Родительское собрание на тему «Предупреждение агрессивного поведения»
консультация по теме

Городцова Татьяна Владимировна

Разработка для проведения родительского собрания на тему "Предупреждение агрессивного поведения " готова и апробирована мною в лицее для родителей начальной школы. С каждым годом учителя и родители всё больше сталкиваются с трудными детьми, эта тема становится всё актуальнее. Данная разработка  знакомит с видами и причинами агрессивного поведения, способами их предупреждения.  к разработке имеется приложение - презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ «Технический лицей» г.Обнинска Калужской области

Выступление на родительском собрании МБОУ СОШ «Технический лицей»

учителя начальных классов Городцовой Татьяны Владимировны

на тему  «Предупреждение агрессивного поведения»

Ноябрь, 2012 год

Изменения, происходящие на современном этапе развития общества, выдвинули целый ряд проблем, обусловленных ростом различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Безусловно, это привело к детской жестокости и агрессии. А от агрессии до преступления, как известно, один шаг. Наша с вами задача – задача родителей и педагогов своевременное предупреждение агрессивного поведения детей.

Тенденция роста детской преступности и увеличения числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения определённых условий, предупреждающих эти опасные явления.
Своевременное выявление детей, которым характерны признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения их неблагоприятного развития. Особенно это актуально для младшего школьного возраста, наиболее сенситивного для предупреждения агрессивного поведения.

   Когда ребенок ведет себя агрессивно, взрослые, как правило, такое поведение осуждают - отчитывают ребенка, наказывают, а если он не исправляется, то сами теряют над собой контроль, тем самым только усугубляя непростую ситуацию. Иногда агрессивность носит защитный характер, проявляясь в момент опасности, иногда является свойством личности и выражается в целенаправленном разрушительном поведении, проявляясь в деструктивных тенденциях.

   ! Нельзя забывать, что дети черпают знания о моделях поведения из трех источников: семья, в которой может демонстрироваться и закрепиться агрессивное поведение, сверстники, например, во время игр по принципу «Я самый сильный – мне все можно», а также символические примеры из масс-медиа.

   ! Ребенок может быть агрессивным не обязательно по вине родителей в результате недостатков воспитания. Черты такого поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере - взрывчатость, обидчивость – или являться результатом особого созревания нервной системы. Однако по мере взросления, ответственность ребенка за свое агрессивное поведение должна возрастать. Задача взрослых – помочь преодолеть трудности эмоционального развития.   

  Причины агрессивного поведения разнообразны и зависят от многих факторов, в основном относящихся к семейному воспитанию. Наиболее распространенные из них: 1. Неправильная реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка 2. Дисгармоничность семейных отношений в целом: отношения между родителями, родителями и детьми, братьями-сестрами.

3. Наказание и степень контроля со стороны родителей. Исследователи выявили, что жестокие наказания приводят к высокому уровню агрессивности у детей, при этом минимальный контроль и присмотр ведут к высокому уровню асоциальности.

4. Использование таких воспитательных методов, как угрозы, ультиматумы, сознательное лишение любви, частые изоляции.

   Агрессия может быть направлена как на других, так и на самого себя – тогда она становится аутоагрессией, крайней формой которой является самоубийство. В более мягком варианте она выражается в постоянной тревоге, чувстве глубокого отчаяния и безысходности. Коля 9-ти лет, ученик спецшколы для «трудных подростков», оставаясь в одиночестве, регулярно наносил себе увечья тем, что было под рукой: колол ручкой, прорезал острым карандашом по руке до крови, умалчивая происхождение этих ран от взрослых.

По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей является нежелание родителей разбираться в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру. При работе с учителем и классным руководителем, если созданы доверительные отношения, такие дети говорят о том, что чувствуют себя в семье одинокими, никчемными, ненужными, о плохом отношении с одним или обоими родителями, отсутствии поддержки и заинтересованности их жизнью. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя. Коррекция агрессии должна носить системный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности ребенка. Для устойчивого результата необходима работа учителя с родителем.

   Общение ребенка с родителем имеет большое значение. Возможность высказать наболевшее – первый шаг к преодолению агрессивного поведения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему требуется помощь. Агрессивность – это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку. Простой просмотр мультфильмов и обсуждение поведения героев может стать определенной терапией. Иногда ребенку сложно объяснить причины своих чувств от первого лица. Причем будет намного полезнее, если родитель не станет обставлять это как занятие или задание и оставит менторский тон, так как такая подача может вызвать тревогу или еще большую агрессию.

   Родителю можно делать вид «неучастия», например, мама готовит ужин и по ходу дела может попросить ребенка принести карандашик, пластилин и предложить нарисовать что-либо, обсудить. Спрашивать о том, как он вел себя в той или иной ситуации, что он делал, как он делал. Если ребенка обидели или что-то не понравилось, попросить изобразить с помощью любых средств. И самое главное беседовать. Специалисты считают, что агрессивное поведение – своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание.

 

Виды агрессивных реакций:
• Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
• Косвенная - агрессия, окольным путём направленная на другое лицо, или ни на кого не направленная;
• Раздражение - готовность к проявлению агрессии при малейшем возбуждении (грубость, вспыльчивость);
• Негативизм - оппозиционная манера поведения - от пассивного сопротивления до активной борьбы;
• Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
• Подозрительность - от недоверия и осторожности по отношению к людям до убежденности в том, что они умышленно причиняют вред;
• Вербальная (словесная) агрессия - выражение негативных чувств через определенную форму (например, крик) или через словесное содержание (оскорбление или сплетни);
• Чувство вины - возможное убеждение человека в том, что он плохой, поступает зло, угрызения его совести; эта агрессия направлена человеком против самого себя.
Агрессия, гнев, злость являются нормальными человеческими эмоциями, и проблема заключается не в том, как их подавить, преодолеть, а как научиться выражать в таких формах, которые не нанесли бы вреда ни вам, ни окружающим.

   Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Процесс формирования агрессивности как черты характера постепенный. Взрослые, как правило, не обращают внимания на более мягкое выражение потребностей ребенка до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения.
  Вместе с тем, наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить направленность его реакций (на кого он нападает, в каких обстоятельствах и как часто это случается без какой-либо провокации).
В подростковом возрасте истоками агрессивности могут быть:
- конфликты со сверстниками или взрослыми, ущемляющими достоинство личности подростка,
- конфликты с родителями, причинами которых могут быть стремление подростка к самостоятельности и независимости, протест против ограничений, «непонимание» со стороны родителей подростковых проблем,
- процесс самоутверждения, укрепления социальной (чаще лидерской) позиции, отстаивание своих интересов в коллективе сверстников,
- процесс подражания любимому кино- или литературному герою(как Шварценеггер, как Рэмбо, как Терминатор и т.д.),
- влияние алкоголя на неокрепшую психику, прилив сил и желание показать свою силу другим и др.

Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении.
Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать человека упорным либо безвольным.
Агрессия многолика. По своей направленности она может быть внешней, направленной на конкретных людей (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы и социальное окружение (смещенная агрессия), а также внутренней, выражающейся в обвинениях или требованиях, адресованных самому себе.
По способу контроля агрессия бывает произвольной, возникающей из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, а также непроизвольной, представляющей собой быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие не подконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта. При налаживании контакта с агрессивным подростком важно учитывать особенности агрессии и ее причины.

  

      Детская агрессия и родители. Большинство родителей сталкиваются с проблемой агрессии в детской среде тогда, когда их дети оказываются в роли жертв. Если же ребенок удачно избегает неблагоприятных ситуаций либо сам ведет себя агрессивно в отношении сверстников вне семьи, проблема минует их внимание или, по крайней мере, не находится в его фокусе.

      Часто родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и, «если надо — драться», провоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей («с ними не дружи, у них родители — алкоголики») и нередко межнациональную рознь.

      Формально осуждая агрессивное поведение, они, однако, делают естественное исключение для собственного ребенка. Велико бывает их удивление, когда ребенок, достигнув подросткового возраста и вступив в естественную ситуацию смены референтной группы (мнение родителей и педагогов теперь становится менее веско, чем мнение подросткового коллектива), воспроизводит в своих отношениях внутри семьи давно выработанные стереотипы агрессивного поведения.

      Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

При непродуктивной деятельности в период свободного времени – “ничегонеделанье” – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.[1]

Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.[2]


[1]         Личко А.Е., Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
        Москва, 1988, стр.23-24

[2]         Тархова Л. “Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели”, Москва, 1997, стр.27


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предупреждение агрессивного поведения учащихся Тема родительского собрания:

Слайд 2

?! Развитие современного общества Проблемы

Слайд 3

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества.

Слайд 4

Задача №1 – изучение определённых условий, предупреждающих тенденцию роста преступности и увеличения числа детей, склонным к агрессивным формам поведения.

Слайд 5

Источники знаний о модели поведения Семья Сверстники СМИ

Слайд 6

Агрессивное поведение ребёнка вина родителей в результате недостатков воспитания Темперамент и характер ребёнка Результат особого созревания нервной системы

Слайд 7

Задача взрослых – помочь преодолеть трудности эмоционального развития

Слайд 8

Причины агрессивного поведения Неправильная реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка 2. Дисгармоничность семейных отношений 3. Наказание и степень контроля со стороны родителей 4. Использование таких воспитательных методов, как угрозы, ультиматумы, сознательное лишение любви, частые изоляции. Главная причина агрессивного поведения детей - нежелание родителей разбираться в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру.

Слайд 9

Возможность высказать наболевшее – первый шаг к преодолению агрессивного поведения

Слайд 10

Агрессивность – это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку.

Слайд 11

Просмотр мультфильма совместно с родителями – лучшая терапия для вашего ребёнка

Слайд 12

Виды агрессивных реакций Физическая агрессия Косвенная Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины

Слайд 13

Задача взрослых – научить выражать свои эмоции в таких формах, которые не нанесли бы вреда окружающим.

Слайд 14

КОНФЛИКТЫ Истоки агрессивного поведения ПРОЦЕСС САМОУТВЕРЖДЕНИЯ Процесс подражания Влияние алкоголя

Слайд 15

Жертва?!

Слайд 16

Коррекционная работа – формирование круга интереса ребёнка и занятость

Слайд 18

Выполнила: Учитель начальных классов МБОУ СОШ «Технический лицей» Городцова Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе "Агрессивность детей. Как с ней бороться"

Родительское собрание в 3 классе "Агрессивность детей. Как с ней бороться" проведено с целью исследования причин агрессивности детей, помощи родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения...

Родительское собрание на тему "Детская агрессивность".

Целью собрания является формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.В данной разработке есть иг...

Родительское собрание "Семья и детская агрессивность"

На данном собрании выявляются причины детской агрессии, её влияниеи на поведение ребёнка. Рассматривается роль семьи в проявлении детской агрессии. Даются рекомендации по её преодолению....

Родительское собрание на тему: «Детская агрессивность и её причины»

Проведение данного собрание оказывает родителям важность умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях; способствоват...

Родительское собрание на тему:Детская агрессивность"

Родительское собрание на тему: "Детская агрессивность"...