Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс) по теме

Никитина Светлана Алексеевна

Программа внеурочной деятельности "Смолоду закалишься- на весь век сгодишься"

Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №12 г. Лениногорска» муниципального образования « Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.

Программа духовно – нравственного воспитания

«Моя малая Родина»

Выполнили:

Никитина Светлана Алексеевна,

учитель начальных классов

 I квалификационной категории,

 Тинчурина Лилия Задитовна

учитель начальных классов

I квалификационной категории

МБОУ «Лицей №12 г. Лениногорска»

Лениногорск  2013 г.

Содержание.

1. Выписка из протокола №3 заседания ШМС МОУ «лицей №12г. Лениногорска» от

3. Введение.

4. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

5. Нормативно-правовая база.

6. Цели и задачи Программы.

7. Основные разделы Программы.

8. Мероприятия по реализации.

9. Список литературы.

10. Приложение.

Паспорт программы

Наименование программы

Авторская программа «Моя малая Родина»

Руководители программы

Никитина Светлана Алексеевна, учитель начальных классов I квалификационной категории, Тинчурина Лилия Задитовна учитель начальных классов I квалификационной категории

Основная цель программы

Воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о  далеком и недавнем прошлом родного города, о людях, живущих в нём.

Задачи программы

-содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном городе,  в родной стране, входящей в систему стран всего мира;

в осознании своего места в семье, стране, мире;

-оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обя-занностей, независимо от места его проживания и величины родного города  ;

-обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере _ в представлениях) о родном городе, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;

-создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- развитие нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность

Назначение программы

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Сформированное понятие жизненных ценностей и социальной ответственности, патриотизма.

Система контроля реализации программы

Мониторинг психологических и физических

качеств.

Нормативно-правовая база.

1. Международные:

 -«Конвенция о правах ребенка»;

2. Федеральные:

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;

Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики         безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних»;

Государственная  программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Утверждена постановлением правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);

3. Региональные:

«Доктрина национального образования и воспитания в РТ»;

 Долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011-2013 годы";

Программа "Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Татарстан на 2008-2011 годы"

Долгосрочная целевая программа "Дети Татарстана" на 2011 - 2013 годы;

«Программа взаимодействия образовательных учреждений с семьями  обучающихся (воспитанников) в Республике Татарстан».;

Цель и задачи Программы:

«Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место».
Д.С.Лихачев.

Цель программы: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о  далеком и недавнем прошлом родного города, о людях, живущих в нём.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в программе «Моя малая родина»» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

-содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном городе,  в родной стране, входящей в систему стран всего мира;

в осознании своего места в семье, стране, мире;

-оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обя-

занностей, независимо от места его проживания и величины родного города  ;

-обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере _ в представлениях) о родном городе, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;

-создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- развитие нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма,

обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений. Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.«Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы»1. Программа «Моя малая Родина» разработана на основании Республиканской программы «Духовно-нравственное воспитание учащихся», и  в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на также основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 

 Республика Татарстан уже в течение довольно длительного времени создает собственную региональную систему воспитания, обусловленную его традициями, народно-национальным колоритом, культурным менталитетом, высокой степенью полиэтничности.

Программа определяет основные направления духовно-нравственного воспитания учащихся для начальных классов общеобразовательных школ Республики Татарстан.

Программа «Моя малая Родина» рассчитана на учащихся в возрасте 10-11 лет.  Представления о малой Родине формируются на материале тем: «Название нашего города»,«Без прошлого нет настоящего и будущего», «Архитектура нашего города», «Экология родного края», «Герои родной земли» и т.д... Внеурочная работа в следующих классах предполагает развитие этой тематики.

Содержание тем программы построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о родном городе и его гражданах, осознать значимость ключевых событий и явлений истории города в истории страны. Программа углубляет и расширяет знания детей о родном городе, его территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов населяющих город и его район и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. В программе определяется позиция гражданина своего города, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.  Реализация программы предполагает разнообразие творческой деятельности, как детей, так и их родителей. Сочетается проблемно ценностное  общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое  общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия1.

Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерты, инсценировка, экскурсии.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

Обучающиеся  начальной школы требуют особого педагогического внимания.Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе: (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма. Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего. Эти изменения ставят перед школой проблему создания научно обоснованной, социально адаптированной системы воспитания. Основа этой системы - личностно ориентированный подход. Субъектом воспитания является каждый ребенок. Его неповторимость самоценна. Каждый ребенок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация. В  решении данной проблемы необходимо интегрирование основных видов и форм деятельности ребенка: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально коммуникативной и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций. Оно должно в полной мере учитывать разноуровневый, многомерно-деятельностный характер современного пространства духовно-нравственного развития и воспитания, базовые национальные ценности и духовные традиции.

«Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком базовой национальной ценности - культурной нормы, как  своей собственной цели и желаемого будущего». (Программа «Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи  Республики Татарстан на 2008 – 2011 годы»  Утверждена приказом  МОиН РТ № 614/08  от 4 марта 2008г.).

В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, образовательных учреждений, расположенных на территории РТ в духовно-нравственном воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана данная Программа.

Раздел I. Без прошлого нет настоящего и будущего

Формирование уважительного отношения к истории родного края через осознание неразрывной связи между прошлым , настоящим и будущим.

Без прошлого нет настоящего, а без настоящего будущего. Однако, будущее невозможно создать только из настоящего, пусть оно и впитает в себя что-то из прошлого. Только совокупность прошлого и настоящего является той базисной основой, на которой вырастает будущее. Любая попытка игнорировать прошлое рано или поздно приведет к тому, что это прошлое напомнит о себе...

Планируемые результаты:

• ценностное отношение к истории родного края;

• элементарные знания о создании и истории родного города, края, перспективах развития

• мотивация к развитию интереса к истории родного края, к расширению личного кругозора учащихся

Раздел II. Экология

Формирование культуры отношения к природе малой Родины и природе в целом.

Природа родного края. Многообразие флоры и фауны. Экология. Экологическая

культура и приобщение к ней. Наблюдения за явлениями природы и их

отображение в слове (стихотворения), живописи.

Способы общения человека с природой. Общение человека с животными.

Использование всех разновидностей экскурсий направленных  на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. Экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности младшего школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к родной природе - значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

Планируемые результаты:

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Раздел III. Инфраструктура города

Воспитание уважительного отношения к труду начинается в семье. Первые трудовые навыки, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Планируемые результаты:

•        ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•        элементарные представления о различных профессиях;

•        первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

Раздел IV. Культура

Человек в его многообразных творческих увлечениях: спортивных, конструкторских, художественных, познавательных... Значительную роль в духовно-нравственном воспитании играет искусство. Художественная литература аккумулирует в себе законы нравственности и воспевает ее ценности в образной форме. Факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека.

     «Смыслотворческая деятельность и деятельность по самопознанию активизируется в кризисных точках бытия человека, которые в экзистенциализме именуются «кризисами существования». Это ситуации встречи со страданиями и смертью, встречи с прекрасным, ситуации выбора. В таких ситуациях и происходит саморазвитие человека, в них человек совершает выбор дальнейшего пути развития, стимулируется самоизменение и переход на новую ступень духовно-нравственной зрелости. Эта закономерность используется в православной и исламской педагогике, где акцент делается на методах и приемах, позволяющих стимулировать духовно-нравственное развитие человека в кризисных ситуациях, а также на технологии создания таких ситуаций». (Программа «Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи  Республики Татарстан на 2008 – 2011 годы»  Утверждена приказом  МОиН РТ № 614/08  от 4 марта 2008г.).

Планируемые результаты:

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России и своего края;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

. 

Содержание разделов и тем

Кол-во часов

Темы

Форма проведения

I. Без прошлого нет настоящего и будущего (4 часа)

1

1

Что такое Родина? Что мы называем малой Родиной?

Дискуссия

2

1

 Ранний период , XVIII — начало XX вв.Советский период. Герои моего города.

Конкурс творческих работ (защита проектов «Герои нашего города», конкурс сочинений, эссе), встречи с интересными людьми-жителями нашего города

3-4

2

 Период развития нефтяной промышленности. Постсоветский период.

Экскурсия в музей нефти.

II. Экология (6 часов)

5

1

 Географическое положение . Рельеф.

Путешествие по карте республики Татарстан, особенности Бугульминско-Белебеевской возвышенности

6

1

Часовой пояс. Климат.

Игра-путешествие « Вокруг света навстречу Солнцу»

7

1

Животный мир.

Конкурс творческих работ (защита проектов «Животный и растительный мир Татарстана», конкурс рисунков и  сочинений

8

1

Растительный мир.

9

1

Лекарственные растения.

Экологическая экспедиция. Конкурс презентаций» Самая лучшая фотография лекарственного растения родного края»

10

1

Красная книга родного края.

Защита проектов « Спасем родной край для будущих поколений»

III. Инфраструктура города (10 часов)

11

1

 Промышленность .

Экскурсия в музей нефти

12

1

Занятость населения «Кем работают наши родители?»

Беседа с родителями об их профессиях, рассказ приглашённых родителей о своей профессии)

13-14

2

Телефонная связь, услуги сотовых операторов.

Экскурсия на городской узел телефонной связи.

15-16

2

Улично-дорожная сеть. Железнодорожный транспорт.

Экскурсия на  городское предприятие пассажирского транспорта и /или на железнодорожную станцию

17

1

Кто и как наводит порядок в наших дворах и подъездах?

Беседа» «Кто убирает наши дворы» .Трудовой десант,

18

1

Как вода попадает в наши дома?

Встреча с представителями  водоканала

19

1

Кто и как обогревает наши дома и школы.

Конкурс презентаций «Как тепло попадает в наш дом»

20

1

   Кто и как заставляет работать электроприборы в наших домах?

Игра-практикум « Правила обращения с электроприборами»

 IV. Культура (14 часов)

21

1

Название нашего города .Герб, флаг города. История города в названиях улиц.

Экскурсия в краеведческий музей

22

1

Численность и национальный состав населения Лениногорска..

Сообщения детей о своей национальности, народных костюмах, фольклоре

23-24

2

Национальные религиозные и светские праздники и обряды

Подготовка и проведение праздников «Сабантуй», «Масленица»

25

1

Семейные традиции и ценности

Презентация проектов «Наш любимый семейный праздник»

26

1

 Прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье.

Посещение соревнований

27

1

Хоккей.

Посещение соревнований

28

1

Акробатика, гимнастика.

Посещение соревнований

29

1

Кто, где и чему может научиться в нашем городе?

Кто помогает нам сохранить наше здоровье

Виртуальная экскурсия по учреждениям основного и дополнительного образования, колледжи, институты. Встреча с представителями данных учреждений.

 Игра-практикум « Оказание первой медицинской помощи»

30

1

 Планировка и градостроительство.

Экскурсия в краеведческий музей. История строительства города.

31-32

2

Памятники.

Экскурсия по городу.

33

1

Религия.

Беседа о мирном сосуществовании двух основных религий в республике, в городе, в семье

34

1

Местное телевидение и радио. Местные печатные и электронные издания.

Групповая работа « Создание классной газеты»

Мероприятия по реализации

Мероприятие

Период исполнения

Ответственные

1

Проведение совместных заседаний Совета школы, педагогического совета и Совета по реализации Программы с повесткой дня «Духовно-нравственное воспитание учащихся: проблемы, пути их решения».

2010-2015г.г.

Заместители

директора по

воспитательной работе.

2

Заседание родительского комитета

по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий.

1раз в четверть 2010-2015г.г.

Классный руководитель

3

Привлечение родителей учащихся и жителей города к организации и проведению различных мероприятий.

2010-2015г.г.

Классный руководитель, родительский комитет.

4

Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся «Наши дети - будущее России».

2010-2015г.г.

Классный руководитель

5

Организация и проведение мероприятий, посвященных Году семьи.

2010-2015г.г.

Классный руководитель, родители.

6

Организация и проведение мероприятий, посвященных спорту и здоровому образу жизни.

2010-2015г.г.

Классный руководитель

7

Организация и проведение мероприятий, посвященных разным знаменательным датам.

2010-2015г.г.

Классный руководитель,

 родители.

8

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, проектных работ, стихотворений по данной тематике.

2010-2015г.г.

Классный руководитель,

 родительский

комитет.

Планируемые результаты.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
- этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
- принятие установки на здоровый образ жизни;
- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Обучающийся получит возможность для формирования:
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; 
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
- устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

Освоение категориального аппарата дисциплины

Обучающийся научится:
- понимать и объяснять значение понятий, имеющих отношение к культуре, и ее составных частей: религиозные и нравственные представления, наука, искусство; выделять их существенные признаки;
- определять базовые национальные ценности: человеческой жизни; семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества;
-понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- различать законы культуры и природы и формулировать адекватные суждения относительно природных и культурных явлений;
- определять как главные ценности добросовестное и творческое отношение к труду и учебе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Развитие представлений о нравственном выборе

Обучающийся научится:
- различать нравственную составляющую в поступках литературных героев и окружающих;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;
- использовать в поведении основные правила этикета: в школе, общественных местах, транспорте и т.п.;
- навыкам вежливого, внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, младшим и старшим;
- уважительно относиться к труду и творчеству старших и сверстников;
- ценностно относиться к учению как к виду творческой деятельности;
- определять условия, способствующие поддержанию здоровья и здорового образа жизни;
- отрицательно относиться к лени и небрежности в труде и учебе;
- понимать человеческую жизнь как высшую ценность;
- понимать необходимость здорового образа жизни и укрепления своего здоровья;
- видеть прекрасное в окружающем мире, природе;
- видеть прекрасное в поведении и труде людей.

Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде;
- выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природной среде;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся узнает:
- о героических страницах истории России, о поступках и деятельности замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга;
- об обязанностях и правах гражданина (на доступном для данного возраста уровне);
- об истории и культуре родного края, этнокультурных традициях, особенностях быта народов России;
- первоначальные сведения о базовых ценностях отечественной культуры, традиционные моральные нормы российских народов;
- о нравственных взаимоотношениях в семье, необходимости укрепления семейных отношений, традиций, поддержания связи и преемственности поколений;
- о взаимосвязи и взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), социального;
- об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
- о художественных ценностях культуры России, культур народов России, в т.ч. народов родного края.

Обучающийся получит возможность узнать:
- об истории Российской Федерации;
- о событиях общественной, научной и культурной жизни страны;
- об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края;
- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях народов России и Республики Татарстан.

Диагностика

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

Диагностика обучающихся начальной школы.

 Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей. 

 

 

Что изменится

Каким образом фиксируем, замеряем

 

 

 уровень сформированности духовно-нравственной культуры обучающихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

 активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;

 приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения обучающихся начального общего образования в

ученическое самоуправление;

-приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду.

 

 

 

 

 

 диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

 

 диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

 диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

 диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);

письменный опрос - диагностика «Какие качества вы цените в людях?»

-диагностика осознанности отношения к собственному здоровью;

Список литературы.

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.–  (Работаем по новым стандартам).
  2. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – М.: Просвещение, 2012.–32 с. –      (Работаем по новым стандартам).
  3. Исхаков М. Ш. Наш Лениногорск. — Казань: ИПЦ «Экспресс-плюс», 2005. — 200 с. — ISBN 5-94352-017-1
  4. Добрынина Р. И., Игнатьев Н. М., Исхаков М. Ш., Каюмов Р. Х., Мусин Ф. Ш., Рахимов З. Г. Здравствуй мой добрый город. — Лениногорск, 1995. — 223 с.
  5. Рахимов З. Г. Шугур — край сокровищ. — Казань: Изд. дом. «СТАР» Полиграфическо-издательский комбинат, 1997. — 267 с. — 5000 экз.
  6. Хузин Ф. Х., Гилязов И. А., Пискарев В. И., Султанбеков Б. Ф., Харисова Л. А., Иванов А. А., Галлямова А. Г. История Татарстана (учебное пособие). — Казань: ТаРИХ, 2001. — 544 с. — (А-97). — 90 000 экз. — ISBN 5-900004-68-6
  7. Татарская энциклопедия / Гл. ред. Хасанов М. Х.. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. — Т. 3. — ISBN 5-902375-03-7
  8. Галеев А. З., Дорофеева Д. Ш., Садовин Н. К., Якушин Ф. И. и др. Там, где растут ромашки: Очерки и воспоминания ветеранов НГДУ «Лениногорскнефть». — Альметьевск: Отдел оперативной полиграфии управления «ТатАСУнефть» АО «Татнефть», 1995. — 253 с.
  9. Афанасьева Н. А., Добрынина Р. И., Игнатьев Н. М., Рослова Е. И., Садриев И. А. и др. Лениногорск — город золотого юбилея. — Йошкар-Ола: РИА «ЗНАК», 2005. — 152 с.
  10. Хакимов К. Б. Нефть на кончике долота. — Краснодар: Советская Кубань, 1998. — 450 с. — ISBN 5-901-05503-
  11. Казыханов В., Уроки нравственности. Набережные Челны, 2000.
  12.  Исхаков Д. М. От средневековых татар к татарам нового времени (этнологический взгляд на историю волго-уральских татар XV—XVII вв.). — Казань: «Мастер Лайн», 1998. — 276 с.
  13. Дронова Т., Дронов Д. Мы начинали путь. 60-летию НГДУ «Лениногорскнефть» посвящается. — Набережные Челны: «Бизнес-медиа», 2005. — 247 с.
  14. Еремеева В.Д. Воспитание толерантности. Рекомендации для педагогов, школьных психологов и родителей: сборник статей / под ред. В.Д. Еремеевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Интернет-сайты:

1.        http://bazazakonov.ru/doc/?ID=283064

2.        festival.1september.ru›Духовно-нравственное воспитание

3.        BiblioFond.ru›view.aspx?id=467235

4.        tataroved.ru›publicat/doktrina.pdf

5.        nsportal.ru

6.        http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625a2ad78b5d43a89421316c37_0.html

7.        http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00010248_0.html

8.        http://www.zankov.ru/news/editors/article=3211



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №12 г. Лениногорска» муниципального образования « Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.

Программа спортивно-оздоровительного направления

«Смолоду закалишься, на весь век сгодишься»

Выполнила:

Никитина Светлана Алексеевна,

учитель начальных классов

 I квалификационной категории,

 

МБОУ «Лицей №12 г. Лениногорска»

Лениногорск  2013 г.

Содержание.

1. Выписка из протокола №3 заседания ШМС МОУ «лицей №12г. Лениногорска» от

3. Введение.

4. Актуальность проблемы спортивно-оздоровительного развития детей младшего школьного возраста.

5. Нормативно-правовая база.

6. Цели и задачи Программы.

7. Основные разделы Программы.

8. Мероприятия по реализации.

9. Список литературы.

10. Приложение.

Паспорт программы

Наименование программы

Авторская программа «Смолоду закалишься, на весь век сгодишься»

Руководители программы

Никитина Светлана Алексеевна, учитель начальных классов I квалификационной категории,

Основная цель программы

Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха через приобщение к занятиям  подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности

Задачи программы

- формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность                                                                                                                                                      -познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;                                                                                                  -обеспечить двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;                                                      -развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и т.д.                                                                                                      -воспитывать  культуру  игрового общения,  ценностного  отношения  к  играм  как  наследию  и к проявлению  здорового  образа  жизни.                                      -профилактика вредных привычек

Назначение программы

Решение проблемы спортивно-оздоровительного развития, на обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья младших школьников.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Сформированное понятие жизненных ценностей, высокий уровень информированности учащихся о пользе спорта и здорового образа жизни.

Система контроля реализации программы

Мониторинг психологических и физических

качеств.

Нормативно-правовая база.

1. Международные:

 -«Конвенция о правах ребенка»;

2. Федеральные:

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;

Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики         безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних»;

Государственная  программа "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 гг."

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Утверждена постановлением правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);

3. Региональные:

«Доктрина национального образования и воспитания в РТ»;

 долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011 – 2015 годы»

 Долгосрочная целевая программа "Дети Татарстана" на 2011 - 2013 годы;

«Программа взаимодействия образовательных учреждений с семьями  обучающихся (воспитанников) в Республике Татарстан».;

1.Пояснительная записка.     

«Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.»

Программа   «Смолоду закалишься, на весь век сгодишься» составлена на основе долгосрочной целевой программы «...Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011 – 2015 годы» и реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального  общего образования второго поколения. «Слово «культура» означает воспитание, почитание и характеризует область человеческой деятельности, связанной с самовыражением человека, проявлением его характера, навыков, умений и знаний. Физическая культура – это объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенствования. Это часть общей культуры общества. Поэтому главной целью физической культуры является формирование гармоничной личности человека. В условиях стремительно развивающихся информационных технологий, высокой интеграции человека в глобальное информационное пространство, как правило, обостряются проблемы, связанные с полноценным функционированием личности в современном обществе. Возникающая при этом нагрузка, работа с компьютером (основным источником информации в современном мире) сокращает время на занятия собственным здоровьем. Особенно эта проблема актуальна для детей. Сегодня отдельные аспекты учебной деятельности рассматриваются как фактор, отрицательно влияющий на здоровье учащихся. И причиной тому, прежде всего, являются высокие учебные нагрузки, не всегда эффективный учебный процесс по физическому воспитанию, отсутствие необходимых критериев и слабая мотивация педагогов, родителей, учащихся к укреплению здоровья…» («Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011 – 2015 годы»)

       При разработке курса учитывались, прежде всего, возрастные особенности детей. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Актуальность программы:

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

     Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Смолоду закалишься, на весь век сгодишься» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя,  как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек,  так и практическую части – организация подвижных игр.

    Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

В программу включено знакомство с  различными  подвижными играми.  Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.  

Подвижные игры имеют и оздоровительное значение.  Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.

Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха через приобщение к занятиям  подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности

Задачи данной программы:

-- формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность                                                                                                                                                      -познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

 -обеспечить двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;

-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и т.д.

-воспитывать  культуру  игрового общения,  ценностного  отношения  к  играм  как  наследию  и к проявлению  здорового  образа  жизни.

 -профилактика вредных привычек;

Программа рассчитана для учащихся 1 класса, на 1 год обучения.

На  реализацию курса «Смолоду закалишься, на весь век сгодишься» в  1  классе  отводится  33  ч  в год  ( 1  час  в  неделю). Занятия проводятся по 35минут в соответствии с нормами СанПина.

    Основная часть  занятий направлена на активную  двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале.  Остальное время  распределено на всевозможные  тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и  внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.                              

         

Основные направления реализации программы:

- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами;

–  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинским работником.

Формы занятий:

  • беседы
  • игры
  • элементы занимательности и состязательности
  • викторины
  • конкурсы
  • праздники
  • часы здоровья

2.Планируемые результаты освоения программы:                                          

Результатом практической деятельности по программе «Смолоду закалишься, на весь век сгодишься» можно считать следующие критерии:

- Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

- Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.

- Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса.

-Класс взаимодействует с другими учащимися школы с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

-Классный руководитель  координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на  классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.

-Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 1 класса должны:

 иметь представление:

  •  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  • о вредных и полезных привычках;
  • о народных играх;
  •  о различных видах подвижных игр;
  • о соблюдении правил игры.

    уметь:

  •  применять на практике приобретенные  знания  о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
  •  играть в подвижные игры;
  • применять игры  самостоятельно;
  •  соблюдать правила игры;
  • работать в коллективе.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
- принятие установки на здоровый образ жизни;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; 
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознанных устойчивых спортивных предпочтений и ориентации на спорт как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД: 

обучающийся научится:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- различать способ и результат действия.

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД: 

обучающийся научится:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
- устанавливать аналогии.

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности. 

Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД: 

обучающийся научится:
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 

Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о значении   спортивно-оздоровительных занятий  для укрепления здоровья, для  успешной учёбы и социализации в обществе.

- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

Учебно-тематический план занятий

№ п/п

             Содержание программы 

 Всего  часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводное занятие.

Кто любит спорт, тот здоров и бодр

1

1

-

2

Спорт  - наше здоровье

17

3

14

2.1

Русские и татарские народные игры

1

1

-

2.2

Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья. Игры на свежем воздухе.

7

-

7

2.3

Быстрого и ловкого болезнь не догонит! Бег.

1

-

1

2.4

Двигайся больше - проживешь дольше. ( эстафеты)

1

-

1

2.5

Игры с прыжками

1

-

1

2.6

Кто спортом занимается, тот силы набирается. Игры-соревнования

1

-

1

2.7

Мой весёлый звонкий мяч!

1

-

1

2.8

Сюжетные игры

1

1

-

2.9

Этот пальчик- мамочка, этот пальчик- папочка…(Пальчиковая гимнатика)

1

1

-

2.10

От лежанья да сиденья хвори прибавляются.Зимние забавы

2

-

2

3.

Игры на развитие психических процессов

2

2

-

4.

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

12

8

4

4.1

Чистота – половина здоровья. (Полезные  и вредные привычки)

5

3

2

4.2

Хлеб да крупы на здоровье лупи.(Правильное питание)

2

2

-

4.3

Без осанки конь — корова. (Лечебная физкультура, самомассаж, релаксация)

2

1

1

4.4

Где здоровье, там и красота. Помоги себе сам

3

-

3

5

Итоговое занятие

1

1

-

Итого 

33

15

18

                                                     Содержание программы (33ч.):

1 раздел ( 1 ч)

Вводные занятия

Кто любит спорт, тот здоров и бодр. Беседы о значимости физкультуры и спорта в жизни человеа.

2 раздел (  17 ч)

Спорт  - наше здоровье 

Показать детям как можно разнообразить активные игры в школе. Цель данного направления работы предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей.

2.1 Народные игры. Разучивание русских и татарских народных игр: «Кот и мышь», «Коршун», «Горелки», «Пчёлки и ласточка» и т.д..

  1. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья. Игры на свежем воздухе. Подобраны игры, носящие соревновательный характер    
  2.  Быстрого и ловкого болезнь не догонит! Играя, подружись с бегом :  «Бездомный заяц», «Борьба за флажки»,  «Пустое место», «Салки по кругу»
  3. Двигайся больше - проживешь дольше. ( эстафеты). «Команда быстроногих», «Эстафеты-поезда», «Большая круговая эстафета».
  4. Игры с прыжками : «Зайцы в огороде», «Поймай лягушку», «Придумай и покажи», «
  5. Кто спортом занимается, тот силы набирается. Игры-соревнования: «Бой петухов»,  «Борьба всадников», «Выталкивание спиной», «Эстафета с чехардой»
  6. Мой весёлый звонкий мяч! «Школа мяча», «Мяч – соседу», «Гонка мячей по кругу», «Охраняй капитана», «Пушбол»
  7. Сюжетные игры: «Птица без гнезда», «Мы-весёлые ребята», «Два мороза», «Космонавты», «Совушка»
  8. «Этот пальчик - мамочка, этот пальчик- папочка…». Пальчиковые игры.  Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. Д. Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок.  «Волшебные пальчики», «Здравствуй, пальчик»,  «Долго, долго мы лепили», « Как живёшь?», «Кто приехал?», «Ну-ка, братцы, за работу».
  9. От лежанья да сиденья хвори прибавляются. Зимние забавы.  Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Эстафета на санках. Лыжные гонки.

3 раздел  ( 2 ч)  Игры на развитие психических процессов.     Игры на развитие  психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

4раздел ( 12 ч)

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

4.1  Чистота – половина здоровья. Полезные  и вредные привычки. Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма. Курение – это болезнь. Вред от алкоголя. Наркотические вещества.  Токсические вещества.  Полезные лекарства.  Вредные лекарства. Режим дня школьника. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

4.2  Хлеб да крупы на здоровье лупи. Правильное питание. Вредные и полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе. Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколадки. Фрукты – лучшие продукты. Очень вкусная еда, но не детская она:  сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. Д.), торты, сало.

4.3 Без осанки конь — корова. Лечебная физкультура, самомассаж, релаксация. Релаксационные настрои. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица.

4.4 Где здоровье, там и красота. Помоги себе сам. Оказание первой помощи. Познакомить детей с понятием «болезнь»,  с необходимостью обращаться за помощью к врачам. Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них. Показать основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Воспитывать желание помогать людям в трудных и опасных для здоровья ситуациях

5 раздел ( 1 ч)

Итоговое занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. 

Формы подведения итогов работы (диагностика)

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

6.Календарно-тематическое планирование занятий по спортивно-оздоровительному направлению «Смолоду закалишься, на весь век сгодишься»

См. Приложение

7.Литература

Литература для учителя: 

  1. Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.
  2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
  3. Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
  4. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
  5. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
  6. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва, Просвещение, 1983г.
  7. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
  8. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
  9. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  11. Дедулевич М.Д.   Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые    поединки – Мозырь Белый ветер 2002г.
  12. Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей  и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  13. Еремеева В.Д. Воспитание толерантности. Рекомендации для педагогов, школьных психологов и родителей: сборник статей / под ред. В.Д. Еремеевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
  14. Исхаков Д. М. От средневековых татар к татарам нового времени (этнологический взгляд на историю волго-уральских татар XV—XVII вв.). — Казань: «Мастер Лайн», 1998.
  15. Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005
  16. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
  17. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.
  18. Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
  19. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988
  20. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - / Мозаика детского отдыха.
  21. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011
  22. Татарская энциклопедия / Гл. ред. Хасанов М. Х.. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. — Т. 3. — ISBN 5-902375-03-7
  23. Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия.   – Издательство ACT -ЛТД, 1997.
  24. Шебеко В.Н.,. Овсянин В.А , Карманова А.В.; «Физкульт – ура!» Программа физического воспитания в детском саду  под редакцией В.Н. Шебеко – Минск ИЗД. В.М. Скакун, 1997г.
  25. DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  26. DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.

Интернет-сайты:

1.        http://bazazakonov.ru/doc/?ID=283064

2.        http://lit.convdocs.org/docs/324/index-56538.html?page=5

3.        BiblioFond.ru›view.aspx?id=467235

4.        tataroved.ru›publicat/doktrina.pdf

5.        nsportal.ru

6.        http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625a2ad78b5d43a89421316c37_0.html

7.        http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00010248_0.html

8.        http://www.zankov.ru/news/editors/article=3211

Приложение

6. Тематическое планирование занятий

по спортивно-оздоровительному направлению «Смолоду закалишься, на весь век сгодишься!»

№ п/п

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды конт роля

  1. 11

Вводное занятие.

Кто любит спорт, тот здоров и бодр

Знакомство с планом работы занятий. Беседа о необходимости физической культуры в жизни человека

1

Групповая работа

Составляем список различных видов спорта

тематический Выяснить, каким видом спорта хотел бы заняться ребёнок и почему

Полезные привычки.

Режим дня школьника.

1

Словесные методы

Просмотр электронной презентации

тематический Составить свой режим дня

Народные игры.

Разучивание русских народных игр «Кот и мышь», «Коршун»

1

Рассказ учителя

Разучивание игр

текущий

Играя, подружись с бегом

Разучивание игр с бегом «Бездомный заяц», «Салки по кругу»

1

игра

Разучивание игр

Где здоровье, там и красота. Помоги себе сам.

Познакомить детей с понятием «болезнь»,  с необходимостью обращаться за помощью к врачам.

1

Групповая работа

Беседа

Предварительный контроль Пригласить медработника

Игры – эстафеты

Разучивание игр-эстафет «Команда быстроногих»

1

Фронтальная работа

Разучивание игр

Пальчиковые игры

Разучивание пальчиковых игр: «Волшебные пальчики», «Здравствуй, пальчик»,  «Долго, долго мы лепили». Инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев

1

Индивидуальная работа, наглядные методы

Разучивание игр

конкурс Придумать детям  свои игры

Народные игры.

Разучивание русских народных игр «Горелки», «Пчёлки и ласточка»

1

Групповая работа

Разучивание игр

Вредные привычки

 Курение – это болезнь.

1

Групповая работа

Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма.

Тематический контроль

Полезные привычки в питании.

Овощи на твоём столе.

1

Индивидуальная работа

практикум

Тематический контроль

Без осанки конь — корова. Лечебная физкультура.

Учимся  приёмам массажа  и самомассажа.

1

Индивидуальная работа

практикум

Выполняют в спортзале на ковриках

Сюжетные игры

Разучивание сюжетных игр «Два мороза»

1

Групповая работа

Разучивание игр

Игры на развитие психических процессов.    

Игры на развитие восприятия, внимния и мышления

1

наглядные методы

Разучивание игр

соревнование

Спортивный праздник. Игры-соревнования

Игровая программа «Богатырская сила»

1

Групповая работа

Участие в конкурсной программе

Итоговый контроль в виде соревнования

Полезные привычки в питании

Фрукты – лучшие продукты.

1

Индивидуальная работа

практикум

Тематический контроль викторина

Народные игры.

Разучивание украинских  народных игр «Высокий дуб», «Колдун»,  «Мак», «Перепёлочка»

1

Словесные методы

Разучивание игр

Зимние забавы.

Лыжные гонки

1

Групповая работа

соревнования

Правила безопасного поведения зимой

«Осторожно – тонкий лёд!» «Осторожно – гололёд!»

1

Поисковые методы

Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма.

викторина Нарисовать плакат

Вредные привычки.

Вред от алкоголя.

1

Индивидуальная работа,  поисковые методы  

Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма.

Где здоровье, там и красота. Помоги себе сам.

Как оказать первую помощь при порезе, ушибе

1

Наглядные методы

практикум

Пригласить медработника

21

Играя, подружись с бегом

Разучивание игр с бегом «Пустое место»

1

Коллективная работа

Разучивание игр

соревнования

22

Кто сильнее?

Разучивание игр-соревнований «Выталкивание спиной»

1

Коллективная работа

Разучивание игр

23

Игры на развитие психических процессов.    

Игры на развитие памяти, воображения

1

Индивидуальная работа

Разучивание игр

соревнование

24

Зимние забавы

 «Клуб ледяных инженеров».

1

Индивидуальная работа

Строительство  фигур из снега.  

соревнование

25

Народные игры.

Разучивание белорусских народных игр «Заяц-месяц», «Иванка», «Хлоп, хлоп,  убегай!».

1

Фронтальная работа

Разучивание игр

26

Вредные привычки

Наркотические вещества.  Токсические вещества.

1

Фронтальная работа, поисковые методы

Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма

опрос

27

Полезные и вредные привычки в питании.

 «Очень вкусная еда, но не детская она:  сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, жвачки».

1

Индивидуальная работа

Игра-практикум

игра

28

Где здоровье, там и красота. Помоги себе сам.

Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них

1

Наглядные методы

практикум

Пригласить медработника

29

Игры с прыжками

Разучивание игр с прыжками «Поймай лягушку»

1

Групповая работа

Разучивание игр

Текущий контроль

30

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

 «Здоровое питание – отличное настроение».

1

Индивидуальная работа, поисковый метод

Беседа.

тестирование Составляем меню

31

Без осанки конь — корова. Лечебная физкультура.

Релаксационные настрои

1

Индивидуальная работа

Разучивание релаксационных настроев

Выполняют в спортзале на ковриках

32

Мой весёлый звонкий мяч!

Разучивание игр с мячом: «Охраняй капитана», «Пушбол»

1

Групповая работа

Разучивание игр

33

Итоговое занятие

Подведение итогов работы, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. 

1

Индивидуальная работа

Анкета викторина

Итого:

33

Изучение межличностных отношений.

Изучение индивидуальных особенностей личности.

     ФОРМЫ  ДИАГНОСТИКИ

Анкетирование детей

Мониторинг  состояния здоровья детей

Наблюдение

Спортивные праздники с привлечением родителей

Беседы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...