Материалы для родительских собраний
материал по теме

Материал для родительских собраний содержит несколько   лекций  для проведения родительских собраний в начальеой школе. Представлены такие темы: методы семейного воспитания, как помочь ребёнку  полюбить чтение,советы родителям по воспитанию у детей добрых чувств и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_dlya_roditelskih_sobraniy.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Основные тенденции развития в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст – это особый период, когда в жизни ребёнка происходит  перестройка всей системы  его отношений с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: «ребёнок-взрослый» и «ребёнок - дети». Эти системы связаны  с игровой деятельностью – ведущей в данном возрасте. Однако игра в младшем школьном возрасте не только не  теряет своего психологического значения, но и продолжает развивать психические функции ребёнка. Дети упиваются игрой, наслаждаясь чувством владения многими  игровыми действиями. Но педагогам необходимо помнить, что попытки  приспособить  детей к учебной деятельности через игру себя не оправдывают. Такое обучение привлекательно для ребёнка, но не содействует переходу  к собственно  учебной деятельности, не формирует  ответственного  отношения  к выполнению учебных заданий.

       С поступлением в школу в жизни ребёнка  появляется учитель, отношения с которым начинают определять его взаимодействие не только с одноклассниками, но и с родителями. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми  тоже хорошо. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребёнка. Он является официальным носителем общественных требований к ребёнку. Оценка, которую ученик получит на уроке,- это объективная мера его знаний, а не выражение личного отношения учителя.

     Итак, ребёнок  приходит в школу, и первая трудность заключается в том, что мотив, с которым он начинает  учебную деятельность, не связан с содержанием  этой деятельности. Как правило, это внешняя мотивация,  навязанная  ребёнку родителями или значимыми взрослыми. Формирование познавательной мотивации очень тесно связано с содержанием и способами обучения. Действительная мотивация имеет место, когда дети мчатся в школу, где им хорошо, приятно, содержательно и интересно.

     Познавательные интересы младших школьников складываются постепенно. Они не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, тем более если в дошкольном возрасте их воспитанию не  уделялось должного внимания. Для маленького школьника  выполнение интеллектуальных  операций всегда связано с трудностями. Представим некоторые из них:

  1. Анализ звукового состава  слова и анализ слов в  предложении;
  2. Представление о количестве насыщены конкретным  содержанием. Дети путают величину и количество.
  3. Определение понятий. Ребёнок исходит из практической значимости явления, не принимая во внимание его генезис.

Все виды деятельности (учебная, игра, труд, самообслуживание) способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер  большой произвольности, ребёнок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает  прогресс  в речевом развитии. В умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся  предпосылками будущего формирования формально-логического мышления.

Младший школьный возраст является  периодом  фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта – единство личности, появление   «Я-концепции». Ребёнок приобретает черты большей  индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.

Таким образом, направлениями коррекционно-развивающей  работы с младшими школьниками являются:

  1. Развитие познавательной сферы (мышления, речи, воображения, памяти, внимания);
  2. Коррекция  трудностей учебной деятельности у младших школьников;
  3. Развитие навыков общения;
  4. Коррекция и развитие эмоциональной сферы;
  5. Развитие самосознания;
  6. Коррекция трудностей поведения и характера;
  7.  Упражнения для работы с тревожными и застенчивыми детьми;
  8. Упражнения  для работы с агрессивными и конфликтными детьми;
  9. Развитие моторики;
  10. Релаксационные игры и упражнения.

Поступление  в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного бучения кардинальным образом  меняет весь его образ  жизни. Свойственные  дошкольнику  беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются  жизнью, наполненной  множеством требований, обязанностей и ограничений.: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу. Систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться  разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять  требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе  и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7лет, меняется весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций  и переживаний и круг общения.

Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но обязательно чувствует и переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым. Ему приято его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».

 Наличие «внутренней позиции школьника»  имеет  для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно  на первых этапах школьного  обучения, когда осваиваемый ребёнком учебный материал объективно однообразен  и не слишком интересен.

    Многие  из сегодняшних первоклассников  являются весьма искушёнными в учебных занятиях  ещё до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и пр. зачастую приводит к тому, что поступление  в школу  утрачивает для ребёнка элемент новизны, мешает ему  пережить значимость  события.

     В поддержании  у первоклассника «внутренней позиции школьника»  неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание  к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и  усилий, эмоциональная поддержка помогает  первокласснику  почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.

Новые правила.

 Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией  самой  школьной жизни, так и с включением ребёнка в новую для него учебную деятельность.

     Нормы и правила порой  идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребёнка. К этим нормам  нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно хорошо  справляются с этой задачей.

Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный. Верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения  с другими людьми ребёнок без серьёзных проблем включается  в школьную жизнь.

    Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети наряду  с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления   по поводу  всего происходящего в школе  испытывают  тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели)  посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

 Период адаптации в школе,  связанный с   приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится  один месяц, у других - одну четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от   индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Психофизическая зрелость.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности  требуют от ребёнка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности  к управлению своим поведением. Тем не менее  возможности первоклассников в этом плане пока ещё достаточно ограничены. Это во многом  связано с особенностями психофизиологического развития детей данного возраста. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее  важные человеческие  отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей  этого возраста ещё не завершили  своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

       Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники  легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны. Впечатлительны.

   Моторные навыки, мелкие движении рук очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами.

    Внимание  учащихся 1 классов ещё слабо  организованно, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво.  У первоклассников  хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приёмов и средств запоминания, в том числе приёмов  логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока ещё не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

   Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал.

Действия в уме даются первоклассникам пока ещё трудно по причине  недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребёнок лишь постепенно  учится управлять собой,  строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны помнить. Что поступление  в школу  само по себе ещё не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространённого противоречия: с порога школы  от ребёнка требуют того, что ещё  должно быть сформировано.

Известный отечественный психолог Л.И.Божович  писала по этому поводу: «Ни один учитель не требует  от школьников решения таких  арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и в то же время не заботится  о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети при прочих равных условиях, как правило, легче включаются  в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные  шаги в своём развитии.

Советы родителям:

  1. Если прикасаться  к ребёнку во время разговора, рассказа, беседы, то его развитие идёт  значительно быстрее;
  2. Если гулять с ребёнком и разговаривать с ним много и о разном, то ребёнок будет лучше учиться;
  3. Если читать ребёнку книги, разглядывать с ним дома животных, растения, картины, то жизнь ребёнка наполнится новым интересным содержанием;
  4.  Если с детства в доме звучит старинная, народная, эстрадная, классическая музыка, то ребёнок не вырастет односторонним «рокоманом»;
  5. Если научить ребёнка к 9 годам сочинительству, настольным играм, рисованию, восприятию богатства. Красоты и содержания родного языка, то он сможет избежать примитивного  отношения к жизни;
  6. Если поручать ребёнку постоянно простые и с течением времени усложняющиеся дела, то он вырастет достаточно внутренне организованным и ответственным человеком;
  7.  Если дарить ему подарки со значением - содержательные, интересные, то ребёнок возьмёт этот обычай в свою жизнь;
  8. Если рассказывать  при нём и ему  о  том, что   происходит у вас на работе, о друзьях, проблемах, деньгах, любви, успехах и ошибках, то не будет ваш  ребёнок после школы беспомощным;
  9. Если в семье не играют, не шутят, не поют, то жизнь ребёнка в этой семье обедняется;
  10. Если ребёнка не берут с собой в гости, в путешествие, то он рано уходит из семьи сам;
  11. Если в семье не умеют ценить и отмечать маленькие семейные праздники, то, значит, что-то в этой семье не так!

Методы семейного воспитания

     Ребёнок долго гулял на улице и не выучил уроки, не  выполнил ваших поручений, садится за стол с грязными руками, читает в постели, по утрам не хочет вставать. В этих ситуациях родители используют различные методы воспитательного воздействия. Их  выбор        в значительной степени  определяется личными качествами родителей, стилем отношений в семье. Так, метод убеждения в одних семьях проявляется в силе слова, логике примера, доверительности тона, в других семьях – в крике, угрозах, назиданиях.

    Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, чувства ребёнка с целью формирования убеждений, волевых свойств личности, опыта нравственного воспитания.

Метод воспитания многообразны.  Выбор методов определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания, то воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребёнке видят и формируют личность, то учат  его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность.

Характеризуя методы  воспитания,  следует выделить убеждение, разъяснение, требования, внушения.

        Наиболее распространённым методом воспитания в семье является требование. Оно   может  быть прямым (сделай, сходи, убери) и косвенным (совет, просьба, пожелание).

 Требования нужно варьировать. Лучше иногда  применять совет.  Просьбу, пожелание с правом выбора. Родителям  нужно помнить, что требование- распоряжение срабатывает при учёте ряда условий, а именно:

  1.   В семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;
  2. Распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;
  3. К таким распоряжениям  детей приучают с 1-2лет;
  4. Распоряжение должно  отдаваться доброжелательно;
  5. Нельзя проявлять педантизм, особенно в подростковом и старшем школьном возрасте. Нужно считаться  с просьбами и делами детей. Уступать, но не отменять

Убеждение – главный, но не универсальный метод. Поэтому младшим школьникам лучше разъяснять нормы морали исходя из необходимости разъяснения того, почему одно хорошо, а другое плохо. Здесь велика роль наглядности.

Подростка  нужно учить оценивать и анализировать свои и чужие поступки. Тон разговора должен быть доверительным. Если ребёнок возбуждён, лучше отсрочить обсуждение, дать ему возможность успокоиться, затем высказаться до конца.

Родители должны учитывать эмоциональное состояние детей. Очень важно верить ребёнку, а свои доводы – аргументировать. Такие  разговоры должны стать минутами духовного общения в семье. Взгляды, суждения  детей могут быть ошибочными, переубеждать их нужно  тактично, оперируя фактами, примерами, а не просто  навязывая своё мнение.

Внушение оказывается действенным, если дети вообще легко внушаемы, а также если находятся в состоянии растерянности, психологической депрессии. Когда у ребёнка неприятности – не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важное значение  имеет  авторитет родителей. Ребёнок, учитывая их знания, опыт, честность, порядочность доверяет им.

 В семейном воспитании важна роль примера родителей во всех аспектах жизни детей, особенно в воспитании культуры чувств: сопереживание, сочувствие, сострадание.

Рассматривая методы  формирования опыта нравственного поведения , нужно подчеркнуть, что главным показателем воспитанности являются поступки детей. Приобретение опыта нравственного поведения начинается  с приучения к послушанию, порядку, организованности. Нужно добиваться, чтобы дети поступали в соответствии со своими взглядами, убеждениями. Этому способствует систематическое выполнение ими поручений: наличие обязанностей, ответственность перед другими членами семьи, т.е. упражнения в хороших делах.

Применим метод естественных последствий:  «Насорил- убери»,  «Поломал- почини».

Игра, режим дня  - также важнейшие методы воспитания в семье.

Большинство родителей подсознательно  воспитывают своих детей  по своему образу и подобию, нередко так, как и самих когда-то воспитывали. (Меня били и я бью). А ведь главным источником недостатков в личности ребёнка являются унижения и побои.

«На чём основана вера в действенность физических наказаний? - пишет А.О.Пинт,- Родителям хочется видеть сразу результат воспитательного влияния, запугать, усмирить, сделать больно. Наказание выполняет роль возмездия.

Подростки сами начинают унижать других, в них развивается жестокость, агрессивность.

Желание родителей любой ценой сломить упрямство детей напоминает пружину, сжимаемую до предела,   которая затем или разжимается и бьёт, или ломается. У ребёнка утрачиваются  очень ценные качества- вера в себя, самостоятельность и многое другое.

Наказания должны соответствовать проступку и быть направлены на разрушение опыта отрицательного поведения, тормозить развитие отрицательных качеств.

Используя метод поощрения важно не допустить захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят потребителя, иждевенца. Лучшее  поощрение – похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел.

Важнейшим условием семейного воспитания является  правильный выбор и разнообразие методов. Так, для воспитания трудолюбия недостаточно только примера родителей-тружеников. Личный пример достигает цели в сочетании с приучением, контролем, разъяснением.

В педагогике существует несколько  подходов   к классификации методов воспитания:

  1. Методы формирования сознания личности, убеждений, идеалов. К ним относятся: убеждение, пример, рассказ, беседа, разъяснение.
  2. Методы организации деятельности, общения, опыта общественного поведения (требование, приучение, подражание, создание воспитывающих ситуаций, игра, режим).
  3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей  (поощрение, наказание). Антистимул- физические методы воздействия: оскорбление, месть, унижение человеческого достоинства.
  4. Методы контроля, самоконтроля, самоанализа деятельности поведения.

Три группы  методов воспитания, разработанные профессором И.П.Ивановым:

  1. Методы    родительского побуждения:

Это методы увлечения радостной перспективой доброго дела, творческого поиска, увлечение героическим, красивым, необычным, таинственным и весёлым;

Методы родительского поощрения: одобрение словом, мимикой, междометием, жестом, взглядом, рассуждениями.

Методы родительского требования, контроля. Напоминания, помощи, осуждения.

Методы доверия ребёнку, родительского внушения, обращения к ребёнку за помощью.

2.  Методы родительского убеждения.

        В эту группу входят методы убеждения на собственном             опыте, короткое                                  разъяснение, беседа-размышление, обсуждение собственного опыта, опыта других с извлечением уроков на будущее, спор, основанный на взаимоуважении и взаимной требовательности.

        3.Методы родительского приучения.

        В эту группу методов входят оптимальный режим и микроклимат семьи, поручение, семейные традиции.

Как помочь ребёнку полюбить чтение.

(Собрание рецептов).

        Приучение ребёнка к чтению – длительное и кропотливое занятие. Здесь вряд ли  получится толк, если действовать бессистемно, «наскоками». И как в любом процессе, здесь нужно учитывать уровень развития ребёнка, уровень сформированности  его читательских умений. У каждого ребёнка он, конечно, будет свой, поэтому рецепты нашего собрания  нужно  применять очень избирательно.

      Ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка что-либо делать, даже из благих побуждений. В противном случае самое увлекательное и интересное занятие может превратиться для них  в унылую обязаловку.

  Сначала всё шло хорошо: ребёнок с лёгкостью выучил все буквы, затем научился складывать их в слова. А вот   с  более  длинными текстами начались проблемы. Даже короткие  четверостишья запоминал с трудом и не всегда мог объяснить их смысл. А ведь рос неглупым, сообразительным… Чтобы подтянуть малыша, родители ежедневно заставляли его  читать вслух и пересказывать содержание прочитанного. Однажды, когда  в доме собрались  гости, родители решили  похвастаться  успехами ребёнка: поставили его на табурет и попросили прочитать  стихотворение. Но, увидев незнакомых людей, неопытный артист запнулся на полуслове, смутился и убежал. Раздражённая мать упрекнула ребёнка: «Тебе скоро в школу идти, а до сих пор трёх строк не можешь запомнить! Какой из тебя ученик?».

Видимо, этот  случай и стал отправной точкой для развития неприязни к книге.

         Очень часто нежелание детей читать вызвано неумелыми действиями взрослых. Их ошибка в том, что они с малых лет нацеливают ребёнка на конкретный результат. Требуют читать быстро, чётко, правильно расставляя ударения, отчётливо выговаривая все буквы. Если же малышам что-то не удаётся, их нередко подстёгивают обидными замечаниями, сравнивая  с более удачливыми ровесниками. Следует учитывать и то, что  от природы мы воспринимаем книжный текст по-разному. Например, дети, склонные к ридингфобии (навязчивый страх перед чтением), могут  иметь хорошую память, неплохо успевать по точным наукам, но при этом с трудом усваивают печатный текст. Обычно буквы и слова такие дети запоминают легко, а вот с предложениями начинаются   сложности- им не всегда удаётся уловить смысл прочитанного. Например, при чтении короткого отрывка ребёнок  не помнит, что было в начале  абзаца или в первой главе. Он не  понимает содержания, не всегда может пересказать текст и ответить на вопросы  о прочитанном. Естественно, при таких проблемах с чтением  происходит нарушение процесса познания. И если родители начинают концентрировать внимание на его  недостатках, всячески демонстрировать свою озабоченность, ругать его, то проблема лишь усугубляется. Ребёнок боится  сделать что-то  неправильно, подвести родителей, что ещё более тормозит восприятие информации зрительным  аппаратом. Такая ситуация нередко приводит к тому, что малыш начинает испытывать страх пред печатным текстом, и отказывается читать. А порой он просто переносит свою ненависть на книгу, видя в ней источник  всех  своих бед.

    К сожалению, многие родители считают ридингфобию всего лишь  детским капризом и пытаются  бороться с ней силовыми методами: усаживают малыша за книжку, заставляют читать вслух, а если отказывается – лишают прогулок, сладкого и т.д.

       Следует понять, что ридингфобия – отнюдь не каприз, а серьёзная психологическая проблема. Она  возникает вопреки    желанию ребёнка, и самостоятельно он с ней справиться не может. Как  ни старается,  процесс чтения не приносит  никакого удовольствия  и даже доставляет страдания. Нередко у ребёнка возникает чувство неполноценности.

      Как же быть? Прежде всего, не паниковать самим и успокоить ребёнка. Ни в коем случае  нельзя давить на ребёнка! Следует  вспомнить, что  чтение – это увлекательное и приятное занятие, которое должно доставлять ему радость, пробуждать воображение. Подберите литературу, которая ему нравится: например, сказки, приключения, фантастику.

Интересный сюжет, яркие картинки  помогают  малышу легче усваивать прочитанное. Очень часто дети отказываются  читать вслух,  опасаясь критических замечаний  взрослых. В этом случае не настаивайте, пусть ребёнок читает про себя. Главное, чтобы процесс  ему нравился. Понаблюдайте за малышом издали- блестят   ли у него глаза, заинтересован ли он содержанием. После окончания чтения не торопитесь его экзаменовать:  не предлагайте ему сразу же обдумать прочитанное, не заставляйте перечитывать текст. Вполне возможно, вскоре он сам поделится с вами от прочитанного. Внимательно и дружелюбно выслушайте его. И если вы видите, что он  охотно идёт на контакт, задайте ему несколько простых вопросов из недавно прочитанного текста. Занятия  должны проходить спокойно, доброжелательно, без критики. При первых же успехах  не жалейте похвал – это способствует формированию уверенности в себе, помогает ему преодолеть страх перед печатным  текстом. Повторяйте такие занятия как можно чаще, но только так, чтобы не ухудшать состояние ребёнка, чтобы чтение было ему в радость. И не торопитесь хвастаться перед гостями успехами своих чад.  Излишнее  внимание взрослых может привести к обратному результату. Учите детей науке чтения, вместе с ними постигайте её.

Памятка для родителей.

  1. Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15минут в день.

  1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
  2. Если ребёнок устал, дайте отдохнуть.

  1. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
  2. Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга, что нового ребёнок узнал.

  1. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или его выучить его наизусть.

Памятка для детей

  1. При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.
  2. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
  3. Читай вслух выразительно- соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
  4. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.
  5. Те места, которые читаешь  с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.
  6. Читай книгу постепенно, по страницам, по главам.
  7. Помни: хорошая книга – твой  лучший друг.

Воспитание в детях добрых чувств.

План:

                         1.Предупредить  проявления эгоизма у детей.

  1. Воспитывать активную доброту в детях.
  2. Учить детей бороться с проявлением зла в жизни.

Нередко родители задают себе вопрос, почему их родители растут эгоистами. Они не подозревают, что своей слепой, неразумной любовью сами делают детей такими. Если ребёнок привык только брать и ничего не давать окружающим, он вырастет невнимательным к окружающим, грубым, а подчас и жестоким человеком.

 Врачи-педиатры  предостерегают матерей от этой опасности в воспитании. «У вас есть одно яблоко и вы отлично знаете, что  растущему детскому организму оно нужнее, чем вам. И всё  же – не отдавайте ребёнку единственное яблоко целиком. Не создавайте ему привилегии. Нельзя! Помните, что у вашего ребёнка, кроме тела, есть ещё и  психика, есть формирующийся характер. И в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья вносите в его душу страшный вирус. Вирус безнравственности!

      С раннего детства необходимо учить детей делиться с товарищами игрушками, а когда  им дарят сладости, приучать их угощать всех членов семьи, товарищей.

     Девочке на день рождения подарили коробку конфет или плитку шоколада. Взрослые приговаривают: «Это тебе, Леночка, кушай, кушай», и Леночка отходит в сторонку и начинает есть, не обращая  внимания на присутствующих взрослых. Родители в силу  слепой любви к детям воспитывают эту жадность.

Одним из путей воспитания в детях добрых чувств, служит воспитание у   них  бережного отношения к природе, к животным. Если ребёнок мучает животных и взрослые его не останавливают, он привыкает к таким жестоким  забавам,  становится жестоким к людям.

Дети обычно любят животных. Эту любовь надо поощрять. К сожалению, мало семей, где держат животных. Дети не проявляют интереса к животным просто потому, что редко  соприкасаются с ними. Иногда родители запрещают ребёнку подходить к животным, ласкать их. «Не подходи, заразишься», «Отойди, от собаки, она тебя укусит!»

Известно много примеров, когда появление в доме животных доставляло детям большую радость и положительно влияло на их поведение. Дети старались выполнять все свои обязанности вовремя,  чтобы иметь возможность погулять и поиграть с животными, поухаживать за ними.

Когда ребёнок ухаживает за животными: чистит клетку птички, кормит и водит на прогулку собаку, он невольно привязывается к ним и начинает их любить. Каждой семье надо посоветовать найти в своём доме место для живого уголка. Можно завести ежа, на окне отвести   место для цветов, небольшого аквариума.

 Надо стремиться к воспитанию в ребёнке  активной доброты. Представления о доброте человека у детей часто бывает не совсем точными, верными. Так, учащиеся 1 класса на вопрос, кого из ребят они считают добрыми, отвечают: того, кто дерётся, кто хорошо учится, кто хорошо ведёт себя. Эти представления родители и учитель должны уточнять и расширять.

«В мире есть не только добро, но и зло,- писал В.А.Сухомлинский.- Есть зло социальное - угнетение человека человеком в капиталистическом мире. Пока существует  в мире это зло, наша мерка добра, с которой мы подходим к любому явлению нашей повседневной жизни, должна быть особенной. Каждой частицей своей   души ты должен ненавидеть социальное зло    и быть готовым  к схватке с ним». Проявлением зла в жизни мы считаем все то, что мешает  людям жить по принципам морали: эгоизм, жестокость, равнодушие, несправедливость, неуважительное отношение к людям. Важно, чтобы дети поняли, что силу человек должен направлять на защиту слабого, нельзя пройти мимо, когда, например, старшие ребята обижают младших, когда мальчики обижают девочек. Иногда родители считают, что их ребёнок добр, ведь он не мучает  животных, не дерзит старшим. А протестует ли он в тех случаях, когда кто-то другой на его глазах мучает животных, готов ли прийти на помощь людям, которые в этом нуждаются?

С раннего возраста нужно учить  детей делать приятное людям. В семье должна быть создана атмосфера  взаимного внимания и заботы друг о друге. Вот вернулись с работы отец и мать. Дети знают, что они устали. Ещё  до  прихода  родителей они стараются убрать комнату, накрыть на стол.

Если в квартире есть одинокие пожилые люди, нужно учить детей проявлять внимание к ним, помогать  им  делать что-то по дому: можно  сходить для них в магазин за молоком или хлебом, в аптеку за лекарством. Родителям следует интересоваться,  как складываются отношения ребёнка с его сверстниками, какие поручения коллектива или учителя он выполняет.

Общение взрослых и детей в семье.

План:

1.Влияние взаимоотношений в семье на нравственное формирование

  ребёнка.

2.О такте родителей в общении с детьми.

Нравственные  качества детей во многом зависят от того, какие складываются отношения в семье, как относятся родители к своим детям.

Не слушает, упрямится, капризничает, а иногда и дерзит - почему? Не потому ли, что мы с самого начала взяли неправильный тон в отношении  к ребёнку? Бестактное слово, грубый окрик – плохие методы воспитания. В одном случае ребёнок привыкает не реагировать на них, и тогда нельзя рассчитывать на сознательное послушание, в другом – окрики вызывают ответную грубость, внутреннее сопротивление вашим  указаниям.

Родители иногда бывают несправедливы к своим детям и не замечают этого. Как бывает обидно ребёнку, когда он слышит от вас несправедливое замечание, насмешку, сталкивается с непониманием его интересов! Ведь не раз бывает так, что попытка ребёнка завязать с родителями разговор кончается тем, что взрослые отмахиваются от детей, ссылаясь на то, что  им некогда.

Некоторые родители не считают нужным выслушать ребёнка, прерывают его каким-нибудь замечанием.

-Папа, меня сегодня Нина Петровна похвалила:  Я выучила стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу?

Лучше расскажи мне о своём поведении. Что ты натворила вчера?- строго спрашивает отец.

Девочка обращается к матери:

- Мама, хочешь расскажу  стихотворение? Это  про ёлочку…

-Мне не до ёлочки сейчас.

Если  ребёнок постоянно наталкивается на равнодушие взрослых, то потребность поделиться с ними постепенно исчезает. И как знать, не станут ли вскоре родители сожалеть о том, что дети становятся замкнутыми?

Ребёнок видит, внимательны ли вы в семье друг к другу, искренни ли в отношениях с соседями, знакомыми и друзьями, как разговариваете со всеми окружающими, заботливы ли. От того, какие уроки общения получают дети в семье, во многом будет зависеть и их  отношение к людям.

Уважение и справедливая требовательность- вот что поможет найти правильный тон, подход к ребёнку. Ребёнок нуждается в ежедневном внимании родителей. Время общения с детьми надо использовать не для нотаций, выговоров, а для дружеской беседы, для совместной прогулки или интересной экскурсии, похода.

Нужно научиться смотреть на  ребёнка как на человека, пусть на человека, пусть ешё  слабого, нуждающегося в помощи, защите.  

        

Труд и игра в жизни школьника.

План:

1.Нравственное формирование ребёнка в труде и игре.

2.Организация труда и игры в семье.

     В 1 классе для детей самым важным и главным видом деятельности является учёба. Но в жизни детей большое место занимают труд и игра. С поступлением в школу ребёнка надо учить самообслуживанию, а не освобождать от него: требовать от ребёнка уборки своей постели, приучать следить за порядком  на рабочем месте, в портфеле, в своей комнате, убирать и чистить свои вещи.

    В труде, даже в простом домашнем,   у ребёнка развиваются многие ценные качества, которые будут нужны ему в учёбе и в жизни. Это и точность движений, и аккуратность, исполнительность, и самостоятельность, и многое другое. А главное – это сознание своей силы, чувство удовлетворения, радость труда.

     «Мы хорошо знаем, - говорил А.С.Макаренко,-  насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых многое удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И, наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».

      Имеют ли ваши дети какие-нибудь  поручения в семье? Ведь посильная работа в семье всегда найдётся  для них: сходить в магазин за хлебом и молоком, подмести или пропылесосить в комнатах, вымыть посуду, держать в порядке свой уголок.

    Детям нужно знать, что трудиться нелегко, что мама и папа устают на работе, поэтому и результаты  труда людей надо беречь.

 Желательно, чтобы дети знали, где и кем работают их родители, какую пользу приносит их труд. Важно, чтобы все разговоры в семье о работе родителей, о делах других людей были проникнуты уважением к труду, чувством гордости трудящегося человека.

   Одним  из главных условий, обеспечивающих успешную нравственную подготовку детей к труду, является постоянный интерес самих родителей к школьным делам ребёнка, к его участию в домашней работе  и самообслуживанию.

    Родители могут поправить ребёнка, оказать ему нужную помощь, осудить за плохое качество работы, подбодрить  при неудачах или одобрить при первом успехе. Особенно большое воспитательное  значение имеет одобрение и поощрение хороших начинаний детей,  полезных дел. Младшие школьники очень нуждаются в постоянной дружеской  поддержке со стороны взрослых.

 Перед родителями стоит ещё одна очень важная и сложная задача, от правильного решения которой зависит и физическое развитие, и расцвет всех сил ребёнка. Родителям необходимо быть внимательными к играм своих детей. В играх дети развиваются, в игре ребёнок как бы преображается, он вырастает в своём собственном представлении, приобретает веру в себя, в свои силы: он лётчик, врач, моряк.

Понимание родителями необходимости игры в жизни детей должно научить их смотреть на игру не как на пустую забаву, как на важную в жизни ребёнка деятельность.

О чём родители должны позаботиться? Прежде всего, о том, чтобы у ребёнка был отдельный уголок, где он мог бы расположиться, держать в порядке свои игрушки, развернуть свои  игры, никому не мешая, не вызывая ни с чьей стороны окриков.

Не следует покупать детям всё новые и новые  игрушки. Если игрушек много, ребята теряют интерес и не берегут их. Но нельзя и выбрасывать старые игрушки – часто они бывают самыми любимыми.

   Как это важно – уметь играть! Для хорошей, интересной игры обязательно нужно общество детей, иногда и взрослых. Как играть взрослому с ребёнком? Можно научить ребёнка игре, а  играть предоставить со сверстниками. Достаточно один раз показать, как его любимая кукла  становится то Красной шапочкой, то Снегурочкой, то Машенькой, пришедшей в гости к трём медведям, и он сам найдёт для неё бесконечное количество ролей, привлечёт к игре все свои игрушки. А начнут играть с ним    его друзья, они внесут своё, новое, придумают столько вариантов действия, что одному никогда  не додуматься до этого.

Доставляет удовольствие детям  и игра со взрослыми: мамой, папой, старшим или младшим братом и сестрой.

Результатом игры  являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Кроме этого, игры способствуют формированию товарищеских чувств, гуманных отношений к людям.

Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворённость детей самим процессом игры.

Знаете ли вы своего ребёнка?

        План:

1.Знание внутреннего мира ребёнка - важное условие успешного  воспитания в семье.

2. Что необходимо знать о ребёнке.

     Родители должны помнить простые и мудрые слова выдающегося русского педагога К.Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

     Родители не всегда сознают, что они плохо знают своего ребёнка. Воспитательные приёмы в семье  должны быть  обусловлены индивидуальностью ребёнка, его восприимчивостью к различным воздействиям со стороны взрослых. Так, например, на легко  возбудимых, эмоциональных детей лучше действует спокойный тон, ласковое  обращение, родительский совет, а флегматичных, медлительных детей целесообразнее чаще поощрять в их самостоятельности, побуждать к активности.

      Что необходимо знать о ребёнке? Очень многое. Есть ли друзья  у вашего ребёнка и кто его лучший друг? Как дружит ребёнок? В общении с детьми  он любит командовать или подчиняться? Умеет ли он организовать игру или только участвует в ней? Готов ли прийти на помощь своим товарищам? Всегда ли помогает или только когда  его попросят? Или  вообще отказывается помогать? Радуется ли успехам товарищей или завидует им?  Каким тоном разговаривает с детьми? Делится ли с ними игрушками, лакомствами? В какие игры любит играть и почему? Заботится ли о своих близких? Что интересует ребёнка? Чем увлекается он? К сожалению, не всегда родители могут ответить на эти вопросы. Этот  пробел         родители должны восполнить, иначе при всём добром желании, при всей любви к ребёнку будет  трудно его правильно воспитывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родительских собраний

Разработка родительского собрания на тему "ИКТ в школе". Включает тестирование, рекомендации и презентацию....

Материалы к родительскому собранию "О введении ФГОС"

Цель выступления познакомить родителей  будущих первоклассников с ФГОСНОО....

Материалы к родительскому собранию на тему "Телевизор:его роль в жизни семьи и первоклассника"

Материал для подготовки к родительскому собранию "Телевидение:его место в жизни семьи и первоклассника"...

ЛЕКЦИЯ О ВОСПИТАНИИ «Любовь к ребенку» материалы для родительского собрания

"Родительская любовь - это солнце, которое необходимо каждому живому существу. Это бескрайний океан, где плавают и наслаждаются нежностью и теплотой дети...". Большинство родителей любят своих детей. ...

Материалы к родительским собраниям.

Подборка  материалов к родительским собраниям по темам "Первые  уроки школьной отметки",  "Режим дня школьника", "Детская агрессия"....

Материалы к родительскому собранию "Плохая память ребёнка. Как её развивать"

Данный материал будет полезен как учителям начального звена, так и родителям младших школьников, поскольку содержит подробную информации о памяти детей данного возраста, её особенностях , а также реко...

Материалы к родительскому собранию. Мулляминова Т.

Предлагаю своё стихотворение,которое у меня переписывали многие коллеги после прочтения Боль отпустит и снова начнётся,Схватит так.словно длится век!Это к свету и солнцу рвётсяСамый близкий,родно...