Истоки. Конспект урока по теме "Доброта"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Карпова Людмила Леонидовна

Уроки по курсу "Истоки" облагораживают  души и сердца младших  школьников, приобщают ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, учат выявлять его истоки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki._urok_po_teme_dobrota.docx24.96 КБ
Файл dobrota.pptx738.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу "Истоки" в 3-м классе: "Доброта"

Цели: облагораживание души и сердца младшего школьника; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей, освоение навыков эффективного общения, сотрудничества с другими людьми, умения жить среди людей; приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его истоки.

Задачи: развивать потребности в нравственном самосовершенствовании; сориентировать на ценности человеческой личности; сформировать положительную мотивацию в широком смысле этого слова, показать, что доброта бывает истинная и ложная. развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.

Оборудование: мультимедийное оборудование, фотоаппарат, видеокамера, бусинки, карточки с заданиями для четверок, презентация.

ХОД УРОКА

1. Подготовительный этап (присоединение к теме).

У. Доброго дня всем! Мы очень приятно видеть ваши радостные лица. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям.

Талисманом нашего истоковского  урока будут бусинки, которые лежат на ваших столах.  Сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.

У. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.

Ученик 1.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.

И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец 
ДОБРОТА.

У. О каком качестве пойдет речь?

Д. О доброте.

       У. - Кто догадался, какая тема нашего урока? (слайд1)

У. Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА.

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.

Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина: "Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека"(слайд 2)

У. А вот как о доброте писал Л.Н. Толстой: "Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное"(слайд 3)

2. Индивидуальный этап.

У. А сколько много добрых слов образовано от слова - добро! 

Встречая гостей, мы говорим: «Добро пожаловать», а провожая: «Доброго пути!» (На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ (слайд 4.)

Сейчас наш цветок доброты расцветет, и мы узнаем, как именуют …

  1. Того, кто желает всем только добра ….? (доброжелательный)
  2. О добром, мягким  по характеру и незлобивом человеке говорят …. (добродушный)
  3. О человеке приличном, достойном одобрения, порядочном, говорят ….. (добропорядочный)
  4. Тот, кто обладает добрым сердцем, именуем …. (добросердечный)
  5. О человеке старательном, честно выполняющим свои обязательства и обязанности, говорят …. (добросовестный)
  6. Тот, кто отличается хорошим поведением, хорошим нравом, именуем … (добронравный)
  7. О человеке высоконравственном, проявляющим добродетель, говорим …. (добродетельный)

У. "Доброта - солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели"

У. Присмотритесь внимательно к цветку доброты и скажите, ничего он вам не напоминает?

Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?

Д. Сказка В. Катаева "Цветик-семицветик".

У. Кому и как помогла девочка в этой сказке?

Какое из желаний девочки было самым лучшим? Почему? Почему исполнение остальных желаний не принесло ей большой радости?

(Дети отвечают.)

У. А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка? (Учитель выслушивает ответы детей).

У. Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?     

Д. Нет.

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с. тобой добрей.

У. Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

3. Доброта - истинная и ложная. Работа с учебным пособием.

Вдумчиво про себя прочитайте стихотворение Валентина Берестова:

Зло без добра не сделает ни шага,
Хотя бы потому,
Что вечно выдавать себя за благо
Приходится ему.
Добру, пожалуй, больше повезло:
Не нужно выдавать себя за
зло.

          На какую мысль нас наводит это стихотворение? Как отличить добро от зла?

Вывод: Доброта бывает истинная и доброта  ложная. 

Откроем учебное пособие на стр. 90 и поразмышляем с авторами над этим вопросом.

(Чтение по абзацам вслух)

Чей же совет можно считать добрым? Почему?

Зачитайте эти строки.

4. Задание в рабочей тетради стр.  . Прочитайте  вдумчиво два текста самостоятельно и ответьте письменно на вопрос: "Кто из героев рассказов проявляет доброту истинную, а кто - ложную?". Затем обсудите в группе, придите к единому мнению и заполните бланк ответов. Чтобы работа прошла успешнее руководствуйтесь правилами работы в группе.

Текст №1

К Сереже пришли друзья, Миша и Саша, и пригласили погулять. "Но я ещё не решил задачу, она для меня очень трудная", - сказал Сережа. Саша успокоил: "Садись. Давай составим краткую запись, и ты справишься. Это не трудно". Миша хлопнул друга по плечу и сказал: "Я знаю решение. Записывай, не теряй время. Пойдем скорее гулять".

Текст №2

В воскресенье ребята 3 "б" класса решили посадить деревья около школы. Утром Лене не хотелось подниматься с постели, и она сообщила, что никуда не пойдет. Бабушка пожалела внучку: "Поспи, Леночка, ведь сегодня выходной день. Ты за неделю так устала. А в школе скажем, что ты приболела". Подошел дед и строго сказал: "Вставай, Елена. Пообещала - сделай дело, а потом гуляй смело".

5. Обсуждение в классе и экспертная оценка.

Экспертная оценка 

Итак, лидеры, групп продемонстрируйте мнение своей группы?

Есть ли группы, у которых мнения расходятся?

  1. Текст №1. Саша проявляет доброту истинную, а Миша - ложную.
  2. Текст №2. Дедушка проявляет доброту истинную, а бабушка ложную.

У. Добрый человек - это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! Ребята, а где добро всегда побеждает зло?

Д. В сказках.

У. Вспомните сказки, в которых добро побеждает зло. (Дети перечисляют сказки).

6. Работа в паре

У. Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. И нашло отражение в пословицах и поговорках. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?  Предлагаю вам поработать в паре и, из представленных слов составить пословицу или поговорку о добре, доброте.

  1. Добрые дела красят человека.
  2. Без добрых дел нет доброго имени.
  3. Жизнь дана на добрые дела.
  4. Добро век не забудется.
  5. Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
  6. От добра - добра не ищут.
  7. Доброе сердце лучше богатства.
  8. Доброе слово - половина счастья.
  9. При солнышке тепло, при матушке добро.
  10. Доброе слово и кошке приятно.
  11. Худо тому, кто добра не делает никому.
  12. Не ищи красоты - ищи доброты.  
  13. Доброе дело дороже богатства.     
  14. Красоту уносят годы, доброту не унесут.
  15. Добро не лихо, бродит по миру тихо;
  16. Добро не умрёт, а зло пропадёт;
  17. Доброе дело само себя хвалит;
  18. Доброта без разума пуста;
  19. Добрые чувства - соседи любви;
  20. Добрый гость всегда в пору;
  21. Добрым словом и бездомный богат;
  22. Добро помни, а зло забывай;
  23. Доброго чти, а злого не жалей;

Какие пословицы получились у вас? Кто готов озвучить?

7. Рефлексия. 

В нашей классной комнате стало ещё светлее и теплее от сказанных добрых слов.

Чтение стихотворения учителем:

Доброта.

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы порой не изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев

У. Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что полезного и доброго можно взять в жизнь из сегодняшнего урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов - откройте глаза.

Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в, то, же время каждая бусинка существует отдельно.

Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой.

Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченными и дружными, добрыми, умными, честными, заботливыми, любящими и самыми любимыми.

Давайте же теплые ладошки друг другу и закончим нашу встречу песней "Если добрый ты!"(слайд 14)

(Поем песню, взявшись за руки)

8.Д/з

Дома прочитайте в кругу семьи статью «Добрые дела» на стр. 88-89, желающие могут нарисовать образ-символ Добра.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ДОБРОТА

Слайд 2

“ Всё хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека”. М. Пришвин

Слайд 3

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Л.Н. Толстой

Слайд 4

Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

Слайд 5

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажитесь не в состоянии совершить дурной поступок. Конфуций

Слайд 6

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Слайд 7

Зло без добра не сделает ни шага, Хотя бы потому, Что вечно выдавать себя за благо Приходится ему. Добру, пожалуй, больше повезло: Не нужно выдавать себя за зло .

Слайд 8

Текст №1. Саша проявляет доброту истинную , а Миша - ложную. Текст №2. Дедушка проявляет доброту истинную , а бабушка ложную. Доброта истинная и доброта ложная

Слайд 9

«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».

Слайд 11

Прочитать в кругу семьи статью «Добрые дела» на стр. 88-89, желающие могут нарисовать образ-символ Добра.

Слайд 12

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Истоки по теме Лес

Занятие 12Тема:  ЛесЦели :Воспитание чувства любви и бережного отношения к природе;Социокультурное наполнение категории «Лес»;Основные понятия:Лес – зеленый друг.  Царство природы.  Дар...

конспект урока по теме "Доброта" (социокультурный курс "Истоки")

Представлен конспект урока для обучающихся 3 классов  по теме "Доброта" (социокультурный курс "Истоки").  Также предложены задания для работы в паре, в группе, а также презентация к данному ...

Конспект урока по предмету "Истоки" для 2 класса. Тема "Ткачихи-рукодельницы"

Данный урок входит в раздел "Труд земной".  Наряду с рассказом  о традиционных технологиях трудовой деятельности ученику предлагается также понять некоторые эстетические и нравственно-этичес...

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...

Конспект урока по истокам " Мой род"

Конспект урока по истокам " Мой род"...

конспект урока в курсе "Истоки" по теме "Лес. Река"

конспект урока по программе "Истоки", тема :"Лес. Река"...