Главные вкладки

    Родительское собрание "Семья и детская агрессивность"
    методическая разработка (4 класс) на тему

    На данном собрании выявляются причины детской агрессии, её влияниеи на поведение ребёнка. Рассматривается роль семьи в проявлении детской агрессии. Даются рекомендации по её преодолению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sobranie.docx22.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Семья и детская агрессивность.

    4 класс.

    Цель собрания:

    1.Обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка.

    2. формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.

    Вопросы для обсуждения:

    1.  Анализ проблемы агрессивности.

    2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.

    3. Поощрение и наказание в семье.

    4. Законы преодоления детской агрессии.

    5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

    Человек обладает способностью любить,

      И если он не может найти применения способности   любить,

    Он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

     Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.

    Эрих Фромм.

    Ход собрания.

    Тема сегодняшнего собрания: проявление нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нём говорить? Вы правы, стоит. Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь её преодолеть.

    Но начну я издалека. Что приводит к конфликтам? Злость или агрессивное поведение. Давайте определимся с понятиями. Что такое, по-вашему, агрессия? А агрессия и злость-это одно и тоже, или нет? Злость это чувство, а агрессия- это поведение, в котором это чувство проявляется. Причём, злость- это лишь степень негативного чувства, которое несёт в себе энергию. Сначала может возникнуть недовольство, затем оно порождает раздражение, затем появляется злость, которая может перерасти в гнев, гнев- в ненависть, а она, в свою очередь, в ярость. Негативные чувства- это вполне естественное явление, которое заложено природой, и его вряд ли можно избежать. Это сигнал о том, что что-то не в порядке. Нужно помнить об этом и учиться справляться с негативными чувствами, которые возникают у нас постоянно, чтобы они не причиняли нам серьёзных неудобств.

    Как же соотносятся злость и агрессия? Агрессия-это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

    Агрессия может проявляться физически (ударил) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

    В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она часто проявляется у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.) У старших, т. е. наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

    Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

    Причины появления агрессии:

    1.Семейные.

    2. Личные.

    3.Ситуативные.

    4. Индивидуально-психологические.

    5. Социально-биологические.

     Огромную роль играет воспитание  детей в семье, в частности характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребёнка.

    Ответ родителей на агрессивное поведение ребёнка

    Конкретные примеры

    Поведение ребёнка

    Почему ребёнок так поступает

    1.Резкое подавление агрессивного поведения.

    «Прекрати! Не смей так говорить!» Родители наказывают ребёнка.

    Ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте.

    Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения.

    2. Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка.

    Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что он ещё мал.

    Агрессивный ребёнок продолжает действовать агрессивно.

    Ребёнок думает, что всё правильно и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

    3. Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим.

    Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, котораяснимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо вести себя в определённых ситуациях.

    Скорее всего ребёнок научиться управлять своим гневом.

    Ребёнок учиться анализировать различные ситуации и берёт пример со своих родителей.

    Каков же портрет агрессивного ребёнка?

    Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться рассердить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Взрослым не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка отвоевать своё «место под солнцем». Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, бояться их.

    Как же выявить агрессивного ребёнка? Существуют определённые критерии агрессивности.

    Ребёнок:

    - часто теряет контроль над собой;

    - часто спорит, ругается со взрослыми;

    - часто отказывается выполнять правила;

    - часто специально раздражает людей;

    - часто винит других в своих ошибках;

    - часто сердится и отказывается сделать что-либо;

    - часто завистлив, мстителен.

    Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявились хотябы 4 из перечисленных признаков.

    Попробуйте определить уровень агрессивности у вашего ребёнка. Если утверждение подходит - «да», не подходит - «нет».

    1. Временами кажется, что в него вселился «злой дух».
    2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
    3. Когда кто-то причиняет ему зло, старается отплатить тем же.
    4. Иногда без всякой причины ругается.
    5. Бывает, с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
    6. Иногда так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.
    7. Не прочь подразнить животных.
    8. Переспорить его трудно.
    9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
    10. Иногда вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
    11. В ответ на обычное распоряжение стремиться сделать всё наоборот.
    12. Часто не по возрасту ворчлив.
    13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
    14. Любит быть первым.
    15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
    16. Легко ссориться, вступает в драку.
    17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
    18. Редки приступы мрачной раздражительности.
    19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
    20. Уверен. что любое задание выполнит лучше всех.

    Положительный ответ - 1 балл.

    Высокая агрессивность - 15-20 баллов. Средняя агрессивность – 7-14 баллов. Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

    Как помочь агрессивным детям? Существует три основных этапа в работе над агрессией.

    1 этап. Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева.

    Родителям предлагается ответить на вопрос: как вы выражаете свою злость? (напишите, как минимум три способа). Ответы тут же обрабатываются: какие способы преобладают, какие наиболее эффективные и не будут касаться другого человека. В качестве подведения итогов составляется памятка для родителей и их детей.

    Способы выражения злости:

    - громко спеть любимую песню;

    - пометать дротики в мишень;

    - попрыгать на одной ноге;

    - пускать мыльные пузыри;

    - «мешочек для криков»;

    - «листок гнева»;

    - «обзывалки»;

    - постирать бельё;

    - отжаться от пола;

    - быстро нарисовать обидчика, а затем замалевать его;

    и др.

    2 этап. Обучение навыкам распознавания и контроля эмоций.

    Для того, чтобы дети могли верно оценивать своёсостояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребёнка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела.

    Приёмы:

    - посмотреть на себя в зеркало: что происходит, когда ты сердишься?

    - игра «Камушек в ботинке» (что ты чувствуешь, когда в ботинок попадает камушек?)

    - таблицы эмоций;

    - рисунки: «Когда я дерусь? Радуюсь? Счастлив?».

    3 этап. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

    Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если «агрессор» сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

    Взрослым рекомендуется говорить о своих чувствах и переживаниях. Провинившегося ребёнка нужно не обвинять, не обзывать и не оценивать. Вы говорите о себе, о своих ощущениях.

    Разыгрывание ситуаций, в которых ребёнок может быть «агрессором» и «жертвой» помогает научить ребёнка сочувствовать и сопереживать.

    Все предлагаемые способы и приёмы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребёнку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребёнком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детская агрессивность.(родительское собрание)

    Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.  К сожалению,  эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорит...

    Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."

    - исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....

    Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребёнком. Причины детской агрессивности"

    На собрании обсуждаются  с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение на поведение ребёнка. Задача: помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребё...

    Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности"

    Цель собрания: познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей. Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей....

    Родительское собрание по теме : "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности "

    Актуальность. Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализ...

    Родительское собрание. Тема: «Детская агрессивность»

    Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой любви нужно учиться всем, причем обучение родителей должно носить опережающий характер....