"Хлеб - всему голова"
классный час (1 класс) по теме

Сергеева Светлана Николаевна

Классный час "Хлеб - всему голова" относится к ценностно - ориентированной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час.46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 1-м б классе "Хлеб – всему голова"

                                                             Сергеева С. Н.

Цели и задачи классного часа:

  1. Расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека.
  2. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к труду и хлебу.
  3. Воспитывать уважение к чужому труду.
  4. Расширять кругозор  детей.

 

Ход классного часа.

Здравствуйте, ребята!

Вы готовы к разговору?

На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс

И всё получится у нас!

А чтобы настроиться на позитив, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям!

Предлагаю вам отгадать загадку:

Широко, а не море,
Золото, а не деньги. 
Сегодня на земле, 
А завтра на столе.

- Как вы понимаете слова «Широко, а не море, золото, а не деньги»?

 - Правильно, ребята. Широки и необъятны поля хлебов на нашей земле. Ни конца, ни края не увидишь, если выйдешь в поле, и ценится на вес золота самый маленький кусочек хлеба.

Закройте глаза и сделайте глубокий вдох!

Удивителен запах

Этот запах нам с детства знаком.

Пахнет хлеб и степью, и небом,

И травой, и парным молоком.

Почувствовали, какой запах, какой аромат? Вы догадались, о чём мы будем говорить? О чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлеба.

 - А какие хлебобулочные изделия вы знаете?  Всего известно более 750 видов хлебобулочных изделий.

- Ребята, прочитаем пословицу « Хлеб – всему голова»

- Как вы понимаете эти слова?

- Каждый из вас не менее 3 раз в день берёт в руки хлеб. Без хлеба ни ужинать, ни обедать нам не хочется – всё нам кажется невкусным. Мы привыкли к нему, как к воздуху, порой даже не замечаем его и не думаем о нём.

Исторический экскурс.

Открытие хлеба состоялось 15 тысяч лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Хлеб был жидким.

- А кто из вас, ребята, хоть раз задумывался, какой путь он совершил, прежде чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим. Кто приложил руки, кто имеет отношение к созданию хлеба?

Работа в группах.

1группа - выбрать те профессии, которые на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

     2 группа - на Руси с почтением относились к хлебу, поэтому придумали много пословиц. Соберите  две половинки пословиц и объясните их смысл.

     3 группа – соберите в определённой последовательности карточки – путь , который проходит хлеб, прежде  чем прийти к нам на стол.

            Дети готовы! 1 группа!

- Правильно, ребята. Землю сначала надо вспахать, посеять в тёплую, мягкую землю крошечные зёрна, поливать и ухаживать за всходами, которые наливаются в колосья. А вот в каждом колосе находится зерно, которое тоже проходит долгий путь, прежде чем из него напекут хлеб. Зерно размалывают в муку, но прежде его хранят на элеваторе. Элеватор – это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают.

С элеватора зерно идёт на мельницу, где ковшовые транспортёры отправляют его сразу на верхний этаж для того, чтобы на своём обратном пути зерно прошло очистку от разных примесей по трубам, где очистительные приборы обрабатывают его. После зерноочистительного отделения зерно отправляют в размолочное.

Здесь зерно превращают в муку. Механические счета распределяют размолотое зерно на различные сорта муки и манную крупу. В цехах мельницы работает более 20000 машин. Видите, как облегчён труд людей. А раньше мельницы были водяные и ветряные. 

  Мука с элеватора поступает на хлебозавод. На самом верхнем этаже специальные машины – роботы замешивают тесто. В большие сосуды сыпется мука, вода, молоко, дрожжи, раствор сахара и соли. Механические «руки» замешивают тесто. Этажом ниже тесто попадает на длительную машину, которая делит тесто на точно такие же куски, которые нужны для батонов. Далее тесто «отдыхает». Когда тесто достаточно облежалось, его отправляют в печь.

Хлебопекарные печи без огня и дыма. Это бесконечная стальная лента, на которой лежат куски теста. Лента движется очень быстро по кругу между трубами и горячим паром. Пока лента сделает полный круг – хлеб испёкся. Люди управляют только машинами. Лишь на один батон уходит 12 тысяч зёрен.

- Сейчас послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»:

Три паренька по переулку,
Играли, будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя, 
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг, спокойно и открыто,
При всех её поцеловал.
«Вы кто такой?» - спросили дети,
Забыв на время про футбол
«Я пекарь» - человек ответил,
И с булкой медленно ушёл.
И это словно пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.

- Скажите, о чём это стихотворение?

- Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики?

- Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку?

- Как нужно относиться к хлебу?

- К хлебу нужно относиться бережно. Брать хлеба столько, сколько сможешь съесть. А чёрствый хлеб не выбрасывать, а приготовить из него с мамой какое-нибудь блюдо, а их существует очень много.

- Кто из вас знает, какие блюда можно приготовить из чёрствого хлеба? (Сухари, печенье, торты)

     2 группа!

   - Ребята, знайте, что хлеб – труд миллионов людей. Люди воспевают хлеб в песнях, стихах, пословицах.

- Какие пословицы о хлебе вы знаете? ( Хлеб   бросать  – силу терять.  Хлеб – кормилец, хлеб – спаситель, сколько ни думай – лучше хлеба не придумаешь. Был бы хлеб, а зубы сыщутся. Не будет хлеба, не будет и обеда.   Хлеб    в пути не тягость.)

 

- Чтобы хлеб был вкусным каждый день у вас на столе, вы должны определить для себя чёткие правила пользования хлебом. Будьте бережливыми, цените труд взрослых и не забывайте, какой ценой нам достаётся хлеб.

Выскажите, пожалуйста, своё мнение, как надо относиться к хлебу. А начать высказывания, я предлагаю со слов:

                    Я считаю….Я  думаю….

Да, ребята, сейчас хлеба у нас вдоволь. Но были годы, когда его не хватало. Хлеб – это жизнь. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выживать – назло фашистам.

Послушайте стихотворение Тамары Михайловой «Блокадный хлеб»

     

    На Руси с древних времен выпечка хлеба считалось ответственным и почетным занятием. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: “Хлеб святой”, “Хлеб всемогущий”, “Хлеб вечный”. Во все времена отношение к хлебу было особенным. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото.

         Хлебом с солью всегда встречают почетных гостей. Послушайте стихотворение.

Если мы хотим кого-то

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

-Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук!

      Наш классный час подходит к концу. Какой он нам запомнится, что ценного вы унесете с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать свое мнение вы сможете при помощи незаконченной фразы6 Я РАССКАЖУ ДОМА.......

       Посмотрим на сноп добра. Давайте наполним его колосками любви, добра, тепла.

Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла и уюта. И пусть в каждом  доме , на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом.

Родители приготовили для вас вкусный стол! Приятного аппетита!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....