Педагогический проект по организации мини-музея предметов русской старины "Бабушкин чуланчик"
проект по теме

Оськина Марина Валериевна

Работы выполнены в технике - декупаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samyy_novyy.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по созданию мини-музея предметов русской старины «Бабушкин чуланчик»

   

Аннотация проекта

  В условиях детского дома трудно создать экспозиции, которые 

соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями.

 Мини – музей «Бабушкин чуланчик» решает задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят детского дома с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.

 Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно- действенное мышление.

Проект рассчитан на детей 4-15лет.

Длительность проекта 1 год.

 

 Обоснование необходимости проекта:

                                   Нам кое-что простит эпоха

                                   Отлюбит с нами, отгрустит,

                                   Но, что Россию знаем плохо,

                                   То уж, наверно, не простит.

                                           А.Прокофьев,1959г.

    Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных на современном этапе.

  В наше компьютеризированное время, стало меньше уделяться внимания русской культуре и быту, поэтому я серьёзно задумалась над проблемой приобщения воспитанников к истокам русской народной культуры.

  Для осуществления работы по ознакомлению воспитанников с русской народной культурой и бытом, решила использовать такую форму работы, как создание мини-музея, где  размещены предметы быта вышедшие из употребления. Посоветовавшись с ребятами моей группы, мини-музей решили назвать «Бабушкин чуланчик».

   Наш мини-музей - знакомит ребят с укладом жизни русского народа, погружает в мир быта русского крестьянства, создаёт картину духовного своеобразия русских традиций. Народные традиции - это особое явление народной культуры. Наполнявшая дом утварь изготовлялась, приобреталась и хранилась столетиями.

С   уверенностью   можно  сказать,  что большинство,  к   сожалению, очень поверхностно знакомы, с народной  культурой.    Как  жили   русские  люди?   Как  работали  и  отдыхали?   Что  их  радовало, что   тревожило?    Чем   украшали   свой   быт?   Ответить  на  эти   и  подобные   вопросы,  значит   восстановить    связь   времен,    вернуть   утраченные   ценности.

Знакомя воспитанников с предметами русского  народного  быта,  с фольклором,  мы тем самым помогаем  ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.  

Работу  по  ознакомлению  детей   моей  группы  с  истоками   русской  народной  культуры  я  веду с использованием  метода проектных технологий, который   помогает  не  только  знакомить  детей   с  предметами   быта, но и сформировать практические  умения,  которые  потом  могли  им  пригодиться  в жизни. Тип проекта создание музея «Бабушкин чуланчик»-   информационно-творческий,  так  как дети  не  только  узнали  много нового о    предметах  русского  народного  быта, научились ими пользоваться, закрепили название предметов - ухват, чугунок. И, самое главное, хорошо   освоили    новую  для   них   технику - декупаж, работу с салфетками. Работая над созданием  мини-музея «Бабушкин чуланчик» главной целью было:

- познакомить воспитанников с предметами русской старины, недоступными для наблюдения в окружающей среде, их назначением в прошлом и ценности сейчас.

Задачи были поставлены следующие:

 -создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа;

-знакомство и изучение воспитанниками предметно – материального быта предков, побуждать включаться в процесс восстановления предметов старины. Привлекать к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;

-развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников;

-прививать интерес к духовной культуре русского народа, через обычаи, обряды, праздники народное творчество, искусство;

-воспитывать свободную т творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;

-обогащать и активизировать словарный запас детей: чугунок, ухват, примус, рушник.

 Участники проекта:

Работа мини-музея рассчитана на посещение воспитанниками и сотрудниками детского дома, учеников соседних школ, воспитанниками ближайших детских дошкольных учреждений, представителями социальных служб, гостями из других детских домов и интернатов.

Мини - музей внесёт  специфику в образовательный и воспитательный процесс в нашем детском доме.

     Описание проекта:

   Информационно – творческий проект создания мини – музея «Бабушкин чуланчик» посвящён ознакомлению воспитанников с историей русского быта, предметами обихода русских крестьян, народными традициями и творчеством.

Данный проект очень своевременен, так как воспитанники проявляют большой интерес к данной теме.

В начале учебного года пришла идея создания мини – музея предметов крестьянского быта. Это был год сбора и оформления материала для продуктивных форм работы с детьми. Было изучено много материала – о русском быте, о назначении предметов: посуды, домашней утвари.

 Работа оказалась очень интересной и увлекательной. При подготовке к открытию мини- музея мы вместе с воспитанниками подбирали материал для экспозиции мини – музея, вместе очищали, мыли, грунтовали, красили будущие экспонаты. Экспонаты музея позволяют всесторонне изучить жизнь русского народа: хозяйство, убранство жилища, различные ремёсла, утварь, обряды и обычаи, праздники и развлечения.

Музейное помещение представляет собой выделенное место в групповой комнате. В качестве экспонатов представлены подлинные предметы, отражающие специфику старинного русского быта России:

- предметы по уходу за одеждой: утюги, рубель,

- вышивка: полотенчики, рушник, салфетки,

- домашняя утварь: самовары, чугунки, кувшин, ухваты, примусы, подсвечники, керосиновые лампы, бидончики.

Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность вовлечения воспитанников в особый самобытный мир русского народа.

 Знакомство с предметами домашнего обихода, позволило расширить и активизировать словарный запас детей. Они узнали, что такое примус и как на нём готовить, что такое ухват и для, чего он предназначен. Ребята узнали, что без него не вынешь чугунок из печи.

 Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит первое знакомство детей с предметами старины. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.

Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.

Работу мини - музея планируется проводить по следующим видам деятельности:

- экспозиционная (экскурсии с воспитанниками, гостями),

- воспитательно – образовательная (занятия с детьми, праздники, развлечения, посиделки у самовара).

Здесь можно проводить народные праздники: «Рождество», «Святки», «Пасха» и другие.

 При организации мини – музея шло тесное взаимодействие клубов нашего детского дома. При оформлении вывески с названием музея принимал участник кружка « Подарок» Горнич Саша, он выжег название музея. Для яркого и красочного открытия музея было привлечена творческая студия «Алло, мы ищем таланты!»

 Назначение мини-музея сохранить культуру наших предков – это та ценность, которая будет долго служить нашим детям, внукам и правнукам.

              Рабочий план реализации проекта:

Основные виды деятельности

         Сроки


Организация творческой группы

– педагог и  воспитанники, по разработке идеи создания мини – музея «Бабушкин чуланчик»




Август – сентябрю 2012-2013г

 

Начало реализации проекта, планирование расположения полок для экспонатов.



Август – сентябрь 2012 -2013г


Сбор экспонатов для экспозиции  мини – музея .


В течение всего года.


Открытие мини – музея на творческом отчёте группы


Май 2013г.

                  Этапы реализации проекта:

Название этапа

    Цель этапа

Сроки выполнения


1


подготовительный


мотивация, целеполагание проекта


Август 2012г


2


проектировочный


построение ориентировочно – распределительной системы деятельности



Сентябрь 2012г


3


практический


реализация проекта


Август 2012г-апрель 2013г


4


аналитико-коррекционный


анализ промежуточных результатов работы по организации мини-музея и внесение изменений


Январь 2013г


5


заключительный


сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития.


Апрель – май 2013г

            Примерный расход материалов:

Наименование

Количество

Цена

стоимость

Доски для навесных полок

 

 6 штук


 350 руб.


2100 руб.


Морилка


 1 бут.


 138 руб.


 138 руб.


Лак


  3 бут.


 185 руб.


 555руб.


 Крепёжный материал(

шурупы, гвозди)






   200 руб.


 Краска

 

  2 банки


250 руб.


 500 руб.


Уголки для крепления полок


 33 шт.


18 руб.


594 руб.


 Искусственные

Перец, чеснок, лук



3 вязки



225 руб.



  1. б.

         Прогнозируемые результаты проекта:

Результатом работы над данным проектом является сохранение наследия и использования его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения, что приведёт к улучшению качества социальной среды.

 Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании здоровой личности ребёнка.

Очень надеюсь, что создание мини – музея «Бабушкин чуланчик» активизирует участие воспитанников в творческих конкурсах и акциях патриотического направления.

Произойдёт позитивное изменение в отношениях поколений, проявление сострадания, отзывчивости, толерантности.

  Создание мини-музея – это мотив, смысл, направление, результат многих занятий. Ребята, создавая работы, раскрывают свой характер, становятся бескорыстными, незаменимыми помощниками в важном деле. Идёт постоянное сотрудничество- воспитатель и ребёнок, воспитывается сознательная дисциплина.

 В перспективе развития музея – общение с другими музеями декоративно – прикладного творчества, посещение художественных выставок, ярмарок. Пополнение коллекции новыми экспонатами.

Возможные риски реализации проекта и пути их устранения:


  Риски


Пути преодоления

 

1.Отсутствие опыта организации музейного дела


-знакомство с опытом работы мини-музеев в других общеобразовательных учреждениях;

-анализ и изучение имеющейся теоретической информации с привлечением интернет ресурсов.


2.Недостаточность

Финансирования


-поиск дополнительных источников финансирования (спонсорских средств)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социально-педагогических проектов в организации внеурочной деятельности школьников.

Одним из интенсивных методов воспитания является социально- педагогическое проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального...

Педагогический проект«Системно-деятельностный метод в обучении русскому языку как необходимое условие качественного образования »

Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.    ...

Педагогический проект "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и,...

Тема педагогического проекта: «Давайте говорить правильно на уроках русского языка во внеурочной деятельности».

Правильная разговорная речь – является показателем культуры человека и общества, культурная речь – это неотъемлемый компонент духовной культуры любого человека и ребёнка, в частности. Такж...