классные часы
классный час (3 класс) по теме

для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_budet_pomnit_vsya_rossiya.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc66.5 КБ
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час (3 класс)

Тема «И будет помнить вся Россия…" Мероприятие, посвященное Отечественной войне 1812 года»

Форма проведения: литературная композиция.

Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории.

Задачи:

1. Воспитание гражданина – патриота.

2. Приобщение к культурным ценностям страны.

3. Формирование чувства ответственности за судьбу своего народа.

Ход мероприятия

Презентация.

Слайд 1.

Не за горами 200-летие великой битвы. Этот классный час я хотела бы посвятить героям и памятным событиям Отечественной войны 1812 года.

Слайд 2.

Бородино! Деревня в 120 км к западу от Москвы, мало кому известная до 26августа 1812 года, стала местом славы русского солдата, славы России

В этот день на Бородинском поле произошло самое главное сражение войны 1812 года,войны справедливо названной отечественной.

Слайд 3.

Незадолго до нападения на Россию,император Франции Наполеон говорил: "Через три года буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю её".

Слайд 4.

Прошло всего три года. Победоносные русские войска вошли в Париж, а сам Наполеон был низложен и отправлен пленником на далекий остров Святой Елены.

Слайд 5.

Истекая кровью, армия Кутузова приняла на себя главный удар на Бородинском поле и нанесла смертельную рану полчищам завоевателей.

Мне о России надо говорить
Да так, чтоб вслух стихи произносить
Да так, чтоб захотелось повторить
Сильнее всех имен, сказать: "Россия!"

Слайд 6.

Взятие Москвы Наполеон считал главной целью военной кампании. Он говорил: "Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но, заняв Москву, я поражу ее в самое сердце".

Но даже, когда он взял Москву,триумфа не получилось.

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

Армия, сохраненная Кутузовым, но по приказу "Отступать!" отошла вглубь страны, ибо,как считал великий полководец, с потерей Москвы,еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнут и Москва и Россия. Приказываю -отступать!".

Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой захватнической войне.

Собрав армию в кулак, ранним утром 26августа Наполеон нанес свой первый, казалось сокрушительный удар. Силы были неравны. "В таких условиях немыслимо было удержать в продолжение3-х часов армию от совершенного разгрома и бегства, - писал Лев Толстой. - А они, русские,продержались не три, а более 10-ти часов и положили58 тысяч противника против 44-х своих, и тем обескровили основные силы французов, заставив их отойти на исходные позиции".

Если выражаться старинным слогом: "Сие есть небывальщина, которую можно придумать разве, то в сказке". Но это было! Результат -спасение России.

"Французская армия разбилась о русскую", - так метко сказал участник битвы генерал Ермолов.

Слайд 7.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле
Есть разгуляться где на воле
Построили редут.
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки
Французы тут, как тут.

Забил заряд я в пушку туго.
И думал: "угощу я друга",
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою,
За родину свою!
И только небо засветилось
Всё шумно вдруг зашевелилось
Сверкнул за строем строй.

Приросшие к полю русские умирали там, где стояли. Они бились до последней пули,последнего ядра, бились штыками "Хоть все бегите, а мы будем стоять до конца! Хоть все сдайтесь, а мы умрем, но не сдадимся. С нами крестная сила!"" - герои Бородина.

Слайд 8.

Князь Пётр Иванович Багратион был из рода грузинских царей Багратиони. Он был любимцем солдат. Человек редкой храбрости, готов был рисковать жизнью и биться до последней капли крови. В течение 6-ти с лишним часов его воины отражали атаки, несмотря на превосходящие силы противника. 7 атак было отбито. И лишь восьмая французам удалась, да и то не потому ли, что князь Багратион получил смертельное ранение, и это вызвало среди солдат замешательство.

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его - сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Офицеров 12-ого года отличало какое-то особенное чувство долга, чести и гордости, беззаветной храбрости.

Слайд 9.

Дочь офицера русской армии, Надежда Дурова, мечтала о военной славе. Она ненавидела вышивать, развлекать гостей игрой на фортепиано,презирала домашние разговоры о причёсках и нарядах, и в один прекрасный день, переодевшись,выдала себя за мужчину и поступила на военную службу. В 1812 году Надежда Дурова под именем поручика Александрова с первого дня войны находилась в строю, был участницей восьми сражений. В Бородинской битве"кавалерист-девица" получила ранение в ногу, но даже после этого не оставляла службы, выполняя обязанности адъютанта при фельдмаршале Кутузове.

Единый порыв - отстоять Россию,объединил все слои общества. Мальчики рвались на войну. Лицеисты, среди которых учился 13-летний Пушкин, высыпали на улицу, когда проходили мимо гвардейцы на войну: "Сыны Бородина! Я видел, как на брань летели ваши строи и я думой торжественной за братьями летел", - писал Пушкин.

Слайд 10.

Никита Муравьёв, высокий, стройный с волнистыми волосами, мягким лучистым взглядом был воплощением мужской красоты и благородства.В 1812 году против воли матери бежал из дому на войну. Пользуясь знанием французского языка, он хотел проникнуть в лагерь французов и убить Наполеона. По дороге "к французам" в одной деревне, мешая русские слова с французскими, он попросил кружку молока и заплатил за неё золотой(рубль). Таких денег крестьяне отродясь не видели.Они были бдительны и, заподозрив в нём французского шпиона, связали и отправили в тюрьму. Потом дело разъяснилось, и родители больше не удерживали юного воина. За участие в Бородинской битве он был награждён золотым оружием, которое было вручено герою самим Кутузовым. Закончил войну в чине генерала.

Слайд 11, Слайд 12.

В Петербурге и Эрмитаже есть галерея 1812 года. В ней в несколько рядов висят сотни портретов героев Бородинской битвы.

Кутузов, Барклай-де-Толли,Багратион, Раевский, Ермолов, Коновницин, генерал Кутайсов, Никита Муравьёв, братья Тучковы,Дохтуров и многие, многие другие, в том числе и Денис Давыдов.

Слайд 13.

Усач. Умом, пером остёр он, как француз.
Но саблею французам страшен.
Как вихорь, как пожар на пушки, на обозы!
И в ночь! Как домовой тревожит вражий стан.
Но милым он дарит в своих куплетах розы
Давыдов! Это - ты: поэт и партизан.

Денис Давыдов в 1812 году был командиром 1-го Ахтырского гусарского полка.Отряд Давыдова из 50 гусар и 80 казаков на конях налетал на тылы французов, на транспорты с продовольствием, с оружием, отбивал пленных.

Позднее Давыдов писала о гусарах:

Напрасно думаете вы,
Чтобы гусар, питомец славы,
Любил лишь только бой кровавый
И был отступником любви
Он часто храбрости огонь
Любовным пламенем питает -
И тем милей бывает он.
Он часто с грозным барабаном
Мешает звук любовных слов

Все генералы и солдаты Наполеоновской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения.

Нравственная сила французской армии была истощена. Французское войско ещё могло докатиться до Москвы, но там без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной,нанесённой под Бородино раны.

Слайд 14.

Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы по старой Смоленской дороге, гибель пятисоттысячного нашествия и погибель Наполеоновской Франции.

Слайд 15.

После Бородинской битвы была учреждена памятная медаль, которой награждались все участники битвы.

В указе говорилось: Воины! Славный год, в который поразили вы лютого и сильного врага - минул. Но не прейдут и не умолкнут громкие дела.

Герои Бородина были уверены в нас,уверены, что мы будем благодарными потомками.



Предварительный просмотр:

Классный час (3 класс)

Тема «Правила здорового образа жизни» 

Цель - формировать у учащихся здоровый образ жизни.

Ход классного часа.

1. Организационный момент;

2. Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства.   Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.

Тест «Твое здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня  начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Результаты.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки, иначе…

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем с кем попало.

Правила здорового образа жизни:

1. Правильное питание;                                                                                                                                            2. Сон;                                                                                                                                                                         3. Активная деятельность и активный отдых;                                                                                                 4. Вредные привычки.

Остановимся на каждом пункте отдельно.

1. Правильное питание—основа здорового образа .

Снижается заболеваемость учащихся, улучшается психологическое состояние детей, поднимается настроение,  а самое главное — повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.

После большой перемены в мусорнице лежат   пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем?

В любом случае, важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В маленькой баночке Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются   в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.

Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она.

Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает   желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

 

Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас. 

Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.

История кока колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле.

Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой Колы, и коррозия исчезнет.

Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

О составе кока колы. Активный ингредиент кока колы - фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.

Для перевозки концентрата кока колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов.

Дистрибьюторы кока колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.

Все еще хотите бутылочку Колы?

Единственный безвредный компонент газировок - вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка, чтобы лимонад, производимый в любой точке земного шара, соответствовал строгому стандарту.

Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в том числе и от Pepsi, необходимо следовать простым правилам:

1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.

2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.

3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю.

4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.

5. Не давайте газировку детям до 3 лет.

Теперь поговорим о беде нашего класса, это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, ч то мы едим?

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».

Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.

Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: (распечатать и раздать детям)
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466

Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых гидрогенизированных жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..

Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д.  Сейчас я буду называть полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат.

Салат, укроп,   петрушка.

Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе.

Сельдерей. Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что  корни этого растения – идеальное средство для снижения артериального давления.

Топинамбур. В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа втрое больше, чем в картофельных. Особенно полезно это растение для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями.

Морковь Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.

Капуста Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном.

Свекла  А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.

Баклажаны Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови.

Яблоки

Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.

Груши Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.

Вишня, черешня Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии.

Малина Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни.

Черная смородина Богата общеукрепляющим витамином С.

2. Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.

Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.                                                                                                                                      Пословицы:

1. От хорошего сна … Молодеешь                                                                                                                          2. Сон – лучшее … Лекарство                                                                                                                                 3. Выспишься - … Помолодеешь                                                                                                                          4. Выспался – будто вновь… Родился

3. Активная деятельность и активный отдых.

Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.

О таких вредных привычках человека, как употребление алкоголя, наркотиков и курении мы поговорим немного позже.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

сидячее положение в течение длительного времени;

воздействие электромагнитного излучения монитора;

утомление глаз, нагрузка на зрение;

перегрузка суставов кистей;

стресс при потере информации.

Сидячее положение.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда
остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Электромагнитное излучение.
Современные
мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты
зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Перегрузка суставов кистей рук.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем
заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации.
Далеко не все пользователи регулярно делают
резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

Влияние компьютера на психику.
Тема, на наш взгляд, очень дискуссионная. Игромания, интернет-зависимость - насколько серьезны эти проблемы? Предлагаем вашему вниманию разные
точки зрения.

Работайте на компьютере и будьте здоровы!

  4. Вредные привычки  А сейчас предлагаю вашему вниманию сценку, подготовленную вашими одноклассниками.

Желаю вам:

Никогда не болеть;

Правильно питаться;

Быть бодрыми;

Вершить добрые дела.

В общем, вести здоровый образ жизни!



Предварительный просмотр:

Классный час (3 класс)

Тема «Всё ли можно простить? Что такое прощение?»

Цели:

Оборудование: камни, мешочек, солнышки из бумаги, цитаты великих людей о прощении.

Оформление доски: цветок из бумаги, который прикрывают бумажные камни – в правом углу, в центре – тема классного часа и в хаотичном порядке слова: ПРОЩЕНИЕ, ИЗВИНЕНИЕ, ОБИДА.

Ход классного часа.

(перед классным часом каждому раздать по камню и солнышку)

Учитель: здравствуйте, дорогие ребята. Прежде чем начать обсуждение темы классного часа, я прошу вас посмотреть небольшой ролик.

  1. Просмотр ролика «Масленица»
  2. Скажите, пожалуйста, почему мы начали классный час о прощении с просмотра ролика о масленице? (Масленица заканчивается Прощёным воскресением)

Готовясь к нашему классному часу, я натолкнулась на очень значимую для россиянина мысль: «В Масленицу мы показываем, как умеем веселиться, а в Прощеное воскресение мы должны показать, как умеем прощать! Только не умеем простить всё! Так давайте начнём учиться прощать!»

У меня нет сегодня цели убедить вас в том, что нужно прощать всё и вся! К прощению нужно придти. Путь к прощению долог!

Сегодня мы с вами постараемся понять, что такое прощение и всё ли можно простить.

  1. Посмотрите на доску: на ней прикреплены слова, которые являются составными частями  пути к  прощению. Это Прощение, извинение, обида. Как данные слова должны располагаться в логической последовательности?

(обида, извинение, прощение)

  1. Что такое обида?
  2. Давайте прочитаем толкование слова:
  3. Поднимите руку те, кто когда - нибудь кого-нибудь обижал?
  4. А теперь те, кого обижали?
  5. Есть ли среди вас те, кто обижал друзей и близких (вольно или невольно)? (руки можете не поднимать)
  6. Самое интересное, что количество обидевших и обиженных одинаково. Какие чувства испытывают те и другие?

Учитель заносит ответы детей на доску:

Обидчик

Обиженный

Что же получается? (сделать вывод: обида обрастает негативными чувствами, причём страдает и тот, кто нанёс обиду)

  1. Каждый из вас получил 2 талисмана сегодняшнего классного часа: камень и солнышко. Как выдумаете, что является символом обиды? (камень) Возьмите на руку камень. Тяжёлый? Это только одна обида. Я положу этот мой камень в мешочек.  А теперь давайте соберём все камни в один мешочек (собирают). Стал ли мешочек тяжелее. Да. Вот так и человек, который носит в себе обиду, несёт внутри тяжёлый груз, ведь за целую жизнь камешки в мешочке накапливаются.

Мы медленно и верно приходим к тому, что обидчик живёт легче. А вот обиженный– страдает, потому что не может простить!

  1. В нашей логической цепочке следующие 2 слова: Извинение и Прощение.
  2. Как вы понимаете значение этих слов? Давайте посмотрим значение этих слов в словаре.
  3. Многим кажется, что они имеют совершенно одинаковое лексическое значение. Но в общении вы чаще слышите какое из слов: извини или прости (извини) Человек, произнося слово «извини», даже  и не задумывается, что идёт по лёгкому пути! Почему? Отличаются ли слова?

«Извини»  значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват.

«Прости» означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться (написать на доске: выведи из вины, прими).

(«Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит – принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно – но принять.)

  1. Что же у нас получилось? Давайте посмотрим на слайде:

Извини – выведи из вины

Прости – прими меня таким, какой я есть

  1. Что сложнее: извинить или простить?
  2. Когда человек говорит, что извиняет, прощает ли он?
  3. Примеров прощения очень много, но даётся прощение не просто. Давайте познакомимся с несколькими (просмотр слайдов)

1. Святая мученица диакониса Татиана Римская

Святая мученица диакониса Татиана Римская, принявшая за исповедание Иисуса Христа смерть при императоре Александре Севере (222-235 гг.) когда ее били и выкололи ей глаза, терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи.

2. Святой преподобный Серафим Саровский

Преподобного Серафима Саровского, встречавшего каждого приходящего к нему словами: «Радость моя», однажды так жестоко избили и искалечили разбойники, из-за чего он остаток жизни ходил согбенным. Но когда этих лихих людей отыскали, святой Серафим простил их и просил не наказывать.

3. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский)

Один из первых мучеников новой эпохи митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) был жестоко убит в 1918 году.   Вечером 25 января 1918 к митрополиту, жившему в Киево-Печерской Лавре, пришли пять вооружённых солдат во главе с матросом. Самое страшное, что святителя предали свои. Монахи Лавры пустили слух, что у митрополита хранятся деньги киевских храмов. Пришедшие требовали, чтобы владыка Владимир их отдал. Владыку пытали, и, ничего не добившись, вывели на расстрел за стены Лавры. Перед смертью митрополит Владимир крестообразно благословил руками убийц и произнес: «Господь вас благословляет и прощает». Не успел он опустить рук, как был сражен тремя выстрелами. Недвижимое тело остервеневшие люди еще долго били и кололи прикладами.

  1. Можно привести пример прощения из обыденной жизни (рассказать об обиде, нанесённой дочерью маме на дне рождения)
  2. Как вы думаете, простит ли мама дочь? Почему? (потому что любит)

Вот то самое чувство, которое лежит в основе прощения! И это чувство – любовь к человеку – основа религии миллионов – христианства.

Но если человек любит, если он христианин, всё ли он может простить. Я не прошу вас сейчас кривить душой, поддерживать тему всепрощения. Но неужели на свете не остаётся ни одного негативного качества, которое нельзя простить. Что бы вы не простили, а значит, накопили в себе камни?  (ребята называют, учитель парирует высказываниями:

1.Предательство часто идет от незнания, а не от злого умысла, от человеческой глупости.

2.Измену можно простить, потому что, изменив и вернувшись, человек получил возможность сравнить, и выбрал лучшее.

3. Ложь – это меньшее из зол, глупышка, потому что часто бывает от безысходности, осознания собственной вины, или из нежелания делать больно, а это положительный показатель.

4. Злость, так как она кратковременна.

5. Резкость, так как она часто бывает спутницей Огорчения, а Огорчение невозможно предугадать и проконтролировать, так как каждый огорчается по-своему.

6. Я могу простить Разочарование, так как за ним часто следует Страдание, а Страдание очищает.)

Не осталось у вас больше аргументов против желания простить. Я не говорю, что вам с сегодняшнего дня нужно прощать всех и каждого. История и наша вера – великие свидетели человеческих преступлений, ошибок и самоотверженных поступков – говорят нам, что человек должен прощать. И не зря после масленицы введён замечательный праздник – Прощёное воскресение, который нам напоминает о том, что начать учиться прощать никогда не поздно.

  1. Давайте поработаем в группах с высказыванием великих людей и составим формулу прощения (выдать комплект фраз, лист бумаги: Прощение =…) На выполнение задания – 3 минуты. Оглашение результата.
  1. Посмотрите ролик, созданный по моим впечатлениям о Прощёном воскресении и запишите на солнышках продолжение фразы «Прощаю, потому что …»

(В день Прощеного воскресенья взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми.

 Принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: "Бог простит", прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.

В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, кланялись в ноги и ожидали отпущения троекратным поцелуем в уста, а на слове "Прости меня", отвечали "Бог простит, и ты меня прости". Обычай просить прощения в конце Масленицы олицетворяет духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений)

(солнышки прикрепить к доске)

Душа человека часто просто завалена камнями условностей, негативных впечатлений, страха перед мнением других. А ведь она подобна прекрасному цветку, которому нужны понимание, любовь и способность принимать (показать солнышко)

  1. А что же делать с обидами в мешочке? Мы их просто из мешочка вытряхнем в мусорное ведро! (вытряхивает)

Раздатка

ИЗ   МИРА    МУДРЫХ    МЫСЛЕЙ

1.Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя. И если это удастся тебе сделать, то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя.

Л.Н.Толстой

2.Э. Суэтчин: «Сердце всегда имеет силу прощать»

3.Г. Беджар: «В руке, дарившей розу, навсегда остается аромат»

4.Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

М.К.Ганди

5.Зло, причинённое тебе, так же легко прощать, как если оно причинено другим. Гораздо труднее прощать людям зло, которое мы сами им причинили; вот это действительно требует большой силы духа.

С.Моэм

6.Любовь измеряется мерой прощения…

Вл. Леви

Учись прощать...Молись за обижающих,

Зло побеждай лучом добра.

Иди без колебаний в стан прощающих,

Пока горит Голгофская звезда.

Учись прощать,когда душа обижена,

И сердце,словно чаша горьких слез,

И кажется,что доброта вся выжжена,

Ты вспомни как прощал Христос.

Учись прощать,прощай не только словом,

Но всей душой,всей сущностью твоей.

Прощение рождается любовью

В творении молитвенных ночей.

Учись прощать.В прощеньи радость скрыта.

Великодушье лечит,как бальзам.

Кровь на Кресте за всех пролита.

Учись прощать,чтоб ты был прощен сам.

Б.Пастернак

Обида

извинение

Прощение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.

Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...