Классный час «Славные символы России».
классный час по теме

Пучкова Светлана Михайловна

 

Важность проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения на современном этапе не вызывает сомнения. Уважительные отношения подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. Изучение обучающимися истории  государственных символов Российской Федерации и символов субъектов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории имеет огромное значение. Доказано, что чем раньше мы начинаем знакомить обучающихся с самой разной символикой, тем способнее они к ее восприятию. Учитывая актуальность и значимость проблемы государственной символики России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slavnye_simvoly_rossii.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Этапы подготовки

  1. Подбор материала для классного часа
  2. Составление плана и сценария мероприятия
  3. Разучивание стихотворений обучающимися
  4. Оформление классной комнаты

Сценарный план:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Разгадывание ребуса \знакомство с государственными символами
  1. Герб
  2. Флаг
  3. Гимн
  1. Практическая работа учащихся
  2. Игра «Собери пословицу»
  3. Итог мероприятия.

Тема «Славные символы России»

Цель - развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: изображения флага и герба России (если есть возможность - раздать каждому ученику), шаблоны флага для раскрашивания, монета с изображением герба, текст и музыка гимна, пословицы о Родине, карта России, ребус, ветка березы.

Ход  мероприятия

Вступительное слово  учителя

Разгадывание ребуса: P1 А (Р - ОДИН - А). (слайд  2)

Учитель. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. Послушаем стихотворение 3. Александровой. (Слайд 3)

 (Читает подготовленный  ученик)

Если скажут слово - Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина.

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель. А вы, ребята, как понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас? (слайд 4)

(С этими словами учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья и т. д.)

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды -

Звезды мира над Кремлем.

Учитель. Как называется наша Родина?

Ученики. Россия или Российская Федерация.

Учитель. Россия - самая большая страна на свете. Посмотри на карту. (Учитель по карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границ! Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран.

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

Посмотрите, на карте России много голубого цвета. Это реки моря и озера. Очень красива и богата наша страна.

А какие прекрасные города есть в нашей России. Я предлагаю вам разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия городов.

Ребусы (слайды 5 – 10)

о

М

в

О

у

с

к

ё

р

К

а

с

л

р

к

(Ответы: Москва, Орел, Курск.)

Физкультминутка (слайд11)

На зарядку солнышко поднимает нас –

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над нами весело шелестит листва –

Опускаем руки мы по команде «два».

Знакомство с государственными символами        (слайд12)

Учитель. Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

И, как и все символы, они

Жизнь нашу отражают.

Учитель. Давайте рассмотрим герб нашей страны. (слайд 13)

Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

(Показывает монету.) Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено? (слайд 14)

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой - двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко –

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами - короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.

(Высказывания детей. Затем учитель обобщает их ответы.) (слайд 15)

Учитель. Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом на верху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

На груди орла помещен красный щите изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз - все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привел ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егор Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. (слайд 16)

Наш герб

Различным образом державы

Свои украсили гербы.

Вот леопард, орел двуглавый,

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный –

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,

Подобье потеряв свое,

Сжимает в лапах, угрожая,

Разящий меч или копье.

С. Маршак

(Можно предложить вниманию детей гербы других государств.) Учитель. Еще один важный символ нашего государства – флаг

(слайд 17)

А флаг России - триколор,

Полотнище в три цвета.

В нем яркой красной полосой

Страна наша воспета.

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названы у нас

И площадь Красной, и изба,

А также девица красна,

Ведь красный - это красота.

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

Продолжим экскурс в старину,

Тогда узнаем, почему

У флага есть еще цвета,

Что значат еще цвета два.

Синий - Украины цвет,

Белый - Белоруссии.

Народы их объединились,

Чтобы жить в согласии.

День рожденья есть у флага

В середине августа.

Символы страны родной

Помните, пожалуйста!

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко-красного или темно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг взметался ветром, приятая уверенность и мужество ратникам.

Затем на полотнищах стали изображать святых - «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета зеленый, желтый, белый, красный. Их украшали богатые узоры.

Российский флаг - трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, на вершне, ленты, тесьма, шнуры с кистями. День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.

У ч и т е л ь. На каких зданиях нашего села можно увидеть герб и флаг

(Можно это задание дать учащимся предварительно.)

практическая работа учащихся

(Приготовить шаблоны флага. Дети, раскрашивая, повторяют значения цветов флага.)

Учитель. Часто на праздниках, военных парадах мы слышим и торжественную песню, называемую гимном. (слайд 18)

Гимн - это торжественна песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия - любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества! Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой мужественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков. (Звучит гимн.)

Игра «Собери пословицу» (слайды 19 – 22)

Учитель. Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц. (Работают по группам.)

Родина краше солнца,        дороже золота.

Родина - мать,                        умей за нее постоять.

Нет в мире краше                        Родины нашей.

Для Родины своей                        ни сил, ни жизни не жалей.

Подведение итогов

- Что нового узнали? О чем расскажете дома?


Дополнительный материал

Учитель. Сегодня и на следующих классных часах вы будете знакомиться с символами нашего государства - Российской Федерации. К символам государства относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства. Мы познакомимся с историей российского флага. Но вначале назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.

Ученики. Мама, друг, школа...

Учитель. Да, правильно! И еще есть одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (слайды 23 – 29)

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

1.        Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
(Река.)

2. Про какое дерево говорят: «Мерзнет, дрожит на ветру»? (Осина.)

3.        Живет в лесу работник -
Лесной носатый плотник.
(Дятел.)

  1.  Вежливое слово. (Спасибо.)
  2.  Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал.)
  3.  Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза.)

Учитель. Какое слово получилось по вертикали?

Ученики. Получилось слово «Родина».

Учитель. Правильно! Молодцы! (Пишет слово «Родина» на доске.)

(слайд 30)

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Пускай совсем я маленький,

Но Родину люблю,

Свой дом на тихой улице

И всю страну мою!

Люблю я речку быструю

И дальний лес за ней.

Пусть будет небо чистое

Над Родиной моей! Родина - это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли. А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина».

(Звучит грамзапись, дети подпевают. Ученик читает стихотворение З. Александровой «Родина».)

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница.

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная.

Но у всех она одна!

Учитель. А наша Родина - Россия. (Показывает Россию на физической карте.)

Страна, в которой мы родились, живем и учимся. А какой самый известный город нашей страны? Вы узнаете, если правильно разгадаете ребус (слайд 31)

(Ответ: город Москва)

(Учитель пишет на доске слово «Москва»)

Город чудный, город древний.

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы.

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах!

Сколько храмов, сколько башен

На святых твоих холмах!

Исполинскою рукою

Ты, как хартия, развит.

И над малою рекою

Стал велик и знаменит.

На твоих церквях старинных

Вырастают дерева.

Глаз не схватит улиц длинных -

Это - матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьет златую шапку

У Ивана-звонаря?

Кто царь-колокол поднимет?

Кто царь-пушку повернет?

Шляпу, кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?!

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат,

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

Учитель. А что зашифровано в следующем ребусе? (слайд 32)

(Ответ: Москва - столица.)        

(Учитель пишет словосочетание на доске.)        

Учитель. Москва - столица России. Столица - главный город

государства. А что является символом столицы нашего с вами государства?

 (слайд 33) (Ученики разгадывают ребус.)

(Ответ: Кремль.)

Учитель пишет слово «Кремль» на доске.)

Учитель. А над Кремлем развевается государственный флаг, Флаг - это символ государства.

Викторина (слайд 34)

  1. Назовите день рождения бело-сине-красного флага.
  2. Что обозначает красный цвет флага?
  3. Что обозначает белый цвет?
  4. Что обозначает синий цвет?
  5. Где можно увидеть государственный флаг?
  6. На каких зданиях нашего города развевается флаг?

Берегите Россию

Берегите Россию -

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

За небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой!

К. Синицын

Примеры пословиц и поговорок о Родине (слайд 35)

  1. Велика святорусская земля, а везде солнышко.
  2. Всякая птица свое гнездо любит.
  3. Всякому мила своя сторона.
  4. Где кто родился, там и пригодился.
  5. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
  6. Дома и стены помогают.
  7. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
  8. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  9. Родина краше солнца, дороже золота.
  10. Родина-землица и во сне снится.
  11. Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
  12. Всяк чужу сторону хвалит, а сам ни ногой.
  13. На чужой стороне и весна не красна.
  14. Человек без Родины - что соловей без песни.
  15. Родина - мать, умей за нее постоять.
  16. Если народ един, он непобедим.

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовет. Выхожу из дома я –

Здравствуй, улица моя!

Я пою, и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я –

Здравствуй, Родина моя!


Список использованной литературы:

  1. Алтынов Н.В. Краткий словарик школьника – М.: Дрофа, 1997 г.
  2. Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников – М: АСТ-ЛТД, 2005 г.
  3. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История – М.: АСТ 2008 г.
  4. Лаптева А. С.Государственные символы России. Журнал «Начальная школа» № 12. 2004 г.
  5. Рожкова М.И. Классному руководителю М.: 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации. Тема: «Славные символы России».

Урок окружающего мира построен в форме учебного сотрудничества. Учащиеся не только приобретают знания по теме, но и учатся работать в коллективе, думать не только о собственном благе, но и о благе тех...

Классный час во 2 классе "Славные символы России"

Задачи:    Познакомить учащихся с символами страны: флагом, гербом, гимном.Воспитывать чувство любви к своей стране, чувство гордости за нашу страну....

Классный час " Славные символы России"

Классный час для учащихся 3 класса...

Задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."

Материал содержит задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему "Славные символы России" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представления о государственных символах.Планируемые результатыПредметные:-знать историю появления государственных символов.-уметь различать государс...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Славные символы России», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о государственных символах России (истории их появления, особенностях символов нашего государства); Зад...

Технологическая карта урока окружающего мира "Славные символы России" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о государственных символах России: герб, флаг, гимн (истории их появления, особенностях символов нашего государства).Задачи урока:Дидактически...