Главные вкладки

    "Содействовать раскрытию души..." (из опыта работы классного руководителя)
    статья на тему

    Гургурова Светлана Леонидовна

    В статье "Содействовать раскрытию души и любоваться радостей расцветом..." изложены основные подходы в воспитании классного коллектива в начальной школе, представлены "заповеди" класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    "Содействовать раскрытию души..."

    Из опыта работы классного руководителя

    «Содействовать раскрытию души и любоваться радостей расцветом…». Кажется так, перефразировав слова великого английского  классика Джорджа Гордона Байрона, можно сказать о повседневной работе классного руководителя, точнее, о его образе жизни.

    Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Как открыть солнышко в маленьком человеке, как помочь ему засиять? Эти вопросы волнуют меня, и эти вопросы я пытаюсь решать для себя каждый день.

    Изучив особенности класса, социальный состав семей, условия воспитания детей в семье, индивидуальность каждого ребенка, мною был определен круг проблем, которые предстояло решить нашему классному коллективу вместе с родителями и педагогами школы. Это проблема социализации детей из социально-неблагополучных семей, проблема установления доброжелательных межличностных отношений, проблема развития творческого начала в каждом ребенке. Для их решения на практике выстраивается система воспитательной работы в классном коллективе.

       Ключевыми понятиями, характеризующими сущность системы воспитания класса,  классным руководителем которого я являюсь, стали слова «творчество», «терпимость», «доброта», «самостоятельность» и «ответственность».

     Определяющая цель воспитательной системы – создание условий для саморазвития, самоопределения, самореализации личности ребенка. Считаю, что данная цель полностью соответствует решению проблемы школы: «Создание комфортной образовательной среды как средства достижения качественного образования».

    При моделировании, построении и функционировании воспитательной системы, я опиралась на пять составляющих компонентов, предложенных доктором педагогических наук профессором Евгением Николаевичем Степановым:

    1. Ценностно-ориентационный  компонент
    2. Функционально-деятельностный компонент                                                                                      
    3. Пространственно-  временной
    4. Диагностико- аналитический
    5.  и , в первую очередь, Индивидуально-групповой компонент

    Классный коллектив представляет собой  взаимодействие четырех элементов:

    -классного руководителя

    - учащихся класса

    -  родителей учеников

    - педагогов и взрослых

    Класс – это тот коллектив, где формируется чувство «мы», состоящее из индивидуальностей «Я». Отслеживать изменения, происходящие с детьми, их успехи мне помогает ведение дневника индивидуальной работы и Портфолио  ученика.

    Для создания условий для саморазвития, самоопределения, самореализации личности ребенка мною определены следующие задачи воспитательной работы:

    1. создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка;
    2. содействовать формированию нравственной позиции учеников;
    3. формировать основы построения дружеских межличностных отношений в классном коллективе;
    4. содействовать укреплению связи «ребенок- семья- школа»;
    5. способствовать укреплению здоровья детей и их физическому развитию

    В воспитательной работе придерживаюсь следующих принципов:

    1. творчество во всем;
    2. установление товарищеских отношений с детьми и их родителями;
    3. применение разнообразных методов изучения личности детей;
    4. оценка успехов ребенка не только в учебе, но и в общественных делах;
    5. максимум самостоятельности (все, что ребенок может делать сам, он должен делать сам)
    6. работа в микрогруппах (командах)

    Роль главного системообразующего фактора в нашем классном коллективе играет сотворчество, направленное на реализацию возможностей каждого ребенка, поддержанию интереса к окружающему миру. Дети с желанием участвуют в создании творческих проектов во внеклассной работе.

      Так в конкурсе презентаций проектов «Как сделать мир, в котором мы живем, лучше?» среди 2-4 классов наш класс стал победителем. В настоящее время, готовясь к юбилею школы, мы работаем над проектом «Наш класс – наша история».

    Творчество  является определяющим  во всех  классных делах, в участии в общешкольных акциях и мероприятиях. Оно находит отражение в работе классного коллектива, которая строится  по пяти направлениям:

    1. формирование здорового образа жизни
    2. становление гражданских и патриотических качеств
    3. духовно-нравственное воспитание
    4. интеллектуальное творчество
    5. создание единого воспитательного пространства

    «семья-школа-социум».

    Систематизируя работу по данным направлениям, я применяю различные формы.

    Формы работы

    1. классные часы, тематика которых подбирается с учетом особенностей класса и с ориентировкой на Программу возрастных воспитательных траекторий
    2. классные собрания, стимулирующие развитие детского самоуправления
    3. тренинги с психологом, помогающие самопознанию личности и осознанию ценности другого человека
    4. КВНы и викторины, способствующие расширению кругозора и развитию познавательной активности детей
    5. Классные вечера, которые дарят радость близкого общения и опыт самовыражения
    6. походы и экскурсии в природу, которые помогают прививать любовь к родному краю и  всему живому.  
    7. встречи с людьми разных профессий, которые учат уважать труд взрослых и заставляют задуматься о будущей профессии
    8. интеллектуальные игры и конкурсы, раскрывающие потенциал детей,  утверждающие ценность умственного труда, стимулирующие рост детей и повышающие познавательную активность
    9. участие в ежегодном конкурсе «Класс - лидер года», цель которого утверждение активных жизненных позиций учащихся, стимулирование творчества во всех его проявлениях
    10. участие в общешкольных акциях, способствующих гражданскому самосознанию младших школьников
    11. участие в школьных творческих конкурсах, развивающих общественную активность, фантазию и артистизм
    12. участие в Днях здоровья, спортивных соревнованиях, которые способствуют укреплению здоровья и физическому развитию детей

               Разработки наиболее интересных классных мероприятий собираются в банк «Классные находки».

    В коллективе 4 «в» класса развивается самоуправление. Актив класса входит в состав школьного совета детского самоуправления «Непоседы».

    Классный коллектив имеет свои заповеди, принятые на общем собрании:

    1. Класс- это одна большая семья.

    Здесь есть дети и взрослые (родители, учителя).

    Старайся понять каждого.

    1. Класс- это дружная семья.

    Дружи со всеми.

    Не обижай слабых и умей прощать.

    1. Класс- это веселая семья.

    Встречай всех улыбкой.

    Радуй других и не унывай сам.

    Участвуй во всех делах класса.

    1. Класс- это семья, где все трудятся.

    Главный твой труд-учеба.

    Учись хорошо и помогай товарищу.

    1. Класс- это семья с традициями.

    Соблюдай традиции и создавай новые

    Жизнь класса неразрывно связана с родителями детей, которых я стараюсь привлечь к активному участию в совместных делах и нахожу у них отклик. Родители - частые гости на уроках и участники внеклассных мероприятий. Родительские собрания как одна из традиционных форм работы с родителями имеют тематику, актуальную для нашего класса.

    Каждая воспитательная система имеет среду – жизненное пространство. Наш классный кабинет достаточно уютный. В немалой степени это заслуга родителей класса, которые помогли сделать косметический ремонт, посадить цветы, собрать новый комплект ученической мебели. Многим детям хочется дольше задержаться после уроков  в своем кабинете.

    Но жизнь коллектива не замыкается стенами классного кабинета. Дети посещают секции и кружки. Класс вплотную сотрудничает со многими структурными подразделениями школы (психологом, социальным педагогом, школьной библиотекой, медицинским работником), школьным музеем. Проводятся совместные мероприятия с различными структурами: Домом культуры, Районным Центром дополнительного образования, Центром физкультурно- оздоровительной работы, Физкультурно-оздоровительным комплексом, сельской библиотекой и библиотекой ст. Юность Комсомольская, инспекторами ГиБДД и инспектором по делам несовершеннолетних, пожарной частью п.Туртас.  

    Таким образом, анализируя  действенность применяемой мною  системы воспитания, можно говорить о следующих результатах:

    1. уровень воспитанности подавляющего большинства членов коллектива высокий
    2. достаточно высокий индекс здоровья
    3. полный охват детей внеурочной деятельностью
    4. достижения отдельных учащихся класса и классного коллектива в целом в интеллектуальной, художественной и общественной творческой деятельности, спортивные успехи
    5. В 2011- 2012, 2012-2013 учебных годах наш класс становился победителем школьного конкурса "Класс - лидер года".

    Дети – это наша боль, наша радость, наша надежда, наше разочарование и наше счастье… А достичь этого счастья мы можем, только воспитывая вместе - учителя, родители и сами дети.

    Считаю, что взаимоотношения внутри нашего классного коллектива находятся в состоянии непрерывного развития. Потому и сама воспитательная система претерпевает ряд изменений, дополнений, подвергается корректировке. Я стараюсь совершенствовать свою деятельность, ищу новые формы. Пробуждаю творческую инициативу, так как в центре – ребенок, его здоровье, его успех, его радость.  

    Содействовать развитию ума

    И любоваться радостей расцветом,

    Следить, как ты растешь сама

    С диковинным, неведомым предметом

    И видеть, как растешь ты-

    Счастье в этом…

    Джон Гордон Байрон


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы классного руководителя. КТД.

    В статье рассказывается об организации КТД. Расскрываются этапы КТД, педагогические условия реализации, приводится примерный перечень КТД на учебный год. Материал взят из опыта работы классного руково...

    "Из опыта работы классного руководителя"

    Энергия детства неисчерпаема, нужно лишь уметь направлять её в нужное русло. Вся моя воспитательная работа направлена на то, чтобы ребенок чувствовал с...

    «Адаптация первоклассников», из опыта работы классного руководителя Цюрюмовой Л. Н.

    Адаптация в школе первоклассников очень сложный период в жизни детей. Классному руководителю нужно помочь детям увидеть в каждом товарище по классу положительные стороны . показать, что каждый ребенок...

    Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

    «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

    «Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

    Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

    доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

    Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции....