информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

(Приложение 2).

   

  изучение состояния и эффективности воспитательного процесса  в   классе.          

При отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя.

Объекты исследования:

а) развитие личности учащихся; б) формирование классного коллектива; в) наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.

Приемы и методы диагностической деятельности: наблюдение, социологический опрос, тестирование, создание педагогических ситуаций, методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, изучение продуктов творческой деятельности учащихся и др.

Диагностические средства: игры, тесты, конкурс рисунков и др.

(Приложение 3).

Содержание программы

                                             

       

1 класс

 Моделирование и построение воспитательной системы класса:

 психолого-педагогическая характеристика класса,

 постановка целей и задач,

 определение основных направлений работы,

анализ воспитательной работы за год.

В 1-м классе учитель направляет педагогические средства на изучение классного сообщества и его членов, моделирование будущего образа класса и его жизнедеятельности, вовлечение учащихся и их родителей в процесс коллективного планирования.     (Приложение 4)

2 – 4 классы

Построение воспитательной системы класса, основанной на коллективном планировании:

 психолого-педагогическая характеристика класса,

 постановка целей и задач,

 поиск и выбор общих дел на новый период,

разработка конкретного плана таких дел,

 анализ воспитательной работы за год. (Приложение 5)

Реализация программы

Условия, необходимые для реализации программы:

 финансово-материальная база школы;

 добровольные взносы родителей;

помещения: актовый зал, спортивный зал, библиотека;

 музыкальный центр, компьютер.

    Методическое обеспечение программы:

 заседания методического объединения начальных классов;

методическая учеба;

педчтения;

 методическая литература;

разработки мероприятий;

 методические консультации;

 родительские собрания.

    При составлении программы использовались:

 журналы «Классный руководитель», «Начальная школа»;

газеты «Педагогическое творчество», «Педсовет», «Досуг в школе».



Предварительный просмотр:

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Предмет изучения

Методы и приемы изучения

Сроки изучения

Субъект изучения

1.Состояние межличностных отношений, выявление лидеров в классном коллективе


2.Интересы и увлечения учащихся



3.Условия развития личности учащихся



4.Самооценка личности ребенка


5.Удовлетворенность учащихся жизнью в классе.


6.Представления учащихся об идеальном образе настоящих мужчины и женщины


7.Нравственная направленность учащихся



8.Сформированность коллектива класса





9.Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе.


10.Воспитанность учащихся.

1.Социометрия.

2.Игра «Морские командные учения».



1.Анкетирование.

2.Составление карты интересов.


1.Посещение учащихся на дому.

2.Беседа с родителями.


Методики для исследования самооценки.


Коллективное творческое дело «Поэма о классе».


Игровое психоскульптурирование.



1.Тест «Размышляем о жизненном опыте».

2.Акт добровольцев.


1.Методика «Какой у нас коллектив?».

2.Методика для определения мотивов участия учащихся в делах класса.


1.Тесты А.А.Андреева и Е.Н.Степанова.

2.Коллективный анализ.


Стандартизированная характеристика школьника (по Б.Н.Битинасу)




Сентябрь

Сентябрь




Сентябрь

Сентябрь



Октябрь-ноябрь



Декабрь



Декабрь



Февраль-март



Апрель


Апрель


Апрель


Апрель




Май


Май



Май

Классный руководитель




Классный руководитель



Классный руководитель



Школьный психолог


Классный руководитель


Школьный психолог



Классный руководитель



Школьный психолог





Классный руководитель



Классный руководитель

Приложения.

Сведения о родителях.

Ф.И.О. родителей

Год рождения

Место работы, должность

Рабочий и домашний телефон

Жилищно-бытовые условия

Микроклимат в семье

Чем могут помочь школе

1.

2.

3.

4.

Информация об участии родителей в жизнедеятельности класса и о посещении родительских собраний.

Ф.И.О. родителей

Родительское собрание

Дата …

День открытых дверей

Дата…

Вечер «Мир увлечений нашей семьи»

Дата…

1.

2.

3.

Некоторые сведения о семьях и учащихся

Многодетные семьи

Дети из неполных семей

Дети, нуждающиеся в льготном питании

Опекаемые дети

Учащиеся, состоящие на классном учете

Учащиеся, состоящие на школьном учете

Семьи, состоящие на учете в школе

1.

2.

3.

Список членов родительского совета класса

Ф.И.О. родителя

Поручение

Домашний адрес

Место работы

Телефон

1.

2.

3.

Сведения об интересах и увлечениях учащихся, их занятости во внеурочное время.

Ф.И.О. учащегося

Интересы и увлечения

Наименование кружка, секции

Место занятий

Время занятий

1.

2.

3.

Информация об ученическом самоуправлении в классе.

Ф.И.О. учащегося

Поручение

Степень активности

1.

2.

3.

Анкеты для родителей учащихся-первоклассников.

Цель: получить необходимую в организационный период информацию об учащихся и их родителях.

Оборудование и инвентарь: бланки анкет №1,2,3.

Ход проведения. Родителям первоклассников во время первых родительских собраний и групповых бесед с учителем предлагается заполнить следующие анкеты:

Анкета для родителей №1.

Фамилия, имя ребенка______________

Дата рождения_____________________

Вопросы

Ответы отца

Ответы матери

1.Фамилия, имя, отчество

2.Домашний адрес, телефон

3.Образование

4.Возраст

5.Место работы, должность, телефон

6.Состав семьи

7.Жилищные условия

8.Что читаете по вопросам воспитания?

9.На какие темы хотели бы послушать беседы?

10.В какое время Вам удобно посещать школу?

11.Чем можете помочь классу (благоустройство, организация экскурсий, бесед, кружков и т.д.)?

Дата заполнения анкеты

Анкета для родителей №2.

Фамилия, имя ребенка_____________________________

Дата рождения___________________________________

1.Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?_____________________

2.Какие игры предпочитает?______________________________________________

3.Какие виды спортивных развлечений больше любит?_______________________

4.С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)?_________________________

5.Как ведет себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив и т.д.)?_____

6.Какие обязанности (эпизодические, постоянные) имеет дома?________________

7.Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка?______________

8.Что вас больше всего затрудняет в воспитании ребенка?_____________________

9.Какие методы воспитания вы предпочитаете (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения и т.д.)?__________________________________

Дата заполнения анкеты__________________

Анкета для родителей №3.

Фамилия, имя ребенка_______________________________

Дата рождения_____________________________________

Вопросы

да

нет

трудно сказать

1.Легко ли рассмешить вашего ребенка?

2.Как часто он капризничает?

3.Есть ли у него друзья, с которыми он охотно играет?

4.Часто ли он выходит из себя?

5.Можете ли вы оставить его одного дома?

6.Хорошо ли ведет себя со сверстниками?

7.Легко ли вступает в контакт с незнакомыми детьми?

8.Теряется ли в присутствии незнакомых взрослых?

9.Драчлив ли ваш ребенок?

10.Стремится ли ваш ребенок к уединению?

Дата заполнения анкеты_____________

Обработка и анализ полученных результатов.

Полученные данные о родителях используются при заполнении классного журнала, составлении психолого-педагогической характеристики классного сообщества, определении кандидатур в родительский комитет класса. Сведения об учащихся являются, несомненно, полезными при проектировании образа жизни классного коллектива, определении целей, задач и перспектив его жизнедеятельности.

Работа с родителями.

Срок проведения

Наименование дел

Сентябрь





Октябрь







Ноябрь








Декабрь




Январь



Февраль



Март






Апрель




Май





Июнь

1.Родительское собрание «Давайте познакомимся».

2.Анкетирование родителей.

3.Выборы родительского совета и планирование его деятельности.

4.Формирование картотеки семей учащихся.


1.Посещение семей учащихся.

2.Собрание родителей и учащихся по планированию совместной деятельности «Наши общие дела».

3.День открытых дверей. Экскурсия по школе.

4.Педагогическая и психологическая консультация для родителей «Как помочь ребенку хорошо учиться».


1.Анализ учебной работы за I четверть.

2.Лекция психолога «Познавательные процессы личности и условия их развития».

3.Посещение семей учащихся.

4.Индивидуальные педагогические поручения отдельным родителям по подготовке к обмену опытом на родительском собрании по теме «Познавательные игры в семье».


1.Родительское собрание «Развитие познавательных интересов детей в семье».

2.Выставка для родителей и учащихся «Мы – люди творческие».

3.Коллективное творческое дело «Готовимся к Новому году».


1.Посещение семей учащихся.

2.Творческий отчет учащихся перед родителями по итогам II четверти.


1.Тематическая консультация для родителей мальчиков «В семье растет сын».

2.КВН мальчиков и отцов.


1.Праздник мам и бабушек.

2.Тематическая консультация для родителей «В семье растет дочь».

3.Срвместное формирование программы кружка для девочек «Девицы-мастерицы» (ведут мамы).

4.Посещение семей учащихся.


1.Выставка лучших работ учащихся, тетрадей, дневников.

2.Лекция «Традиции семейного чтения».

3.Обзор литературы для родителей «Домашняя библиотека».


1.Анкеиа для родителей «Планы на лето».

2.Собрание родителей и учащихся «Итоги года».

3.Подготовка благодарственных писем.

4.Концерт для родителей.


1.Однодневный поход учащихся и родителей «Достопримечательности родного края».

2.Благоустройство классной комнаты.

Основные направления индивидуальной работы с учащимися

Изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития

Установление межличностных контактов с каждым ребенком

Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализация социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей школьников

Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном заведении и за его пределами

Взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности

Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию

Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений

План воспитательной работы

в 1 «Б» классе МСОШ с.Тыгда

на I полугодие 2005/2006 учебного года

(классный руководитель – учитель начальных классов С.А.Борисенкова)

I.Психолого-педагогическая характеристика класса

В 1 «Б» классе обучается 17 учащихся, из них – 11 мальчиков и 6 девочек.

Дети пришли в 1-й класс с хорошей подготовкой, на собеседовании они показали достаточно высокий уровень готовности к обучению в школе. Большинство учеников владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Все дети умеют считать, некоторые могут назвать двузначные числа, хотя цифры пишут неверно.

Они имеют развитые пространственные представления, понимают значения слов «больше», «меньше», «столько же». Один человек в классе умеет читать.

Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести  Субботкина Вадима, Шпак Настю, Гукову Карину, Романова Алешу, Коршунову Настю, Горева Олега, Ваулину Майю.

В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, бояться ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие учащиеся: Горбачева Оля, Ткач Алена, Соколенко Андрей, Левин Руслан, Гусевской Алеша.

В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают ответы с места. К таким учащимся относятся Сережа Я., Дима К., Дима Л.

И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроках, хотя на переменах общительны и иногда даже задиристы. В эту группу входят Максим Ф., Сережа П.

Данные медицинского обследования будущих первоклассников показывают, что некоторые учащиеся имеют ослабленное зрение. Логопедом выявлены дефекты звукопроизношения у некоторой группы детей. По результатам изучения психолога 6 человек имеют высокий уровень готовности к обучению в 1-м классе, 9 учащихся – средний, а 2 человека – низкий.

В классе обучается один ребенок из многодетной семьи. Пять учащихся воспитываются в неполных семьях (нет отца), один ученик – Першукеев Сережа воспитывается папой (мама умерла) и Субботкин Вадим воспитывается бабушкой (родители живут в нашем поселке).

Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. Неблагополучная семья одна.

II. Цель и задачи работы по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Цель: смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Задачи:

  1. изучать личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе;
  2. осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
  3. содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников;
  4. способствовать освоению учащимися ценностей русской культуры и посредством их участия в игре-путешествии младших школьников «В мир русской народной культуры».

III. Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса

Основные направления работы



I

Декады месяца


II



III

Сентябрь

Изучение учащихся и их отношений

Учебный курс «Введение в школьную жизнь».

Мастерская общения «Давайте познакомимся».

Анкетирование родителей (анкета №1)

Анкетирование родителей (анкеты №1,2)

Проектирование образа жизнедеятельности класса

Учебный курс «Введение в школьную жизнь»

Классный час «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»

Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка

Учебный курс «Введение в школьную жизнь».

Праздник «День знаний»

      Уроки этики и

Подготовка к участию в выставке «Природа и фантазия»

риторики

Участие в выставке «Природа и фантазия»

Участие в игре-путешествии «В мир русской народной культуры»

Подготовка к старту игры-путешествия «В мир русской народной культуры»

Октябрь

Изучение учащихся и их отношений

Анкета «Занятость учащихся во внеурочное время»

Методика «Лесенка» (для определения самооценки учащихся)

Проектирование образа жизнедеятельности класса

Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка

                     Уроки

День самоуправления.

Культпоход

          этики и

риторики

Беседа школьного врача

Участие в игре-путешествии «В мир русской народной культуры»

Старт игры-путешествия «В мир русской народной культуры»

Фольклорный праздник «Осенний хоровод» (ДК)

Классный час «Беседы о русских народных игрушках»

Ноябрь

Изучение учащихся и их отношений

Использование методики «Квадрат» для изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Проектирование образа жизнедеятельности класса

Оформление учащимися и их родителями альбома-эстафеты «Наш класс»

Оформление учащимися и их родителями альбома-эстафеты «Наш класс»

Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника»

Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка

                      Уроки

Культпоход

         этики и

Мастерская общения «Как вас зовут»

риторики

Классный час. Беседа инспектора «Поведение детей вблизи железнодорожных объектов»

Подготовка к КТД

        «Праздник          осенних

 

 именинников»

Участие в игре путешествии «В мир русской народной культуры»

Работа мастерской по изготовлению русских народных игрушек

Работа мастерской по изготовлению русских народных игрушек

Выставка «Русские народные игрушки»

Декабрь

Изучение учащихся и их отношений

Методика «Лесенка» (для определения самооценки учащихся)

Рисунок «Что мне нравится в моей школе»

Социометрия

Проектирование образа  жизнедеятельности класса

Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка

Участие в конкурсе рисунков «Если хочешь быть здоров…»

Классный час «Как в старину Новый год встречали».

Библиографический урок «Путешествие в книжное царство».

Операция «Книжкина больница»

Посещение новогоднего представления.

Мастерская Деда Мороза.

Классный час «Итоги полугодия»

Участие в игре-путешествии «В мир русской народной культуры»

                     Уроки

Праздник «Здравствуй, зимушка-зима!»

           этики и

Посиделки в классе

риторики

IV. Работа с родителями

1.Мастерская общения «Давайте познакомимся!» (участвуют педагоги, учащиеся и родители; 1 сентября).

2.Анкетирование родителей (I-II декады сентября).

3.Родительское собрание (20 сентября):

а) подведение итогов адаптационного периода и определение задач на учебный год;

б) выборы родительского совета.

4.Встреча родителей с администрацией школы (III декада сентября).

5.Заседание родительского совета для планирования работы (III декада сентября).

6.Организация сбора средств в фонд развития класса (I – II декады октября).

7.Организация совместной прогулки детей и взрослых в лес «Золотая осень» (I декада октября).

8.Родительское собрание (21 октября):

а) советы психолога родителям первоклассников;

б) ознакомление с системой оценивания результатов обучения и воспитания учащихся 1-го класса.

9.Заседание родительского совета (II декада ноября):

а) обсуждение вопроса о подготовке к празднику осенних именинников;

б) определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса.

10.Родительское собрание в форме ОДИ «Развитие младшего школьника» (17 ноября).

11.Заседание родительского совета (I декада декабря):

а) решение вопроса об участии родителей в подготовке к Новому году;

б) обсуждение проблем организации зимних каникул учащихся.

Воспитательная работа во 2-4 классах

Если в  1-м классе учитель направляет педагогические средства на изучение классного сообщества и его членов, моделирование будущего образа класса и его жизнедеятельности, вовлечение учащихся и родителей в процесс коллективного планирования, то во 2-4 классах воспитательная работа основана на коллективном планировании.

В коллективном планировании жизнедеятельности класса участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества.

 Коллективное планирование – самая трудная с методической точки зрения стадия в организации коллективной творческой деятельности. В то же время именно она оказывается решающей и во многом определяющей успех последующих совместных действий.

Коллективное планирование – это творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, разработке конкретного плана таких дел.

Коллективное планирование включает в себя:

Общий сбор-старт

Конкурс на лучшее предложение в план

Конкурс на лучший проект дела

Анкеты предложений

Разведка дел и друзей (по таким маршрутам, как «класс», «библиотека», «малыши», «родная природа», «далекие друзья» и др.

Изготовление газет-молний с предложениями к плану (для обсуждения)

Аукцион идей и предложений

Открытый лист (стенд, «забор») предложений

Копилка (фонд, «банк», «почтовый ящик») идей и предложений

Журнал-эстафета

Дискуссия

Защита проектов плана

Технология коллективного планирования:

Предварительное планирование жизнедеятельности классного сообщества на новый период с ученическим и родительским активом.

Во время предварительного планирования важно расширить круг разработчиков плана, увлечь активистов из числа учащихся и родителей перспективами предстоящих в новом году дел и заручиться их поддержкой. Возможен такой вариант обсуждения с группой активистов предложений в план работы и порядка действий по вовлечению всех учащихся и их родителей в процесс планирования:

а) осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизнедеятельности класса;

б) выдвижение целей и задач на планируемый период;

в) продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности;

г) определение основных дел предстоящего учебного года;

д) поиск ответа на вопросы о сроках и порядке действий участников коллективного планирования;

е) назначение ответственных за проведение мероприятий по коллективному планированию. 

Организация педагогического сопровождения коллективного планирования

предполагает  создание условий для его успешного осуществления. Для этого необходимо сделать следующее:

а) договориться заранее с консультантами класса о времени, месте и содержании консультаций;

б) организовать своевременное информирование и взаимодействие организаторов и участников планирования;

в) помочь ведущим в подготовке к сбору-старту и проведению защиты идей и предложений в план работы;

г) провести инструктаж руководителей микрогрупп о ходе, сроках и предполагаемых результатах коллективного планирования, приемах и способах организации работы микрогрупп (как действовать, чтобы добиться наилучшего результата);

д) оказать помощь ответственным за отдельные направления в работе по планированию.

Осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе

целесообразно разделить на несколько периодов:

I период – сбор-старт коллективного планирования;

II период – консультации со знающими людьми;

III период – разведка дел и друзей;

IV период – защита идей и предложений в годовой план;

V период – составление плана жизнедеятельности класса;

VI период – осмысление итогов коллективного планирования.

Проектирование совместно с родителями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализации плана жизнедеятельности класса

предполагает:

а) определение основных направлений совместной деятельности;

б) назначение из числа взрослых ответственных за оказание помощи учащимся в подготовке и проведении отдельных дел и мероприятий;

в) моделирование информационно-методической поддержки организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе;

г) планирование финансового и материально-технического обеспечения деятельности классного сообщества;

д) проектирование действий по оказанию помощи ученическому коллективу в расширении и укреплении внутренних и внешних социальных связей и отношений.

Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию является уточнение, корректирование педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

Классный руководитель после использования приемов и методов коллективного планирования, как правило, уточняет и корректирует свой первоначальный замысел о построении в новом учебном году жизнедеятельности и воспитательного процессе в классном сообществе. Он старается в максимальной мере учесть предложения учащихся и родителей и на основе их пожеланий сформировать более конкретные представления о целевом, содержательном, организационном и оценочно-диагностическом компонентах предстоящей воспитательной деятельности.

Формы и методы работы с родителями

Изучение семей учеников позволяет лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка. Формы работы: посещение семей учеников, анкетирование, сочинения о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

Педагогическое просвещение родителей .

Формы работы: лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; обзор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей и др.

Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; прогулки, походы, поездки; выставки творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета; организация мини-кружков и клубов.

Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса: выборы родительского совета, помощь в планировании и организации его деятельности, работа с социально неблагополучными семьями, установление связей с шефами, окружающим социумом, общественностью.

Индивидуальная работа с родителями: посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.

Такая работа позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка.

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся: тематические и итоговые родительские собрания, индивидуальные консультации, проверка дневников учащихся, составление карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, направление родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток.



Предварительный просмотр:

Цель: выявить лидеров классного коллектива и содействовать его сплочению.

Участники: учащиеся одного класса, классный руководитель, старшеклассники – организаторы игры.

Ход проведения.

Коллектив разбивается на микрогруппы по 5-9 человек. В течение игры участникам предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых увеличивается от первого к последнему.

Ведущий игры рассказывает участникам, что игра имеет секрет, который им будет открыт только в конце. О секрете игры знают только организаторы игры и его помощники (по количеству микрогрупп). А секрет игры в том, что помощники внимательно следят за тем, как каждый участник временного коллектива проявляет активность в выполнении задания, и дают ему жетоны определенного цвета (ничего ему не объясняя):

-белый жетон для лидера-организатора;

-желтый жетон для лидера-вдохновителя;

-красный жетон для исполнителя;

-зеленый жетон для зрителя.

Ведущий разбивает весь коллектив на микрогруппы с помощью открыток (по временам года, по цветовой гамме). Для знакомства ведущий предлагает придумать название своей группы. Через 30 с. проводится перекличка групп.

Затем ведущий предлагает выполнить следующие задания:

  1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какую-то фигуру.
  2. Нарисовать коллективный рисунок по общей теме (предмет или выразить чувства, настроение). Время работы – 5 минут.
  3. Конурс – буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме за 3-4 мин.
  4. Например: птице-снится, сонно-ворона, лодка-селедка, смело-улетела
  5. Составить кроссворд из 5-6 вопросов-слов по определенной теме: спорт, страны мира, живопись, природа и др. Время выполнения – до 5 мин.
  6. Инсценировать сказку в различных жанрах либо написанный прежде рассказ. На подготовку – 5 мин.

После окончания всех конкурсов ведущий просит участников показать свои жетоны организаторам в группах, которые сразу же фиксируют результат. После этого они сделают свои жетоны. Теперь им можно раскрыть секрет игры. Ведущий предлагает подвести итог игры и представить своих лидеров с юмором, весело и задорно.

Педагогический анализ результатов конкурса. В течение игры у каждого участника появится набор жетонов (количество жетонов равно количеству заданий). Помощники ведущего обнаружат, что определенная гамма цветов характерна для определенных участников. Сразу станет ясно, кто из них имеет ярко выраженную активную позицию. У этих участников будет преобладать много жетонов «лидер-организатор» и «лидер-вдохновитель», меньше – «исполнитель» и «зритель».

Организаторам деловой игры необходимо быть очень внимательными к участникам-исполнителям. Они могут быть безынициативными, но желание активно участвовать в деле может стать залогом хорошей работы в будущем. Такие учащиеся требуют более кропотливой индивидуальной работы. Надо активно включать их в практические дела, доверять им, предоставлять больше возможностей для проявления самостоятельности.

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Ход проведения.

Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус – это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются вес качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив – тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1.Я иду утром в школу с радостью.

2.В школе у меня обычно хорошее настроение.

3.В нашем классе хороший классный руководитель.

4.К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5.У меня есть любимый учитель.

6.В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7.Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8.У меня есть любимые школьные предметы.

9.Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У>3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2>У<3, или У<2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.



Предварительный просмотр:

Сведения об интересах и увлечениях учащихся, их занятости во внеурочное время.

Ф.И. учащегося

Интересы и увлечения

Наименование кружка, секции

Место занятий

Время занятий

Информация об ученическом самоуправлении

в классе.

Ф.И. учащегося

Поручение

Степень активности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по школьному самоуправлению «Город добрых дел»

Программа направлена на создание и развитие ученического самоуправления.Участвуя в этой программе, ребята  учатся сотрудничать, осваивать навыки организации коллективных дел. Программа попул...

Авторская программа кружка школьных миниатюр "Ералаш"

Ребята погружаются в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения. Попадают в мир шуток, забавных историй....

Программа работы школьного лагеря.

Данная программа предусматривает организацию работы школьного эколого - краеведческого лагеря....

Программа детского школьного оздоровительного лагеря "Пчелка"

    Детские оздоровительные лагеря – это часть социальной среды, в которой дети реализуют  свои возможности, потребности, в индивидуальной физической и социальной компенсации в с...

Основная образовательная программа начального школьного образования

Основная образовательная программа начального школьного образованиясоответствует требованиям к ссоставлению Программыдля начальных классов и требованиям ФГОС. ОНа составлена по новому закону об образо...

Программа деятельности школьного оздоровительного лагеря « Дружба»

В основе программы деятельности школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей– целенаправленный процесс, который представляет собой выстроенную систему занятий, дел, игр, экскурсий, об...

Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"

Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...