Формирование у младших школьников сознательного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах города Самары
методическая разработка по теме
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Анализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и улице необходимо внедрение в учебно-образовательный процесс начальной школы целостной системы непрерывного обучения детей безопасному поведению на дороге и улице.
Обновляется облик города, продиктованный развитием современной жизни, изменяются названия некоторых улиц, дополняются новыми. Город Самара - это такая социальная среда, где определенным образом формируется судьба человека, его духовный потенциал.
Выпускник начальной школы должен уметь действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Сохранить жизнь и здоровье детей, сформировать у младших школьников патриотическое отношение к родному городу, к его истории — значит сохранить будущее нации.
Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 582.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Елена Николаевна Муравьёва
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
Формирование у младших школьников сознательного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах города Самары
Автор проекта:
Муравьева Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ лицей «Престиж»
Самара 2013
- Краткая аннотация проекта……………………………………………..…3
- Обоснование необходимости проекта…………………………………....4
- Цель и задачи проекта…………………………………………………....6
- Основное содержание проекта……………………………………..…….7
- Основные формы и методы реализации программы………………..…8
- Ресурсы…………………………………………………………………....10
- Партнеры………………………………………………………………...11
- Целевая аудитория………………………………………………………12
- План реализации проекта……………………………………………….13
- Ожидаемые результаты…………………………………………………17
- Перспективное развитие учащихся в процессе работы над проектом………19
- Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………21
- Список использованных источников…………………………………..22
- Приложение………………………………………………………………25
Краткая аннотация проекта
Анализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и улице необходимо внедрение в учебно-образовательный процесс начальной школы целостной системы непрерывного обучения детей безопасному поведению на дороге и улице.
Обновляется облик города, продиктованный развитием современной жизни, изменяются названия некоторых улиц, дополняются новыми. Город Самара - это такая социальная среда, где определенным образом формируется судьба человека, его духовный потенциал.
Выпускник начальной школы должен уметь действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Сохранить жизнь и здоровье детей, сформировать у младших школьников патриотическое отношение к родному городу, к его истории — значит сохранить будущее нации.
Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.
Обоснование необходимости проекта
В соответствии с новым образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, укрепление их физического и духовного здоровья.
Период младшего школьного возраста - один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на котором закладываются основы здорового образа жизни.
Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети.
Среди основных нарушений, допущенных детьми, преобладают:
- Переход проезжей части в неустановленном месте;
- Неожиданный выход из-за транспортных средств, сооружений, ограничивающих видимость на дороге;
- Нарушение правил управления велосипедистами;
- Неподчинение сигналам регулирования;
- Игра на проезжей части и вблизи нее.
Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
В постановлении Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №100
"О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" говорится о том, что необходимо формировать основы и приоритетные направления профилактики дорожно-транспортных происшествий, реализовывать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей.
Необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий является именно дети. В 2011 году за 9 месяцев на территории Самарской области зарегистрировано 346 ДТП с участием несовершеннолетних, в результате которых 11 детей погибли и 370 получили ранения различной степени тяжести. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Другой причиной является то, что младшие школьники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не вырабатывается способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД, созданию проектов по изучению истории названий улиц родного города.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в образовательных учреждениях. Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая формированию у младших школьников сознательного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах города Самары.
Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- Создание условия для сознательного изучения младшими школьниками правил дорожного движения;
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- Формирование у учащихся привычки правильного поведения на улицах и дорогах родного города.
Основное содержание проекта
Педагогический проект построен по принципу нарастания объема изученного материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных дорожных знаков, дорожной разметки и т.д. Педагог постоянно акцентирует внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнения ПДД - это условие сохранения жизни себе и окружающим.
В настоящее время существует огромное количество «веселых» занятий по ППД. Важно, чтобы данные занятия не были скучной лекцией, но в тоже время нельзя каждое занятие превращать в развлекательные мероприятия.
Каждая тема, включенная в проект, содержит теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения из Правил дорожного движения по заданной теме и беседы, посвященные ПДД школьников в дни каникул и в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или в инфраструктуре микрорайона, а так же дана информация об истории названий улиц города Самара.
Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиями по пешеходным маршрутам, местам активного отдыха детей, по улицам и перекресткам микрорайона, а также сюжетно-ролевым играм, играм с использованием изготовленных обучающимися имитационных и дидактических материалов по ПДД на улицах и дороге и т.д.
Принципы, лежащие в основе педагогического проекта
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”- чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности – у младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Принцип социальной безопасности - учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания - этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Основные формы и методы реализации проекта
Формы работы:
- классные часы;
- устные журналы, беседы;
- викторины, соревнования;
- тематические праздники, коллективно - творческие дела;
- экскурсии по улицам города;
- практические занятия на школьной площадке и игровой комнате;
- подвижные и настольные учебные игры;
- художественное творчество учащихся: конкурсы поделок и рисунков;
- встречи с инспектором ГИБДД УМВД;
- встреча с медицинским работником;
- проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Методы обучения:
- внушение;
- убеждение;
- пример;
- упражнение;
- поощрение.
Ресурсы
- Кадровые:
- Администрация МБОУ лицея «Престиж»
- Педагогический коллектив МБОУ лицея «Престиж»
II. Материально-технические:
- Кабинет по безопасности дорожного движения.
- Учебная площадка для практических занятий по ПДД.
- Учебно – наглядное пособие для учащихся (12 плакатов) «Безопасность дорожного движения»/ по ред И.П. Ижевского.
- Методическое обеспечение:
- Настольные игры по тематике дорожного движения.
- Дорожные знаки.
- Рисунки и модели транспортных средств.
- Макеты фрагментов улиц и перекрестков. Набор материалов и технических средств для сюжетно-ролевых игр на воздухе или в помещении.
- Интерактивные средства обучения.
III. Нормативно-правовое обеспечение проекта:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения (ПДД).
- Устав образовательного учреждения.
Партнеры
- Инспектор отделения пропаганды БДД ОГИБДД УВД по г. о. Самаре старший лейтенант полиции Е. О. Краснова.
- Инспектор ОГИБДД У МВД России по г. о. Самаре старший лейтенант полиции В. Н. Рящиков.
- Инспектор ОГИБДД У МВД России по г.о. Самаре капитан полиции М. А. Кобяков.
- Инспектор 5-ой роты полка ДПС ГИБДД У МВД России по городу Самаре лейтенант полиции Е. П. Иванова.
- Руководитель центра по профилактике ДДТТ Э. А. Хамитова.
- Туристическое агентство «АвтоЭкспресс –тур».
- Старший преподаватель ГАОУ СИПКРО кафедры Начального образования Л. Д. Степанова
Целевая аудитория
Выполнение педагогического проекта рассчитано на 2 года обучения в начальной школе.
Первый год реализации проекта – учащиеся 3 классов.
Второй год реализации проекта – учащиеся 4 классов.
План реализации проекта
Этапы проекта
Название этапа | Стратегия реализации | Ответственный |
Подготовительный | - изучение методической, психолого-педагогической литературы по теме проекта - подготовка методического и наглядного материала - проведение диагностического исследования по теме проекта | Е.Н. Муравьева |
Основной | Теоретическая часть проекта* Практическая часть проекта* | Е.Н. Муравьева Партнеры проекта |
Заключительный | Участие учащихся в:
Участие родителей в:
«Научите детей правильно вести на дорогах»
«Люблю тебя моя Самара»
«Философия сохранения жизни» | Е.Н. Муравьева Партнеры проекта |
*Теоретическая часть проекта
1. Вводное занятие
На первом вводном занятии ребята знакомятся с планами и работой педагогического проекта, узнают о правилах внутреннего распорядка, о правилах по технике безопасности занятий в кабинете, на учебной площадке, зале, во время экскурсий, при проведении мероприятий.
2. Моя малая Родина
Обращается внимание на название города, историю его названия, его размеры, значение. Интересные природные, архитектурные объекты в сопоставлении – старое и новое. Изменения, происходящие на их глазах, стройки, разрушения.
3. Моя улица
На усмотрение преподавателя и учащихся выбираются несколько улиц. По выбранным объектам проводится экскурсия, в ходе которой учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски. Попутно могут решаться задачи обучения правилам поведения вне дома.
4. Три волшебных цвета - красный, желтый, зеленый
Занятия по данной теме направлены на развитие творческих способностей детей.
- Конкурс рисунков (школьный, окружной, областной уровни)
- Оформление стенной газеты, уголка класса.
- Письмо водителю.
- Ученические проекты
- Выпуск буклетов для младших школьников
- Олимпиады (школьный, окружной, областной уровни)
5. В гостях у доктора Айболита
- Рассматривание различных ситуаций ДТП.
- Что делать, если необходима помощь?
- Действия при ДТП.
- Встреча с медицинским работником (практическое занятие).
6. Дорожная азбука
Те мы занятий:
- Улица. Тротуар. Проезжая часть. Перекресток.
- Почему на улице опасно? Дисциплина на улице - залог безопасного движения.
- Где и как надо переходить дорогу?
- Самарские улицы,
- Особенности движения пешеходов по мокрой, скользкой дороге (дождь, гололед, снегопад).
- Дорога - не место для игр.
- Встречи с инспектором ГИБДД УМВД.
*Практическая часть проекта - отработка безопасного движения на учебных планшетах и схемах микрорайона, маршруты передвижения группы или колонны школьников в театр, на экскурсию, в бассейн; тренировочные занятия с детьми на учебной площадке, отрабатывающие основные правила безопасного поведения на дороге; пешеходная прогулка с целью наблюдения за движением автотранспорта и пешеходов через перекресток.
Экскурсии: «В гостях у дяди Степы», «Самара транспортная», «Воздушные ворота Самары», «Станция Дашково», «Прогулки по Самаре»,
« Самарские улицы. Взгляд через век», «Посещение автодрома».
Проекты: «Улица на которой я живу», «Улица, на которой находится лицей», «Улицы по которым я хожу», «Адрес достопримечательностей города Самара», «Участие в создании видеоролика по теме проекта».
Акции: «Письмо водителю», «Рисунок по правилам дорожного движения в салоне общественного транспорта»
Средства диагностики результатов
- Педагогическая диагностика
- анализ анкет и тестов учащихся и родителей (Приложение 1)
- отзывы родителей
- статистика ДТП с участием учащихся школы, района
- педагогические задачи (Приложение 2)
- степень участия детей в мероприятиях, доля призёров мероприятий
- Психологическая диагностика – психологические тесты на определение мотивации учащихся, интереса к предмету.
Ожидаемые результаты
Перечень знаний, умений и навыков, которые должны уметь учащиеся в процессе реализации педагогического проекта.
Первый год обучения.
Должны знать:
- Основные части улицы и дороги - проезжая часть, мостовая, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
- Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.
- Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на них и безопасного ее перехода.
- Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
- Светофоры транспортные и пешеходные. Значение световых сигналов.
- Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам, сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках.
- Номер телефона служб «Скорая помощь» и МЧС.
- Где и как можно кататься на велосипеде.
Должны уметь:
- Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог.
- Определять, где следует школьникам переходить улицу и дорогу.
- При необходимости, обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог, в местах интенсивного движения транспорта.
- Вызывать «Скорую помощь» или службу МЧС при ДТП.
- Подавать сигналы поворота правой и левой рукой при езде на велосипеде.
Второй год обучения
Должны знать:
- Наиболее характерные и частые ошибки поведения пешеходов на улицах и дорогах, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям.
- Названия, назначение дорожных знаков, изученных за два года обучения и места их установки.
- Дорожную разметку на улицах и дорогах, в местах остановок общественного транспорта и на пешеходных переходах.
- Правила безопасного поведения школьников на городских улицах и загородных дорогах.
- Значения сигналов светофоров для транспорта и пешеходов.
- Значения сигналов регулировщиков для транспорта и пешеходов.
- Что такое перекресток, какие виды перекрестков есть в микрорайоне школы и населенного пункта.
- Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
- Виды травм, средства оказания первой медицинской помощи.
- Правила управления велосипедом.
Должны уметь:
- Самостоятельно определять места безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств.
- Определять для пешехода безопасное расстояние до движущихся транспортных средств.
- Вежливо и этично вести себя в общественном и личном транспорте.
- Оказывать элементарную медицинскую помощь пострадавшим в ДТП
- Безопасно управлять велосипедом.
Перспективное развитие учащихся в процессе работы над проектом
- Развитие творческого потенциала личности обучающегося.
- Приобретение навыка работы учащихся с информационными ресурсами
- Активное и результативное участие учащихся в проектной деятельности и творческих конкурсах.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
- Активизация таких мыслительных процессов как анализ и синтез, обобщение и абстракция, сравнение и др.
- Овладение учащимися ключевыми компетентностями:
- готовность к разрешению проблем,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
коммуникативная компетентность
Социальный эффект
В процессе работы над педагогическим проектом педагоги формируют у учащихся и родителей положительное отношение к безопасному поведению на дороге — а это возможно при условии знания и выполнения ими Правил дорожного движения, а также умения правильно оценить дорожную ситуацию.
Работа идет комплексно по всем разделам воспитания и обучения. Её совместно проводят учителя- родители- дети.
Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями также проводится определенная работа. Частые гости лицея - сотрудники ГИБДД.
Использование интерактивных игр, наглядности, дидактического раздаточного материала, посещение экскурсий, особенно в младших классах предполагает повышение интереса у учащихся к изучению ПДД. Элемент соревнований, состязаний формирует положительную мотивацию у детей.
Вовлечение в процесс обучения учащихся ПДД и сохранения их жизни и здоровья возможно большего числа людей из школьного окружения дает лучшие результаты и во многом облегчает деятельность педагогического коллектива. Очень важно, чтобы окружающие, будь то родители наших учащихся или посторонние люди, молодые или пожилого возраста были не равнодушными к судьбам детей и по возможности помогали предотвращать поступки детей, связанные с нарушением правил дорожного движения.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- Формировать у учащихся привычки правильного поведения на улицах и дорогах родного города.
- Снизить процент ДДТТ (детского дорожно-транспортного травматизма) с участием детей.
Список использованных источников
1. Методические рекомендаций для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрены Министерством образования РФ) / авт. кол. под рук. С. В. Барканова, О. А. Никоновой, -М., 2001.
2. Азбука дороги. Книжка - картинка. - Ярославль, 2000.
3. Аксонов, И. Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы / И. Я. Аксонов. - М.: Наука, 2005.
4. Бойко, Е. И. Время реакции человека / Е. И- Бойко - М.: Медицина, 2004.
5. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся (12 плакатов)/ под ред. И.П. Ижевского, - М., Просвещение, 2007.
6. Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004..
7. Дети и дорога. Младший школьник на улице: методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений. - М.: Информатик, 2004.
8. Левитина, С. С. Можно ли управлять вниманием школьников? / С. С. Левитина. - М., 2008.
9. Ковалько В.И. Игровой модульный крс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 класы. – М., ВАКО. 2006.
10. Кузьмина Т.А. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении – Волгоград. «Учитель» - 2006.
11. Справочник классного руководителя: внеклассная работа школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е. Амелина.- М., Глобус, 2006.
12. Хамитова Э.А., Митрофанова О.Н. Методичекие рекомендации по организации деятельности отрядов ЮИД – Самара. Афорт, 2008.
13. Хамитова Э.А., Митрофанова О.Н. Сборник сценарие, игр, конкурсов по безопасности дорожного движения для педагогов, организующих летний отдых – Самара. Афорт, 2008.
- Приложение 1
Тест для учащихся
1. С какой стороны Вы обходите автобус или машину?
А. Спереди (2)
Б. Сзади (3)
В. По настроению (1)
2. Что для Вас означает зеленый свет светофора?
А. Зеленый - мой любимый, когда он загорается, я просто стою и Любуюсь (2)
Б. А что такое светофор? (1)
В. На зеленый я перехожу дорогу (3)
3. Как вы поступаете, если видите, что вдалеке от Вас едет машина, но учитывая её скорость, она скоро будет рядом, а вам нужно перейти дорогу?
А. Постараюсь перебежать, я очень тороплюсь (2)
Б. Подожду, пока она проедет (3)
В. Буду переходить дорогу, а водитель, увидев меня затормозит (1)
4. Представьте, что Вы с друзьями играли с мячом и он укатился на проезжую часть. Ваши действия?
А. Сразу побегу за мячом, меня домой без него не пустят (1)
Б. Я за ним не пойду, это опасно, вдруг машина, пусть лежит (3)
В. Пошлю друга (1)
5. Вы переходите через железную дорогу, какой ногой нужно сначала перешагнуть через рельсы?
А. Левой (1)
Б. Правой (1)
В. Я не хожу по железной дороге (3)
6. Вы с друзьями идете по узкой тропинке, Вам навстречу идет еще группа людей. Ваши действия?
А. Я уступаю место, чтоб они прошли (3)
Б. Может быть кто- то и отойдет, но не я (2)
В. Никаких, сами разойдутся, чтобы нас пропустить (1)
7. Куда Вы смотрите, когда переходите дорогу?
А. Под ноги, чтобы не споткнуться (2.)
Б. По сторонам, есть ли на дороге машины (3)
В. Не помню (1 б)
Анкета для родителей
Подчеркните ответ.
Имеется ли в семье свой личный транспорт? (Да, нет)
Есть ли в семье водители-профессионалы? (Да, нет)
Какого возраста в семье дети? ______________________________________
Где вы узнаете о дорожных происшествиях, связанных с детьми:
на собраниях в детском саду, школе;
из разговоров;
по телевидению, радио, в печати?
Как ваш ребенок знает Правила движения?
Считаю, что знает на «5», «4», «3», «2».
Кто научил ребенка соблюдать правила:
- детский сад;
- школа;
- сами родители;
- бабушка, дедушка.
Как часто вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила:
- ежедневно;
- иногда;
- очень редко;
- не говорим на эту тему;
- другие ответы._____________________________________
Ваш ребенок стал школьником. Что вы сделали для того, чтобы ваш ребёнок правильно переходил дорогу:
- показали самый короткий и безопасный путь от дома до школы;
- несколько раз прошли по этому пути вместе с ребенком, показав, как правильно переходить дорогу;
- другие меры (указать)._________________________________
Соблюдаете ли вы сами Правила движения:
- всегда соблюдаю;
- не всегда;
- не соблюдаю.
Нарушаете ли вы Правила, когда идете вместе с ребенком:
- нет;
- иногда бывает, когда спешим;
- не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины.
Как реагирует на ваше нарушение ребенок:
- никак не реагирует;
- говорит, что мы идем неправильно; требует, чтобы шли правильно.
Тест для детей младшего школьного возраста “Подбери слова”
Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Учитель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).
Наземный транспорт
Воздушный транспорт
Предупреждающие знаки
Запрещающие знаки
Знаки сервиса
Сигналы светофора
Действия человека
Методика для детей младшего школьного возраста
“Продолжи предложение”
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
Пешеходы всегда должны двигаться…….
Я никогда не нарушаю………
Светофор состоит из……..
Я знаю, что знаки бывают……..
Я помню случай, когда на дороге…….
Плохо, когда взрослые…..
Регулировщик, это человек, который…..
Пассажирам автобуса запрещается…….
Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.
Тест для детей младшего школьного возраста “Дорожная история”.
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.
Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов.
При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.
Оценка результатов:
“отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.
“хорошо” - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.
“плохо” - ребенок не сумел придумать историю.
Автор психолог Замалеева А.И.
Тест “Проверь себя”
Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.
Задача ребенка найти лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
Экспресс-тест для родителей.
Цель: Определить уровень знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям.
Необходимо выбрать наиболее предпочтительное решение из двух вариантов; А и В:
1. А – Ребенок должен знать, какие службы экстренной помощи вызвать при ДТП.
Б – Ребенку это не нужно, с ним всегда взрослый.
2. А – Необходимы беседы родителей о том, что играть на дороге опасно.
Б – Правилам дорожного движения должны обучать в школе.
3. А – Нельзя оставлять детей без присмотра в машинах.
Б – Нужно доверять детям, приучать к самостоятельности.
4. А – Знакомить детей с различными произведениями литературы, в которых изложены дорожные ситуации.
Б – Дети смотрят в основном телевизионные передачи, и сами черпают знания о ПДД.
Ключ к тесту:
Если предпочтение отдается варианту:
А – вы сообщаете ребенку определенные знания, умения о выполнении правил дорожного движения.
Б - вы не осознаете своей роли в предупреждении дорожно-транспортных происшествий с вашими детьми.
Приложение 2
Педагогические задачи на основе информационных опасных ситуаций.
Вариант 1
- Как следует переходить через дорогу на перекрестке?
- Что следует делать при переходе дороги на перекрестке, где есть пешеходный переход?
- Как переходить через проезжую часть на регулируемом перекрестке?
- Какие опасности подстерегают пешехода на перекрестке?
Вариант 2
1. Как переходить через улицу на нерегулируемом перекрестке, на котором нет пешеходного перехода?
2. Разрешается ли переходить дорогу, если к перекрестку приближается транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета?
3. Можно ли переходить через дорогу, если регулировщик стоит спиной или лицом к пешеходам, его руки опущены или вытянуты в стороны?
4.Где следует ожидать трамвай, если остановка трамвая расположена на середине дороги, оборудована приподнятой посадочной площадкой?
Наряду с основными вопросами школьникам предлагаются дополнительные, вспомогательные вопросы, например:
1. Какие ошибки допускают пешеходы на перекрестках?
2. Какие транспортные средства оборудованы проблесковыми маячками?
3. Какие сигналы регулировщиков запрещают выходить на дорогу?
4. Какие дорожные знаки помогут пешеходу найти площадку для ожидания трамвая?
Педагогические задачи на основе имитационных опасных ситуаций.
Учитель рисует на доске схему перекрестка, обозначает на ней дорогу, пешеходный переход, транспортные средства, пешеходов, дорожные знаки и т.д. Учащиеся втетрадях рисуют аналогичную схему. Школьникам предлагаются задания:
- Определить безопасный маршрут перехода через проезжую часть и зеленым мелком (при работе в тетради школьники рисуют зеленым фломастером) схематично нарисовать варианты (пешеходов 1, 2, 3, 4 и т.д.) перехода через дорогу.
- Определить опасный маршрут перехода через проезжую часть и красным мелком (при работе в тетради школьники рисуют красным фломастером) схематично нарисовать неправильные (опасные) варианты (пешеходов 1, 2, 3, 4 и т.д.) перехода через дорогу.
Приложение 3
Описание некоторых дидактических игр,
используемых при изучении ПДД
Игра №1. Сравни знаки.
Учащимся выдаются пары знаков. Сначала они должны сказать, чем знаки похожи, а затем - чем они отличаются.
Игра №2. Найди такой же знак.
Учащемуся выдается набор карточек со знаками, среди которых есть повторяющиеся. За пределенное время он должен найти пары повторяющихся знаков и дать им правильные названия.
Игра №3. Найди ошибки.
Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.
Игра №4. Запомни знак.
Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационную карточку с одним из знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем наборе такую же и назвать знак, изображенный на ней.
Игра №5. Дорисуй знак.
Учащимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их /возможно несколько вариантов/.
Игра №6. Мозаика.
Учащимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их.
Игра №7. У гадай знак.
Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого-либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.
Учащимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Учитель или ведущий показывает какой-либо знак и дает ему название /верное или ошибочное. Если название верное - учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное - красный.
Игра №9. Путешествие по городу.
Учащимся выдается набор карточек. Предлагается составить рассказ о путешествии по городу, на улицах которого встречаются эти знаки.
Игра №10. Наши помощники.
Учащимся предлагается одна из ролей на выбор: турист, водитель машины, больной, школьник, велосипедист и т.д. Необходимо выбрать те знаки, которые будут помогать им в пути, дать их название, составить рассказ о “знаках-помощниках”.
Игра №11. Группы знаков.
Учащимся выдаются наборы карточек с изображенными на них знаками. Предлагается разложить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие и т.д. Дать название каждой группе и знакам в ней.
Игра № 12. Лишний знак.
Учащимся выдаются наборы карточек со знаками, принадлежащими к одной группе и 1-2 знаками из другой группы. Предлагается найти лишние знаки и объяснить, почему они лишние.
Игра № 13. Кроссворд.
Предлагаются картинки с изображением транспортных средств. Инструкция: впиши названия средств транспорта в клеточки кроссворда. Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованное слово. Примечание: на картинках изображены: 1. груЗовик; 2. саНи; 3. трАмвай; 4. раКета; 5. мотоцИкл; 6. лайНер; 7.Автобус; 8. маШина; 9. таксИ; 10. теплохоД; II. вертолет; 12. троллейбУс; 13. поеЗд; 14. Ь 15. Яхта. Ответ: ЗНАКИ -НАШИ ДРУЗЬЯ.
Игра №14. Мяч - соседу.
Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседу справа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т.д. Допустивший ошибку игрок выходит из круга.
Игра №15. Игра со скакалкой.
Игрок, вращая скакалку, на каждый прыжок называет один дорожный знак из любой группы. Игру можно усложнить, если предложить игрокам называть знаки, принадлежащие к одной определенной группе знаков. Игру можно проводить в форме соревнования между отдельными участниками или командами.
Игра № 16. Найди друзей.
Игрокам выдается карточка с изображением знака, принадлежащего к одной из групп. За определенное время участникам предлагается объединиться в группы по какому либо признаку и назвать этот признак. Примечание: объединение может быть выполнено по группам знаков; по цвету; по форме и т.д.
Игра № 17. Домино.
Участникам раздаются карточки-домино, которые состоят из двух частей: на одной половинке каждой карточки изображен знак, на другой - написано название некоторого другого знака. В ходе игры учащиеся имеют право выкладывать цепочку из карточек, совмещая изображение знака на одной карточке с его правильным названием на другой карточке, при этом совмещать знак со знаком или название с названием запрещается.
Игра № 18. Лото.
Игрокам выдаются карточки лото, на которых изображены дорожные знаки и фишки. Ведущему выдается набор карточек с названием знаков. Ведущий зачитывает название знака, игроки закрывают фишками его изображение на соответствующих карточках. Побеждает игрок, первым закрывший знаки на своих карточках.
Игра №19. Перекресток /вариант 1/.
Учащиеся играют на макете с изображением улиц, перекрестков. Каждый учащийся руководит движением одной из фигурок: пешехода, автомобиля, велосипедиста, регулировщика, светофора и т.д. По сигналу регулировщика или светофора игроки начинают движение соответствующих фигурок. После окончания игры ситуации разбираются: участники объясняют, почему именно так они руководили транспортным средством, пешеходом и т.д.
Игра № 20. Перекресток /вариант 2/.
Учащиеся играют на размеченной площадке с дорожными знаками в классе, спортивном зале или спортивной площадке на улице. Каждый учащийся играет роль какого-либо транспортного средства, пешехода, или регулировщика. По сигналу регулировщика или светофора “транспортные средства” пешеходы приходят в движение. Затем ситуация анализируется.
Игра № 21. Расставь дорожный знак.
Игрокам предлагается игровое поле с изображенными на нем улицами, перекрестками, школой, больницей, столовой и т.д. Учащимся предлагается расставить дорожные знаки, а затем объяснить выбранный способ.
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Здоровье и безопасность. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Материал может быть использован для внеурочной деятельности. Сценарий урока + презентаци + викторина по правилам дорожного движения....
Организация работы воспитателей по формированию привычек безопасного поведения на улице, дорогах и в транспорте.
Воспитание применительно к сфере дорожного движения - это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопо...
Консультация для родителей на тему: «По обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города».
Консультация для родителей на тему:«По обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города»....
Педагогические условия формирования правильного поведения на улицах и дорогах города младших школьников в процессе изучения Правил дорожного движения
в данном материале представлен опыт внеклассной работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения....
Пояснительная записка к программе курса ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ.
Изучение курса «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:· укрепле...
Обучение родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
При подготовке к занятиям по ПДД и в процессе проведения урока перед учителем возникают сложные методические вопросы, связанные как с выбором средств, форм и методов изложения учебного материала, с вы...