Урок вежливости "Классный час для четвероклассников"
классный час (4 класс) на тему

Гусарова Елена Геннадьевна

Классный час для четвероклассников.

Цель: этическое воспитание школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_vezhlivosti.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для пятиклассников.

Цель: этическое воспитание школьников.

Загадка: Что обходится очень дёшево, а ценится очень дорого?) (Слайды)

ВЕЖЛИВОСТЬ!

Разговор пойдёт о вежливости. А что это такое?

I. Вежливость- это одно из качеств человека. А какого человека можно

назвать вежливым?

   Посоветуйтесь и составьте описание вежливого человека. (Работают в группах фломастерами на большом листе).

   Давайте обсудим. (Листы групп помещаем на магнитную доску, читаем, сравниваем, обсуждаем и делаем вывод).

   Таким образом, вежливый человек тот, кто проявляет уважение к другому человеку. (Слайд)  Как?

  1. Произносит правильно имена друзей и знакомых. Не использует в своей речи клички и обзывалки.
  2. Разговаривает доброжелательным тоном.

Упражнение: попробуйте произнести фразу: «Я прошу вас этого больше не делать».      

а) спокойно, доброжелательно;

б) резко, агрессивно.

3.  Умеет слушать. Внимателен при разговоре.

4.  Тактичный человек. Не допускает грубости.

Упражнения группам: подготовьте и представьте предложенную ситуацию.

Ситуация № 1. Вы звоните своему другу, а его нет дома, и трубку берёт его мама. Действующие лица: ученик или ученица и мама друга.

Ситуация № 2. Вы приходите в гости и разбиваете чайную чашку. Действующие лица: гость и хозяин.

Ситуация № 3. Вы приходите в библиотеку и просите книгу «Фомка - белый медвежонок». Действующие лица: ученик или ученица и библиотекарь.

       5.  Использует «волшебные слова».

А какие волшебные слова вы знаете? А на других языках?

Помогите закончить предложения.

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого спасибо.
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день.
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо.
  • Когда мы извиняемся за шалости, то говорим  пожалуйста.
  • И во Франции, и в Дании на прощание говорят до свидания.

Мне очень нравится слово « здравствуйте». Мы здороваемся и желаем друг другу здоровья. Здоровайтесь чаще, не стесняйтесь.

II. Итак, вежливый человек не разговаривает злым, обидным, презрительным, крикливым тоном; не использует грубые, оскорбляющие, насмешливые, категоричные слова и выражения; использует в своей речи  «волшебные» слова.  (Слайды).

      Каждый из нас хочет общаться с вежливым человеком и сторонится людей грубых, которые могут обозвать, оскорбить. Поэтому, давайте будем вежливы друг к другу и тем, кто нас окружает.

III. А вы считаете себя вежливым человеком? А другие считают вас таким?

На листочках напишите имена и фамилии тех, кого вы считаете вежливым в нашем классе.

Зачитаем результаты тайного анкетирования. Следовательно, самые вежливые в нашем классе оказались: … .

Давайте спросим у них: « Трудно быть вежливым?»

IV. Мне бы очень хотелось, чтобы после сегодняшнего разговора в нашем классе все стали вежливыми детьми. Это так приятно и здорово!

      Оборудование к беседе:

1. Компьютер, проектор, экран.

2. Слайды: №1 Загадка.

                    №2 Отгадка (она же тема).

                    №3. Запреты

 

        на тон:                      на слова:

злой, обидный,             грубые, оскорбляющие,

презрительный,            насмешливые, категоричные

крикливый

                    №4. Волшебные слова

                    №5. Вежливость – это форма проявления уважения к другому человеку.

3. Книга В.Чаплиной «Фомка – белый медвежонок».

4. Листы бумаги, фломастеры, листочки для анкеты.

Урок вежливости

Цели урока: 

  • формировать у детей нравственное представление о “вежливости”.
  • воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми.
  • воспитывать умение сопоставлять собственное мнение о своих качествах с мнением окружающих людей.

Ход занятия:

- Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня дежурный? Кого сегодня нет в классе? Спасибо, садитесь.

- Сегодня мы с вами проведём беседу на тему: “Вежливость”. Сейчас я зачитаю рассказ, внимательно послушайте и ответьте на такой вопрос:

- Кого из ребят можно считать вежливым? Рассказ называется: “На катке”.

Автор: Осеева.

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейки.

Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал различные фокусы - то ехал на одной ноге, то крутился волчком.

- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

- Я нечаянно .... - сказал Витя, оттряхнул с её шубки снег.

- Ушиблась? Девочка улыбнулась:

- Коленку.... Сзади раздался смех.

“На до мной смеются” - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

- Эка невидаль - Коленка! Вот плакса - крикнул он проезжая мимо школьников.

- Иди к нам! - позвали они.

Витя пошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Вы прослушали рассказ. Кто же мне ответит на вопрос? У кого какие будут предположения.

- Можно ли считать Витю вежливым, по сравнению с ребятами?

- Что вы скажете о поведении девочки?

- Ребята, по каким качествам можно судить о вежливости человека (вывешиваю на доске таблички со словами).

 

А кто же скажет: - Что же такое вежливость?

Вежливость - это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим людям, умение вести себя в зависимости от требования и сложившейся конкретной обстановки. Умение встретить гостей в доме, уважительно относиться к старшим и к ровесникам.

- Значит наше общение и наше поведение невозможно без такого качества как вежливость.

Умение владеть культурой речевого общения - это один из главных секретов доброжелательных отношений между людьми.

Ребята, назовите примеры речевой формы вежливого обращения (здравствуйте, до свидания, будьте так любезны, будьте так добры, извините).Дать слова. И сейчас мы с вами поупражняемся на речевых формах вежливого обращения. Узнаем, умеете ли вежливо обращаться друг к другу.

Я раздам карточки с заданиями. При выполнении задания вы должны использовать вежливые слова (по желанию учащегося).

Задания:

№ 1 Вы хотите помочь надеть пальто своему товарищу. Как вы это сделаете?

№2 К вам позвонил одноклассник, вы чувствуете, что ваш разговор затянулся. Как вы прервёте разговор?

№3 Вы решали задачу и не поняли вопроса этой задачи. Как вы обратитесь за помощью к товарищу?

№4 Вам подарили подарок завёрнутый в большую коробку с бантом, как вы на него отреагируете?

№5 Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, т.к. вы не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?

№6 Вы хотите, чтобы ваш товарищ составил вам компанию в игре в шахматы. Как вы его об этом попросите?

Ну, вот, ребята, вы поупражнялись на вежливое обращение. Ребята, по вашему мнению, кто из выступающих удачно подобрал самые вежливые слова?

Ребята, чтобы познать, на сколько вы вежливы, нужно понаблюдать за своими поступками, речью, т.е. произвести самонаблюдение. После этого, без всяких скидок дать себе самооценку с мнением других людей, но нельзя бояться и игнорировать высказывания окружающих людей к себе.

Ребята, давайте проведём игру, которая позволит вам дать самооценку. Игра называется “Исповедальная свеча”. Послушайте внимательно ход и правила игры:

- Вот зажжённая свеча! Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечу в руки. Вы садитесь на стул, спиной к товарищам, поднимаете свечу на уровне глаз, вы будете смотреть только на свечу.

На этот стул может сесть любой, кто возьмёт на себя обязательство отвечать на вопросы откровенно. Остальные ребята будут задавать вопросы, интересующие вас, но вопросы следует задавать не случайные, а такие, которые раскрывали его качества.

Вопросы:

- Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты себе изменил (изменил в мире)?

- Считаешь ли ты себя вежливым и воспитанным человеком?

- Какие “+” качества присуще тебе?

- Какие “-” качества присуще тебе?

- Были ли случаи когда ты вёл себя неуважительно (не вежливо) к окружающим людям? Много раз?

- Какие “+” качества ты предпочитаешь видеть в людях?

- Какие “-” качества ты не хотел бы видеть в людях (одноклассниках)?

- Что бы ты хотел изменить в отношении со сверстниками, с родителями, с учителями?

- Добрый ты человек и.т.д.

Итак, вы узнали многое о своих одноклассниках. Большое им спасибо за участие, за то, что они не побоялись выйти и ответить на неожиданные для них вопросы. Теперь вы можете сделать самооценку своим качествам?

Вы можете не раз сыграть в эту игру со своими родителями, друзьями.

Я хочу предложить вам сыграть ещё в одну игру. Эта игра позволит вам сопоставить самооценку с мнением окружающих. Игра называется: “Угадай, каким меня видят”.

В этой игре участвуют все. Выбирается водящий. Он выходит за дверь на 1 минуту. Водящий должен дать самооценку, т.е. записывает на листочке свои “+” и “-” качества. В это время каждый из оставшихся называет и записывает по одному из “+” или “-” качеств присущее водящему. После чего сопоставляются мнения водящего и мнения участников игры. Наибольшее совпадение позволяют сделать вывод, что человек имеет правильную самооценку.

Большое спасибо за участие в игре. Понравились вам игры?

В ходе урока мы определили насколько вы вежливые и воспитанные люди. Именно к вежливому и воспитанному человеку, окружающие люди относятся по доброму. Только такого человека люди любят и уважают, только к такому человеку тянутся люди.

Итак, попробуйте сформулировать определение: Что такое вежливость? Вежливость - это сумма поступков определяющих внутреннюю культуру человека.

Ребята, наша беседа подходит к концу. Я благодарю вас за активное участие на уроке. До А какие приветствия знаете вы?

2 уч.

Знаете ли вы, что рабы Древнего Рима обнажали обритые головы.

- Рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы.

- Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.

- Военные отдают друг другу честь.

- Женщине, доящей корову, говорили “Море под коровой!”.

- Девушке, черпающей воду “Свеженько тебе”.

- Молотильщикам “по сто на день, по тысяче на неделе”.

Учитель: А что же всё это объединяет?

3 уч. – Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.

1 уч.

свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной бал четвероклассников

                 Итоговое отчётное мероприятие для учеников, родителей, администрации школы, почётных гостей....

Список книг для будущих четвероклассников.

Список книг для летнего чтения....

"Выпускной бал четвероклассников"

В материале представлен сценарий для выпускного бала в 4-м классе....

Словарь четвероклассника

Словарные слова, которые должен знать ученик 4 класса....

Урок - праздник «Посвящение в четвероклассники»

Урок - праздник в 4 классе, посвященный Дню Знаний.«Посвящение в четвероклассники»...

Урок - праздник «Посвящение в четвероклассники»

Сценарий праздника на День знаний...

Фоормирование познавательной активности четвероклассников на уроках окружающего мира посредством ТРКМ

Формирование познавательной активности четвероклассников на уроках окружающего мира посредством технологии развитии критического мышления...