«Родословная – старинная русская традиция»
план-конспект занятия по теме

Катыхина Татьяна Анатольевна

Формирование и у детей  элементарных представлений о том, что такое род и родословная, о семейных традициях и обычаях. Представление о родственных отношениях в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodoslovnaya.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Родословная – старинная русская традиция»

Цель:

1.Формировать у детей  элементарные представления о том, что такое род и родословная, о семейных традициях и обычаях.

2.Закреплять представление о родственных отношениях в семье.

3.Развивать познавательные  интересы, логическое мышление, связную речь.

4.Обогащение словаря:  рубель, лапти, прялка, печь, ухват, чугунок, самовар, герб.

          5.Воспитывать любовь и уважением к членам семьи, родным, родственникам, предкам.

Материал: картина «Славянская семья», макет старинной русской избы,  мини-музей «Реликвии семьи», Д/и « Герб семьи», аудиозапись.

Предварительная работа: Чтение рассказов, рассматривание семейных фотоальбомов, составление родословного древа.

Дети: Родственниками называют близких по родству людей?

        

Ход занятия.

Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье.  Кто из вас скажет, что такое семья?  Скажите, кого называют родственниками?

Воспитатель: Правильно. Родственниками называют близких по родству людей. Как вы думаете, что означает слово род?

Дети: Род- это большая семья.

Воспитатель: Расскажите о своей семье из кого она состоит? Кто о вас заботиться в семье? (ответы 2-3 детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как люди раньше жили в старину? Давайте сядем на машину времени и отправимся в путешествие в далекую старину, во времена  наших предков. Присели, закройте глаза. (звучит музыка)

Воспитатель: Посмотрите куда мы с вами попали?

Дети: Эта старинная крестьянская  изба.

Воспитатель: Почему вы так думаете? Что вы видите?

Дети: Одежда у людей необычная, старинная.

Воспитатель: какую одежду носили люди в старину?

Дети: Мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали сарафаны, повязывали платочки.

Воспитатель:  Какие предметы вы  ещё видите?

Дети: Глиняный  кувшин, деревянные ложки, прялка, лапти, чугунок, самовар, рубель.

Воспитатель: Благодаря  машине времени,  мы попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу?

Дети: Родные.

Воспитатель: Как  можно назвать их одним словом?

Дети: Семья.

Воспитатель: В старину в семьях  почитали, уважали старших, слушали их, не смели им перечить, не перебивали их и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт, быть трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, устраивали хороводные игры. Давайте поиграем в старинную игру «Бабушка Маланья»

Физкультминутка:  хороводная игра  «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки,                                      Дети движутся по кругу в одну                                       Жили в маленькой избушке,                               сторону, держась за руки,                                                       Семь дочерей,                                                       останавливаются и с помощью                                                     Семь сыновей,                                                      жестов и мимики изображают,                                                        Все без бровей.                                                     о чем говорят в тексте.                                                            С такими глазами,                                                Закрывают руками брови,                                                            С такими ушами,                                                  делают «круглые глаза»,                                                           С такими носами,                                                 показывают на нос,                                                           С такими усами,                                                   изображают усы,                                                            С такой головой,                                                  показывают на бороду.                                                            С такой бородой                                                                                                Ничего не ели,                                           Присаживаются на корточки и одной                                                            Целый день сидели,                                  рукой  подпирают подбородок.                                                                            На нее глядели,                                         Повторяют за ведущим любое                                                          Делали вот так.                                         смешное движение.

Воспитатель: У русского народа были свои традиции, обычаи. Обычай- это то, что принято делать ежедневно,  по привычке. Традиции - это давно принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов -  детям, внукам и со временем становились традициями.

Воспитатель: Чему учили бабушки и дедушки своих детей и внуков?

Дети: Уважать старших,  быть трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращаться друг к другу ласково с уважением, помогать друг другу,

Воспитатель: В старину  люди   ласково  и уважительно  называли маму - матушкой, папу - батюшкой, сестру - сестрица, брата - братец и т.д. Какие хорошие замечательные обычаи были у наших предков,  и мы стараемся им следовать, поддерживать традиции. Мы говорили о семье, о традициях. Кто из вас знает, что такое  семейная реликвия?

Дети: Это предметы, которые передаются из поколения в поколения и имеют свою историю.

Воспитатель: А теперь давайте снова сядем на машину времени и вернёмся в свою группу.  У нас в группе  есть мини-музей. Как называется мини-музей?

Дети: «Реликвии семьи».

Воспитатель: Кто из вас расскажет о предмете, который вы принесли в наш музей?

Даша: Эта брошь моей маме досталась от бабушки. Дедушка подарил на годовщину свадьбы мой бабушке.

Катя: Эта наволочка моей бабушке, когда она была ребёнком, спала на этой   наволочке.

Лиза: Эта брошь досталась моей маме от  прабабушки, ей подарил прадедушка на день рождения.

Воспитатель: Почему они дороги вам и вашим членам семьи?

Дети: Эти вещи, нам очень дороги потому, что они достались от любимых людей.

Воспитатель: Что такое герб семьи?

Дети: Герб- символ семьи.

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Герб - семьи ».

На столе разложены карточки (колосок, сердечко, голубь, пирог) символизирующие традиции в семье, каждый из детей   выбирает карточку.  Воспитатель: Почему вы выбрали эту карточку?                                                                                                           Ребенок: Я выбрал карточку  колосок, потому что у меня семья большая и крепкая.

Ребенок: Я выбрала карточку  пирог, потому что у меня семья гостеприимная.

Каждый ребенок рассказывает, почему он  выбрал именно эту карточку.

Итог занятия: Молодцы! Вы рассказали много интересного о своих родных. Вам понравилось путешествие в прошлое? А что вы расскажите дома своим мамам, папам, дедушкам, бабушкам? (ответы детей) Задание на дом:  попросите своих родных рассказать об интересных событиях из истории вашего рода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд "Старинные русские города"

В кроссворде идёт речь о городах: Сергиев Посад, Владимир, Ростов Великий, Ярославль, Суздаль, Углич и о промыслах, которыми города знамениты....

Старинные русские меры

Интегрированное внеурочное занятие по окружающему миру и математике в 4 классе. Я его давала на конкурсе "Учитель года"...

Проект на тему: «Старинные русские меры длины», 4 класс.

Задачи:Обучающие: расширять кругозор учащихся; пополнять знания учащихся  по теме «Меры длины»; активизировать деятельность учащихся за счёт разнообразности видов деятельности.Развивающие: р...

Презентация "Старинные русские меры длины"

Знакомство с русскими старинными мерами длины....

Конспект внеклассного мероприятия по математике «Старинные русские меры массы»

Ознакомление детей со старинными русскими мерами массы и перевод старинных мер в общепринятую метрическую систему единиц....

Проект по русскому языку "Старинные русские меры длины".

Проект по русскому языку "Старинные русские меры длины"....