Урок развития речи "Доброта в моём сердце" 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Пуляева Ирина Александровна

Открытый урок на семинаре начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

             Открытый урок развития речи

во 2-м классе по теме:

«Доброта в моём сердце»

(подготовка к сочинению)

Цели:

  • Развивающие:  развивать  умение общаться; пробуждать у детей интерес к познанию родного языка; развивать устную и письменную речь учащихся, чувство слова; развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи;
  • Образовательные: расширять знания о вежливых словах и их применение в жизненных ситуациях, тематический словарь, речевое творчество детей; формировать навыки владения речевой нормой при составлении текста; прививать любовь к русскому языку, как средству самовыражения; повторить тему «Словообразование», актуализировать знания учащихся в области морфологии; 
  • Воспитательные:   дать понятие слова «доброта», воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим;  мотивировать детей на добрые поступки; воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point к уроку, компьютер, проектор мультимедиа, экран; толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, задания для работы в группах:  карточки-помощницы; тексты, словарики для записи слов.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

СЛАЙД 1

Ученики входят в класс под музыку детской песенки «Если добрый ты»

 - Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Постановка темы и целей урока.

-  Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения «Доброта в моём сердце». Узнаем, что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Какого человека можно называть вежливым? Ведь вежливость и доброта  не разделимы.

Ученик читает стихотворение.

СЛАЙД 2

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта -  не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

  III. Знакомство с новым материалом. Этимология слова. Толкование слова.

- А что же такое доброта?

- Давайте заглянем в книгу мудрости, чтобы найти  значение слова "ДОБРОТА", здесь находятся выдержки из толковых словарей  учёных  языковедов В.И.Даля и С.И.Ожегова.

 СЛАЙД  3

"Доброта - добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты" (В.И.Даль)

Подготовленный ученик зачитывает статью из словаря.

СЛАЙД 4

4. Работа над словом.

Учитель.  - Запишите слово «Доброта» с красной строки с заглавной  буквы.

            - Назовите и выделите орфограмму в этом слове.

                  - Назовите и запишите  родственные слова к слову «Доброта».

                  - Найдите  корень в этих словах.

                  - Найдите уменьшительно – ласкательную форму к слову «Доброта».

                  - Разберите это слово по составу. Что вы заметили? С помощью,  какой части слова   оно образовано?

Ученики. Одинаковый корень,  суффикс,   придающий уменьшительно-ласкательное   значение.

Учитель. - Подберите  слова – синонимы к слову «Доброта»

Ученики. - Нежность, ласка, забота.

5. Работа над развитием речи

СЛАЙД 5

Учитель. – Ребята, а сейчас составьте и запишите словосочетания с прилагательными    « добрый, добрая, доброе, добрые »

Ученики. – Добрый человек, добрые руки, доброе сердце, добрый день, доброе слово.

СЛАЙД 6

Учитель. – Скажите, ребята, от этих словосочетаний у вас на душе ясно и тепло или пасмурно и холодно? (ясно и тепло).

Учитель. – Значит, доброта – это положительное или отрицательное качество человеческой души? (положительное).

Учитель. – Составьте предложение с одним из этих словосочетаний.

Учитель. – Ребята, а как вы думаете,  какой человек может быть добрым?

                -   Какими качествами он должен обладать?

Ученики. - Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.

СЛАЙД 7

 VI. Жизнь слова в фольклоре.

Учитель - Скажите, дети, чего на земле больше - добра или зла?

Ученики - Добра!

Учитель - Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

СЛАЙД  8  задание: "Восстановите пословицу".

На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу, а затем рассказать ваше общее мнение.

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • В ком добра нет, в том и правды мало.
  • Не ищи красоты, ищи доброты.

Учитель.-  Из предложенных пословиц запишите вторую пословицу, решив орфографические задачи.

Учитель - Первый шаг к доброте - это доброе слово. А как иначе мы назовём добрые слова?

Ученики – Вежливые слова.

Учитель – Что такое вежливость и вежливые слова?

СЛАЙД 9 -10

Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами:

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит: (добрый день)
  • Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь: (здравствуйте)
  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы: (спасибо)
  • Когда нас бранят за шалости, говорим: (простите, пожалуйста)
  • И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: (до свидания).

VII. Физкультминутка.

Под песенку «Добрый жук».

 СЛАЙД 11

VIII. Работа над составлением предложений.

СЛАЙД 12

  1. Учитель. -  Предлагаю вам слова, из которых нужно составить предложение.

На свете, хорошо, доброта, как, что, есть!

Запись предложения.   Как хорошо, что есть на свете доброта!

Учитель. - Это предложение может быть началом вашего текста.

  1. Продолжите предложение.

Для  меня добрый человек – это…

Ученики читают предложения.

СЛАЙД 13

9. Работа в парах

Учитель. - Составьте 2-3 предложения о доброте.

Звучат маленькие рассказики детей, предложения.

Учитель.  - Прекрасные строки!

 Учитель – Найдите антоним к слову «доброта».

Ученики. – Зло.

Учитель - Как можно победить зло?

Ученики.  - Добрыми делами.

Учитель. – Приведите примеры добрых дел, которые совершили вы сами.

10. Эстафета добрых дел

Учитель. - Ребята, а в сказках, как известно, добро побеждает зло. И, конечно, есть сказочные герои, которые делали добрые дела.

СЛАЙД 14

- А сейчас, вам нужно угадать этих сказочных героев.

1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки.   (Красная Шапочка)

2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)

3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

X1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

СЛАЙД 15  

Учитель. - Наш урок подошел к концу.

 А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?

Ученики. - В сердце человека.

Учитель. - И мне, конечно, хочется, чтобы в ваших сердцах тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.

СЛАЙД 16

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда!

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

СЛАЙД 17  "Доброта в моём сердце"

 - Спасибо вам за урок! Дома вы составите текст, в котором расскажете всё, что вы узнали о доброте, о добрых делах и поступках.

СЛАЙД  18

Песня «Дорогою добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи для 2-4 классов. Презентация " Сказка о лесном художнике"

Тема урока. Сказка о лесном художнике. Тип урока:урок изучения нового материала и применения новых знаний на практике.   Цели урока:...

Презентация к уроку развития речи. Русский язык 3 класс. обучающее изложение.

Использование презентации на уроке развития речи - идеально для учителя и ученика. Нет надобности написания текста на доске, плана работы... Удобно использовать слайды в работе в парах, в группах. Не ...

Урок развития устной речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Овощи: помидор"

Урок проводится по теме " Овощи: помидор" в 1 классе коррекционной школы VIII вида. Содержит разнообразные дидактические игры, коррекционные упражнения....

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны".

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны"....

Урок развития речи учащихся в 3 классе.

Разработка урока по развитию речи в 3 классе по картине В. Маковского "Свидание". Репродукция картины, портрет и биография автора, разработка урока....

Урок развития речи для учащихся 3 класса школы V вида по теме "Осень"

Конспект по развитию речи для учащихся 3 класса школ V вида включает в себя разнообразные задания по формированию лексико-грамматической стороны речи. Работа на уроке строится по системе слово - слово...

Конспект урока развития речи в 4 В классе 2 отделения.

Конспект урока развития речи  в 4 В классе 2 отделения. Учитель - Петрова Т.В.Тема урока: «Подготовка к изложению по рассказу Л. Толстого «Галка»....