Беседа-тренинг "Доброта в моём сердце"
план-конспект занятия по теме

Лапшина Ольга Сергеевна

Основной целью этого занятия является расширение знаний учащихся о доброте, её значении в жизни человека, стимулирование детей к добрым поступкам. Беседа-тренинг учит делать выводы и  выражать свои мысли при помощи обсуждения конфликтных ситуаций. Использование теста в начале занятия дает ребёнку возможность саамостоятельно оценить, достаточно ли он внимателен и добр к окружающим.

Целевая аудитория: учащиеся 2-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_-_trening_dobrota_v_moyom_serdce.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа - тренинг «Доброта в моем сердце»

ЦЕЛЬ:

Расширять знания учащихся о доброте, её значении в жизни человека. Стимулировать детей к добрым поступкам. Учить делать выводы.

Развивать связную речь, умение выражать свои мысли.

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание к окружающим.

ОБОРУДОВАНИЕ: ларец, толковый словарь С. И. Ожегова, картинки с солнышком, клубок с нитками, свеча, ноутбук.

l. Организационный момент.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня я приготовила для вас ларец с волшебным даром. (Воспитатель открывает пустой ларец.) Нет,  нет! Он не пустой. Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем, это - маленькое солнце, имя которого вы сейчас узнаете.

Слово это серьёзное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нём стремленье

На помощь прийти

Вновь и вновь.

Это качество в сердце

У многих живёт

И о боли других

Позабыть не даёт.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Это наших сердец (доброта).

 Сегодня мы будем говорить на тему «Доброта в моём сердце». Выясним значение доброты в жизни человека

Что вы ожидаете от этого занятия? (Дети по очереди высказывают свои ожидания.)

ll. Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете что такое добро? ( Дети отвечают.)

Сейчас мы узнаем, как объясняет слово « добро» толковый словарь ( работа с толковым словарём С.И. Ожегова).

1. Игра-аукцион

Воспитатель: Доброта очень ценилась на Руси. Издавна людям давали фамилии и имена с корнем добр -.

 Проведем игру-аукцион.  Назовите как можно больше фамилий и имен с этим корнем. Например, Добрыня. Победит тот, кто назовет последним.

Вот мы ещё раз убедились в правоте пословицы: «Добрые умирают, а дела остаются».

2. Игра «Свод законов доброты»

 

Воспитатель: Представьте, что доброта-это наука, у которой есть свои законы. Слова в них перепутались. Восстановите законы доброты – соберите пословицу из словосочетаний и скажите, в чем заключается ее смысл. (Дети делятся на группы и собирают свои законы-пословицы.)

 

Начало   пословиц

Окончание пословиц

Для хорошего друга

Злой плачет от зависти,

Свет не без

Лихо помнится,

Без друга

Жизнь дана

На добрый привет –

Тому тяжело,

Старый друг лучше

Доброму человеку и

Кто скор помог

на добрые дела.

а добрый - от жалости .

кто помнит зло.

чужая болезнь к сердцу.

добрый совет.

не жаль ни хлеба, ни досуга.

на сердце вьюга.

добрых дел.

тот дважды помог.

а добро век не забудется.

новых двух.


3. Тест “Добрый ли, я”

Воспитатель: Сейчас мы проведем тест.

Каждый из вас сможет проверить какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

 2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

 3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

 4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

 5. Часто ли ты используешь злые шутки?

 6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

 7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

 8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

 9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

 10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

 11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

 12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Теперь давайте посмотрим как правильно подсчитать баллы.

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.3.Ситуации для обсуждения.

4. Ситуации для обсуждения

   Воспитатель: Каждый день нам приходится решать те или иные жизненные задачи, совершать поступки. Но всегда ли добрые поступки являются бескорыстными? Давайте проанализируем следующие ситуации.

 Ситуация 1.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.


Ситуация 2.

Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.


В: Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?

Д: В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя.
В
: Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?

Д: Нет.

В: Как бы вы поступили на месте мальчиков?  Где и как проявляете доброту?

Вывод: Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!  

.      4. Мозговой штурм «Интервью».

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете какой он хороший человек?  

Давайте проведём интервью о хорошем человеке. Узнаем, чего никогда не делает добрый человек. Начинаем такими словами:

- Добрый человек никогда не….

5. Упражнение «Солнце доброты». Работа в группах.

      Воспитатель: В честь хороших людей  зажжём на небе «Солнце доброты». Для этого на лучиках напишите черты, присущие хорошему человеку.

( Например: отзывчивость, жалость, милосердие, соболезнование, сопереживание и др.)

        6. Упражнение «Сплети паутинку».

Воспитатель: А сейчас вспомните, кто из нашей группы и какое добро сделал вам. Встаньте в круг. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты.  

7. Магическая свеча.

Воспитатель:  В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжём свечу и представим, что она магическая. И отныне, кто возьмёт её в руки, превращаются в фею. Включите фантазию, представьте, что бы вы сделали, став сказочной феей?

Начните так:

- Если бы я стал феей, я бы сделал так…

lll. Рефлексия (звучит тихая музыка)

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.  Итак, что же после этого занятия для вас означает слово « доброта»?

Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”

Воспитатель:А теперь встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

 Не забывайте, что в этом огромном мире многие люди нуждаются в доброте ваших сердец. Помните о ваших сверстниках, которые по состоянию здоровья вынуждены  проходить длительное  лечение в больницах.

У вас на партах лежат бумажные сердечки. На них  напишите добрые дела, которые вам предстоит совершить. Ваши сердца образуют аллею добрых сердец (вывешиваются на доску).

IV. Заключение.  

 Воспитатель: Я говорю вам огромное спасибо за вашу работу. И желаю вам, чтобы доброта всегда  жила в ваших сердцах.

       

          Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет.

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Источники:

1. http://festival.1september.ru/articles/549578/ - классный час "Поговорим о доброте", Шнайдер Н. В.

2. http://apruo.ru/stranichka-shkolnogo-psichologa/trening-dlya-uchashichsya/257-trening-dlya-shkolnikov-dobrota-spaset-mir.html - тренинг для школьников младших классов «Доброта спасет мир»

3. http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/845.html – внеклассное занятие по теме «Твори добро!», Т.А. Чеботаева (ситуации для обсуждения)

4. Портфолио школьника.  Методические рекомендации. 1-2 классы / Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева, под ред. С. П. Казачковой, М. С. Умной. - М.: Планета, 2012

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская исследовательская работа "Что в имени моём...?

Работа выполнена ученицей 3-го класса. В своей работе девочка старалась определить значение имени для человека, право выбора имени и с помощью анкетирования узнала наиболее популярные имена прошлого и...

Что в имени моём

Исследование имени Екатерина(детская версия)...

Презентация для классного часа"Что в имени тебе моём?"(круг общения)

Обучающиеся узнают о том,что имена могут быть полными и краткими,узнают о значении имён,проверят свои знания в сказочной викторине....

ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "ОСЕНЬ В КРАЕ И В СЕРДЦЕ МОЁМ"

В данном проекте представлены сочинения учащихся, стихи дальневосточных поэтов, стихи учащихся, народные приметы, личные наблюдения учащихся, загадки, пословицы, рисунки об осени, иллюстрации осенних ...

Урок развития речи "Доброта в моём сердце" 2 класс.

Открытый урок на семинаре начальных классов...

Воспитательная программа внеурочной деятельности « В сердце моём Россия»

Программа патриотического воспитания школьников...