воспитание и обучение
статья по теме

Фролова Татьяна Владимировна

 восприятие действительности детьми младшего школьного возраста, модели их поведения и способы коррекции (для учителя)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_i_vospitanie.odt17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание и обучение.

Все должны обязательно обращать на меня внимание. Подобное общение может развиваться по двум сценариям: «нарушение норм» и «некритичное соблюдение норм». Факторами их возникновения могут являться проблемы в отношениях со сверстниками, повышенная потребность во внимании, завышенные требования к ребенку.

              «нарушение норм» - (нарушение правил повышает интерес ко мне; слово учителя — пустой звук; надо спорить, даже если ты не прав; капризом можно добиться всего....)

Цель ребенка — привлечь внимание с помощью нарушения норм (ужасный ребенок, капризный ребенок).

Особенность поведения — нарушение учебной   дисциплины; демонстративное, вызывающее поведение (драки с однокл;балуется на уроке; употребл ненормативную лексику; устраивает истерики)

Пример: проходя мимо учителей второклассник громко выругался. На замечания ответил: «А мне плевать»

ФОРМИРУЕТСЯ - ЭГОИСТИЧНОСТЬ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ, ОТСУТСТВИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ.

Действия учителя (родителей) — обращать внимание на ребенка только тогда, когда он не нарушает нормы; одобрять такое поведение.

«некритичное соблюдение норм» (слово учителя — закон; учитель всегда прав; не дружить с теми, кого учитель ругает.....)

цель ребенка — привлечь к себе внимание с помощью соблюдения социальных норм (образцовый ученик, идеальный ребенок).

Особенность поведения — ориентация на внешний контроль при отсутствии внутреннего; подчеркнутое соблюдение правил; ориентируется на реакцию значимых взрослых.

Например: увидел, что одноклассницу толкнули, она сидит и плачет. Вместо того, чтобы помочь девочке — бежит к учителю, сообщить о происшествии.

ФОРМИРУЕТСЯ — НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕКРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, СТРЕМЛЕНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ГОТОВЫМ РЕЦЕПТАМ.

Действия учителя — не давать указаний; сталкивать ребенка с проблемой выбора; использовать неожиданные реакции на поведение ребенка.

Мир враждебен и несправедлив. Факторами возникновения служат негативное отношение к ребенку со стороны взрослых и сверстников; недостаточная иерархия социальных норм (ребенок соблюдает малозначимые нормы и нарушает весьма значительные).

«ответная агрессия» (обидчику надо отомстить; над слабым надо смеяться; весело, когда другой плачет;дружить надо с тем, кем можно командовать...)

Цель ребенка — защитить себя от негативного отношения с помощью агрессии (супергерой, агрессор).

Особенность поведения — доминантное поведение, грубость, обвинение в конфликтах других детей, нежелание признать свою вину (он первый начал); враждебность к сверстникам.

Например — постоянные мелкие стычки с одноклассниками (ткнул ручкой; поцарапал кого-то; отобрал мяч; постоянно обзывается. Во время беседы объяснил:»Они не хотят со мной дружить».

ФОРМИРУЕТСЯ — АГРЕССИВНОСТЬ6 ОЗЛОБЛЕННОСТЬ, ЭГОИСТИЧНОСТЬ, НИЗКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СОЦИАЛЬНЫМ НОРМАМ.

Действия учителя — объяснить ребенку негативные последствия агрессии для него самого; вовлекать в содержательную деятельность; акцентировать внимание сверстников на положительных качествах.

«Защитное фантазирование» (общение — это игра; если плохо в жизни, надо придумать хорошую жизнь).

Цель ребенка — создать для себя фантастическую реальность, в которой он чувствует себя комфортно (игрок).

Особенности поведения — пассивность в общении; «отсутствие на уроке»; нет содержательного общения со сверстниками; не слышит вопросов и указаний со стороны взрослых.

Например — дали самостоятельное задание. Спустя три минуты - «А какое задание надо выполнить?»

ФОРМИРУЕТСЯ — ОТОРВАННОСТЬ ОТ ЖИЗНИ; СТРЕМЛЕНИЕ ИЗБЕГАТЬ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ.

Действия учителя — попросить ребенка рассказать о своих фантазиях; принять его правила игры; по возможности поддержать их; постараться выяснить причины ухода ребенка от реальности.

Мир опасен. Факторами возникновения являются чрезмерная опека ребенка, ограничение круга общения, авторитарный стиль воспитания.

«поиск защиты»(по любому поводу надо жаловаться учителю или родителю; все плохие — я хороший; меня все обижают; он сам первый начал, я не виноват)

Цель ребенка — получить защиту (пострадавший, обиженный)

Особенности поведения — повышенная зависимость от взрослых; постоянные жалобы на других детей; обидчивость; ребенок часто плачет, чтобы его пожалели.

ФОРМИРУЕТСЯ — НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ; ПОВЫШЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВЗРОСЛЫХ; ИНФАНТИЛЬНОСТЬ.

Действия учителя — побуждать детей к самостоятельному разрешению конфликтов.

«изоляция»(не хочу ни с кем дружить; все меня обижают; никто со мной не хочет дружить).

Цель ребенка — избежать тесного общения, а значит, избежать опасности (отверженный).

Особенности поведения — избегание контактов со сверстниками; иногда пренебрежительное отношение к ним.

Например: девочка отличница, но в классе у нее нет друзей — она не знает интересных игр, не умеет быстро бегать, да еще ее встречает и провожает бабушка (в 4 классе). Одноклассники часто подшучивают над ней (спрячут портфель, напишут записку со стишками про нее...). На это девочка обижается и плачет.

ФОРМИРУЕТСЯ — БОЯЗНЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, УГЛУБЛЕННАЯ ЗАМКНУТОСТЬ, ПАССИВНОСТЬ, не формируются навыки общения, взаимопомощи, сотрудничества.

Действия учителя — оказание помощи ребенку при установлении контактов со сверстниками.

Учиться должно быть легко. Факторами возникновения могут быть неразвитость волевой сферы личности ребенка; репродуктивное построение процесса обучения; отсутствие его проблемной направленности.

«избежание трудностей» (надо делать только то, что легко получается; родители и учитель должны помогать, если мне трудно; трудную работу должны выполнять одноклассники; сложное задание лучше списать у сильного ученика).

Цель ребенка — затратить как можно меньше усилий; облегчить себе жизнь.

Особенности поведения — отказ от выполнения трудных заданий; выбор самого легкого пути; требование помощи взрослого.

Например: ученик учится неровно — то пятерки, то двойки. Родители постоянно делают вместе с ним домашние задания. Если не получается задача, он отказывается ее решать. Рисунок на уроке получился некрасиво, он вырвал лист из альбома, разорвал рисунок и до конца урока бездельничал, как ни уговаривала его учительница попробовать нарисовать еще раз.

Девочка отлично читала в начале года, ее приводили в пример. Тогда она решила, что ей легко читать, значит у нее всегда будут пятерки. И практически перестала читать дома — снизила успеваемость.

ФОРМИРУЮТСЯ — СТРЕМЛЕНИЕ НЕМЕДЛЕННО ПОЛУЧИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ; ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ХОЧЕТСЯ; ИЗБЕГАТЬ ТРУДНОСТЕЙ. Не формируются фолевые качества; усидчивость; умение саморегуляции.

Действия учителя — постоянно увеличивать планку требований к ребенку, ориентируясь на его зону ближайшего развития. Хвалить за задания, при решении которого были приложены серьезные усилия.

Главное — оценка. Факторами возникновения могут являться завышенная самооценка ребенка; жесткие наказания за плохие отметки; повышенное внимание со стороны взрослых к отметкам ребенка.

«учеба ради оценок» (отношение к детям зависит только от того, какие оценки они получают; я учусь ради хороших оценок; нельзя получать плохие оценки; надо дружить только с теми, кто хорошо учиться).

Цель ребенка — получение высоких отметок (отличник, успешный ученик).

Особенности поведения — заискивание; стремление «выслужиться»; восприятие сверстников конкурентно, а не кооперативно; требование от родителей вознаграждения за хорошие оценки; обида на учителя при получении плохой отметки; просьбы ее не ставить; эмоциональное восприятие оценок.

Например: девочка постоянно тянет руку на уроках, огорчается, если учитель ее не спрашивает. Получив 5, тут же подает дневник. Получив 3, прямо на уроке начинает плакать, просит не ставить плохую отметку.

ФОРМИРУЕТСЯ — ЭГОИЗМ, НЕУМЕНИЕ ПЕРЕЖИВАТЬ НЕУДАЧИ, ЧРЕЗМЕРНОЕ САМОЛЮБИЕ.

Действия учителя — хвалить детей за реальные достижения (а не за оценки); сравнивать ученика только с самим собой, а не с другими; всегда мотивировать выставленную оценку; формировать навыки самооценки; строить свое отношение к ученикам на основе их личностных качеств, а не успеваемости.

Я — плохой ученик.  Факторами возникновения являются сложности в обучении; низкая успеваемость; отсутствие мотивов учения.

«уход от деятельности» (зачем стараться, все равно поставят плохую отметку; отметки ставят несправедливо; я не могу; у меня не получится; я хуже других;).

Цель ребенка -  признать свое неумение выполнять учебную деятельность и, таким образом, избежать негативных реакций окружающих (неудачник, безнадежно плохой ученик).

Особенности поведения — повышенная тревожность (волнуется при выполнении любой работы); неуверенность в собственных силах; отказ от деятельности при ошибках и неудачах; боязнь устных ответов; отказ от проявления инициативы на уроке; контрольные работы хуже повседневных; не прилагает усилий, чтобы улучшить свои учебные достижения.

Например: мальчик учится по рус яз на 3 и 2. неуверен в собственных силах, на уроках боится поднимать руку, хотя иногда знает материал хорошо. При вызове растерянно молчит. Плохие отметки подавляют мальчика, и он почти не в состоянии работать.

ФОРМИРУЕТСЯ — ПЕССИМИЗМ; БЕЗВОЛИЕ; ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА; ПАССИВНОСТЬ.

Действия учителя — давать такие задания, с которыми ребенок может справиться; укреплять веру в свои силы;положительно оценивать даже небольшие достижения ребенка.

Из ж-ла «Начальная школа» ,2005, №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в воспитании и обучении младших школьников

Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах....

доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»

В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....

Воспитание и обучение успехом.

Презентация опыта работы "Воспитание и оьучение успехом"...

реферат проектная деятельность как фактор успешного воспитания и обучения младших школьников

В реферате  представлен обобщенный опыт работы по методу проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности...

Роль школы в воспитании и обучении детей из неполных семей

Одно из ведущих условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе – единство требований к воспитанию ребёнка. Отсутствие единых взглядов, единой точки зрения на проблемы воспитания в семь...

«Воспитание и обучение детей с ранним детским аутизмом»

   Ранний детский аутизм - вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую...